Игры для развития речи детей от 3 до 4 лет.
материал (младшая группа) по теме

Сухорукова Татьяна Юрьевна

Игры для развития речи помогут родителям развивать речь ребенка дома, а также разнообразят их занятияс малышом. Эти игры направлены на развитие связной речи, обогащение словарного запаса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                     Для детей от 3 до 4 лет

«Разговор по телефону»

Разговоры по телефону с близкими и родными людьми, когда малыш их не видит, могут благотворно повлиять на развитие устной речи ребёнка. Но бывает такое, что говорит в основном взрослый, а ребёнок слушает. Чтобы этого не случалось, сделайте это общение интересным для ребёнка. Заранее договоритесь с родственниками, о чём они будут говорить с малышом, на какие слова обратить внимание, как взрослый должен говорить с ребёнком, какие вопросы задавать и т.д. Возможно, по началу ответы ребёнка могут быть односложными  («да» или «нет»), потом постепенно следует добавлять вопросы, на которые нужно давать развёрнутые ответы. Пусть  разговоры по телефону с бабушкой, дедушкой, тётей, крестной и другими станут каждодневным ритуалом, которого ребёнок будет ждать с нетерпением. Этим можно заниматься с детьми начиная с 2 лет.

«Вопрос – ответ»

Старайтесь задавать ребёнку как можно больше вопросов. Однако не стоит превращать ваши беседы в своеобразный экзамен для малыша. Ведь это игра, в неё надо играть! Используйте игрушки, говорите с ребёнком от их лица: «Привет, малыш. Как твои дела? Как прошёл день? Расскажи, мне так интересно об этом узнать…». Пусть малыш рассказывает о своём дне, как он прошёл, что он видел, что делал.

«Бывает – не бывает»

Начните игру с объяснения: «Сейчас мы с тобой поиграем в очень интересную игру: я тебе буду загадывать загадки, а ты мне будешь говорить, бывает такое или нет». Например: «Круглым может быть мяч, ещё яблоко, а ещё круглым может быть…» - и  подождите, пока ребёнок придумает свой вариант(хотя бы один). Если малыш не продолжает вашу фразу, закончите её сами и предложите аналогичную ещё с одним признаком – любым другим или противоположным по значению.

Вопрос  может звучать так: «Мячик может быть большим или маленьким, красным, зелёным или жёлтым, резиновым или пластмассовым. А ещё мячик может быть…» - ребёнок должен  сказать, каким ещё бывает мячик (например, круглым).

Дальше можно спросить: «А может мячик быть одновременно жёлтым и зелёным? А одновременно мягким и жестким? Или одновременно большим и маленьким?»

Можно также задавать такие вопросы: «Что бывает круглое? Жидкое? Длинное? Пушистое? Твёрдое? Квадратное? Ароматное? Синее? и т.д.»

Предложите ребёнку задавать вам подобные вопросы. При ответе время от времени допускайте ошибки, чтобы понять, насколько внимателен малыш или насколько хорошо он понимает суть игры и свойства предметов.

«Угадай, что сначала, а что потом»

Познакомьте ребёнка с понятиями «сначала» и «потом» на примерах,  используя детские книги или игры с карточками. Когда малыш будет понимать слова, предложите ему продолжать фразы. Например. Сначала чай наливают, потом пьют

Сначала человек ложится спать, потом встаёт.    

Можно использовать такие фразы.

Сначала мальчик упал, потом ….

Сначала девочка помыла руки, потом…

Сначала самолёт взлетает, потом…

Вы должны подобрать фразы с учётом возраста ребёнка, иначе малыш не сможет ответить правильно.

Есть другой вариант игры, когда последовательность нарушена и нужно восстановить правильный порядок действий. Такая игра подходит для детей более старшего возраста. Например.

Сначала надо посмотреть телевизор, а потом его выключить.

Сначала картошку надо бросить в суп, а потом помыть, порезать и почистить.

Сначала из котёнка вырастет большой кот, а потом у кошки рождается котёнок.        

«Что будет?»

Вы задаёте вопрос – ребёнок отвечает. Например:

Что будет, если я быстро побегу? Что будет, если я упаду? Что будет, если я встану в лужу? Что будет, если дразнить собаку? Что будет, если в ванну с водой упадёт мячик? Палка? Полотенце? Камень?

Периодически меняйтесь ролями с ребёнком – пусть он у вас спрашивает, а вы отвечаете.

«Что я могу сделать с ?»

Ребёнок должен сказать, что можно делать с тем или иным предметом. Вы начинаете, например, со слов:

«Мяч можно кидать, катать, отбивать его рукой ракеткой, а ещё…» - ребёнок продолжает.

Воду можно пить. Ею можно умываться, в ней можно плавать, а ещё…

Можно также формулировать предложение так.

Залезать можно на кровать, на лестницу, на …

Пить можно воду, молоко, сок, а ещё…

«Что делает?»

Вы называете предмет и его действия, а ребёнок продолжает ряд. Например.

Солнце – светит, греет, а ещё…

Чайник – кипит, а ещё…

Машина – едет, светит фарами, а ещё…

Мальчик – бегает, прыгает, а ещё…

Собака – лает, прыгает, а ещё…

Кошка – лает, прыгает, а ещё…

Или другой вариант, более сложный. Вы называете два предмета, а ребёнок должен назвать общее для них действие. Например.

И лягушка, и заяц – прыгают.

И птица, и комар – летают.

И червяк, и змея – ползают.

И снежинка, и лёд тают.

Ещё один вариант: назвать предметы, которые выполняют одно и тоже действие. Например.

Летит – самолёт, птица, а ещё…

Светит – солнышко, лампа, фонарь, фара, а ещё…

Едет – машина, поезд, велосипед, а ещё…

Поёт – птичка, девочка, а ещё…

Тает – мороженое, лёд, а ещё…

  «Скажи где...»

Чтобы играть в эту игру, вы должны убедиться, что ребёнок знает все предметы, которые находятся у вас в квартире. Вы задаёте вопрос, а ребёнок отвечает. Например.

Что есть у нас на кухне?

Что есть у нас в прихожей?

Где у нас стоит телевизор?

Где у нас лежат шапки?

Ребёнок может давать односложный ответ: «В шкафу» - или более развёрнутый: «В шкафу у окна, на верхней полке».

«Что или кто есть в ?..»

Вы называете предмет или место, а ребёнок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места. Например.

Дом: что может быть в доме? – Стол, кровать и т.д.

Шкаф: что может быть в шкафу? – Свитер и т.д.

Холодильник: что может быть в холодильнике? – Кефир и т.д.

Тумбочка: что может быть в тумбочке? – Книжка и т.д.

Пузырёк: что может быть в пузырьке? – Лекарство и т.д.

Кастрюля: что может быть в кастрюле? – Суп и т.д.

Дупло: что может быть в дупле? – Белка и т.д.

Автобус: кто может быть в автобусе? – Пассажиры, водитель и т.д.

Больница: кто может быть в больнице? – Врачи, больные и т.д.

Магазин: кто может быть в магазине? – Покупатели, продавцы и т.д.

 «Кто это?»

Вы называете несколько слов (в основном прилагательных), описывающих животное. Ребёнок  как можно быстрее должен угадать, о ком идёт речь.

Сначала вы задаёте общее описание, потом называете более точные признаки, характерные только для загаданного животного. Например.

Серый, злой, голодный…(волк)

Пушистая, рыжая, хитрая…(лиса)

Маленький, серенький, трусливый, длинноухий…(заяц)

Большой, неуклюжий, бурый, косолапый…(медведь)

Маленький, трудолюбивый, колючий…(ёжик)

«Когда один, а когда много»

В этом задании нужно подобрать множественное число для существительных. Вы для примера даёте несколько законченных заданий, потом делаете паузу там, где должен ответить ребёнок. Например.

Стол – столы, сковородка – сковородки, кот – коты, сын – сыновья, дом - … ,рот - …, нос - …, стул - …,рука -…

Для детей, которые хорошо знают порядковый счёт, можно использовать такой вариант.

Один стол, два стола, три стола, четыре стола, и т.д.

Можно считать до пяти, или до десяти, или пока ребёнок не собьётся.

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.

Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ

   В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...

Консультация для родителей "Развитие речи детей 2-3 лет и специальные игры, способствующие развитию речи детей"

Дети в возрасте 2-3 лет развиваются довольно быстро во всех сферах. Это относится и к речи. Речь является главным средством общения людей. Известно, что интеллектуальное развитие ребенка зав...

Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"

В статье  раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...

Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: приёмы и методы развития речи в игре.

В статье приведены примеры игр, которые можно эффективно использовать при планировании ООД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....

Консультация «Развитие речи детей 4-5 года жизни. Пальчиковые игры для развития речи детей»

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЁРТОГО - ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ.   Пальчиковые игры для развития речи детей. (воспитатель Головачева В.А.)   Главное направление в развитии речи ребенка на пятом...