Наказание детей
методическая разработка по теме

Алимова Светлана Викторовна

Что такое наказание?  Как помочь родителям  воввремя остановиться перед наказанием своих маленьких детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nakazaniya_-_konsultaciya_2012.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

НАКАЗАНИЯ

И ВЗРОСЛЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТ ДЕТСКИХ НАКАЗАНИЙ.

При чрезмерном использовании наказания, тем более несправедливого, у ребенка блокируется естественный стиль проявления индивидуальности. Тем самым  его дальнейшее развитие  происходит на основе   компенсации. В результате во взрослой жизни у него возникает гиперпотребность в том, чего его так упорно лишали в детстве.

Поэтому, став взрослыми людьми, мы иногда совершенно по-детски опасаемся лишиться самого любимого удовольствия, чего-то очень значимого. Защищаясь от возможных родительских наказаний, мы по-прежнему сдерживаем проявления радости и храним под большим секретом источник наслаждения.

Последствия детских наказаний.

Если с ребенком подолгу не разговаривали.

Лишиться общения – для него самое суровое испытание. Ребенок и без того не может справиться с чувством вины, истязая  себя сомнениями. В трудную минуту, как ни кто иной, ребенок нуждается в близком человеке, которому  можно довериться.

Поэтому во взрослой жизни ребенок может стать невыносимо болтливым. Его угнетает сама перспектива остаться неуслышанным. Он как бы ожидает, что вот-вот в разговор вмешаются родители и скажут: «Замолчи! Мы не  хотим с тобой разговаривать». Наверное, поэтому собеседники такого человека воспринимают его как невыносимого зануду, по десять раз повторяющего одно и то же.

Если родители применяли телесные наказания.

        Родители не задумываются, какой метод воспитания ребенку подойдет лучше. Они просто бьют его, часто в целях профилактики, решая таким образом сразу две проблемы: устрашая ребенка и обеспечивая себе эмоциональную разрядку. Мера наказания зависит от количества родительских неудач в личной жизни или в карьере.

        Кара неизвестно за что, за  какие провинности может грянуть как гром среди ясного неба. Этим Вы лишаете ребенка активной деятельности. Уже начав ту или иную деятельность, он с опаской  думает: «А не лучше ли вовремя остановиться,  чтобы  не попасть под удар?» его природная спонтанность, не находя выхода. Проявляется в неожиданных всплесках неуправляемого возбуждения. Эта как раз та энергия, которая могла бы быть использована в мирных целях. Но именно к мирной жизни Ваш ребенок и не был приучен.

Если родители ограничивали свободу ребенка.

 Многие родители мечтают, чтобы их дети ходили по струнке. Запрещая ребенку участвовать в общих  и шумных играх  с друзьями, Вы испытываете его тягу к свободе, закаляете веру в то, что он ни с чем  не справиться без Вашей помощи, подрываете его авторитет перед сверстниками. Постепенно жажда свободы вытесняется у ребенка стремлением убежать от  зависимости любой ценой. Однако, оказавшись в очередной раз в трудной ситуации, он  в глубине души полагается на помощь всемогущих родителей – надеяться на себя ребенок так и не привык.

Если ребенка стыдили при друзьях и знакомых или публично сравнивали с другими детьми далеко не в его пользу, то эти замечания натолкнут ребенка на мысль о том, что он неудачник. Поощрения и похвала придают такому ребенку крылья, общественное же порицание подрезает эти крылья, и свою фантазию он направляет на выдумывание разнообразных оправданий, объясняющих родителям, почему в очередной раз его постигла неудача.

Если ребенка лишали любимого занятия.

Больше всего ребенок ценит свои увлечения, вкладывая в них всю душу. Догадываясь об этом, родители в качестве наказания отбирают у ребенка любимые игрушки, книги, конструкторы и т.д. – разлучают его с интересным занятием. Такие воспитательные меры приводят к тому, что эмоционально ребенок отстраняется от окружающих, чтобы  обезопасить себя от возможных разочарований и боли, когда уже больше никто не помешает ему заниматься любимым делом. Ребенок не находит доводов, убеждающих его хоть на каплю больше доверять людям. Научившись при малейшей опасности уходить в себя. Он уже вряд ли попадется на чью-то удочку.

Если ребенка оставляли без десерта и сладкого,

 он привыкает наедаться впрок и иметь все необходимое на всякий случай под рукой. Так зарождается неуемная страсть к накопительству и обжорству. Главная забота ребенка – получать удовольствия без задержек и перерывов. Это приучает ребенка сохранять достигнутые успехи, но отбивает желание стремиться к новым.

Если родители обрушивались на ребенка с криком.

Ребенок благоговейно относиться к своей значимости и дорожит своим статусом. Родительские крики и ругательства в его адрес каждый раз вдребезги разбивают его хрупкую самооценку. После очередного шквала нападок ребенок  обнаруживает себя одиноко стоящим среди испорченных вещей и обломков. Самое печальное,  что этот детский опыт перейдет во взрослую жизнь. По поводу и без повода он будет обрушиваться ругательствами и язвительными замечаниями на окружающих, вызывая ответный огонь на себя.

Если ребенка ставили в угол,

он болезненно воспринимает любые замечания в свой адрес, на всякий случай обособленно держится  от остальных детей и большей частью молчит, дабы случайным образом не навлечь на себя гнев. Ребенок опасается, что в разгар веселья, если это праздник, прозвучит грозный родительский возглас: «Сейчас же встань в угол!» больше всего он жаждет чуткого отношения к себе, но его отстраненное проведение вряд ли кому-нибудь навевает мысль об этом.

Если родители подолгу читали нотации.

 В результате у  ребенка и без того обостренное чувство совести становится еще острее. Нотациями родители добиваются лишь усиления вины сверх меры и вынуждают считать все благие намерения чем-то грязным, постыдным и в какой-то степени опасным. У ребенка вырабатывается привычка заранее извиняться и оправдываться перед всеми подряд, что не придает ему веса в собственных глазах и уж точно не способствует уважению окружающих. Чужой гнев, раздражение и нетерпение он рассматривает как попытку отторгнуть его и лишить своего расположения. Испив горькую чашу самоунижения до дна, любовь к себе ребенок считает роскошью, а не нормальным явлением.  

ЧТО ВМЕСТО НАКАЗАНИЯ.

  1. Если Вы не знаете, как поступить с ребенком в той или иной ситуации, задайте ему соответствующий вопрос но не так: «Выпороть тебя сегодня за это или нет?» а как бы советуясь: «Если мальчик совершил плохой поступок, как отреагируют на это окружающие?» ребенок сам даст совет. Или, например, ребенок не хочет надевать теплую шапку, Вы вместо насилия или скандала спросите: «Как там на улице? Холодно? Что маме сегодня надеть?»
  2. Детские капризы и упрямство чаще всего возникают на почве дефицита доверия или уважения к личности ребенка со стороны родителей. Попробуйте сначала найти изъяны в себе.
  3. Чаще хвалите ребенка. говорите ему «спасибо» за все добрые дела, за помощь взрослым. Этот совет прост, но попробуйте подсчитать, сколько раз в день Вы отдали ребенку распоряжение  в форме окрика, приказа, запрета. А сколько раз ласково? Сколько попросили у него советов? Контролируя себя таким образом, число конфликтов с ребенком можно свести к минимуму.
  4. Любые отрицательные черты характера, привычки можно направить в «нужное русло».

Если ребенок капризен и из-за этого приходится часто его наказывать, то придерживайтесь следующих правил:

  1. постарайтесь понять причину каприза, гнева;
  2. если «сцена» только начинается, постарайтесь отвлечь ребенка (особенно маленького);
  3. если не удалось отвлечь ребенка, оставьте его на некоторое время в покое, не обращайте внимания на его капризы, старайтесь оставаться совершенно спокойными;
  4. выберите правильную тактику поведения с детьми и придерживайтесь ее, начиная с самых первых капризов Ваших малышей;
  5. обращайте внимание на свое эмоциональное состояние: если Вы нервничаете, то ребенку это быстро приедается, а он не умеет сдерживаться;
  6. никогда не шантажируйте детей. Нельзя утверждать: «Если ты не замолчишь, я не буду тебя любить». Таким образом, Вы учите ребенка говорить неправду.
  7. Когда ребенок перестанет капризничать, поговорите с ним ласково. Не отожествляйте его с проступком, уверьте, что Вы его любите, а вот поступок Вас огорчил.

И просто:

Любите своих детей такими, какие они есть.

Педагог-психолог МБДОУ ДС КВ №12   Алимова Светлана Викторовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

правила наказания детей

многие родители задают воспросы "Как наказывать детей и можно ли вообще наказывать". Данная памятка разработана для того, чтобы родители понимали за что можно наказывать и все ли способы наказания при...

Поощрение и наказание детей в семье.

С языка некоторых родителей не сходят слова: «Я что сказал?», «Делай, что тебе говорят!», и т.д. Это не просто слова. Это метод воспитания....

Поощрение и наказание детей в семье.

Виды наказаний и поощрений в семейном воспитании....

консультация на тему "Поощрение и наказание детей в семье" для родителей

"Плоощрение и наказание детей в семье" консультация для  родителей...

Родительская гостиная "Поощрения и наказания детей в семье"

Вводная беседа о поощрениях и наказаниях детей в семье. Игра "Ассоциации". Показ презентации с обсуждением. Рефлексия....

Родительский ликбез"Поощрение и наказание детей в семье"

"Поощрение и наказание в семье!" Презентация для родителей....

Родительское собрание "Поощрение и наказание детей в семье"

Цель: дать родителям возможность задуматьсянад проблемами воспитания детей....