БЕСЕДА о ЗНАЧЕНИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
статья по теме
За многовековую историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Сегодня уже не ведется спор о том, какое из них важнее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_o_znachenii_semeynogo_vospitaniya.doc | 166.5 КБ |
Предварительный просмотр:
беседа о значении семейного воспитания (обобщающая)
За многовековую историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Сегодня уже не ведется спор о том, какое из них важнее.
Современная наука единодушна в том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность не сравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным общественным воспитанием.
Семья и дошкольные детские учреждения — два наиболее важных института социализации дошкольников. Несмотря на различие воспитательных функций, для всестороннего развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада. В дошкольном учреждении малыш получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность. Основной же особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяющее его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания — влияние на ценностные ориентации и мировоззрение ребенка в целом.
Одной из важных характеристик семьи является связь ее членов с окружающим миром. Хотя в последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогической жизни детского сада, в большинстве дошкольных учреждений работа с родителями организуется только по линии педагогической пропаганды. Семья выступает лишь как объект воздействия, поэтому не налаживается надлежащая обратная связь, не используются в полной мере возможности семейного воспитания.
В цивилизованных странах необходимость сочетания домашнего и общественного воспитания очень хорошо понимают, вследствие чего вопрос о том, отдавать ребенка в детский сад или не отдавать, практически не ставится.
Большинство семей в экономически развитых странах (Франция, Великобритания, Канада, США и др.) не мыслят себе воспитание ребенка без квалифицированной помощи педагогов-профессионалов и идут на значительные материальные затраты, связанные с платой за дошкольное учреждение.
В нашей стране несколько иная картина: почти половина детей дошкольного возраста воспитывается дома силами родителей и других родственников. Между тем психологические обследования поступающих в первый класс показали, что те из детей, которые воспитывались только в семье, уступают по ряду важнейших параметров в психологической готовности к обучению в школе своим сверстникам, посещавшим дошкольное учреждение.
В последние годы семья все чаще стала прибегать к помощи организаций, занимающихся коррекцией развития и поведения ребенка. Это психологическая консультационная служба, логопедические кабинеты при поликлиниках, специальные группы дошкольного учреждения для детей с задержкой психического развития, с хроническими заболеваниями и т. д.
Зачастую в тех или иных дефектах развития ребенка прямо или косвенно повинна семья, и коррекционные оздоровительно-образовательные учреждения исправляют огрехи наследственности и ошибки домашнего воспитания.
Семьи, в которых растут дети дошкольного возраста, незримыми нитями связаны со школой: родители беспокоятся о том, насколько ребенок подготовлен к требованиям современной школы, и в силу своих возможностей начинают ориентироваться на эти требования. Потом наступает период выбора школы, подготовки к обучению в ней.
В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. В течение долгих лет складывалось уничижительное отношение к семье и домашнему воспитанию, под влиянием которого у профессиональных педагогов укоренилось убеждение в педагогической некомпетентности родителей, их нежелании ее преодолевать («Они ничего не хотят знать, не умеют воспитывать».)
Между тем педагоги не стремились познакомить «некомпетентных» родителей с содержанием, методикой воспитания, носителями которых были они — профессионалы. В детский сад родители допускались, когда требовалась их помощь в уборке, благоустройстве помещения, озеленении участка, ремонте, их приглашали на праздники, собрания. А в остальные дни двери детского сада для них закрыты. Педагоги считали своим долгом поучать, контролировать семью, указывать ей на ошибки и недостатки. В результате сложились весьма живучие способы и формы работы с семьей с доминированием монолога педагога (инструктивные сообщения на собрании, консультации, информационные стенды и т. д.). Это повлекло за собой многие ошибки в общении педагога с родителями (безличные обращения, торопливость в оценке ребенка со смещением акцента на негативные проявления, пренебрежение к собеседнику, игнорирование его настроения, состояния, жизненного опыта и др.). Педагоги зачастую не считают семью важным фактором воспитания дисциплинированности, подготовки к школе, действий в различных областях развития ребенка, в то время как родители осознают главенствующую роль семьи в этих сферах.
Такая позиция обеих сторон затрудняет взаимодействие родителей и дошкольного детского учреждения. Она может породить стремление вообще отмахнуться от родителей и все вопросы воспитания и обучения решать самостоятельно.
Это проявляется и в ответах воспитателей на вопрос о том, какую помощь они хотели бы получить от родителей: «Пусть не навязывают свою точку зрения по поводу воспитания детей». Игнорирование роли семьи нередко приводит к тому, что родители ощущают собственную ненужность детскому саду. Вот яркий пример: на вопрос анкеты, «Каким, по вашему мнению, должен быть хороший родитель?» многие педагоги дали ответ: «Хороший родитель должен не мешать детскому саду, не вмешиваться в работу воспитателя».
Указанные ошибки, небрежность воспитателей — это свидетельство их коммуникативной некомпетентности, а она практически сводит на нет педагогическую компетентность. Не достаточно много знать, надо уметь так сказать, чтобы тебя услышали. А педагог, как профессионал, отличается тем, что ему как раз дано предугадать, как его слово отзовется в сознании, поведении других.
Рекомендации по работе с семьями разного типа
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ
От структуры и состава семьи (полная, неполная, материнская, сложная, простая, однодетная, многодетная и т. д.) во многом зависят особенности воспитания детей.
В настоящее время имеются данные, которые убеждают в том, что семья семье — рознь, даже если они относятся к одному и тому же типу.
В полной гармоничной семье оба родителя и дети взаимно связаны отношениями глубокого понимания, доверия, любви. Бесспорно, что в таких семьях лучшие условия для творческого воспитательного процесса.
Встречаются семьи полные, но деструктивные, где нет согласия, где ссоры и перебранки возникают по всякому поводу и без повода.
Немало семей существуют только формально, в них супруги живут каждый сам по себе и воспитательный вклад отца настолько незаметен, что его можно не принимать во внимание.
Иногда семья внешне кажется крепкой, сплоченной (нормальной, как говорят педагоги дошкольного учреждения, школы), а, по сути, она псевдосолидарная, раздираемая противоречиями, в ней нет участия, внимания и взаимного уважения друг к другу. Можно предположить, что в такой семье неуютно всем, но особенно страдают дети с их хрупкой психикой, большой впечатлительностью.
В последние годы в нашей стране все больше семей, в которых родители озабочены проблемами карьеры, делания денег, где дети нежеланны и заброшены, отодвинуты на одно из последних мест в иерархии ценностей папы и мамы, а эмоциональные связи между поколениями едва просматриваются.
Итак, полная семья еще не является гарантом полноценного воспитания ребенка. Что уж говорить о неполной?! Однако не будем торопиться с преждевременными выводами: в современной неполной семье немало вариантов воспитания и не все они отрицательные.
Неполные семьи возникают в результате распада семьи: смерть одного из супругов, развод. Наиболее распространенной является неполная семья в составе матери и ребенка (детей).
Каковы бы ни были причины развода, от его последствий в той или иной степени страдают все члены распавшейся семьи, и это осложняет процесс воспитания. Положение усугубляется тем, что бывшим супругам не всегда удается сохранить нормальные отношения, столь важные для полноценного развития их детей.
Часто мать (вопреки семейному законодательству) препятствует не только участию отца в воспитании сына или дочери, но даже эпизодическим встречам с ними.
Утрата возможности более или менее регулярно общаться с родителем, покинувшим семью, по мере необходимости прибегать к его помощи, сочувствию, одобрению травмирует психику ребенка.
Еще больший урон его развитию наносится, если родители после распада семьи не скрывают своего недоброжелательного отношения друг к другу, втягивают малыша в орбиту взаимных обвинений, каждый старается обелить собственное поведение в его глазах.
Родители, пытающиеся убедить дошкольника в том, что вина за распад семьи лежит на совести бывшего супруга, лишь усиливают его эмоциональное неблагополучие.
Взросление маленького человека в обстановке неприязни и вражды между расставшимися родителями нередко приводит к противоборству между цельностью характера и изворотливостью, силой духа и малодушием, лживостью, притворством.
Поэтому родительский долг, ответственность перед собственными детьми требуют от супругов расставаться достойно, не идти на поводу у своих амбиций и ущемленного самолюбия.
Распад семьи меняет ее привычный уклад, что, как уже было сказано, осложняет процесс воспитания.
Начнем с ухудшения материального положения неполной семьи. Даже при благоприятном раскладе (мать работает, отец исправно платит алименты) семья испытывает затруднения, особенно в каких-либо неординарных ситуациях.
Например, ребенок поступает в школу, сколько всего надо приобрести! Или у него обнаружили музыкальные способности: необходимо купить пианино (скрипку) и т. д. Пригласить на день рождения одноклассников, поехать куда-либо в отпуск — все это становится не по карману одинокой матери.
Прибавляются расходы и по содержанию жилья. Раньше мелкие (а иногда и крупные) ремонтные работы выполнял муж, теперь надо платить деньги за починку детского велосипеда, замену разбитого стекла и т. д.
Перестраиваются социальные связи распавшейся семьи. Разведенная мать теряет часть приобретенных за последние годы знакомых, потому что они — друзья бывшего мужа. В ее семье менее желанными гостями становятся и родственники по линии мужа, что обедняет социальное окружение ребенка, лишает его привычных эмоциональных связей.
Психологи (3. Матейчик, X. Фигдор и др.) отмечают, что драма развода сказывается на психике женщины, в результате чего, даже имея самые благие педагогические намерения, она не всегда может их реализовать.
Прежде всего, она (как женщина, пусть и поневоле создавшая материнскую семью) испытывает на себе и на своих детях в той или иной степени социальную дискриминацию, которая проявляется в прямом осуждении, скрытом пренебрежении окружающих людей, их стремлении отнести оставшихся без отца детей к обездоленным, заведомо трудным, с различными отклонениями в поведении.
В устах профессиональных педагогов (дошкольного учреждения, школы и т. д.) выражение «ребенок из неполной семьи» часто имеет подтекст «что хорошего можно от него ожидать?». Иногда эта проблема обсуждается персоналом дошкольного учреждения в присутствии ребенка, что больно ранит его самолюбие, лишний раз, подчеркивая, что он не такой, как все.
Материальные и социальные проблемы — причина душевных переживаний одинокой матери, сопряженных с неустойчивостью настроения, повышенной раздражительностью. Она может накричать, наказать ребенка за какие-либо незначительные промахи в поведении. Ее гневная, раздражительная реакция на какую-то пустячную неурядицу, которая раньше вызывала лишь замечание, шутку мамы или папы, часто провоцирует ответное агрессивное поведение ребенка.
А у него и так достаточно причин для огорчений, горьких размышлений.
Лишившись постоянного общения с отцом, он теряет долю уверенности в том, что его любят, защищают, понимают. Ребенка волнует, будет ли он видеть папу, станет ли тот навещать его, приносить подарки, как объяснить воспитательнице в детском саду, почему папа не приходит за ним и т. д.
К этим размышлениям прибавляется тревога: а вдруг мама разлюбит и его, как она разлюбила папу?
Тоскуя об отце, малыш нередко упрекает маму за то, что она ругала папу, прогнала его. Иногда ребенок считает себя виноватым в том, что отец ушел из семьи. В семье, находящейся на грани развода, ссоры и конфликты между супругами буквально висят в воздухе, и поводом (не причиной!) к ним становится ребенок: как оделся, почему заболел, отчего до сих пор не спит и т. д. Малышу трудно разобраться в отношениях родителей, понять подтекст их ссор, ему кажется, что он причина размолвок, значит, на нем лежит вина в том, что папа не захотел жить в одном доме с мамой и с ним.
Сложно отвыкнуть и от привычных семейных отношений, когда он маневрировал между родителями, находя утешение, ласку, а иногда и защиту от одного в объятиях другого. Это, кстати, во многом уравновешивало эмоциональное состояние младшего члена семьи. Оставшемуся вдвоем с мамой, родительская власть которой неизмеримо возросла, дошкольнику не к кому обращаться за правдой, когда ему кажется, что ущемлены его права, интересы, желания.
Как показывают исследования (Е. П. Арнаутова, А. И. Захаров, Е. И. Кульчицкая и др.), не менее сложно протекает жизнь ребенка при повторном браке матери (отца).
В семьях, где появился отчим (мачеха), у девочки или мальчика наблюдаются различные отклонения в эмоциональной сфере, ухудшаются отношения с матерью (отцом). Родители не всегда замечают переживания ребенка (а он не умеет их высказать), поэтому не пытаются и к тому же зачастую не умеют установить правильные взаимоотношения с ним.
Таким образом, воспитательная ситуация в неполной семье бывает отягощена многими неблагоприятными факторами.
Одинокие матери прибегают к разной тактике воспитания детей. Начнем с того, что некоторые из них больше обеспокоены собственной дальнейшей судьбой, а не прошлым, настоящим и будущим своего ребенка. Их интересы сосредоточены на поиске нового спутника жизни. У таких матерей, как и у тех, кто морально сломлен драмой развода, дети, как правило, предоставлены сами себе (гипоопека). Об этом говорит их внешний вид (неухожены, неопрятны, не всегда досыта накормлены), а главное — их поведение (повышенная агрессивность, суетливость или, напротив, замкнутость, заторможенность).
В других неполных семьях, особенно в материнских, где женщина сделала сознательный выбор — родить для себя, складывается иная воспитательная ситуация. Матери испытывают обостренное чувство долга, обязанности, ответственности (гиперсоциальность) за воспитание ребенка, поскольку рассчитывать приходится только на свои силы. Чувствуя свою несостоятельность в супружестве, женщина стремится самоутвердиться как мать, поднять свой статус в собственных глазах и мнении окружающих. Своим поведением, активной воспитательной позицией мать доказывает себе и окружающим, что она может вырастить своего ребенка, обеспечить ему полноценное развитие, дать хорошее образование. Ее внимание, жизненные интересы концентрируются на ребенке. Мать чутко и иногда болезненно реагирует на советы педагога (дошкольного учреждения, школы), его замечания в адрес ребенка. У такой матери зачастую своя культурная программа воспитания: куда сводить его, что показать, какие книги читать. Как правило, ребенок получает дополнительное образование, посещая спортивные секции, студии, кружки.
Но и при столь благоприятной воспитательной ситуации в неполной семье имеются свои издержки. Прежде всего — некоторая изолированность таких семей, вынужденная замкнутость, сосредоточенность на своих домашних трудностях, связанных с необходимостью одновременно воспитывать ребенка на высоком уровне и зарабатывать на жизнь. На развитии его негативно может сказаться доминирование матери в доме, ее взгляд на ребенка как на свою собственность.
В первые годы жизни малыш принимает это как должное, но с возрастом начинает тяготиться симбиотической связью с матерью, стремясь расширить свой социальный опыт.
Маленького сына (или дочь) мать не отпускает поиграть, погулять с друзьями, боится школьных экскурсий, коллективных поездок, походов («Вдруг что-то случится? Он же для меня смысл жизни!»). Ребенок может взбунтоваться против такого засилья матери, и тогда она будет считать, что потерпела педагогическое фиаско, что жизнь не удалась.
Неполная семья, где ребенка воспитывает отец, большая редкость. Бракоразводная практика в исключительных случаях доверяет ребенка отцу.
Длительность жизни мужчины в последнее время сокращается, и внезапная смерть настигает представителей сильного пола чаще, чем слабого. Поэтому среди неполных семей значительно больше вдов с малолетними детьми, чем вдовцов.
Но независимо от того, кто стоит во главе неполной семьи — мужчина или женщина, следует помнить, что для гармонического развития личности необходимо, чтобы ребенок приобрел опыт взаимоотношений с обоими родителями, восприняв верные модели материнского (женского) и отцовского (мужского) поведения. В неполной семье это сделать трудно: ребенка воспитывает один из родителей (чаще — мать). Но и здесь есть выход из положения, который помогает в некоторой степени компенсировать недостаток мужского (или женского, если воспитывает отец) влияния на ребенка: появляется отчим (мачеха), активное участие в судьбе малыша принимают дедушка (бабушка), брат матери или другие родственники. Думающие об интересах ребенка матери (отцы) ищут выход из положения.
Из всего изложенного видно, что неполная семья нуждается в особом внимании, большей помощи и поддержке со стороны дошкольного детского учреждения. Это подтверждается и данными последних исследований.
Так, в результате анализа пожеланий родителей по поводу работы ДОУ, проведенного С. И. Мусиенко, было выявлено, что выборы форм работы с детьми, сделанные родителями из полных и неполных семей, содержательно практически не различаются между собой — родители как из полных, так и из неполных семей предпочитают одни и те же формы детской деятельности.
Единственное отличие касается количества выборов — родители из неполных семей выбирают больше форм детской деятельности в целом.
Можно предположить, что этот факт отражает неуверенность матерей, которые воспитывают ребенка одни, в том, что они в должной степени смогут обеспечить малышу доступ ко всем видам деятельности, нужным для полноценного развития в его возрасте. Одинокие мамы надеются, что детское учреждение возьмет на себя эту заботу, поскольку справиться со всеми проблемами воспитания и обучения эти женщины не в состоянии.
К тому же неполные семьи обычно испытывают материальные трудности и часто не могут себе позволить оплатить образовательные услуги для ребенка в той мере, в которой им хотелось бы это сделать. Поэтому основная задача педагога, работающего с родителями, которые воспитывают ребенка в одиночку, — помочь им найти компромисс между запросом на образовательные услуги и стоимостью этих услуг, посодействовать в выборе наиболее важных для ребенка в данное время.
Безусловно, этот выбор зависит от того, какие конкретные услуги может предоставить данное дошкольное детское учреждение.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ ИЗ МНОГОДЕТНЫХ И ОДНОДЕТНЫХ СЕМЕЙ
Семьи опрошенных в исследовании С. И. Мусиенко были разделены на те, в которых ребенок единственный, и те, где трое и больше детей (такие семьи были условно названы многодетными). Здесь необходимо отметить, что многодетные семьи составляют абсолютное меньшинство (4% опрошенных), а семьи, в которых только один ребенок — абсолютное большинство (60% опрошенных).
Основные различия в выборе форм работы с детьми между родителями из многодетных и однодетных семей касаются организации физической активности малышей. Так, многодетные родители не выбирают подвижные игры, тогда как в их проведении заинтересованы родители, у которых ребенок единственный. То же касается и сюжетных игр. А вот настольные игры и организованные физкультурные занятия больше интересуют родителей многодетных семей.
Другое отличие — родители многодетных семей не выбирают такие формы детской активности, как работа с компьютером, но в ней заинтересованы 22% родителей однодетных семей. Родители многодетных семей реже по сравнению с однодетными выбирают обучение иностранному языку (25 и 45% соответственно), чтению (50 и 64%), конструированию (13 и 21%) и познавательным играм (25 и 42%).
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ, ИМЕЮЩИМИ РАЗЛИЧНЫЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ
Общеизвестно, что образование влияет на формирование ценностных ориентации родителей. Чем более образованны родители, тем важнее для них профессиональная деятельность, ее творческий характер, тем больше ценят они профессию, требующую применения обширных знаний, умений, навыков, инициативы, самостоятельности. Такие родители не жалеют времени и энергии на постоянное повышение своего образовательного и культурного уровня. И, соответственно, тем выше их требования к организации быта и качеству окружающей материально-вещной, в том числе и жилищной, среды, насыщенному проведению досуга, обогащению и развитию своего духовного мира. Все это способствует сплочению семьи, создает возможности для приобщения к культуре и детей. Такие родители четко осознают свою ответственность за их воспитание, за достойную организацию семейной и общественной жизни
Столь серьезное отношение к будущему детей в свою очередь побуждает родителей к анализу своей воспитательной деятельности, к приобретению необходимых знаний, умений и способствует повышению их педагогической культуры.
Родители с высоким уровнем образования в большей степени озабочены и образованием, которое может получить ребенок. Поэтому более основательно подходят к выбору для него детского сада, школы, учреждений дополнительного образования (спортивная секция, кружок, музыкальная школа и др.) Оказалось (и этот результат представляет определенный интерес), что среди родителей с высшим образованием не пользуются особой популярностью «интеллектуальные» формы работы с детьми, предоставляемые ДОУ. Объяснением может быть то, что они зачастую могут самостоятельно обучить ребенка чтению, иностранному языку, работе с компьютером, организовать ему экскурсии, и участие ДОУ в этом обучении им представляется необязательным. Поэтому при работе с этой группой родителей основную ставку необходимо делать на другие, не связанные с образованием преимущества общественного воспитания — на то, что детский сад или ясли являются практически единственным местом общения со сверстниками для ребенка, на то, что в детском саду он приучается к общению с незнакомыми взрослыми и это облегчит ему в дальнейшем адаптацию к школе и т. п. То есть, для родителей с высшим образованием наиболее важными являются как раз не образовательные, а связанные с нормальным социальным развитием ребенка преимущества дошкольного учреждения.
Примерно одинаково востребованными, вне зависимости от уровня образования родителей, оказываются только математика и чтение художественной литературы.
Необходимо помнить, что родители со средним образованием наиболее заинтересованы в образовательных услугах детского сада или яслей.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА РЕБЕНКА
В исследовании С. И. Мусиенко было установлено, что родители детей раннего возраста считают наиболее важными в работе дошкольного учреждения организацию прогулок, музыкальных и физкультурных занятий, рисование, обучение чтению.
Родители детей младшего дошкольного возраста (3—5 лет) отдают предпочтение музыкальным и физкультурным занятиям, рисованию, обучению чтению, проведению прогулок.
Родители детей старшего дошкольного возраста (5—7 лет) наиболее заинтересованы в занятиях математикой, обучении чтению и иностранному языку, рисованию, в физкультурных и музыкальных занятиях.
Итак, наиболее популярная среди родителей форма детской деятельности вне зависимости от возраста — рисование. Кроме того, по мере приближения ребенка к школьному возрасту, родители все более интересуются деятельностью, близкой к школьной, — занятиями математикой, обучением чтению, иностранному языку.
Нарушение прав ребенка в нормальных семьях
Результаты проведенного исследования убедительно показали, что нарушения прав ребенка в семьях чаше всего связаны с применением унижающих его достоинство и наносящих ему физический ущерб наказаний, в том числе телесных.
Мы проанализировали юридическую грамотность родителей детей дошкольного возраста. Лишение свободы движения, которое относится к базовым физическим потребностям ребенка, большинством родителей (92%) не воспринимается как нарушение его прав. Только половина родителей (54%) считает, что, оставляя ребенка одного на несколько часов, уходя из дома по делам, они нарушают тем самым его права. Вместе с тем, согласно статье 156 Уголовного Кодекса РФ, запирание ребенка одного на длительное время можно квалифицировать как неисполнение родителями обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.
Большинство родителей (85,7%) справедливо считают, что ударить ребенка — означает нарушить его права. Но все же, 74,3% допускают шлепок по попе, а 31% — даже использование ремня.
Исследование психологической грамотности родителей показало: 85,7% из них понимают, что унижение достоинства ребенка может привести к серьезному психологическому ущербу. Указывались такие ожидаемые последствия, как неуверенность в себе, формирование комплекса неполноценности, неудачи во взрослой жизни, занижение самооценки, подавление личности; 20% опасаются, что ребенок вырастет озлобленным, в нем проявятся замкнутость, трусость или садизм. Некоторые считают, что такое обращение приведет к нарушению взаимоотношений ребенка со взрослыми — к неуважению унижающего, потере доверия. Таким образом, основной вред, который наносит ребенку унижение его достоинства, большинство родителей справедливо видят в психологической травме. Родители демонстрируют информированность о том, какими последствиями чревато для ребенка унижение его достоинства.
Но, к сожалению, было установлено и то, что 51% родителей полностью поддерживают применение телесных наказаний и 30% из оставшихся считают их допустимыми в отдельных случаях. Только 10% родителей твердо и уверенно заявили, что считают телесные и иные унижающие ребенка наказания неприемлемыми ни при каких обстоятельствах. Они отдают предпочтение разъяснительной работе с детьми на основе взаимного уважения.
Мы предложили родителям самим проанализировать, что вынуждает их использовать жесткие меры воспитательного воздействия. 74% опрошенных указали конкретные ситуации и факты негативного поведения ребенка, когда они не могут действовать по-другому: ребенок не слушается, капризничает, нарушает нормы поведения, проявляет упрямство, делает назло, осознанно поступает неправильно, игнорирует несколько раз сделанное замечание; ребенок перевозбужден, и ничто не может его успокоить; 40% родителей в качестве причины указали свойства характера взрослого (я нетерпелива, нервы у взрослых не выдерживают, кончаются аргументы и терпение, взрослые пытаются выместить свою беспомощность на ребенке, хочется, чтобы тебя слушались). А вот 14% родителей не знают других способов воздействия на ребенка (нет возможности избежать наказания; нет терпения или времени объяснить ребенку, что можно делать, а чего нельзя; нет понимания; по-другому никак нельзя повлиять на ребенка).
Таким образом, большинство родителей на вопрос о причинах наказания ответили описанием ситуаций, в которых это наказание чаще всего происходит. Очевидно, что именно в этих ситуациях родители не знают иных способов справиться с нежелательным поведением ребенка, кроме унижающих его. При этом около одной трети взрослых склонны видеть причину не в ребенке, а в собственной педагогической беспомощности и называют типичные ситуации, когда им приходится прибегать к телесным наказаниям.
Эти данные позволяют определить «болевые точки» в семейном воспитании и организовать работу с родителями, повышающую их компетентность в этом вопросе.
Итак, даже в обычной семье нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства — распространенное явление.
Почему же родители прибегают к названным выше мерам воздействия?
Думаем, так происходит потому, что:
— с ними аналогично поступали в их собственном детстве (мы не в состоянии избавить их от этого опыта, но можем помочь его переосмыслить);
— родители не знают альтернативных методов воздействия;
— не воспринимают собственное поведение как травмирующее психику ребенка.
Бесконечные приказания, угрозы, предупреждения, нотации, обзывания — все эти формы отражают отношение к ребенку всего лишь как к объекту воспитания. Они унижают его достоинство.
Методы субъектного отношения — доброжелательная критика, советы, утешение, обращение какого-либо указания в шутку, выражение обиды, — именно эти формы регулирования поведения детей можно рекомендовать родителям.
Группу риска составляют семьи, склонные к проявлению объектного отношения к ребенку. Это семьи, в которых можно констатировать невнимание мужа к жене, властность матери, исполнение ею только роли хозяйки дома. Выявлено, что в семьях, где матери не работают, больше вероятности нарушения прав ребенка. Своевременная диагностика родительских проблем помогает обнаружить такие семьи. С ними нужно проводить превентивную разъяснительную работу или более детально исследовать принятые в них способы поощрения и наказания детей.
Частота использования наказаний обычно связана с тем, что сами родители считают агрессивное поведение нормальным, приоритетным. Воспитание ребенка в данном случае — лишь частная сфера, в которой агрессия реализуется. Она является не столько реакцией на ту или иную травмирующую ситуацию, проблему, с которой они (родители) не могут справиться, сколько представляет собой исключительно привычный способ поведения.
Агрессивные родители (т. е. использующие наказания, в том числе и физические) не видят ничего плохого в том, что ребенок столь же агрессивен, как и они сами. Фактически это качество в нем поощряется. Отсюда следует, что коррекционные усилия педагогов нужно направлять на изменение отношения родителей к агрессивному поведению в целом.
Приведенные выше данные позволяют выделить те ситуации, в которых взрослые чувствуют свою беспомощность, и организовать работу, повышающую родительскую компетентность.
Профилактика нарушений прав ребенка в семье
В приведенной ниже таблице предлагается вариант распределения функций между разными специалистами и службами образовательного учреждения в работе по защите прав РЕБЕНКА В СЕМЬЕ.
Должность, служба | Функции | Примечания |
Заведующий ДОУ | Информационная — разъяснение родителям и педагогам юридического аспекта проблемы нарушения прав маленького ребенка | Знакомит всех родителей и педагогов с Конвенцией о правах ребенка. Формы работы разные |
| Контролирующая | Все службы |
Методист, старший воспитатель | Координирующая | Получает запросы от психологов и педагогов, дает соответствующие поручения обеим службам, контролирует качество исполнения |
Психолог | Диагностическая по психологическим факторам и последующая коррекционная Мониторинг психологического состояния детей группы риска | Держит в зоне своего внимания: детско-родительские отношения в группе риска; установки и ценности родителей; их детский опыт; родительские ожидания и их коррекцию; нарушения супружеских взаимоотношений в семье; родительскую некомпетентность |
Социальный педагог | Диагностическая по социальным факторам риска Оказание помощи через взаимодействие с социальными службами города (поселка) | При необходимости оказывает помощь в решении социальных проблем семьи |
Медицин-ская служба | Мониторинг здоровья ребенка | Передает «сигналы неблагополучия» другим службам |
Педагоги-ческий коллектив | Формирующая — формирование понимания родительства как необходимого условия личностного роста взрослого человека; повышение родительской компетентности Мониторинг психологического состояния ребенка |
|
Работа с родителями предполагает осуществление двух стратегий, различных по целям и направленности воздействия. Первая — это профилактическая разъяснительная работа со всеми родителями. Вторая — выявление проблемных семей и коррекционная работа с ними.
В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ МОГУТ БЫТЬ ВЫДЕЛЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ЭТАПЫ.
Этап
| Содержание работы | Ответственные | Обязанности
|
Первичный ознакомительный
| Выделение семей группы риска
| Заведующий Психолог Социальный педагог | Собеседование; сбор анкет Разработка и обработка анкет
|
Общепрофилактический
| Проведение обще- профилактических мероприятий для всех родителей по каждой группе. Создание у родителей представления о педагогически целесообразном и психологически грамотном стиле общения с ребенком данного возраста, принятом в детском саду. Утверждение ценностей гуманистической педагогики в данном педагогическо-роди- тельском сообществе.
| Воспитатели Методист Психолог Библиотекарь
| Оформление наглядной агитации Составление памятки для родителей Выступление на родительском собрании Планирование работы на год Контроль и отбор содержания наглядной агитации Организация встречи с детским психотерапевтом Подбор видео, литературы Организация подписки родителей на педагогические издания, знакомство с новинками психологопедагогическои литературы |
Работа с подгруппой риска
| Коррекция родительских установок и вы- явление глубоких индивидуальных проблем семьи.
| Психолог Социальный педагог
| Организация групповых дискуссий Тренинги родительской эффективности. Встречи с сотрудниками детской комнаты милиции |
• | Воспитатели | Отслеживание поведения ребенка, текущее педагогическое консультирование |
Индивидуальная работа | Индивидуальная работа с родителями, семьями | Психолог | Проведение сеансов семейной терапии |
Рефлексивный | В группе риска обсуждение изменений взаимоотношений в семьях | Психолог | Организация групповых встреч |
Интегративный | Совместные собрания, праздники для всех родителей группы с акцентом на интеграцию семей группы риска в сообщество родителей | Воспитатели | Организация совмесной деятельности детей и родителей |
Планирование перспектив | Совместное с родителями планирование работы на будущий год | Воспитатели Психолог | Проведение групповых обсуждений планов с родителями |
Коррекционная работа в группах риска и с семьями, в которых выявлено нарушение прав детей
Матерей и отцов этой группы не следует сразу выделять из общей массы родителей, которые водят своих детей в ту или иную возрастную группу. Сначала на общесадовских или общегрупповых профилактических мероприятиях необходимо познакомить всех родителей с представлениями современной возрастной психологии о значимости периода дошкольного детства, ранимости детской психики, возможных последствиях жестокого или грубого обращения с ребенком дошкольного возраста.
Затем надо дать возможность родителям сравнить собственный опыт и взгляды с позицией других родителей, использующих в воспитании своих детей методы и приемы, не травмирующие психику ребенка. Это можно сделать в ходе работы тематических дискуссионных клубов, в которой принимают участие также все родители. Наиболее целесообразно сосредоточиться на разговоре о проблеме наказаний и отношении к агрессивному поведению вообще.
Только после этого имеет смысл выделить группу риска для проведения повторных дискуссионных занятий. Их тематика может стать уже более конкретной. Само занятие преследует цель изменить способы воздействия родителей на своего ребенка.
Как уже отмечалось, ключевой проблемой, отражающей низкую родительскую компетентность, является проблема поощрений и наказаний. Родителей необходимо познакомить с тем, какова связь между характером дисциплинарных воздействий и детским развитием.
Все меры дисциплинарного воздействия можно разделить на 3 группы:
•Использование власти и принуждения, которое предполагает насилие. К этой группе относятся приказ, жесткий контроль, физические наказания.
•Индуктивные методы, предполагающие рассуждение, похвалу, обоснование выдвигаемых требований, объяснение ребенку последствий его действий и поступков.
•Лишение родительской любви: игнорирование ребенка, непринятие его, выражение разочарования его поведением; дошкольника наказывают тем, что перестают с ним разговаривать, его не замечают, говорят о нем в третьем лице.
Как показало исследование, практически все родители осознают травмирующий характер наказаний, связанных с принуждением и насилием. Вместе с тем многие все же их используют. Следовательно, необходимо установить в сознании родителей связь этих форм воздействия с конкретными чертами характера и особенностями поведения их собственного ребенка, которые их не устраивают.
Методы третьей группы — лишение родительской любви — наиболее часто используются в семьях, претендующих на интеллигентность. Такие родители считают их эффективными и психологически нетравмирующими. Однако у многих детей лишение родительской любви вызывает чувство собственной ненужности, одиночества, а у некоторых — ярость и агрессию. Отсюда следует, что эта группа методов, хотя и не нарушает права ребенка и не задевает его достоинство, тем не менее, все-таки является психологически травмирующей.
Очевидно, что на следующем этапе работы родителей необходимо обучать использовать именно индуктивные методы управления поведением ребенка. Одновременно следует вести коррекционную работу с детьми, поскольку они привыкают к травмирующим способам общения с ними и иногда уже не воспринимают иных форм взаимодействия.
В этом случае может помочь игровая терапия — психолог выявляет проблемы и то, как ребенок реагирует на них. Затем следует коррегируюшая игровая терапия с элементами театрализации, чтобы на примере разыгрываемых сценок-ситуаций ребенок постигал новые для него способы поведения и разрешение конфликтов со взрослыми и сверстниками.
КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Каждый специалист, работающий в образовательном учреждении, один раз в неделю в вечернее время дежурит как консультант и проводит индивидуальные беседы по запросу родителей и один раз в месяц — осуществляет общее консультирование по плану, с которым родителей знакомят в начале года.
Инструктор по физической культуре Музыкальный руководитель Медицинский работник совместно с методистом | 1.Начинаем утро с зарядки 2.О формировании правильной осанки; профилактика плоскостопия 3.Спортивные досуги семьи. Движение и игры на прогулке 1.Баю-баюшки-баю 2.Какую слушать музыку? 3.Домашний театр 4.Как развивать музыкальность детей 5.Как организовать детский праздник дома 1.Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья. Программы закаливания 2.Одежда ваших детей 3.Режим и его значение в жизни ребенка 4.Правильное питание дошкольника 5.Как подготовить ребенка к приходу в детский сад |
Изучение семьи
Результаты многочисленных психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том, что эффективность взаимодействия педагога с родителями во многом зависит от изучения воспитателем семейной микросреды. Для того чтобы правильно организовать изучение семьи с момента прихода родителей в детский сад, воспитателю необходимо владеть основными методами ведения этой работы.
Ученые рекомендуют традиционные методы: наблюдение, опросные методы (беседы, анкетирование, интервью, тестирование, проективные методы, изучение продуктов детской деятельности и др.).
Изучению семьи способствует ее посещение, беседы с родителями и детьми, наблюдения за их общением во время утреннего прихода в детский сад и ухода домой.
В процессе наблюдения педагогу необходимо обратить особое внимание на содержание обращений, вопросов родителей к детям, их форму (мягкая, жесткая), употребление уменьшительно-ласкательных или грубых слов, реакцию родителей на просьбы, рассказы детей, их шалости, капризы. Следует также оценить эмоциональную окраску общения громкость, тон голоса родителей (спокойный, резкий, ироничный и др.), мимику, контакт глаз, телесные контакты — касания, ласковые поглаживания или жесткие толчки. Не менее показательна реакция детей (их настроение, содержание обращений и др.)
Эффективными являются и наблюдения за детьми в сюжетно-ролевой игре «Семья», так как дошкольники в игровом взаимодействии воспроизводят типичные для их семей отношения и общение. Поведение детей, их действия, высказывания, экспрессия позволят педагогу сделать вывод о характере внутрисемейных отношений.
Содержательную информацию о психологическом климате семьи педагог может получить также из рисунков ребят на темы: «Моя семья», «Мой самый любимый человек», «Самый добрый человек». При анализе детских работ важно обратить внимание на цветовую гамму рисунков, состав семьи (полный, уменьшенный, увеличенный). Отметить расположение и последовательность рисования членов семьи, особенности нарисованных фигур, время рисования, спонтанные реакции детей и т. п. (См. подробнее интерпретацию рисунков в книге «Общая психодиагностика» под ред. А. А. Бодалева, В. В. Сталина. - М., 1987, с. 206-221.) Для изучения семьи педагог также может воспользоваться проективными методиками. Например, полезно предложить своим воспитанникам разрешить следующие ситуации:
1. У тебя два билета в цирк. Кого бы ты взял (а) с собой на представление?
2. Твоя семья идет в гости, но один человек заболел и должен остаться. Кто это?
3. Ты строишь из конструктора дом. У тебя не получается. Кого ты позовешь на помощь?
4. Ты потерял (а) что-то очень дорогое для тебя. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности?
5. У тебя болит зуб, и ты должен (должна) идти к зубному врачу. С кем ты пойдешь к врачу?
Распространенными методами изучения семейной микросреды являются различные опросы (анкетирование) и тестирование родителей.
тест «какой вы родитель?»
Инструкция. Какой Вы родитель? Кому не хочется получить ответ на этот вопрос! Именно поэтому мы предлагаем вам тест-игру. Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми:
Вопросы | Баллы |
1. Сколько раз тебе повторять? | 2 |
2. Посоветуй мне, пожалуйста. | 1 |
3. Не знаю, что бы я без тебя делала. | 1 |
4. И в кого ты только такой уродился?! | 2 |
5. Какие у тебя замечательные друзья! | 1 |
6. Ну на кого ты похож(а)? | 2 |
7. Я в твои годы! | 2 |
8. Ты моя опора и помощник(ца). | 1 |
9. Ну что за друзья у тебя? | 2 |
10. О чем ты только думаешь?! | 2 |
11. Какая (какой) ты у меня умница! | 1 |
12. А как ты считаешь, сынок (доченька)? | 1 |
13. У всех дети, как дети, а ты | 2 |
14. Какой (какая) ты у меня сообразительный(ая))! | 1 |
оценка результатов
Подсчитайте общее количество баллов. Если вы набрали 5—7,баллов, значит, живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас, ваши отношения способствуют становлению его личности.
Сумма баллов от 8 до 10 свидетельствует о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.
11 баллов и выше — Вы непоследовательны в общении с ребенком. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа о значении семейного воспитания
За многовнековую историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное....
Значение семейного воспитания в развитии речи детей
Хочется донести до родителей то, что без их помощи ребёнку очень трудно. И только с их помощью ребёнок может развиваться полноценно....
Статья "Значение семейного воспитания в социальном развитии дошкольников
Статья о роли и значении семейного воспитания для развития дошкольников,предназнаена для ролителей,педагогов....
"Значение семейного воспитания в развитии речи детей"
quot;Значение семейного воспитания в развитии речи детей"...
Консультация для родителей Значение семейного воспитания в развитии ребенка.
Консультация для родителейЗначение семейного воспитания в развитии ребенка. Семейная педагогика – это наука, изучающая специфику условий семейного воспитания, которая позволяет ра...
Консультация для родителей "Значение семейного воспитания ребёнка"
Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов во...