Развитие мелкой моторики у детей с ОНР
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Учебно-методический материал «Развитие мелкой моторики у детей с ОНР»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie-melkoi-motoriki.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Развитие мелкой моторики у детей с ОНР
Хлопова Валентина Николаевна, воспитатель высшей категории, подготовительной логопедической группы
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев»
В.А. Сухомлинский.
Практика показала, что уровень развития ребенка зависит от тонких движений пальцев рук, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Тренировка движений пальцев кисти рук является важным фактором развития речи ребенка.
Развитие мелкой моторики имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного возраста.
Развитие речи тесно связано с состоянием мелкой моторики рук.
Если у ребенка развитие зрительно-моторной координации и мелкой моторики не соответствуют возрасту, значит есть патология, и такие дети нуждаются в особенно тщательной подготовке к обучению.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Прекрасным средством для развития движений пальцев является игра «Театр пальчиков». В нее с увлечением играют дети около полутора лет и старше. Наборы «Театр пальчиков» - это головки животных и людей, которые одевают на пальцы и с которыми разыгрываются различные сценки. По пять минут в день вполне достаточно, чтобы стимулировать речевую функцию ребенка. Можно использовать игры с пальчиками, сопровождающиеся стихами, потешками. В старшем возрасте можно использовать игры с игрушками и предметами:
- Раскладывание пуговиц, палочек, желудей;
- Нанизывание бус, палочек, пуговиц на нитку;
- Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, молний;
- Игры с мозаикой.
Кроме пальчиковых упражнений, есть различные графические упражнения:
- «Дорисуй сам»;
- «Обведи узоры»;
- «Продолжи узор»;
- Штриховка, обводка, срисовывание геометрических фигур;
- Продолжение узора по клеточкам;
- Рисование карандашом и красками различными способами (кистью, тампоном, пальцем, свечой);
В коррекционной группе ОНР регулярно проводятся: пальчиковая гимнастика в течение 3-5 минут. В каждой такой физкультминутке содержится большое количество пальцевых движений, сочетающихся с произносимыми стихами:
- «Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиком указательного, среднего, безымянного и мизинца;
- «Человечек» - указательный и средний пальцы правой руки «бегают по столу»;
- «Слоненок» - средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и безымянный – ноги. Слоненок идет по столу;
- «Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.
Пальчиковая гимнастика «Кормушка»
- Сколько птиц кормушке нашей прилетело?
- Мы расскажем (ритмично сжимают и разжимают).
- Две синицы, воробей, шесть щеглов и голубей, дятел в пестрых перышках (на каждое название птицы загибают по одному пальчику).
- Всем хватило зернышек (опять сжимают и разжимают кулачки).
Пальчиковая гимнастика «Снежок»
- 1, 2, 3, 4 (загибают пальчики, начиная с большого).
- Мы с тобой снежок слепили (лепят, меняя положение ладоней).
- Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимая ладони вместе).
- Гладят одной ладонью другую.
- И совсем-совсем не сладкий.
- Раз подбросим, два поймаем, три уроним, четыре сломаем (топают).
Пальчиковые игры, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Развивается умение управлять своими движениями, вырабатывается ловкость.
Выполняя различные пальчиковые упражнения, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Очень влияют на развитие мелкой моторики лепка из пластилина, глины, раскрашивание картинок, занятия с природным материалом, вырезывание ножницами.
Таким образом, графические упражнения, работа с изобразительным материалом, пальчиковые игры развивают мелкую мускулатуру пальцев рук, что положительно сказывается на исправлении речи детей, совершенствовании психологических процессов (внимания, памяти, мышления), которые тесно связаны с речью.
В старшем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений должна стать важной частью подготовки детей с общим недоразвитием речи к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...
Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.
Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...
Консультация для педагогов ДОО "Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет. Комплексные занятия по развитию мелкой моторики у детей 3-5 лет"
Мелкая моторика- тонкие движения кистей и пальцев рук- необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития....
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Игры на развитие мелкой моторики рук детей дошкольников.
Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...
Опыт работы по развитию мелкой моторики По теме: «Пальчиковая живопись, как инструмент развития мелкой моторики руку детей дошкольного возраста»
Публикация на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей детей второй младшей группы №5 на тему: «Важность развития мелкой моторики рук детей. Подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики»
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, ...
Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»
Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»...