Консультация для родителей «Увлекательные наблюдения на прогулке».
материал (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №26» г. Вологда.
Консультация для родителей «Увлекательные наблюдения на
прогулке».
Подготовила и провела Козлова Л.А.
Каждый ребенок должен как можно больше бывать на свежем воздухе - это совершенно необходимо для его здоровья. Маленькие дети не гуляют одни — их, как правило, сопровождают мамы, папы, бабушки. Ь любом случае прогулка — это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы — живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных. Это можно делать везде и в любое время года — во дворе городского и сельского дома, в парке, в лесу и на поляне, возле реки, озера или моря.
Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, пробуждает интерес и желание познавать природное окружение (сфера интеллекта), вызывает у ребенка сочувствие к «тяжелой» самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показывает уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней ооходитьея (сфера нравственности). Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое. При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных (неиспорченных, не отравленных, неограниченных) условиях — это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка. Следует отметить, что полноценное общение с природой насыщенное познавательным интересом и приятными переживаниями, вызывает у ребенка общее состояние гармонии, душевного равновесия. А это — ничто иное, как психическое здоровье, которое укрепляет организм в целом и является основой физического здоровья ребенка.
Очень важно, чтобы взрослый, гуляющий с ребенком, помнил, какими приемами, способами он должен приобщать малыша к тайнам природы. Прежде всего следует обратить внимание малыша на то или иное явление, дать возможность его заметить, рассмотреть и почувствовать, а уже потом рассказывать про него, пояснять, сообщать. Маленький ребенок с трудом воспринимает слова, а тем более пространную речь взрослого. Слова:— это абстракция, звукосочетание; чтобы они были понятны, за ними должен стоять знакомый образ. Именно поэтому взрослый не спешит с пояснениями, а дает возможность понаблюдать за природным явлением, при этом для его восприятия включает разные сенсорные каналы ребенка — предлагает ему не только смотреть, но и слушать, нюхать, трогать, гладить и пр. При этом не следует спешить — ребенок почувствует любое явление, если взрослый четко задает вопросы, делает паузы, еще и еще раз предлагает понаблюдать за ним. Такое неспешное общение с природой окажет большее влияние на развитие ребенка, чем обильный поток словесной информации. В любом возрасте можно привлекать внимание детей к явлениям и объектам неживой природы. Все малыши играют в песочнице: делают куличики, насыпают горки. Взрослый подсказывает: хорошие «пирожки» получаются из влажного песка, потому что он лепится, сохраняет форму красивых формочек, прилипает к совку. Из сухою песка куличики не получаются, рассыпаются: сухой песок — сыпучий. Зато им можно «рисовать»: набрать песка в мягкий полиэтиленовый флакон из-под шампуня, в пробке которого имеется небольшое отверстие, перевернуть вниз и струей песка создавать рисунок.
Старшие дошкольники с удовольствием сооружают из песка интересные постройки — дома, мосты, плотины, дороги, гаражи. Как правило, строительные игры разворачиваются летом на пляже или у водоема, где есть хороший песок и вода. Задача взрослою — помочь ребенку сделать игру интересной, содержательной. Он вникает в замыслы, подсказывает сюжет игры, показывает новые приемы работы с песком, предлагает использовать дополнительные материалы (дощечки, коробочки, крышки, полиэтиленовые пакеты и пр.), которыми можно укрепить постройку, дополнить ее (например, яма, в которую поместили целлофановый пакет и наполнили водой, может изображать пруд возле песочного дома). При этом взрослый обращает внимание ребенка на различные свойства песка: он легко пропускает сквозь себя воду, во влажном состоянии сохраняет приданную ему форму; предлагает взять немного сухого песка домой, чтобы рассмотреть его под лупой.
Дома поясните ребенку: песок образовался от трения больших камней друг о друга, все песчинки неровные, имеют разную форму, окраску, некоторые блестят. Если ребенок проявит интерес, расскажите ему, как песок используют в строительстве, для изготовления стекла, покажите на глобусе или карге песчаные пустыни, расскажите, какие там растут растения, какие живут животные, как те и другие приспособлены к жизни в трудных условиях пустыни.
Не меньший интерес вызывают у детей камни — малыши любят их собирать, носить б карманах, хранить. Заметив интерес ребенка, обратите его внимание на свойства камней — твердость, окраску, неровную поверхность, покажите маленькие и большие камни. Если представится возможность, предложите ребенку сравнить речные и морские камни (ощупать, погладить) объясните ребенку, почему морские камни, в отличие от речных, ровные, круглые, гладкие. На морском берегу ребенок по заданию взрослого с удовольствием будет отыскивать белые или черные, длинные или круглые камни, бросать в воду и слушать, как могучая волна с гулом перемещает их то на берег, то в море.
Жизнь растений и животных подчинена сезонным изменениям природы, которые зависят от значительных колебаний солнечного света и температуры. Все живое хорошо приспособлено к этим изменениям, а потому имеет разные необычные формы и проявления жизнедеятельности, которые, конечно, могут заинтересовать ребенка, если взрослый обратит на них его внимание, даст небольшие пояснения.
Разноцветные листья на деревьях и кустарниках, их яркий ковер на зеленой траве, листопад во время ветра. По опавшим листьям можно ходить, слушать их шуршанье. Еще интереснее собирать и рассматривать листья: багряные —■ у клена, калины и рябины, ярко-желтые — у ясеня, липы, тополя. Интересно сравнить их с листьями сирени, которые даже осенью остаются зелеными. Можно собрать букет листьев, прогладить их дома горячим утюгом и поставить в вазу. Можно положим» листья между страницами книги или старого журнала и засушить, чтобы йогом сделать гербарий или панно.
Во время прогулки взрослый может поиграть с ребенком в подвижную игру на распознавание деревьев и кустарников: «Я буду тебе показывать лист, говорить слова, а ты должен быстренько найти, с какого дерева или куста упал этот лист, подбежать к нему, сказать его название. Если ты сделаешь все правильно, получишь награду (желудь, шишку, носик клена, кисточку рябины)». Взрослый показывает лист и говорит: «Раз, два, три — под это дерево беги!» Или: «Раз, два, три — куст с такими листьями найди!»
Игра будет проходить веселей, если в ней примут участие 2—3 ребенка.
Осенью интересно наблюдать за насекомыми — в сентябре они еще летают, ползают, особенно в солнечные дни. В начале осени, если представится случай, понаблюдайте с ребенком за порхающей бабочкой, ползающим по цветам шмелем, снующими муравьями. Можно сказать ребенку: «Сегодня тепло и вокруг много разных насекомых. Скоро будет холоднее, интересно, что тогда с ними будет? Мы с тобой должны понаблюдать, выяснить, как долго они будут летать и ползать». Как только похолодает и насекомые исчезнут, не забудьте предложить ребенку поискать жуков, комаров, мух. Может ребенок и обнаружит кого-то, но обязательно в неподвижном состоянии (оцепенении). Поясните ему, что насекомые активны, когда очень тепло: они летают, ползают, ищут себе пищу, откладывают яички, чтобы вырастить потомство. С наступлением холода все они исчезают — прячутся в опавшие листья, под кору и в трещины деревьев. Именно поэтому улетают в теплые края насекомоядные птицы (скворцы, грачи, соловьи, дрозды, дикие гуси, журавли и др.), на зиму остаются лишь те птицы, которые могут питаться различной пищей.
В осеннем лесу, если вы взяли ребенка в поход за грибами, покажите ему, где и как они растут, скажите, как называются, чем различаются съедобные и несъедобные грибы. Не упустите случая полюбоваться мухомором в траве, опятами на пне, обратить внимание ребенка на особый осенний запах в лесу, показать контраст зеленых елей и багряно-золотистого убора деревьев и кустарников.
Следует привлечь внимание ребенка к многочисленным паутинкам, которых много в лесу в это время года. Рассмотрите вместе и крас ив о с плетение на кустах и объясните: паук — хищник, он плетет паутину, чтобы в ней запутались мухи, мошки, комары, которыми ОН паутину и спрячется в питается. На брюшке у паука железа, из которой он тянет тонкую нить: совьст щелке, ждет, когда она затрясется (паук соединен с паутиной одной нитью). Это означает, что кто-то попался, можно выходить и расправляться с жертвой. В воздухе тоже летают многочисленные паутинки — это молодые паучки расселяются по округе, чтобы не мешать друг другу.
В лесу в первой половике осени можно увидеть много интересного. Синицы собираются в стайки и в поисках насекомых тщательно обследуют кору и ветки деревьев. Можно встретить ежа, иголки которого унизаны сухими листьями, — он готовится к зимней спячке: натаскивает в какую- нибудь ямку листьев, делает из них уютную подстилку. По деревьям может прыгать белка с желудем или грибом в зубах. Она тоже готовится к зиме, но иначе, чем еж: она запасает еду — грибы накалывает на сучки или вставляет в развилки веток, а орехи и желуди складывает в дупло. Белка найдет свои запасы в зимнюю стужу и полакомится ими.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Увлекательное рисование методом тычка с детьми от 3 до 7 лет".
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с саомстоятельной практической и творческой деятельностью ребенка....
консультация для родителей "Увлекательный фитбол"
Как говорится всё гениальное просто. Может быть поэтому изобретение фитбола сравнивают с изобретением простого колеса Занятия фитболом дают уникальную возможность воздействовать на мышц...
Консультация для родителей "Увлекательная математика"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19977499","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Консультация для родителей "Увлекательные игры для здоровья вашего ребёнка".
Есть дети, которых ну просто никак не удаётся приучить к спорту: и зарядку им делать неохота, и на физкультуре неинтересно, да и просто на улицу не выгонишь. Тут-то и приходит на помощь игра. Кто у на...
Консультация для родителей "Увлекательная математика дома"
Приобщение детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи к занимательной математике поможет решить ряд педагогических задач! Самое главное - это привить ребенку интерес к познанию!...
Консультация для родителей "Увлекательная математика дома"
В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают родители. Математические игры доступны для ребенка и не требу...