Безопасность детей
материал (подготовительная группа) по теме

Рано или поздно,  ребенок начинает самостоя­тельно ходить в школу, на стадион, бассейн, магазины и т.д. И, конечно же, ему необходимо переходить доро­гу, часто напряженную и опасную для перехода. Чем раньше родители начинают обучать своих детей основ­ным навыкам безопасного перехода, доводить до них со­держание каждого правила перехода проезжей части, проезда на транспорте, тем безопаснее будет их дорога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вы,   ребёнок,

                    транспорт   и дорога.

К теме безопасности детей на городских улицах приходится возвращаться постоянно. Дорожно-транспортными происшествиями с наиболее тяжкими социальными последствиями были и остаются те, участниками, а порой и жертвами которых оказываются дети. Увы. Год от года таких ДТП меньше не становится.

Появление малолетнего ребёнка без сопровождения взрослого на дороге противоестественно, а его действия непредсказуемы, нелогичны и беспомощны. Некоторая осознанность в поведении ребёнка вообще и на дороге в частности появляется к 10-12 годам. Это, если можно так выразиться, - «средний случай». Встречаются, конечно, и очень дисциплинированные дошколята, как впрочем, - и великовозрастные «ротозеи».

Поэтому первый совет родителям – путём несложных экспериментов и наблюдений попробуйте оценить, к какой категории пешеходов относится ваш наследник, готов ли он самостоятельно ориентироваться в дорожной обстановке, может ли принимать верные решения. Если нет, выходя на улицу, вам пора брать его не только за руку, но и заниматься воспитанием. Объясняйте, рассказывайте, убеждайте, воспитывайте личным примером. Не надейтесь на школьных педагогов и милицейских пропагандистов, активно включайтесь в профилактику сами. Но не забывайте при этом, что вы теперь выступаете перед ребёнком в роли непререкаемого авторитета, действующего во всех дорожных ситуациях правильно, взвешенно, максимально безопасно.

Итак, уроки для взрослых и детей, участвующих в дорожном движении вместе.

ЧАСТЬ   ПЕРВАЯ.

ВЫ,  РЕБЁНОК  И  АВТОМОБИЛЬ.

УРОК  ПЕРВЫЙ.

Семья трогается в путь на автомобиле. Малыш удобно расположился на заднем сиденье рядом с мамой. Но дети, особенно маленькие, большие непоседы. И вот ребёнок уже стоит на сиденье, весело щебечет, машет ручками и строит рожицы в заднее стекло. Идилия – полная. Умиляются все. И родители и водитель следующей сзади машины. Последний умиляется от того, что не успевает вовремя затормозить перед перекрёстком и бьёт переднюю машину в бампер. Пустяки, удар был не сильный, но  … вполне достаточный для того, чтобы малыш сначала ударился головой в заднее стекло, а затем упал в проём между передними сиденьями. Последствия удара и падения могут оказаться роковыми. То же самое может произойти и в более прозаической ситуации – при резком торможении автомобиля.

Салон автомобиля не безопасный детский манеж, а заднее сиденье – не широкая и мягкая родительская кровать и не пушистый ковёр на полу.      

В машине малыш должен обязательно сидеть, если нет специального кресла, то рядом со взрослым.

УРОК   ВТОРОЙ.

Как правило. Ребёнок стремится первым занять место на заднем сиденье автомобиля. Если вслед за ним, на заднем же сиденье размещаются взрослые, они буквально прижимают его к внешней (в сторону проезжей части) двери. Автоматическая блокировка дверей при движении предусмотрена только на некоторых зарубежных автомобилях, а воспользоваться механической блокировкой (нажать кнопку или ручку на двери) взрослые, как правило, забывают. В соответствии с «законом подлости» дверь на ходу может распахнуться, а ребёнок вывалиться под колёса попутных машин. Такая вероятность всегда есть, учитывая «шаловливые» ручки и не слишком надёжные механизмы замков отечественных автомобилей. Ещё более вероятно, что при таком размещении ребёнок при остановке не станет дожидаться. Пока взрослые вылезут из машины, а выскочит из своей двери – в сторону дороги …

Никогда не размещайте ребёнка на пассажирском сиденье вплотную к дверям! Никогда не создавайте ситуаций, провоцирующих выход ребёнка из салона стоящего автомобиля в сторону проезжей части!

УРОК ТРЕТИЙ.

Ребёнок достиг возраста, когда его можно перевозить на переднем сиденье автомобиля. Естественно. Он стремится занять престижное место рядом с водителем. О простой операции по пристёгиванию ремня безопасности вспоминают далеко не все, и уж совсем немногие вспоминают, что ремень когда-то был отрегулирован под взрослого человека (разумеется, замечание актуально для автомобилей с ремнями без автоматической регулировки).

Провисший ремень не спасёт ребёнка от  серьёзной травмы головы и грудной клетки в случае резкого вынужденного торможения быстродвижущегося автомобиля. Ремень безопасности – не формальное приспособление, а зачастую единственное средство, сохраняющее жизнь.

Да и вообще, не стоит позволять ребёнку ездить на переднем сиденье. Это опасное место в автомобиле в случае столкновения. И ещё, даже из-под правильно отрегулированного ремня ребёнок при столкновении может просто выскользнуть.

ЧАСТЬ   ВТОРАЯ.

ВЫ,  РЕБЁНОК  

И  ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ.

УРОК   ЧЕТВЁРТЫЙ.

Из остановившегося трамвая, а трамвайные остановки в городе размещены, как правило, на проезжей части улиц, первым выскакивает ребёнок. Выскакивает сам, либо его «выдавливают» выходящие пассажиры. При этом он может:

А) споткнуться и упасть;

Б) быть вытолкнутым прямо на проезжую часть;

В) попытаться самостоятельно перебежать на тротуар и  т.д.

Всё перечисленное весьма вероятно и чревато самыми непредсказуемыми последствиями.

Всегда выходите из трамвая первыми и, встав слева от двери, к ней лицом, помогите выйти ребёнку.  Как своему, так и постороннему.

УРОК   ПЯТЫЙ.

К стоящему на остановке трамваю, троллейбусу, автобусу бегут люди. Бегут по тротуару, по краю проезжей части, с другой стороны – поперёк проезжей части. Поддавшись всеобщему ажиотажу, переходит на бег и ваш ребёнок. Он не видит ничего, кроме стоящего вагона, в который ему нужно успеть. Даже если при этом вы бежите с ним рядом и держите его за руку, - вы трижды неправы. Вместе вы можете попасть под колёса – это раз. Вы можете, поскользнувшись, упасть и уронить ребёнка – это два. И самое главное – вы создаёте ребёнку «страшную» стрессовую ситуацию: не успеем, потеряюсь, мама (папа) уедут, а я останусь один на остановке.

Не рискуйте, не нервируйте ребёнка, не подавайте ему дурной пример неуместной суетливости. Никогда не бегите с ребёнком к стоящему общественному транспорту.

В спешке вы можете потерять контроль и над собой, а главное, над ребёнком.

УРОК   ШЕСТОЙ.

Автобуса давно не было. На остановке столпилась толпа. Вы, крепко держа ребёнка за руку, стоите в первых рядах. Наконец долгожданный вагон подползает к остановке. Начинается давка. Вас могут вмять в ещё закрытые двери неостановившейся машины. Могут и под колёса затолкать, и по «борту размазать», и в салон внести, не «считая ступенек».даже физически и психически крепкому взрослому человеку, как минимум, стресс обеспечен, а каково ребёнку?

Если это возможно, избегайте поездок с ребёнком на общественном транспорте в часы пик. Если же вы с ребёнком вынуждены часто бывать в подобной ситуации, помните, ваше место не в первых рядах штурмующих автобус, а среди тех, кто спокойно ожидает своей очереди. В конце концов, этот автобус – не последний, а физическое и психическое здоровье ребёнка дороже любого ожидания.



Предварительный просмотр:

Материал для проведения бесед с учащимися

Об особенностях дорожной обстановки

 в предканикулярное время

Дорога осенью

Если перед твоим уходом в школу мама или бабушка напоминает тебе, что на улице сыро, то она заботиться о том, чтобы ты не промок сам, не промочил ноги и не простудился. Мы желаем тебе того же. Но главное – мы хотим тебе напомнить, что мокрая дорога опаснее сухой потому, что у всех транспортных средств удлиняется остановочный путь. Выходя на проезжую часть, будь особенно внимателен!

Наверное, ты обращал внимание, что в некоторых местах города, где особенно много деревьев, над трамвайными путями висят надписи: «Осторожно, листопад!» Чем же опасен листопад? Оказывается, листья, попадая на рельсы, под колеса трамвая,  увеличивают тормозной путь. Прослойка из листьев между колесами и поверхностью рельсов действует как своеобразная смазка. Таким же образом опавшие листья увеличивают длину тормозного пути не только на трамвайных путях, но и на проезжей части, по которой двигаются безрельсовые транспортные средства: троллейбусы, автобусы, автомобили.

Осенью не только падают листья. Осенью чаще, чем в другое время года, идут дожди, а значит, чаще дорога «портится» - становится мокрой и скользкой, остановочный путь увеличивается.

Кроме того, во время дождя ухудшается видимость. Становится пасмурно, пешеходы прячутся от сырости под зонтиками, надевают капюшоны, которые мешают обзору дороги. При этом немудрено не заметить машину. Водителям дорога тоже становится видна хуже. Дождь заливает ветровое стекло автомобиля, стеклоочистители не всегда справляются с ним.

Поэтому чаще возникает опасность столкновения машин и наездов на пешеходов. Осенью вы часто слышите: «Будьте внимательны и осторожны на проезжей части при переходе дороги!»

Дорога зимой

Ближе к зиме начинаются заморозки. На лужах появляются корочки льда. Дорога становится совсем скользкой. Часто не успевшая просохнуть от дождя поверхность дороги покрывается тонким-тонким и незаметным для глаз льдом. Скользят пешеходы, а про тормозной путь и говорить не приходится – он становится намного длиннее.

А придет настоящая зима,  дороги покроются снегом. Утоптанный ногами пешеходов и укатанный колесами машин, он становится таким же скользким и опасным, как лед.

Во время зимних оттепелей лед и снег оттаивают, а потом вновь замерзают и делают поверхность проезжей части очень скользкой и опасной. Вдобавок, если идет снег, он залепляет глаза пешеходам, мешает обзору дороги, резко ухудшает видимость. Водителям тоже становится хуже видна дорога, видимость резко сокращается.

Дорога становится особенно опасной во время первого снегопада, когда на проезжей части появляется утрамбованный снег и первый лед. В это время случается больше, чем обычно, наездов на пешеходов. Происходит это потому, что и водители, и пешеходы еще не успели приспособиться к тому, что на дороге стало скользко и видимость ухудшилась.

Дорога весной

Весне всегда все рады. Радуются ей и пешеходы, и водители: под лучами весеннего солнца с каждым днем все быстрее тает снег и лед, делая чистыми дороги. Правда, кое-где под стоящим льдом и снегом остается грязь. Смешиваясь с дождевой водой, она создает весьма скользкий жидкий грязевой слой, покрывающий поверхность проезжей части и тротуаров. Скользко, как зимой. Но постепенно солнце делает свое дело – дороги становятся сухими. Но весеннее солнце, бывает, служит и недобрую службу – оно слепит глаза пешеходам и водителям. Взглянув на яркое солнце, человек на некоторое время как бы слепнет. Если такое случается с пешеходом на проезжей части или с водителем, то это может окончиться бедой. Особенно  плохо, когда солнце светит навстречу движению. Даже солнцезащитные козырьки в автомобиле или очки не всегда помогают. Поэтому водители  и пешеходы должны помнить об этом.

Если приходится двигаться против солнца, то, будучи ослепленными солнечными лучами, водители должны прекратить движение, а пешеходы – не выходить на проезжую часть. Двигаться можно лишь тогда, когда дорога хорошо просматривается.

Дорога летом

Наиболее благоприятная пора для дорожного движения – лето. Светлого времени становится значительно больше, сухо на дорогах. Но и летом мы не застрахованы от опасностей. Все привыкают к тому, что видимость хорошая. Стала видна скрытая зимой под снегом дорожная разметка. Это способствует безопасному движению. Тормозной путь укоротился: снега и льда нет. Но случаются дожди, и пусть на короткое время, но дорога опять становится скользкой. Особенно опасны первые капли дождя. Они смешиваются с пылью на дороге, и эта грязевая смесь действует как смазка! Тормозной путь резко увеличивается! Во время дождя не только становится более скользким покрытие, но и ухудшается видимость.

Водители и пешеходы, отвыкшие от таких сложных условий движения, порой это не учитывают. А зря. Необходимо и водителям скорость снизить, и пешеходам быть осторожнее при переходе дороги. Всем надо внимательнее следить за обстановкой на дороге.

Дорога в темное время суток

Любое время года имеет свои особенности. Если все участники движения – пешеходы и водители – эти особенности знают и учитывают, то, значит, опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий уменьшается.

Но обстановка на дороге зависит не только от времени года. Меняется она и в течение суток. В сумерках и в темноте значительно ухудшается видимость. Пешеходы и водители не очень хорошо различают, что делается на дороге. В темноте легко ошибиться в определении расстояния как до едущего автомобиля, так и до неподвижных предметов. При плохом освещении часто близкие предметы кажутся далекими, а далекие – близкими. Случаются зрительные обманы: неподвижный предмет можно принять за движущийся, удаляющийся – за приближающийся, и наоборот. В темноте трудно определить по свету фар автомобиля, приближается он или нет. А ели приближается, то с какой скоростью.

Глаза человека устроены так, что им надо время, чтобы привыкнуть к темноте. Но все равно ночное зрение значительно хуже дневного.

При плохом освещении, в сумерках, глаза плохо различат цвета. Например, красный цвет кажется темным и даже черным.  Зеленый цвет выглядит светлее, чем красный. При приближении к светофору его сигналы кажутся поначалу белыми, и лишь позднее мы начинаем различать цвета. Прежде всего становится веден зеленый, затем желтый и красный. К сожалению, не все пешеходы и водители это знают и не проявляют должной осторожности в темноте.

Вывод простой. В темноте при переходе улицы расстояние до приближающегося автомобиля должно быть больше, чем днем. Торопиться и днем нельзя, а в темноте тем более. Желательно в темное время не носить темную одежду. Если есть возможность, то надо использовать светоотражающие наклейки, ленты для одежды и значки.



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по проведению

«минуток» безопасности движения

«Минутка» - это кратковременное занятие по безопасности движения (1- 2 минуты), которое проводится  учителем перед тем, как дети пойдут домой.

        Цель «минутки». 

Человек движется по улице на основе навыков: навыков движения, навыков наблюдения (оценки наблюдения, прогнозирования). Эти навыки приобретаются на практике ежедневно, при движении по улицам и дорогам, при переходе через дорогу, с каждым шагом и каждым взглядом. Часто такое стихийное обучение приводит к закреплению неправильных навыков, ибо ошибка или нарушение на улице далеко не всегда приводят к неприятным последствиям. Цель «минутки» – повлиять на стихийное формирование навыков поведения на улице во время движения по ней путем создания у детей соответствующей установки, ориентировки мышления на вопросы «дороги» и «безопасности».

        Желательно, чтобы ребенок, выйдя на улицу, осознанно или неосознанно изучал ее, познавал ее «секреты», поскольку улица лишь на первый взгляд проста, а в действительности сложна, имеет ряд «ловушек»- обманчивых ситуаций. Для этой цели при проведении «минутки» нельзя ориентироваться только на напоминания, построение известных положений типа «будьте осторожны». Необходимо пробудить внимание и интерес детей, рассматривая проблемный вопрос, допускающий разные мнения, связанные с раскрытием закономерностей улицы, не только «что», сколько «почему», или разбирая конкретный случай на улице с ребенком.

Методика проведения «минутки».

 Внимание детей переключается на вопросы безопасности движения путем разбора проблемного вопроса или «вопросника», приложенного к методике «минуток», где ребенок получает элемент полезных сведений по безопасности движения, проданный в проблемной и занимательной форме.

        «Минутки» следует проводить еженедельно или познакомить родителей с содержанием «минуток» через различные формы наглядной агитации.

«Минутки»

1.Почему надо переходить улицу на перекрестках или пешеходных

переходах?

Ответ: Водитель транспорта знает, что, согласно ПДД, переход проезжей часть в этих местах разрешен. Взаимное внимание там больше, и при надобности водитель  снижает скорость или останавливает автомобиль, чтобы пропустить пешеходов. Пешеход, который переходит проезжую часть в неустановленном месте, может своим неправильным поведением создать опасную обстановку и помешать общему движению. Часто такое поведение пешехода бывает причиной дорожно – транспортного происшествия.

2. Почему нельзя переходить улицу на красный или зеленый сигнал светофора?

Ответ: Пешехода горит красный сигнал светофора, то для транспорта горит зеленый. Обычно в местах, где движение регулируется, транспортных средств много, движение очень интенсивное. Каждый водитель, приближаясь к перекрестку, старается быстрее проехать его (за исключением тех, кто совершает повороты. Они должны пропускать пешеходов). Сигналы светофора быстро меняются. Меньше всего горит желтый, который информирует о смене сигналов и не разрешает переход проезжей части.

        3. Почему опасно перебегать проезжую часть?

Ответ: Когда человек бежит, он не может сконцентрировать внимание на все окружающее. Даже безопасная обстановка может измениться за долю секунды и стать опасной, так что человек который бежит, не заметит это. Когда бежишь, можешь споткнуться и упасть, особенно если дорога неровная.

        4. Как  видит водитель пассажиров автобуса?

Ответ:  Водитель автобуса наблюдает за посадкой и высадкой пассажиров при помощи специальных зеркал. Зеркала прикреплены снаружи автобуса и в кабине водителя. За посадкой пассажиров с передней двери водитель наблюдает через стекло кабины. Вы обязательно замечали надпись на кабине «Рядом с кабиной стоять запрещается». Для чего это нужно? Для того, чтобы наблюдать за передней дверью, так как в зеркало её плохо видно, а именно через эту дверь выходят маленькие дети, престарелые люди и инвалиды.

        5. Почему стоящая машина может быть опасна?

Ответ: Стоящая машина закрывает обзор, мешает наблюдать за проезжей частью. Стоящие автобусы, трамваи, троллейбусы, грузовики скрывают за собой приближающийся «маленький» автомобиль, водитель которого не видит приближающегося пешехода, а в движении есть требование «я должен видеть, и я должен быть виден».

        6. Чем опасны деревья и кусты на улице?

Ответ: Деревья и кусты – это предметы, которые закрывают обзор, мешают наблюдать за движением на проезжей части.

        7. Может ли движущийся автомобиль скрывать другой автомобиль.?

Ответ: Может, так как из – за движущихся «больших» транспортных средств не видно «маленьких». Автобусы, троллейбусы скрывают легковые автомобили. Даже из – за одного легкового автомобиля может выехать другой, который едет с большей скоростью, и поэтому можно их раньше не заметить.

         8. Почему улицы, по которым редко проезжают автомобили, могут быть опасными?

         Ответ: так  называемые пустынные улицы могут быть опасными потому, что пешеход, переходя проезжую часть, иногда не считает нужным убедиться в безопасности. Скорость у автомобилей большие и выехавшие из переулка автомобили быстро могут оказаться опасными для пешеходов.  Каждый участник движения в любой обстановке должен убедиться в безопасности.

        

9. Как определить далеко машина или близко?

Ответ: Перед тем как переходить проезжую часть пешеход должен остановиться , вслушаться и посмотреть, чтобы убедиться, нет ли приближающегося транспорта. Скорость приближающегося транспорта нельзя оценить сразу. Например, если от тебя до автомобиля 4 столба уличного освещения, посмотри, сколько автомобилю понадобится времени, чтобы проехать от одного столба до другого, тогда приблизительно будешь знать, успеешь ли перейти.

        10. Почему нельзя ходить по проезжей часть дороги?

Ответ: Улицы и дороги разделены на части. На улице – проезжая часть и тротуар. На шоссейных дорогах – обычно тоже проезжая часть и обочины. Тротуар и обочины для пешеходов, а проезжая часть для транспортных средств. Движение пешеходов по проезжей части мешает общему движению, так как скорости транспортных средств и пешеходов неравные. Все участники движения должны быть взаимно внимательны, но движения транспорта и пешеходов по одной части требовало бы слишком большого напряжения. Поэтому пешеход пользуется проезжей частью только тогда, когда ему нужно перейти на другую сторону, и это только в установленном месте, или если по тротуару или обочине двигаться невозможно (есть и такие улицы, где, к сожалению, нет тротуаров). Тогда нужно идти по левой стороне проезжей части навстречу транспорту и обязательно друг за другом.

        11. Какая опасность может возникнуть, когда ребенок увидит свой дом?

Ответ: Увидев дом, поневоле возникает желание скорее домой, а если впереди – проезжая часть, которую надо переходить, тогда надо все- таки остановиться и не дать воли спешке. Спешка часто является причиной неприятностей и несчастных случаев.

        12. Какой из переходов опаснее: обозначенный знаками и «зеброй» или переход со светофором?

Ответ: Обозначенный знаками пешеходный переход опаснее потому, что он нерегулируемый. Сигналы светофора на нерегулируемом переходе разрешают или запрещают движение пешеходов. Без светофора пешеход должен внимательно следить за движением, оценивать расстояние, скорость транспорта и, убедившись в безопасность начинать переход проезжей части. Но и на перекрестке со светофором надо убедиться в безопасности. К сожалению, как среди пешеходов, так и среди водителей, встречаются нарушители.

        13. Какое место на улице опаснее – перекресток или остановка общественного  транспорта?

        Ответ: На перекрестке довольно сложно следить за движением. Транспортные средства могут ехать прямо, делать повороты – всё надо видеть. Но остановка общественного транспорта намного опаснее. Многие имеют плохую привычку при выходе из автобуса или трамвая начинают сразу же переход проезжей части спереди или сзади, не думая о том, что мимо едут другие машины. Особенно опасны остановки общественного транспорта зимой, когда дороги скользкие. Любая невнимательность может обернуться дорожным происшествием.

        

14. Какое транспортное средство труднее всего заметить в потоке машин?

Ответ: если на дороге много больших транспортных средств (автобусы, трамваи, грузовики),  трудно заметить за ними мотоциклы или легковые автомобили, особенно в плохую погоду и с невключенными фарами.

        15. Что на улице самое опасное?

Ответ: Многие думают, что самое опасное на улице – движущаяся машина. Она опасная, если мы попытаемся перейти улицу перед близко идущей машиной. Но анализ дорожно транспортных происшествий доказывает, что не менее опасны стоящие автомашины, из – за которых, не убедившись в безопасности на проезжей части, мы начинаем переходить улицу. При этом нарушаем требование: «я должен видеть, и я должен быть виден».

16. Что на улице самое главное?

Ответ: На улице самое главное – взаимное уважение, внимание всех участников движения. Участники движения должны знать правила дорожного движения  и выполнять требования безопасности движения. Каждый участник движения должен вести себя так, чтобы он своим поведение не поставил себя и других в опасность. Улица не требует безконтрольного поведения.

17. На проезжей части разметка «зебра». Если взрослый с ребенком хочет перейти там улицу, должен ли он убедиться, что нет приближающихся автомобилей?

Ответ: Да. Проезжую часть никогда нельзя переходить, не убедившись в безопасности. Ни одного транспортного средства нельзя остановить немедленно. Поэтому даже обозначенный пешеходный переход не дает права пешеходу «вслепую» переходить проезжую часть дороги. Особое внимание требуют улицы, где на проезжей части в одном направлении несколько рядов. Движущаяся машина в первом ряду остановилась, но остановились ли машины в других рядах. В этом надо убедиться. Обозначенным пешеходным переходом считается тот переход, где разметка «зебра» или около которого стоит дорожный знак «Пешеходный переход».

        18. Если кто – то из взрослых пешеходов переходит проезжую часть на красный сигнал светофора, можно ли следовать его примеру?

Ответ: Нет. Нельзя повторять ошибки других. Если ты когда - то  что – то делал неправильно и оказался ненаказанным, может появиться желание повторить эти ошибки. Жертвами дорожных происшествий становятся не все, кто нарушил правила дорожного движения, а те, кому не повезло. А знаешь ли ты, когда тебе не повезет? В движении очень опасны неправильные привычки.

        19. Опасно ли играть вблизи проезжей части?

Ответ: Да. Когда играешь, забываешь, где находишься. Можно выбежать на проезжую часть, где твое неожиданное появление может кончиться под колесами автомобиля. Например: ты играл с мячом, он упал на проезжую часть дороги, и ты, не думая, побежал за ним.

        20. Если дорога в обе стороны просматривается хорошо и нет приближающихся автомобилей, можно ли переходить шоссе?

Ответ: Да. Вне населенных пунктов условия перехода такие, как и в городе: надо убедиться в опасности. Скорости автомобилей и мотоциклов на шоссе больше, надо далеко видеть дорогу, чтобы быть убежденным в безопасности. Если будешь переходить дорогу на крутых поворотах или из – за кустов, или деревьев, ты можешь вовремя не заметить приближающийся транспорт.

        21. Легко ли остановить машину на скользкой дороге?

Ответ: Нет.  У каждого транспортного средства есть остановочный путь, который зависит от габаритов, груза, скорости, дорожного покрытия и т.д. Остановочный путь зависит также от водителя. На скользкой дороге остановочный путь в три раза длиннее, чем на сухой.

        22. Может ли пешеход двигаться по левой обочине?

Ответ: Да. По левой обочине ходить безопаснее, потому что транспорт идет навстречу и его хорошо видно.

        23. Обязательны ли для пешеходов сигналы светофора?

Ответ: Да. Светофор помогает регулировать движение на перекрестках с большой интенсивностью движения. Не всегда помогает светофор ускорить движение, но стороны безопасности движения он необходим. У нас в городе много мест, где между перекрестком довольно большое расстояние, поэтому и установлено много светофоров для пешеходов и за пределами перекрестков.

        24. Можно ли играть на тротуаре?

Ответ: Нет. Тротуар – для движения пешеходов, и поэтому играть на тротуаре никак нельзя, для игры необходимо использовать детские площадки.

        25. Должен ли пешеход двигаться по тротуару, если он есть?

Ответ: Да. Тротуар предусмотрен для пешеходов и отделен от проезжей части бордюрным камнем, который не дает возможности автомобилям заехать на него.  У нас  существует правостороннее движение, как в большинстве стран мира. Двигаясь по тротуару, надо держаться правой стороны, чтобы не мешать встречным пешеходам. Двигаясь по левой стороне, мы можем вынудить других пешеходов выйти на проезжую часть дороги, что опасно. Важно, чтобы пешеход не был спиной к близкому транспорту. Если мы идем группой всегда нужно учитывать ширину тротуара. Впереди идущих обходят слева.

        26. Можно ли начинать переходить улицу при желтом сигнале светофора?

Ответ: Нет. Желтой сигнал светофора это промежуточный сигнал, которой информирует о смене сигналов светофора. Он не позволяет начинать переход, но разрешает закончить его в случаи, если при разрешающем сигнале не успели это сделать. Оставаться на середине  проезжей части крайне опасно.

        27. В чем разница в значении дорожных знаков «Пешеходный переход» в голубом квадрате и красном треугольнике?

Ответ: Знак в голубом квадрате (для пешеходов) указывает на место перехода  проезжей части, относится к группе «Знаки особых предписаний», Знак в красном треугольнике – для водителей, информирует водителей о приближении к  месту пешеходного перехода, требует принять меры, соответствующие обстановке. Относится к группе «Предупреждающие знаки».

        28. Обозначают ли пешеходный переход на асфальте белыми полосами?

Ответ: Да. На обозначенных пешеходных переходах белой краской нарисованы довольно широкие полосы, и от края тротуара стрелками показано направление движения. Около таких переходов обязательно есть указательный дорожный знак «Пешеходный переход» (описать знак), так как зимой на асфальте полосы не видны. Такая разметка еще называется «зеброй». На таком переходе пешеход, который уже на проезжей части, имеет преимущество перед транспортом, но всегда нужно быть внимательным, особенно когда движение в одном направлении в несколько рядов.

        29. Можно ли начинать переход проезжей части при мигающем зеленом сигнале светофора?

Ответ: Нет. Когда в светофоре мигает зеленый сигнал, это уже предупреждает, что вот  - вот загорится желтый, а после него  - запрещающий красный. Время мигающего зеленого сигнала настолько коротко, что ты не успеешь перейти улицу, а останавливаться на середине проезжей части очень опасно, и это мешает общему движению.

        30. Правильно ли, что чем больше скорость автомобиля, тем больше требуется времени для её остановки?

Ответ: Да. (Тут можно привести пример: когда ребенку легче остановиться – когда он идет или бежит). Транспортному средству, которое едет быстрее, требуется большее расстояние, чтобы остановиться. Это значит и больше времени. Это расстояние остановочным путем. Остановочный путь – это расстояние, пройденное машиной с начала реакции водителя на опасность + тормозной путь. Тормозной путь (от начала торможения до остановки транспортных средств) зависит  еще от груза – чем тяжелее груз, тем длиннее путь торможения.

        31. Где расположены указатели поворота у различных видов транспортных средств (легковых, грузовых, автобусов, мотоциклов)?

Ответ: Указатели поворота могут быть на бампере, под фарами, на крыльях, на руле у мотоцикла, спереди и сзади.

        32. Должен ли ты наблюдать за сигналами поворота транспорта, когда будешь переходить проезжую часть?

Ответ: Да. Каждый внимательный пешеход, перед тем как перейти проезжую часть должен убедиться в безопасности. Указатели поворота на транспортных средствах показывают, что они поворачивают или будут менять ряд движения.

        33. Должны ли пешеходы, двигаясь по тротуару держаться правой стороны?

Ответ: Да. У нас в России правостороннее движение, и, чтобы не было напрасных столкновений, пешеходы должны держаться правой стороны.

        34. Можно ли железную дорогу переходить в любом месте?

Ответ: Нет. На железных дорогах есть переходы, каждый знающий пешеход переходит железную дорогу только на обозначенных местах. В местах, где имеются шлагбаумы (закрываются автоматически или дежурным), после закрытия шлагбаумов опасно переходить дорогу. Составы поездов тяжелые, и остановочный путь их очень длинный.

        35. Хорошо ли видно в темноте человека в темной одежде?

Ответ: Нет. В темное время пешеходов для водителя вообще очень плохо виден. Немного лучше можно заметить тех, кто одет в светлую одежду. Чтобы пешеход был лучше замете, нужно носить светоотражатели, можно и фонарики (особенно тем, кому приходится двигаться по краю проезжей части или по обочине).  Велосипеды должны иметь все, что предусмотрено ПДД (спереди – фонарь с белым светом, сзади – фонарь с красным светом и красный светоотражатель).

        36. Может ли на дороге быть скользко, когда нет снега?

Ответ: Да. Проезжая часть дороги становиться скользкой тогда, когда начинается дождь, снегопад,  и очень скользко бывает осенью, во время листопада. В это время проезжая часть трамвайные пути будто покрыты маслом, поэтому тормозной путь немного больше, чем по сухой дороге.

        37. Может ли зонтик мешать наблюдению за движением, когда переходишь через проезжую часть дороги?

Ответ: Да. Зонтик нужен во время дождя, но, переходишь проезжую часть дороги, особенно в местах где движение регулируется, он мешает за движением. Поэтому лучше научиться носить зонтик так, чтобы бала обеспечена безопасность движения.

        38. Почему опасно переходить проезжую часть вдвоём под руку или держась за руку?

Ответ: Когда переходит дорогу целая колонна детей, то держаться за руки безопасно. Когда же переходят двое – трое, так поступать не следует, потому что при появлении опасности дети могут тянуть друг друга в разные стороны и потерять драгоценные секунды.

        39. О чем надо помнить пешеходу, выходящему из автобуса?

Ответ: Выйдя из автобуса, надо отойти от него, давая дорогу выходящим пассажирам и ожидающим посадку.

Не надо спешить переходить через дорогу: стоящий автобус мешает заметить проезжающий транспорт.

        Именно поэтому выбегать из-за него нельзя ни спереди, ни сзади. Дойдите до перехода или дождитесь, пока автобус отойдет от остановки, тогда вы будете хорошо видеть дорогу.

        40. В чем опасность, когда вы идете по улице с маленькими детьми?

Ответ: Маленькие дети еще не умеют ориентироваться на дороге и могут вырваться из рук, побежать в самый неподходящий момент. Старшие должны крепко держать ребенка за запястье руки и не отпускать их.  Особенно внимательными надо быть, когда вы подъезжаете к своему дому или выходите из автобуса, такси, троллейбуса. Маленькие дети, заметив кого – то из знакомых на другой стороне улице, могут вырваться и побежать к ним.

        41. В чем опасен для пешехода момент, когда один автомобиль обгоняет другой?

Ответ: Некоторое время первой автомобиль закрывает второй. Пешеход может видеть только один автомобиль и не заметить другой.

42. Чем опасен для пешехода момент, когда разъезжаются  два встречных автомобиля?

Ответ: один автомобиль выезжает из-за другого. Поэтому и водитель, и пешеход могут не заметить друг друга.

        

43. Можно ил при переходе проезжей части отвлекаться? 

Ответ: Конечно нельзя. На дороге за секунду автомобиль проезжает от 10 -12 и даже больше. Но мы любим оглядываться на шум, крик, особенно когда услышим свое имя. Это очень опасно.

        43. Вы подошли к перекрестку, на светофоре горел для пешеходов зеленый сигнал. Как долго, вы не знаете. Стоит ли начинать переход?

Ответ: Лучше подождать нового цикла зеленого сигнала, чтобы не оказаться на переходе при красном сигнале светофора. Особенно это важно в дождливую погоду или зимой, когда проезжая часть очень скользкая.

        44. Что делать, если при переходе проезжей части уронил сумочку, портфель или какой – нибудь другой предмет?

Ответ: Если мы что – то уронили, первая реакция – быстро поднять. При переходе проезжей части эта привычки может сослужить плохую службу. Если срезу наклониться и поднять предмет, наше внимание будет приковано только к нему. На проезжей части так делать нельзя. Необходимо сначала посмотреть в обе стороны, убедиться что опасности нет, а потом подобрать упавший  предмет.  Лучше, конечно, при переходе проезжей части быть собранным, внимательным и ничего не ронять.

        45. Мальчик спешит в кино, опаздывает. К переходу приближается грузовик, но мальчик видит, что он успевает перейти. В чем опасность такой ситуации?

Ответ: опасности две. Во- первых, за грузовиком может ехать другой автомобиль (меньшего размера), скрытый от глаз мальчика.  Во- вторых, переходя, мальчик будет наблюдать только за приближающимся грузовиком и помет позабыть посмотреть в другую сторону.

        46. Почему опасно играть рядом с дорогой?

Ответ: Во время игры можно забыть от опасности, выбежать на проезжую часть и попасть под машину.

        47. На нерегулируемом перекрестке пешеход пропустил автомобиль, больше автомобилей не видно. Можно ли переходить проезжую часть?

Ответ: Сразу переходить, пропустив автомобиль, нельзя. В первые секунды, пока она близко, за ней может скрываться встречный автомобиль. Пропустив автомобиль, надо подождать пока он отъедет подальше и не будет мешать осмотру улицы.

        48. Пешеход начал переходить проезжую часть при смене сигналов светофора с зеленого на красный. Пешеход решил: «Пока машины стоят – успею: ведь водители видят меня и не станут наезжать». В чем ошибка пешехода?

Ответ: Не все автомобили в этот момент стоят, некоторые приближаются к перекрестку, и при включении зеленого сигнала они выедут на перекресток с ходу. Перебегающего пешехода такой воитель может не заметить из – за стоящего транспорта.

        49. Если поблизости нет машин – переходи дорогу по прямой.

Комментарий: нет поблизости – это значит, что нет ни приближающихся, ни проходящих, ни стоящих. Ничто не мешает обзору и не угрожает безопасному переходу.

        50. Стойте на тротуаре возле обочины (проезжей части).

Комментарий: обязательно стойте! Всегда нужна остановка, пауза для наблюдения и оценки обстановки. Никогда не выходи, не выбегай с ходу!

        51. Осмотрись или прислушайся – нет ли машин.

Комментарий: осмотрись – поворотом головы проверь дорожную обстановку, посторонние мысли не должны отвлекать тебя; помни – машина может быть СКРЫТА.

        52. Если видишь приближающийся автомобиль – дай ему проехать. Снова посмотри по сторонам.

Комментарий: ВСЕГДА ДАЙ ПРОЕХАТЬ, если даже автомобиль едет медленно. За ней может быть скрыт другой. Снова посмотри по сторонам: проехавший автомобиль может скрывать за собой встречный – и поэтому, пока проезжал  один, могли появиться другие.

        52. Продолжай внимательно смотреть и прислушиваться, пока не перейдешь дорогу.

Комментарий: смотреть по сторонам при переходе надо неоднократно, ведь обстановка может измениться: внезапно появиться автомобиль, идущее прямо транспортное средство  вдруг поворачивает… Если так случилось,  что – то мешает обзору (например, на пешеходном переходе стоит машина), то, помни, что обзор ограничен, надо подойти к краю проезжей части и осторожно выглянуть: что там за … ? Если приближается автомобиль, спокойно отойти назад.



Предварительный просмотр:

ПРИЧИНЫ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ДОРОГЕ

Неумение прогнозировать дорожную обстановку.

Незнание мер обеспечения безопасного движения.

Отсутствие навыков выполнения действий по безопасному движению.

Нежелание выполнять безопасные действия, пренебрежительное отношение к ним.

Неосознанное подражание другим лицам (нередко родителям), нарушающим правила безопасности движения.

Недисциплинированность, потеря бдительности.

Объясняется это возрастными особенностями детей. А избежать этих опасностей можно лишь путём соответствующего воспитания и обучения ребёнка с самого раннего возраста. Причём только выполнение Правил дорожного движения без осознания механизма возникновения дорожно-транспортных происшествий и правильного действия в каждой конкретной ситуации, без самодисциплины и самоконтроля, не может гарантировать безопасности на дороге.

При обучении детей правилам дорожного движения допускаются грубейшие ошибки. Прежде всего педагоги зачастую пользуются старыми Правилами дорожного движения, используют для показа старые знаки на жёлтом фоне, путают группы знаков, неправильно называют дорожные знаки, учат устаревшим формулировкам.

«Обходи трамвай спереди, а автобус – сзади».  Это правило не спасает, а напротив создаёт аварийную ситуацию, так как при выходе пешехода сзади или спереди транспортного средства ни водитель. Ни пешеход не видят друг друга, и может произойти столкновение.

Правило: Выходя из автобуса или троллейбуса, постарайся найти пешеходный переход, а при его отсутствии – перекрёсток и далее уже поступай в соответствии с разделом 4. «Обязанности пешеходов» Правил дорожного движения: «Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в  том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии – на перекрёстках по линии тротуаров или обочин.

При отсутствии в зоне видимости пешеходного перехода или перекрёстка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений,, там где она хорошо просматривается в обе стороны.

В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии – транспортного светофора.

На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств». Необходимо учитывать что, что эти правила, прежде всего рассчитаны на взрослых людей. Решите, что подходит для ваших детей, исходя из дорожной обстановки в вашем районе.

«При переходе улицы посмотри налево и, дойдя до середины, посмотри направо». Это правило также устарело и создаёт опасную ситуацию.

Правило: прежде чем перейти дорогу, остановись, посмотри в обе стороны и, убедившись в безопасности, переходи улицу, постоянно контролируя ситуацию.

«Красный – стой, жёлтый – приготовься, зелёный – иди». Дети часто путают расположение сигналов светофора: не понимают, что когда горит зелёный сигнал светофора, то с другой стороны горит красный, и наоборот.

Правило: Красный сигнал светофора – запрещающий, так как с другой стороны горит зелёный сигнал для машин.

Жёлтый – не «приготовься», а знак внимания, предупреждающий о смене сигналов светофора. Для пешеходов жёлтый сигнал так же является запрещающим, так как на жёлтый сигнал машинам разрешается заканчивать проезд перекрёстка.

Зелёный разрешает движение, но прежде чем выйти, на проезжую часть дороги, необходимо убедиться в том, что машины остановились.

«Если не успел перейти дорогу, остановись на островке безопасности или на середине дороги».

Правило: необходимо рассчитывать переход так, чтобы не останавливаться на середине дороги, но если попал в такую ситуацию, то стой на середине дороги и ни шагу, ни вперёд, ни назад.

«Не играй на дороге, возле дороги, а играй  во дворе дома».

Правило: Выходя из подъезда уже будь внимателен и осторожен. Играй подальше от дороги, там, где нет машин.

СОВЕТЫ ПЕДАГОГУ.

        

На занятиях по Правилам дорожного движения больше показывайте, чем рассказывайте. Учите детей наблюдать за дорогой, разбирайте с ними опасные ситуации.

Учите переходить проезжую часть под прямым углом так, чтобы меньше времени находиться на дороге. Учите детей спокойно, не спеша, переходить улицу и всегда быть предельно внимательными.

Объясните детям, что водитель не может мгновенно остановить машину и предотвратить наезд на пешехода. И среди водителей, к сожалению, встречаются нарушители, которые не думают о безопасности детей, поэтому ожидать общественный транспорт необходимо подальше от дороги. А при выходе и посадке необходимо дожидаться полной остановки транспорта.

Разбирая ситуации, при которых дети попадают в дорожно-транспортные происшествия, приводите им примеры из реальной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа

Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяс­нять де...

Безопасность детей – важней всего.Наша главная задача - сформировать у детей четкое представление о правилах пожарной безопасности в быту и на улице, способах спасения и помощи близким.

У детей с ранних лет необходимо формировать начальные навыки по основам безопасного поведения в быту, на улице, на природе. Так мы сможем уберечь наших детей от несчастных случаев и сохранить им жизнь...

«Основы безопасности детей дошкольного возраста» перспективное планирование Пожарная безопасность. Дорожная безопасность. Безопасность в быту. Старшая - подготовительная группа

laquo;Основы безопасностидетей дошкольного возраста»перспективное планированиеПожарная безопасность.Дорожная безопасность.Безопасность в быту.Старшая - подготовительная группа...

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ (ЗАКОННЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ) ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД «Безопасность детей – забота родителей»

Наступают зимние каникулы – пора отдыха детей, интересных дел, новых впечатлений. Чтобы избежать непредвиденных ситуаций с детьми, убедительно просим вас позаботиться о безопасности ваших детей,...