Игры на развитие речевого и певческого дыхания
занимательные факты по теме

Шалина Евгения Васильевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_1.docx18.58 КБ
Файл igry_2.docx72.67 КБ

Предварительный просмотр:

4. Игры на развитие речевого и певческого дыхания.

Обычное физиологическое дыхание, как правило, неглубокое и равномерное: вдох равен выдоху. Характер физиологического дыхания зависит от физической и нервнопсихической организации ребенка, а также от состояния его носоглотки, способа сидения на стуле и т.д. От характера дыхания зависит качество звучания детского голоса (вялый, напряженный, тусклый, звонкий).

У детей дошкольного и младшего школьного возраста певческое дыхание повторяет тип речевого дыхания. И речевое, и певческое дыхание у детей более глубокое, интенсивное, т.к. рассчитано не на один слог, а на несколько слов. Поэтому развивать певческое дыхание лучше параллельно с речевым, поскольку способ выдоха родственный: более длительный и экономный.

Экономный выдох связан с диафрагмальной мышцей, которая отделяет грудную клетку от брюшной полости. Диафрагмальная мышца является своего рода задвижкой (форточкой, дверцей), которая не дает воздуху моментально выйти из нижних отделов наших легких, тем самым позволяя нам сказать или пропеть целую фразу.

Детям бесполезно объяснять, почему нужно дышать животом, им просто нужны специальные игровые упражнения, речевой и певческий материал, который исподволь, незаметно и, главное, постоянно тренирует диафрагмальную мышцу.

Качество речевого и певческого дыхания детей зависит не от количества вдыхаемого воздуха, а от правильного экономного выдоха, от умения распределять его на речевую или музыкальную фразу.

Цикл речевого и певческого дыхания состоит из трех основных моментов:

вдох короткий, но спокойный (в характере произволения),

затаивание, или задержка дыхания перед началом,

выдох более продолжительный, экономный, постепенный.

От качества дыхания зависит и характер атаки (начала) звука: твердый или мягкий.

Спокойное дыхание гарантирует речь или пение без напряжения. Излишнее напряжение дыхательных мышц ведет к повышению интонации, недостаток активности - к понижению.

В детском возрасте лучше использовать мягкую атаку: спокойный вдох и постепенный выдох ведут к мягкому, звонкому, легкому звучанию.

Навык речевого и певческого дыхания развиваем постоянно на каждом занятии и постепенно.

Приведем пример такого упражнения.

Исходное положение (и. п.) - стоя, ноги на ширине плеч.

Я превращаю вас всех в деревья, покачаемся, как дерево на ветру: в одну сторону

в другую, «кач» - «кач», вдох - выдох, вдох - выдох и т.д.

И. п. - стоя. Поднять руку перед собой до уровня пояса, слегка согнуть ее и повернуть на ребро.

Отведем руку, «как ветку дерева»: вправо - влево, вправо - влево, вдох - выдох, вдох - выдох и т.д.

И. п. - то же, только движения выполняем так: собранную кисть одной руки, «как листик дерева», раскрываем вправо - закрываем влево, то же самое на вдох - выдох.

Перейдем к следующему этапу работы.

Навык речевого и певческого дыхания в игровых упражнениях формируется постепенно с последующим усложнением. Начинаем с игр на развитие трех основных моментов речевого и певческого дыхания: вдох (короткий), задержка и постепенный выдох.

В самом начале полезно использовать игры на дыхание без звука. Например: «Все превращаемся в «ветер» и своим дыханием рисуем разные образы ветра (порывами, сильного и холодного, теплого и ласкового, еле заметного, спокойного)». Или всем «раздаем» разноцветные шарики и начинаем их «надувать». Можно «устроить чей-нибудь день рождения» задуть «свечи на торте».

Затем удлиняем выдох на звуках закрытых, экономных (шипящих или свисятщих).



Предварительный просмотр:

5.«СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА»

ОЧИСТИТЕЛЬНОЕ И ТОНИЗИРУЮЩЕЕ ДЫХАНИЕ

Полный глубокий вдох. Выдох в три фазы:

первая порция выдоха с ударом руками в грудь;

вторая порция выдоха с ударом руками в грудь;

третья порция выдоха с ударом руками в живот. 11а выдохе широко открывать рот и высовывать язык. На третьей фазе выдоха слегка наклоняться вперед.

 

6 «ПРОБУЖДАЮЩИЙСЯ ГЕЙЗЕР»

ТОНИЗИРУЮЩЕЕ ДЫХАНИЕ

Мысленно представьте себя струей гейзера, набирающего силу и поднимающегося вверх и на выдохе срывающегося вниз; Медленный вдох и быстрый выдох в пропорции 3:1.

7 «НЕДОЕНАЯ КОРОВА»

УКРЕГ1ЛЕНИЕ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ, СНЯТИЕ ОТРИ!JATHJIbl1ЫХ 1MOI\ИЙ

Вдох одновременно через нос и рот.

Выдох через нос с пением, имитирующем мычание коровы. Нижняя челюсть при тгом опущена Ощущать вибрации в области горла и груди. В заключении выдоха можно акцентировать выдох, выпалкивая оставшийся воздух мышцами живота

8 «СЫТАЯ ЛОШАДЬ»

ТОНИЗИРУЮЩЕЕ ДЫХА1ШЕ

/у и >

К \ 4

Спокойный вдох через нос.        .        ^ , "

11родолжительный выдох через рог: расслабшъ все мышцы лица, чтобы они свободно вибрировали под воздействием проходящего воздуха; воздух пропускать через неплотно прикрытые 1убы: 1\бы при этом вибрируют, создавая звук, напоминающий фырканье лошади. 11адо почувствовать волны вибрации по всей i олове.

 

О


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие речевого дыхания

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ Приятный запахЦель.Развитие фразовой речи на плавном выдохе.Оборудование. Один душистый цветок (ландыш, сирень, жасмин и т.п.), или надушенный носовой платок, или фрукты (ма...

Игры для развития речевого дыхания

Цель: развитие речевого дыхания....

Игры для развития речевого дыхания.

Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формирует сильную воздушную струю через р...

Игры, направленные на развитие речевого и физиологического дыхания. Игры, направленные на развитие артикуляционной моторики.

Картотека игр направлена  на развитие речевого и физиологического дыхания,на развитие артикуляционной  моторики....

Презентация " Игры на развитие речевого дыхания" Речевая развивающая среда в средней группе .

  Для развития дыхания ребенка используются множество дыхательных игр:Øсдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки;Øдуть на легкие шарики, карандаши, свечи;Øдуть на плавающих ...

Статья «Игры на развитие речевого и певческого дыхания, развивающие игры с голосом для детей старшего дошкольного возраста»

Статья «Игры на развитие речевого и певческого дыхания, развивающие игры с голосом для детей старшего дошкольного возраста»...