Консультация для родителей "Приручи домового"
статья на тему
Предварительный просмотр:
Приручи домового
Телевизор ругают все. Даже для многих взрослых он чуть ли не ящик Пандоры, а уж для детей – настоящий рассадник пороков и соблазнов! Честно говоря, автор и сам больше любит телевизор ругать, чем смотреть. Но взглянем все – таки на проблему и по – другому: чем телевидение может послужить нашему ребенку? И не нужно ли ему в этом помочь?
Телевизор – триумф техники над людьми.
Фред Аллен
Спускаясь по эскалатору в метро, я однажды услышал из радиодинамиков: «Граждане пассажиры! Помните, что метрополитен – это транспортное предприятие, связанное с повышенной опасностью.
Соблюдайте…» Немножко неуклюжее, но честное предупреждение. Может быть, и на каждый продаваемый телевизор стоит наклеить яркий ярлычок: «Устройство повышенной опасности! Соблюдайте осторожность!» - имея в виду вовсе не вредное излучение кинескопа, не возможность самовозгорания, которую к счастью, уже снизили, бесцеремонное вторжение телевизора в частную жизнь, в наш внутренний мир, в процесс семейного воспитания.
Повышенная опасность действительно присутствует. Но ведь это не причина, чтобы вовсе не пользоваться метро или телевизором. Просто, пользуясь нельзя забывать про осторожность.
На эскалаторе мы держим ребенка за руку – до тех пор, пока он не подрастет и не обретет собственное умение сохранять равновесие.
Наверное, главная проблема с телевизором тоже в этом. В нашем участии, в нашей поддержке, в нашей помощи малышу в развитии его собственных навыков осторожности.
Телевизор - это жвачка для глаз.
Джон Браун
Беспризорный телевизор, к «даром» которого мы относимся неразборчиво, и не может быть ничем иным, как жвачкой для глаз. Поэтому первым нашим делом будет просмотр телевизионной программы. И не сегодняшней, а на будущую неделю – чтобы иметь время на подготовку к тем или иным экранным событиям. Увидев, что обещают сериал про Винни – пуха, мы до его начала почитаем книжку А. Милна, поиграем в веселого мишку и его друзей, привыкнем к ним и будем рады новой, телевизионной встрече с ними. Таким образом, радость первого знакомства мы разделим с малышом сами, не уступая этот важный момент телевизору. Вместе с этим за нами останется и возможность расставить свои акценты – привлечь внимание к наиболее важным для нашей ситуации качествам героев, поделиться собственными эмоциями.
Ребенку постарше можно показать американский фильм «20000 лье под водой» - если мы до этого расскажем ему про Жюля Верна, про опережающий свое время «Наутилус» и про загадочного капитана Немо, который встретится нам еще и в романе «Таинственный остров». Да, мы посмотрим этот фильм вместе, комментируя его и превращая тем самым в большую картинку к своему пересказу романа, (вспомнив заодно и команду Кусто). Этот фильм не считается удачным, но мы приспособим его к своему родительскому делу, к свой семейной режиссуре.
Наше родительское дело именно в том, чтобы быть переводчиком, при ребенке, входящим в мир. Быть режиссером нашей семейной жизни, создателем и хранителем нашего семейного мира. Мы позовем к себе телевизор, когда это нужно нам и ребенку, и постараемся, чтобы то, на что телевизор способен, приносило пользу, а не вред.
Телевидение – первая культура, доступная каждому и управляемая тем, что хотят люди.
Клайв Барнес
Но главный наш улов – это, конечно, те фильмы и те передачи, которым мы знаем цену. Не будем бояться показать ребенку хороший взрослый фильм, если в нем нет эмоциональных перегрузок. Если мы рядом, если этот фильм нам нравится и мы готовы поделиться тем, что «нравится», то у нас все шансы именно сейчас (а не потом, когда ребенок дорастет до любых фильмов, но будет выбирать и смотреть их без нас) приобщить его к своему восприятию жизни и искусства.
Телевизор – враг молодого и друг старика.
Георгий Ратнер
Конечно, с телевизором много сложностей. Одна из них – реклама. Назойливая, прилипчивая, не связанная с окружающими сюжетами и с тем настроением, которое привело нас к экрану.
У нас дома возникла традиция – выключать на время рекламы звук. Рекламная пауза стала нашей, - используем ее для общения, обмена мнениями и даже для физической разминки.
Что касается потребности взрослых посмотреть свои передачи отдельно от ребенка, способы известны. Маленький телевизор на кухне. Наушники, запись нужной программы на видиомагнитофон, чтобы просмотреть ее позже самим, - все это требует определенных хлопот. Но хлопоты оправданны, если мы выводим ребенка из зоны обстрела ненужной ему информацией.
Если быть откровенным, телевизор – как бы мы не ругали - служит взрослому человеку скорее для развлечения, чем для обучения, скорее для удовольствия, чем для познания мира, скорее для времяпровождения, чем для освоения жизни. Для обучения, для познания мира, для освоения жизни телевизор служит прежде всего именно ребенку.
Из этого и надо исходить, определяя свою семейную «сетку вещания». Тогда и для малыша телевизор будет другом. Если у нас есть видеомагнитофон, он может решить некоторые зрительские проблемы. Записав передачу по установленному заранее времени, мы можем потом посмотреть ее с ребенком тогда, когда это лучше всего для него, а не для телевещателей. Мы можем посмотреть ее не один раз, а два или три. Такая возможность имеет огромное значение – ведь детям для осмысления и усвоения необходимо повторение.
Телевизор – домовой двадцатого века.
Имант Зиедонис
Домовой двадцатого века слишком часто становится невыносим. Но нам нужно его приучить, взять от него лучшее, на что он способен. Пусть наш теледомовой показывает и рассказывает то, благодаря чему малыш внутренне окрепнет, овладеет нужными ему знаниями, заглянет в мир эмоций и чувств, облагораживающих душу, а не обугливающих ее.
Не верьте тем, кто говорит, что детям нужен показ телевизионной жестокости, агрессии, насилия, грязи и прочей «правды жизни». Ребенку нужна другая, настоящая правда жизни, освобождающая его к радости и к творчеству, а не притупляющая душу.
У телевизора замечательное будущее. Скоро он сольется с компьютером и даст человеку такие возможности к развлечению, обучению и творчеству, которые сегодня не всегда легко представить. Но возрастут и умножатся все возможности: свободы добра и свободы зла. Будем ли сами учится выбору? Научим ли этому искусству своего ребенка? Или позволим телевидиокомпьютеру стать наркотическим магнитом, программирующим наши мысли и чувства?
Давайте учиться управляться с домовым двадцатого века, чтобы не спасовать перед всемогущим домовым третьего тысячелетия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованное представление "Именины Домового" с участием детей старших групп
Театрализованное представление "Именины Домового" с участием детей старших группАвтор: Грезнева Елена Валентиновна...
Сценарий новогоднего праздника "В гостях у Домового"
В детском саду живет домовой. но его никто никогда не видел. И вот однажды под Новый год ......
Интегрированное занятие "День рожденья Домового"
ЦЕЛЬ: дать детям представление о праздновании русским народом дня рождения Домового. Познакомить с домовым, как со сказочным персонажем. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ: коммуника...
Домовой за печкой жил
Домовой за печкой жил, с ребятишками дружил....
Сценарий новогоднего утренника для средней группы«В гостях у Домового»
Сценарий новогоднего утренника для средней группы«В гостях у Домового»...
Домовой, домовой, этот день сегодня твой!
Домовой, домовой, этот день сегодня твой!...
Домовой, домовой, этот день сегодня твой!
Домовой, домовой, этот день сегодня твой!...