Наказание детей
методическая разработка по теме
Что такое наказание? Как помочь родителям воввремя остановиться перед наказанием своих маленьких детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nakazaniya_-_konsultaciya_2012.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
НАКАЗАНИЯ
И ВЗРОСЛЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТ ДЕТСКИХ НАКАЗАНИЙ.
При чрезмерном использовании наказания, тем более несправедливого, у ребенка блокируется естественный стиль проявления индивидуальности. Тем самым его дальнейшее развитие происходит на основе компенсации. В результате во взрослой жизни у него возникает гиперпотребность в том, чего его так упорно лишали в детстве.
Поэтому, став взрослыми людьми, мы иногда совершенно по-детски опасаемся лишиться самого любимого удовольствия, чего-то очень значимого. Защищаясь от возможных родительских наказаний, мы по-прежнему сдерживаем проявления радости и храним под большим секретом источник наслаждения.
Последствия детских наказаний.
Если с ребенком подолгу не разговаривали.
Лишиться общения – для него самое суровое испытание. Ребенок и без того не может справиться с чувством вины, истязая себя сомнениями. В трудную минуту, как ни кто иной, ребенок нуждается в близком человеке, которому можно довериться.
Поэтому во взрослой жизни ребенок может стать невыносимо болтливым. Его угнетает сама перспектива остаться неуслышанным. Он как бы ожидает, что вот-вот в разговор вмешаются родители и скажут: «Замолчи! Мы не хотим с тобой разговаривать». Наверное, поэтому собеседники такого человека воспринимают его как невыносимого зануду, по десять раз повторяющего одно и то же.
Если родители применяли телесные наказания.
Родители не задумываются, какой метод воспитания ребенку подойдет лучше. Они просто бьют его, часто в целях профилактики, решая таким образом сразу две проблемы: устрашая ребенка и обеспечивая себе эмоциональную разрядку. Мера наказания зависит от количества родительских неудач в личной жизни или в карьере.
Кара неизвестно за что, за какие провинности может грянуть как гром среди ясного неба. Этим Вы лишаете ребенка активной деятельности. Уже начав ту или иную деятельность, он с опаской думает: «А не лучше ли вовремя остановиться, чтобы не попасть под удар?» его природная спонтанность, не находя выхода. Проявляется в неожиданных всплесках неуправляемого возбуждения. Эта как раз та энергия, которая могла бы быть использована в мирных целях. Но именно к мирной жизни Ваш ребенок и не был приучен.
Если родители ограничивали свободу ребенка.
Многие родители мечтают, чтобы их дети ходили по струнке. Запрещая ребенку участвовать в общих и шумных играх с друзьями, Вы испытываете его тягу к свободе, закаляете веру в то, что он ни с чем не справиться без Вашей помощи, подрываете его авторитет перед сверстниками. Постепенно жажда свободы вытесняется у ребенка стремлением убежать от зависимости любой ценой. Однако, оказавшись в очередной раз в трудной ситуации, он в глубине души полагается на помощь всемогущих родителей – надеяться на себя ребенок так и не привык.
Если ребенка стыдили при друзьях и знакомых или публично сравнивали с другими детьми далеко не в его пользу, то эти замечания натолкнут ребенка на мысль о том, что он неудачник. Поощрения и похвала придают такому ребенку крылья, общественное же порицание подрезает эти крылья, и свою фантазию он направляет на выдумывание разнообразных оправданий, объясняющих родителям, почему в очередной раз его постигла неудача.
Если ребенка лишали любимого занятия.
Больше всего ребенок ценит свои увлечения, вкладывая в них всю душу. Догадываясь об этом, родители в качестве наказания отбирают у ребенка любимые игрушки, книги, конструкторы и т.д. – разлучают его с интересным занятием. Такие воспитательные меры приводят к тому, что эмоционально ребенок отстраняется от окружающих, чтобы обезопасить себя от возможных разочарований и боли, когда уже больше никто не помешает ему заниматься любимым делом. Ребенок не находит доводов, убеждающих его хоть на каплю больше доверять людям. Научившись при малейшей опасности уходить в себя. Он уже вряд ли попадется на чью-то удочку.
Если ребенка оставляли без десерта и сладкого,
он привыкает наедаться впрок и иметь все необходимое на всякий случай под рукой. Так зарождается неуемная страсть к накопительству и обжорству. Главная забота ребенка – получать удовольствия без задержек и перерывов. Это приучает ребенка сохранять достигнутые успехи, но отбивает желание стремиться к новым.
Если родители обрушивались на ребенка с криком.
Ребенок благоговейно относиться к своей значимости и дорожит своим статусом. Родительские крики и ругательства в его адрес каждый раз вдребезги разбивают его хрупкую самооценку. После очередного шквала нападок ребенок обнаруживает себя одиноко стоящим среди испорченных вещей и обломков. Самое печальное, что этот детский опыт перейдет во взрослую жизнь. По поводу и без повода он будет обрушиваться ругательствами и язвительными замечаниями на окружающих, вызывая ответный огонь на себя.
Если ребенка ставили в угол,
он болезненно воспринимает любые замечания в свой адрес, на всякий случай обособленно держится от остальных детей и большей частью молчит, дабы случайным образом не навлечь на себя гнев. Ребенок опасается, что в разгар веселья, если это праздник, прозвучит грозный родительский возглас: «Сейчас же встань в угол!» больше всего он жаждет чуткого отношения к себе, но его отстраненное проведение вряд ли кому-нибудь навевает мысль об этом.
Если родители подолгу читали нотации.
В результате у ребенка и без того обостренное чувство совести становится еще острее. Нотациями родители добиваются лишь усиления вины сверх меры и вынуждают считать все благие намерения чем-то грязным, постыдным и в какой-то степени опасным. У ребенка вырабатывается привычка заранее извиняться и оправдываться перед всеми подряд, что не придает ему веса в собственных глазах и уж точно не способствует уважению окружающих. Чужой гнев, раздражение и нетерпение он рассматривает как попытку отторгнуть его и лишить своего расположения. Испив горькую чашу самоунижения до дна, любовь к себе ребенок считает роскошью, а не нормальным явлением.
ЧТО ВМЕСТО НАКАЗАНИЯ.
- Если Вы не знаете, как поступить с ребенком в той или иной ситуации, задайте ему соответствующий вопрос но не так: «Выпороть тебя сегодня за это или нет?» а как бы советуясь: «Если мальчик совершил плохой поступок, как отреагируют на это окружающие?» ребенок сам даст совет. Или, например, ребенок не хочет надевать теплую шапку, Вы вместо насилия или скандала спросите: «Как там на улице? Холодно? Что маме сегодня надеть?»
- Детские капризы и упрямство чаще всего возникают на почве дефицита доверия или уважения к личности ребенка со стороны родителей. Попробуйте сначала найти изъяны в себе.
- Чаще хвалите ребенка. говорите ему «спасибо» за все добрые дела, за помощь взрослым. Этот совет прост, но попробуйте подсчитать, сколько раз в день Вы отдали ребенку распоряжение в форме окрика, приказа, запрета. А сколько раз ласково? Сколько попросили у него советов? Контролируя себя таким образом, число конфликтов с ребенком можно свести к минимуму.
- Любые отрицательные черты характера, привычки можно направить в «нужное русло».
Если ребенок капризен и из-за этого приходится часто его наказывать, то придерживайтесь следующих правил:
- постарайтесь понять причину каприза, гнева;
- если «сцена» только начинается, постарайтесь отвлечь ребенка (особенно маленького);
- если не удалось отвлечь ребенка, оставьте его на некоторое время в покое, не обращайте внимания на его капризы, старайтесь оставаться совершенно спокойными;
- выберите правильную тактику поведения с детьми и придерживайтесь ее, начиная с самых первых капризов Ваших малышей;
- обращайте внимание на свое эмоциональное состояние: если Вы нервничаете, то ребенку это быстро приедается, а он не умеет сдерживаться;
- никогда не шантажируйте детей. Нельзя утверждать: «Если ты не замолчишь, я не буду тебя любить». Таким образом, Вы учите ребенка говорить неправду.
- Когда ребенок перестанет капризничать, поговорите с ним ласково. Не отожествляйте его с проступком, уверьте, что Вы его любите, а вот поступок Вас огорчил.
И просто:
Любите своих детей такими, какие они есть.
Педагог-психолог МБДОУ ДС КВ №12 Алимова Светлана Викторовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
правила наказания детей
многие родители задают воспросы "Как наказывать детей и можно ли вообще наказывать". Данная памятка разработана для того, чтобы родители понимали за что можно наказывать и все ли способы наказания при...
Поощрение и наказание детей в семье.
С языка некоторых родителей не сходят слова: «Я что сказал?», «Делай, что тебе говорят!», и т.д. Это не просто слова. Это метод воспитания....
Поощрение и наказание детей в семье.
Виды наказаний и поощрений в семейном воспитании....
консультация на тему "Поощрение и наказание детей в семье" для родителей
"Плоощрение и наказание детей в семье" консультация для родителей...
Родительская гостиная "Поощрения и наказания детей в семье"
Вводная беседа о поощрениях и наказаниях детей в семье. Игра "Ассоциации". Показ презентации с обсуждением. Рефлексия....
Родительский ликбез"Поощрение и наказание детей в семье"
"Поощрение и наказание в семье!" Презентация для родителей....
Родительское собрание "Поощрение и наказание детей в семье"
Цель: дать родителям возможность задуматьсянад проблемами воспитания детей....