Роль чтения в морально-нравственном воспитании ребенка
материал по теме

Орлик Екатерина Сергеевна

Наиболее значимым для воспитания  аспектом социализации ребенка является усвоение ребенком норм и ценностей общества, которое окружает его во время взросления.  Сделать так, чтобы ребенок усвоил желательные ценности и не усвоил негативные, бывает очень сложно. Ведь ребенка пока сложно убедить в чем-либо, а приказать «быть хорошим» нельзя. На помощь в этом деле может прийти книга. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_chteniya_v_moralno-nravstvennom_vospitanii_rebenka.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль чтения в морально-нравственном воспитании ребенка

Одним из важнейших процессов, в которых участвует ребенок, является социализация. Наиболее значимым для воспитания  аспектом социализации является усвоение ребенком норм и ценностей общества, которое окружает его во время взросления.  Сделать так, чтобы ребенок усвоил желательные ценности и не усвоил негативные, бывает очень сложно. Ведь ребенка пока сложно убедить в чем-либо, а приказать «быть хорошим» нельзя. На помощь в этом деле может прийти книга. Слушая сказку или книжку, смотря мультфильм или спектакль, ребенок бессознательно отождествляет себя с их героями и, сопереживая герою, проживает вместе с ним все события, о которых ведется повествование, то есть заложенная в произведении ценность усвоится ребенком так, как будто она пришла к нему изнутри, а не извне. Усвоенная таким образом ценность не вызовет негативизма и сопротивления со стороны ребенка. В данном случае действует такой же механизм, как если бы он научился чему-нибудь из личного опыта. Именно поэтому, выбирая книги и фильмы для малыша, важно обращать внимание, прежде всего на то, каковы их герои (к чему они стремятся, как поступают, в какие отношения вступают с другими персонажами).

Однако важно создать условия для того, чтобы отождествление произошло. Для этого нужно выбирать книги соответственно возрасту ребенка, сопровождать чтение ребенку показами иллюстраций к произведению, читать с выражением и выбирать качественную литературу.

Что читать детям разного возраста

Малыш начинает понимать человеческую речь еще до того, как научится говорить сам. Легче всего ему понимать ситуативно-бытовую речь взрослых, включенную в непосредственно воспринимаемую ситуацию. В этом случае сама ситуация помогает малышу: он видит то, о чем говорят взрослые.

Восприятие устного рассказа - более сложное умение, ведь в наличной ситуации нет ничего из того, что присутствует в рассказе. Поэтому воспринимать рассказ малыша надо учить - и его способность понимать книги и сказки развивается, когда вы рассказываете или читаете ему. Огромную помощь в этом оказывают картинки. По мере того как малыш растет, постепенно расширяется круг историй, доступных его пониманию, - но только при условии, что ему читают и рассказывают  достаточно много.

Поэтому возрастные границы каждой ступени восприятия историй довольно размыты и зависит от того, как часто и много ребенку читают или рассказывают.

1.Истории для самых маленьких (для детей примерно от 1,5-2 до 3-4 лет)

«Курочка-Ряба», «Репка», - все эти сказки можно рассказывать малышу начиная уже с полутора-двух лет, показывая ему картинки и рассматривая их вместе с ним. К ним можно добавить русские народные потешки, стихи Агнии Барто для малышей («Наша Таня горько плачет...», «Идет бычок, качается...» и другие), и «Цыпленка и утенка» Владимира Сутеева и «Цыпленка»  Корнея Чуковского.

Они рассказаны простыми предложениями, в них много повторов и рифм, и для их понимания достаточно относительно небольшого запаса слов. Многие из них представляют собой как бы переходные формы от потешек (типа «Сорока-ворона кашку варила...») к сказкам. Это очень короткие истории, либо описывающие какое-то одно событие (Таня уронила в речку мячик и тому подобное, Курочка-Ряба снесла золотое яичко), либо выстроенные как цепочка однотипных эпизодов (сначала репку тянет один дед, потом дед вместе с бабкой и так далее).

До трех лет лучше избегать сказок с плохим концом. В этом возрасте закладывается базовое доверие к миру и печальные концовки историй про героев, которым ребенок уже стал сопереживать, нарушают этот процесс. Конечно,  в таких сказках тоже заложена мораль (колобок убежал из дома, был самодовольным и поплатился), но наказание за аморальное поведение уж слишком жестоко. Некоторые психологи считают, воспитание только на позитивных эмоциях может развить искаженное восприятие мира, где происходит и хорошее и плохое в равной степени. Просто не стоит сглаживать все печальные случаи с героями. Избегать стоит лишь крайностей – смертей, жестоких наказаний, детей, брошенных родителями.

Если ребенку достаточно читали и рассказывали, то уже в два с половиной или три года можно переходить к книжкам следующего раздела. Однако дети, с которыми мало разговаривают и которым мало рассказывают и читают сказки, могут «дорасти» до книжек следующего раздела лишь к пяти-шести годам, а то и позже, особенно если они много смотрят телевизор и не привыкли воспринимать рассказ на слух.

2. Истории чуть посложнее (для детей примерно от 2,5-3 до 6-7 лет)

На второй «ступеньке сложности» можно поставить многие стихотворные сказки Корнея Чуковского («Мойдодыр», «Телефон»,  «Айболит», «Федорино горе») многочисленные книжки Владимира Сутеева («Палочка-выручалочка», «Под грибом», «Яблоко» и другие), стихи Самуила Маршака («Где обедал, воробей?», «Усатый-полосатый», «Вот какой рассеянный» и другие), а также его переводы детских английских стишков (например, «В гостях у королевы», «Перчатки», «Кораблик»). Сюда же относятся народные сказки о животных («Лисичка со скалочкой», «Кот и лиса», «Хвосты», «Заюшкина избушка» и другие), басни Сергея Михалкова («Друзья в походе», «Услужливый заяц», «Кто кого?») и многие другие истории.

Эти истории уже немного длиннее; как правило, они состоят из нескольких отдельных эпизодов, связанных по смыслу. Взаимоотношения их героев становятся чуть-чуть более сложными, усложняются диалоги; для понимания этих историй малышу нужен больший запас слов.

Примечание: некоторые из сказок К. Чуковского достаточно страшны для малышей, и их лучше читать не раньше пятти-шести лет.

По-прежнему остается важным хороший конец и отсутствие слишком страшных событий (даже если они хорошо кончаются). Поэтому знакомство с большинством волшебных сказок лучше отложить хотя бы лет до шести-семи. Даже «Красная Шапочка» часто пугает маленьких детей. Дети, которым волшебные сказки начинают рассказывать или читать рано (в четыре-пять лет), в лучшем случае потом их просто не любят, в худшем - у них могут развиться всевозможные страхи и кошмары.

Большинство  книг издаются в разных вариантах - с большим количеством ярких картинок или в более «взрослом» виде, где картинок мало или нет совсем. Дошкольникам, даже самым старшим и умным, лучше покупать книжки в ярком и красочном оформлении, картинки помогают им представлять себе героев книги и события, которые с ними происходят.

Дети, которым много читают, вполне могут полюбить до школы более сложные книги:  А.С. Пушкин. «Сказка о Золотом петушке.» «Сказка и рыбаке и рыбке.», «Сказка о попе и работнике его Балде.», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.», волшебные сказки разных народов в пересказе для детей.

Если детям тяжело воспринимать чтение, можно предложить им во время слушания заниматься какой-нибудь простой механической деятельностью: раскрашиванием, обведением рисунком по контуру и т.д. Доказано, что подобные действия усиливаю концентрацию детей на слушании литературного произведения.

Таким образом, имея информацию о том, как правильно подавать детям литературные произведения, обязательно используйте книги в качестве помощников в деле морально-нравственного воспитания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по теме «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»

Для того, чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, можно использовать различные дидактические игры, содержащиеся в этом материале....

Городские Родительские чтения «Как любить ребенка» Название « Роль семейного чтения для духовно- нравственного воспитания ребенка»

Городские Родительские чтения«Как любить ребенка»     Название « Роль семейного чтения для духовно- нравственного воспитания ребенка» Городские Ро...

Название « Роль семейного чтения для духовно- нравственного воспитания ребенка»

Название « Роль семейного чтения для духовно- нравственного воспитания ребенка»...

Консультация: "Роль чтения художественной литературы в воспитании детей в первой младшей группе"

В младших группах знакомство с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. Мы учим детей слушать стихи, сказки, рассказы...

Консультация для родтителей «Чтение художественной литературы в воспитании ребенка дошкольного возраста»

Консультация для родтителей «Чтение художественной литературы в воспитании ребенка дошкольного возраста»...