воспитание у дошкольников правильной речи.
статья (средняя группа) на тему

Рябыкина Ольга Вячеславовна

 

 

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_u_doshkolnikov_pravilnoy_rechi.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

      Воспитание у дошкольников правильной речи. Работа над звукопроизношением.

Воспитатель ГБДОУ детский сад № 99

 Калининского района Санкт-Петербурга Рябыкина О.В.

Выработка  правильного произношения у детей, обычно, представляет для них большие трудности. Часто развитие звуковой стороны речи происходит самотеком, без должного внимания со стороны родителей и воспитателей, поэтому значительное число детей школьного возраста имеет те или иные недочеты произношения, как шепелявость, картавое произношение звука р , оглушение звонких согласных и др.

  Систематическая работа над звукопроизношением поможет ребенку еще до поступления в школу в совершенстве  овладеть фонетико - фонематической стороны речи.  Для осуществления этой задачи необходимо, совместно с родителями, осуществлять работу за чистую правильную речь детей.  

    Работа над развитием речи включает следующие разделы:

1.Пополнение словаря;

2. Усвоение грамматического строя ;

3. Обучение рассказыванию;

4. Выработка правильного произношения звуков

Работа в ГБДОУ по исправлению  звукопроизношения  и подготовка  к обучению грамоте.       Длительное пребывание ребенка в ГБДОУ создает благоприятные условия для проведения систематической работы над звуковой стороны речи.

    Работа над произношением состоит из следующих взаимосвязанных между собой этапов:

   1.Обследование речи и произношение ребенка;

   2.Развитие правильной артикуляции;

   3.Закрепление правильного произношения в свободной речи;

   4. Развитие фонематического восприятия

   5.Навыки звукового анализа  предложения и слова.

Речевые упражнения в пределах каждого вида работы проводятся в порядке возрастающей трудности. Считается, что необходимым условием успешной работы над произношением является тщательное обследование речи детей.  Необходимо располагать точными данными о развитии речи и звукопроизношения каждого ребенка. Без этих данных невозможно организовать работу. При правильной постановке речевой работы в ГБДОУ  дети будут поступать в школу с нормальной речью и с навыками звукового анализа.

В  работе  по воспитанию правильной   речи  у детей дошкольного возраста  уделяется большое внимание воспитателем  ГБДОУ№99  Рябыкиной Ольгой Вячеславовной, которая ставит следующие образовательные задачи на младший, средний возраст:

     1.        Развитие фонематического слуха

     2.        Правильное произношение звуков

     3.        Развитие общих речевых навыков

Образовательная деятельность ведется игровым способами в следующих направлениях:

1. Уточнение движений органов артикуляционного аппарата  ( артикуляционная гимнастика, «Сказка о Веселом Язычке», речевое дыхание, голос ( тихо- громко )).

2. Уточнение произношения изолированного звука ((песенка жука, комарика и т. д. ).

 3. Воспитание правильного произношения звуков в словах  ( Игры с картинками: отбери картинки, где есть звук , игры с хлопками, игры с мячом)

 4.Воспитание правильного произношения звуков во фразовой речи ( чистоговорки, потешки, скороговорки на отрабатываемый звук)

  В средней дошкольном возрасте основным упражнением для развития фонематического восприятия  является узнавание звука в слове. Произношение каждого нового  звука связывается с узнаванием этого звука в слове. Родителям для закрепления полученных знаний в ГБДОУ предоставляется краткая информация о том, как можно в домашних условиях поиграть с детьми и тем самым закрепить необходимый результат:

 1. Игра « Волшебный кубик»..Продуктивным пособием для закрепления звукопроизношения звуков- песенок в игровой форме является « Волшебный кубик» . На гранях кубика , оклеенного бумагой – цветовые сигналы звуков с, з, ш, ж, р, л. Ребенок бросает кубик, приговаривая : « Брошу кубик, посмотрю и вам песенку спою». В зависимости от того, цветовой сигнал какого звука окажется наверху, он называет соответствующий звук.

2. Упражнение по узнаванию звука в слове на слух и по картинкам. Попеременно, показывая и называя картинки, содержащие и не содержащие определенный звук ,ребенок должен выделить определенный заданный звук и указать имеется ли он в этом слове или на картинке. Пример: Огород.  Ребенок отвечает есть ли звук  « Г» в данной слове.

3. Это же задание может иметь вариант:: картинки на данный звук, картинки, не содержащие этого звука, раскладываются  на стол обратной стороной вверх. Ребенок берет картинку и называет четко предмет, изображенный на картинке. Таки образом ребенок определяет есть ли данный звук в слове или нет.

4. Попробуйте с ребенком придумать слова на заданный звук.

Совместная с Вами работа даст быстрее положительную динамику у детей. Полноценная речь является непременным условием  успешного обучения в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание "Развитие правильной речи-важное условие умственного воспитания дошкольника"

Критерии готовности к школьному обучению, формы и методы для развития правильной речи....

«Роль родителей в воспитании у детей правильной речи»

Воспитание детей с нарушением речи, речевые нарушения у детей являются достаточно серьезной проблемой нашего времени. При этом отклонения могут быть как незначительными, которым родители часто и не пр...

Консультация для родителей " Развитие мелкой моторики и ее влияние на воспитание у детей правильной речи"

Консультация для родителей " Развитие мелкой моторики и ее влияние на воспитание у детей правильной речи"...

информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи

материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...


 

Комментарии

Рябыкина Ольга Вячеславовна

К моменту поступления в школу ребенок должен уметь выражать свои мысли и чувства, описывать происходящие события, вести дискуссию, аргументировать свое мнение. Речевые навыки ребенка необходимо развивать, а словарный запас расширять.