Защита детей
материал по теме

 

Работа  воспитателя  с  родителями  по  профилактике  жестокого  обращения  с  детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zashchita_detey.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа  воспитателя  с  родителями  по  профилактике  жестокого  обращения  с  детьми

Права  ребенка,  являясь  неотъемлемой  частью  прав  человека,  служат  тем  фундаментом,  на  котором  строятся  национальные  системы  воспитания  и  образования  в  любой  стране  мира.

В  статье  18. ( п. 1) закона  «  Об  образовании» указано,  что  родители являются  первыми  педагогами,  которые  обязаны  заложить  основы  физического, нравственного  и  интеллектуального  развития  ребенка в  раннем  и  дошкольном  возрасте. Способы  воспитания  должны  исключать  пренебрежительное , жестокое,  грубое, унижающее  человеческое  достоинство  обращение,  оскорбление  или  эксплуатацию.

С  1  января  1997 года в Российской  Федерации  была  введена  уголовная  ответственность  родителей  за  неисполнение или  ненадлежащее  исполнение  обязанностей  по  воспитанию  детей.  В  том  случае,  если  родители  жестоко  обращаются  с  ребенком,  они  должны  нести  наказание  в  соответствии  со  ст.156  Уголовного  кодекса.

Должностные  лица  или  граждане,  которым  известно  об  угрозе  жизни  или  здоровью  ребенка  или  о  нарушениях  его  законных  интересов,  должны  сообщить  об  этом  в  орган  опеки  и  попечительства  по  месту  фактического  нахождения  ребенка.  Для  проверки  сообщений  представители  этого  органа (   с привлечением  в  отдельных  случаях  сотрудников  милиции)  наделены  правом  посещения  таких  семей  с  последующим  принятием  решений.

В  соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации

Ответственность  за  работу  по  воспитанию,  образованию, охране  здоровья,  социальной  защите  и  социальному  обслуживанию ребенка  также  несут педагогические,  медицинские, социальные  работники, психологи  и  другие  специалисты.

( п.3  ст.7 Федерального  Закона от  24  июля 1998г №  124-ФЗ  «  Об  основных  гарантиях прав  ребенка  в  российской  Федерации»)

Таким  образом,  к  основным  задачам администрации  дошкольного  учреждения  относятся:

  1. принятие  решения об  организации  работы  по  оказанию  помощи  детям,  испытывающим  насилие  и  жестокое  обращение  со  стороны  родителей;
  2. установление  контакта  со  специальными  службами  защиты  детей;
  3. проведение  работы  по  формированию  правового  сознания  родителей.

Что  для  этого  необходимо?  

Во-первых, убежденность  педагога  в  том,  что проведение  с  родителями  просветительской  работы  по  соблюдению  и  защите  прав  детей  в  семье  является  не  дополнительной  нагрузкой,  а  важнейшим  условием  повышения  эффективности  воспитательно-образовательного  процесса.

Во-вторых, определенный  уровень правовой  квалификации  и культуры  самих  педагогов.

В-третьих, создание  особой  формы  общения  между  родителями  и  воспитателями,  которую  можно  обозначить  как  доверительный деловой  контакт.

Жестокое  обращение  с  детьми:  что  это  такое?

« Проблемные»  родители -  не  вина  ребенка,  а  его  беда  и  несчастье. Жестокое  обращение  с  детьми – это  не  только  побои,  нанесение  ран,  сексуальные  домогательства  и  другие  способы,  которыми  взрослые  люди  калечат  тело  ребенка. Это – унижение,  издевательства,  различные  формы  пренебрежения,  которые  ранят  детскую  душу.

Пренебрежение  может  выражаться  в  том,  что  родители  не  обеспечивают  ребенку  необходимое  количество  пищи,  одежды,  сна,  гигиенического  ухода. Кроме  того,  пренебрежение  проявляется  в  недостатке  со  стороны  родителей  уважения,  внимания,  ласки,  тепла.

Жестокое  обращение с  детьми  формирует  людей  социально  дезадаптированных,  не  умеющих  создавать  семью,  быть  хорошими  родителями. Опасным  социальным  последствием  насилия  является  дальнейшее  воспроизводство  жестокости.

Нарушению  прав  ребенка  могут  способствовать  следующие  факторы  риска:

  1. Неполные  и  многодетные  семьи,  семьи  с  приемными  детьми,  с  наличием  отчимов  и  мачех;
  2. Присутствие  в  семье  больного  алкоголизмом ( наркоманией)  или  вернувшегося  из  мест  лишения  свободы.
  3. Безработица,  финансовые  трудности;
  4. Постоянные  супружеские  конфликты;
  5. Статус  беженцев,  вынужденных  переселенцев;
  6. Низкий  уровень  культуры,  образования  родителей,  негативные  семейные  традиции;
  7. Нежеланный  ребенок;
  8. Умственные  или  физические  недостатки  ребенка;
  9. « трудный»  ребенок.

В  случае  выявления  жестокого  отношения  к  ребенку  со  стороны  родителей  педагогу  следует  принять  меры  по  его  защите.

Основные  признаки,  которые  должны  привлечь  внимание  педагога:

  1. Психическое  и  физическое  развитие  ребенка  не  соответствует  его  возрасту.
  2. Неухоженность,  неопрятность; апатичность  или,  наоборот,  агрессивность  ребенка.
  3. Изменчивое  поведение: переход  от  спокойного  состояния  к  внезапному  возбуждению (  такое  поведение  часто  является  причиной  нарушения  контактов  с  другими  детьми).
  4. Проблемы  с  обучением  в  связи  с  плохой  концентрацией  внимания.
  5. Отказ  ребенка  раздеться,  чтобы  скрыть  синяки  и  раны  на  теле.
  6. Повторяющиеся  жалобы  на  недомогание ( головную  боль,  боли  в  животе).
  7. Враждебность  или  чувство  страха  по  отношению  к  отцу  или  матери.
  8. Сильная  реакция  испуга  или  отвращения  в  связи  с  физической  близостью  определенного  взрослого.
  9. Судорожное  реагирование  на  поднятую  руку ( ребенок  сжимается,  как  бы   боясь  удара).
  10. Чрезмерное  стремление к  одобрению,  ласке  любого  взрослого,  гипертрофированная  забота  обо  всем  и  обо  всех.
  11. Демонстрация  « взрослого»  поведения,  интерес  к  вопросам  секса.

К  перечисленным  признакам  можно  также  отнести  проблемы  со  сном,  боязнь  темноты, энурез.

Наличие  какого-либо  одного  признака  не  обязательно  свидетельствует  о  том, что  ребенок  подвергается  жестокому  обращению  или  испытывает  насилие (  в  том  числе  и  сексуальное). Однако,  проявляющиеся  в  том  или  ином  сочетании,  они  должны  обратить  на  себя  внимание  педагога.

Какие  наиболее  характерные  особенности  в  поведении  взрослых  должны  подтвердить  ваши  опасения:

  1. В  беседе  о  ребенке  родители  проявляют  настороженность  или  безразличие.
  2. На  жалобы  по  поводу  поведения  сына  (  дочери)  в  детском  саду  реагируют  холодно  либо  очень  бурно,  эмоционально.
  3. Часто  меняют  детского  участкового  врача,  переводят  ребенка  из  одного  д/у  в  другое.

Что  может  предпринять  педагог,  подозревая  родителей  в  жестоком  обращении  с  ребенком:

Прежде  всего  постараться  завоевать  его  доверие,  наблюдать  за  его  поведением,  а  замеченные  отклонения  желательно  заносить  в  специальный  дневник. Побывать  у  ребенка  дома,  посмотреть,  в  каких  условиях  он  живет,  постараться  установить  контакты  с  семьей. Побеседовать  с  близкими  родственниками,  высказать  свою  озабоченность  его  поведением  в  детском  саду.

В  результате  предпринятых  действий  вы  можете  прийти  к  следующим  выводам:

  1. Ваше  предположение  подтверждается  (  не  подтверждается)
  2. Решение  проблемы  не  терпит  отлагательства  и  требует  вмешательства  специалистов.

Большинство  взрослых, использующих  в  качестве  методов  воспитательного  воздействия  приказы,  угрозы, предупреждения,  телесные  наказания  не  считают,  что  нарушают  права  ребенка,  оскорбляют  его  достоинство. Основной  аргумент,  на  который  они  опираются,  состоит  в  том,  что  такого  рода  наказания  применялись  в  детстве  по  отношению  к  ним  самим.

Таким  образом,  задача  педагогов  и  психолога  состоит  в  поиске  способов  изменения  установки  родителей  на  агрессивное  поведение  в  отношении  ребенка.

Педагог,  ставящий  своей  задачей  профилактику нарушений  прав  ребенка   в  семье, прежде  всего,  должен  выступать  образцом  уважительного  и  доброжелательного  отношения  к  ребенку.

Каковы  характерные  черты  подобного  стиля  общения  воспитателя  с  детьми:

  1. Определенная  личностная  позиция  педагога, а  именно  стремление  исходить  из  интересов  ребенка  и  перспектив  его  дальнейшего  развития.
  2. Признание  в  качестве  основной  цели  взаимодействия  с  детьми  обеспечение  чувства психологической  защищенности.
  3. Индивидуальный  подход,  т.е. координация  требований с  имеющимися  у  ребенка  способностями.
  4. Признание  и  принятие  личности  ребенка,  умение  «  встать  на  его  точку  зрения»,  не  игнорировать  свойственные  ему  чувства  и  эмоции.
  5. Создание  ситуаций,  требующих  от  детей  проявления  интеллектуальной  и  нравственной  активности.

Родители,  видящие  изо  дня  в  день  воспитателя,  реализующего  стратегию  гуманизма  в  общении  с  детьми,  задумаются  над  необходимостью  применения  агрессивных  способов  воздействия  на  собственного  ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника ко Дню защиты детей в детском саду. Воспитатель:Туртаева СЮСценарий праздника ко Дню защиты детей в детском саду. Воспитатель:Туртаева СЮ

Дать детям дошкольного возраста элементарные знания и представления о международном празднике “Дне защиты детей.&rdquo...

Сценарий праздника ко Дню защиты детей в детском саду. Воспитатель:Туртаева СЮСценарий праздника ко Дню защиты детей в детском саду. Воспитатель:Туртаева СЮ

Дать детям дошкольного возраста элементарные знания и представления о международном празднике “Дне защиты детей.&rdquo...

Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет).

Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы. Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет)....

«1 июня – день защиты детей». Конспект спортивного развлечения, посвященного дню защиты детей

Цель: создание атмосферы радости и доверия по средствам совместных игр и танцев.Задачи:закреплять у детей навыки и умения, полученные на занятиях физкультуры и музыки,развивать силу, выносли...