Как подготовить ребенка к школе
статья по теме

Смирникова Лилия Федоровна
    Поступление каждого ребенка в школу является не только важным событием в жизни каждой семьи, но и переломным моментом его социализации. Этот период совпадает с возрастным кризисом развития, и поэтому может принести множество волнений, неудач и даже проблем.
   Младший школьный возраст - время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка. Создание условий, отбор определенных методик и технологий развивающего обучения, получение информации о развитии каждого ребенка, личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком - все это способствует развитию свободной творческой личности.
  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_podgotovit_rebenka_k_shkole.docx14.83 КБ

Предварительный просмотр:

Как подготовить ребенка к школе

      Поступление каждого ребенка в школу является не только важным событием в жизни каждой семьи, но и переломным моментом его социализации. Этот период совпадает с возрастным кризисом развития, и поэтому может принести множество волнений, неудач и даже проблем.

     Младший школьный возраст – время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка. Создание условий, отбор определенных методик и технологий развивающего обучения, получение информации о развитии каждого ребенка, личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком – все это способствует развитию свободной творческой личности.

    Переход от дошкольного детства к школьному обучению происходит у всех детей по-разному. Для ребенка это является, своего рода, испытанием его адаптационных возможностей, так как в его жизни меняется многое: ведущая игровая деятельность сменяется учебной; меняется коллектив, режим дня, взаимоотношения; появляются новые правила – все это требует от него новых форм поведения. Приспосабливаясь к новым условиям, детский организм мобилизует систему адаптивных реакций.

    Для некоторых детей этот период протекает сравнительно безболезненно, для других же он затягивается надолго и приносит массу переживаний и неудобств. Сроки «вхождения» в школьную жизнь ее нормы и требования и активную познавательную деятельность, зависят от ряда причин: от состояния соматического и психического здоровья ребенка, от его готовности к школьному обучению, желания идти в школу, уровня психического развития, взаимоотношений в семье и других.

    Психолого-педагогическая наука признает тот факт, что реальные способности детей могут проявляться достаточно поздно и то образование, которое они получают, в большей мере способствует их проявлению. Этот факт подтвержден и введен Л.С. Выготским как понятие «зона ближайшего развития». Поэтому, определяя индивидуальные особенности каждого ребенка младшего школьного возраста, правильнее, в первую очередь, иметь в виду его «склонности», выступающие основой дальнейшего развития способностей. Данная специфика не позволяет считать результаты любой диагностики абсолютными, устойчивыми, определяющими дальнейшую судьбу ребенка. К тому же, мы должны помнить, что любые достижения младшего школьника на каждом этапе его развития являются относительными, промежуточными и служат основанием для выбора педагогом методов и технологий индивидуальной работы.

    Образовательная практика и многочисленные психолого-педагогические исследования убедительно доказывают, что наиболее важными и необходимыми в школьном обучении являются следующие функции:

   - пространственное восприятие и анализ, пространственные представления;

   - зрительное восприятие, зрительный анализ и синтез, координация в системе «глаз-рука»;

   - сложнокоординированные движения пальцев и кисти рук;

   - фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез.

     Недостатки названных функций могут встречаться у детей как изолированно, так и в комплексе, что делает еще более выраженными различия в их стартовых возможностях. Причины низкого уровня развития перечисленных функций могут заключаться в незрелости соответствующих структур головного мозга, в недостаточной согласованности и дискоординации в работе разных его отделов, в избирательном поражении определенных зон мозга на ранних этапах онтогенеза или в отсутствии у детей необходимого и достаточного опыта деятельности, способствующей развитию указанных функций. Следует учитывать, что при одних и тех же проявлениях причины могут быть различными и, наоборот, одни и те же причины могут вызывать разные по характеру проявления. Точно установить причины выявленных трудностей учителю помогут специалияты – психолог, нейропсихолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед и др. Но любая причина и обусловленные ею трудности сигнализируют о необходимости включения в педагогический процесс соответствующих коррекционно-развивающих технологий.

    Опыт показывает, что тактика выжидания или игнорирования имеющихся у первоклассников признаков неблагополучного развития школьно-значимых функций в надежде, что «все образуется», «пройдет само», приводит лишь к усугублению первичных неблагополучий и большему, по сравнению с другими учащимися, напряжению при овладении школьными навыками, отставанию в темпе деятельности, частым нервно-психическими срывам и в крайних случаях к категорическому отказу от выполнения любых заданий в школе и дома.

    Поэтому чрезвычайно важно, чтобы педагог, установив требующие коррекции особенности и недостатки в развитии школьно-значимых функций и обусловливающие их причины, не остановился на этом, а был заинтересован в разработке и реализации по отношению к ребенку адекватной коррекционно-развивающей программы. Ее конструирование становится возможным, если учитель, во-первых, сумеет выявить первоочередные, наиболее важные на данном этапе точки приложения собственных педагогических усилий и, во-вторых, сможет выстроить целостную систему коррекционно-развивающего воздействия так, чтобы она стала естественной и органичной составляющей учебно-воспитательного процесса.

   Главное запомнить: чем раньше начнете заниматься, тем лучше будет результат!

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Первый класс или как подготовить ребенка к школе»

Весна - время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Скоро в школу.Подготовка к школе – процесс  многоплановый....

Заседание в семейном клубе «Мой ребенок – будущий первоклассник или как подготовить ребенка к школе»

«Мой ребенок – будущий первоклассник или как подготовить ребенка к школе»...

Консультация для родителей "Скоро в школу!" - как подготовить ребенка к школе.

В данной консультацие говориться о том, что же является важным в подготовке к школе. Какими качествами должен обладать будущий первоклассник. Как родители могут помочь ребенку подготовиться к школьном...

Консультация для родителей «Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе? Как выбрать школу для ребенка?»

Маленький человек идет в школу. Волнуются все: и ребенок, и его родители, и педагоги. Каким будет его путь: трудным и тернистым или легким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони...

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Первый класс, или как подготовить ребенка к школе»

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Первый класс, или как подготовить ребенка к школе»...

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Как подготовить ребенка к школе»

Консультация для родителей поготовительной к школе групппы "Как подготовить ребёнка к школе"...

Родительское собрание «Психологические особенности ребенка, идущего в школу. Как подготовить ребенка к школе»

Задачи:• Ознакомление родителей с критериями готовности ребёнка к школе.• Оценка родителями степени готовности своего ребёнка к школе.• Вырабатывание совместного решения для улучшения п...