Защита детей
материал по теме
Работа воспитателя с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zashchita_detey.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа воспитателя с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми
Права ребенка, являясь неотъемлемой частью прав человека, служат тем фундаментом, на котором строятся национальные системы воспитания и образования в любой стране мира.
В статье 18. ( п. 1) закона « Об образовании» указано, что родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное , жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию.
С 1 января 1997 года в Российской Федерации была введена уголовная ответственность родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей. В том случае, если родители жестоко обращаются с ребенком, они должны нести наказание в соответствии со ст.156 Уголовного кодекса.
Должностные лица или граждане, которым известно об угрозе жизни или здоровью ребенка или о нарушениях его законных интересов, должны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. Для проверки сообщений представители этого органа ( с привлечением в отдельных случаях сотрудников милиции) наделены правом посещения таких семей с последующим принятием решений.
В соответствии с законодательством Российской Федерации
Ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка также несут педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты.
( п.3 ст.7 Федерального Закона от 24 июля 1998г № 124-ФЗ « Об основных гарантиях прав ребенка в российской Федерации»)
Таким образом, к основным задачам администрации дошкольного учреждения относятся:
- принятие решения об организации работы по оказанию помощи детям, испытывающим насилие и жестокое обращение со стороны родителей;
- установление контакта со специальными службами защиты детей;
- проведение работы по формированию правового сознания родителей.
Что для этого необходимо?
Во-первых, убежденность педагога в том, что проведение с родителями просветительской работы по соблюдению и защите прав детей в семье является не дополнительной нагрузкой, а важнейшим условием повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
Во-вторых, определенный уровень правовой квалификации и культуры самих педагогов.
В-третьих, создание особой формы общения между родителями и воспитателями, которую можно обозначить как доверительный деловой контакт.
Жестокое обращение с детьми: что это такое?
« Проблемные» родители - не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат тело ребенка. Это – унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.
Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенку необходимое количество пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.
Жестокое обращение с детьми формирует людей социально дезадаптированных, не умеющих создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.
Нарушению прав ребенка могут способствовать следующие факторы риска:
- Неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов и мачех;
- Присутствие в семье больного алкоголизмом ( наркоманией) или вернувшегося из мест лишения свободы.
- Безработица, финансовые трудности;
- Постоянные супружеские конфликты;
- Статус беженцев, вынужденных переселенцев;
- Низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные традиции;
- Нежеланный ребенок;
- Умственные или физические недостатки ребенка;
- « трудный» ребенок.
В случае выявления жестокого отношения к ребенку со стороны родителей педагогу следует принять меры по его защите.
Основные признаки, которые должны привлечь внимание педагога:
- Психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту.
- Неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка.
- Изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению ( такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми).
- Проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания.
- Отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле.
- Повторяющиеся жалобы на недомогание ( головную боль, боли в животе).
- Враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери.
- Сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого.
- Судорожное реагирование на поднятую руку ( ребенок сжимается, как бы боясь удара).
- Чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех.
- Демонстрация « взрослого» поведения, интерес к вопросам секса.
К перечисленным признакам можно также отнести проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.
Наличие какого-либо одного признака не обязательно свидетельствует о том, что ребенок подвергается жестокому обращению или испытывает насилие ( в том числе и сексуальное). Однако, проявляющиеся в том или ином сочетании, они должны обратить на себя внимание педагога.
Какие наиболее характерные особенности в поведении взрослых должны подтвердить ваши опасения:
- В беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие.
- На жалобы по поводу поведения сына ( дочери) в детском саду реагируют холодно либо очень бурно, эмоционально.
- Часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного д/у в другое.
Что может предпринять педагог, подозревая родителей в жестоком обращении с ребенком:
Прежде всего постараться завоевать его доверие, наблюдать за его поведением, а замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник. Побывать у ребенка дома, посмотреть, в каких условиях он живет, постараться установить контакты с семьей. Побеседовать с близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведением в детском саду.
В результате предпринятых действий вы можете прийти к следующим выводам:
- Ваше предположение подтверждается ( не подтверждается)
- Решение проблемы не терпит отлагательства и требует вмешательства специалистов.
Большинство взрослых, использующих в качестве методов воспитательного воздействия приказы, угрозы, предупреждения, телесные наказания не считают, что нарушают права ребенка, оскорбляют его достоинство. Основной аргумент, на который они опираются, состоит в том, что такого рода наказания применялись в детстве по отношению к ним самим.
Таким образом, задача педагогов и психолога состоит в поиске способов изменения установки родителей на агрессивное поведение в отношении ребенка.
Педагог, ставящий своей задачей профилактику нарушений прав ребенка в семье, прежде всего, должен выступать образцом уважительного и доброжелательного отношения к ребенку.
Каковы характерные черты подобного стиля общения воспитателя с детьми:
- Определенная личностная позиция педагога, а именно стремление исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.
- Признание в качестве основной цели взаимодействия с детьми обеспечение чувства психологической защищенности.
- Индивидуальный подход, т.е. координация требований с имеющимися у ребенка способностями.
- Признание и принятие личности ребенка, умение « встать на его точку зрения», не игнорировать свойственные ему чувства и эмоции.
- Создание ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности.
Родители, видящие изо дня в день воспитателя, реализующего стратегию гуманизма в общении с детьми, задумаются над необходимостью применения агрессивных способов воздействия на собственного ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника «День защиты детей в детском саду»Сценарий праздника «День защиты детей в детском саду»
Сценарий праздника «День защиты детей в детском саду»...
Сценарий праздника ко Дню защиты детей в детском саду. Воспитатель:Туртаева СЮСценарий праздника ко Дню защиты детей в детском саду. Воспитатель:Туртаева СЮ
Дать детям дошкольного возраста элементарные знания и представления о международном празднике “Дне защиты детей.&rdquo...
Сценарий праздника ко Дню защиты детей в детском саду. Воспитатель:Туртаева СЮСценарий праздника ко Дню защиты детей в детском саду. Воспитатель:Туртаева СЮ
Дать детям дошкольного возраста элементарные знания и представления о международном празднике “Дне защиты детей.&rdquo...
Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет).
Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы. Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет)....
«1 июня – день защиты детей». Конспект спортивного развлечения, посвященного дню защиты детей
Цель: создание атмосферы радости и доверия по средствам совместных игр и танцев.Задачи:закреплять у детей навыки и умения, полученные на занятиях физкультуры и музыки,развивать силу, выносли...
Сценарий праздника «День защиты детей в детском саду. Утренник к празднику "день защиты детей"
День защиты детей...
Сценарий летнего развлечения ко Дню защиты детей в детском саду «1 июня — День защиты детей»
Методическая разработка...