консультации для родителей
материал по теме

Соловьева Наталья Александровна

Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Прививки: какие и когда


Многим родителям сложно сделать свой выбор в отношении прививок. С одной стоны они боятся, что, не сделав прививку ребёнку, они подвергают его здоровье опасности в будущем, с другой стороны родителям страшно, что у ребёнка на прививку разовьется тяжёлая реакция. В современной медицине используются только надёжные и безопасные вакцины. Однако существуют ситуации, когда ребёнку действительно нужно отложить вакцинацию. Если ребёнок болен или недавно перенёс заболевание прививку делать не стоит.

Первая прививка делается ребёнку в родильном доме. Эта прививка делается против туберкулёза. Проводят её на 3-7 день жизни. Ревакцинация БЦЖ туберкулинонегативных детей в возрасте 7 или 14 лет.

Прививку против полиомиелита делают 3 раза: в 3 мес., в 4 мес. и в 5 мес. Ревакцинацию проводят в 18 мес., в 24 мес., и в 14 лет. Ребёнку закапывают в рот 4 капли препарата за один час до еды. Запивать вакцину водой запрещается. Осложнения после вакцины встречаются редко. У некоторых детей может быть аллергическая реакция. В настоящее время начата замена оральной полиовакцины на инактивированную (укол).

Прививка против коклюша, дифтерии и столбняка (АКДС). Эта вакцина состоит из смеси коклюшной вакцины, очищенных концентрированных дифтерийного и столбнячного анатоксинов. Вакцинацию начинают с 3 мес. возраста, затем делают в 4,5 мес. и в 6 мес.

Прививку против кори делают в возрасте 12 мес. Ревакцинацию проводят в возрасте 6 лет. У некоторых детей может развиться прививочная реакция. В таких случаях у ребёнка на 5-6 день после прививки поднимается температура тела. Иногда появляется кашель и насморк. В редких случаях появляется сыпь. Данные явления держатся 2-3 дня.

Прививку против паротита проводят в возрасте 12 мес. Ревакцинация в 6 лет. Осложнения встречаются редко. У некоторых детей на 4-12 день после прививки может подняться температура тела.

В год малышу делают прививку против краснухи. Ревакцинация в 6 лет.

Против вирусного гепатита прививку делают новорожденным в первый день. Второй раз в 3 мес., в третий раз в 6 мес. и в четвертый раз в 12 мес. Прививаются дети из группы риска.


Немного о столбняке

Столбняк – это острое инфекционное заболевание, которое характеризуется поражением нервной системы. Столбняком можно заразиться при самых различных повреждениях. Для того чтобы обезопасить ребёнка от этого заболевания, проводятся прививки, в комплекс которых входит прививка от столбняка (АКДС). Если же ребёнок получил значительную травму, и ему была в детстве не сделана прививка от этого заболевания, в таком случае требуется прививка для профилактики, которая проводится обычно при поступлении ребёнка в травмпункт. Дети до 15 лет обычно имеют хорошую прививочную реакцию и дополнительную прививку проводят очень редко. Обязательно всегда сообщайте врачу обо всех сделанных или несделанных прививках или предоставляйте прививочную карту. Взрослым эта прививка проводится при любых значительных повреждениях.
     
  Особенно проведение профилактики необходимо: при травмах с нарушением целостности кожных покровов и слизистой оболочки, при укусах животных, при обморожениях и ожогах различной степени тяжести.
        Иногда некоторые родители умышленно скрывают, что ребёнку была не сделана подобная прививка в детстве или отказываются от проведения профилактики, но расплатой за такое пренебрежение может стать очень тяжёлое заболевание.

Прививки проводимые только по эпидпоказаниям! 

Прививка

Вакцинация

Ревакцинация

Чума

с 2 лет

-

Туляремия

с 7 лет

каждые 5 лет

Бруцеллёз

с 18, только некоторым категориям граждан (проф.контингент)

через год

Сибирская язва

только проф. контингенту

через год

Лептоспироз

с 7 лет

-

Лихорадка Ку

с 14 лет

-

Клещевой энцефалит

с 14 лет

ежегодно, на протяжении 3 лет

Брюшной тиф

с 3 лет

через 3 года

Грипп

с 6 месяцев, группе повышенного риска

ежегодно

Желтая лихорадка

с 6 месяцев, лицам, которые в страны с высоким риском заражения

-

Бешенство

с 16 лет

через год

Менингококковая инфекция

с 1 года

через 3 года

Вирусный гепатит

с 3 лет

-

Холера

с 2 лет

Через 6 месяцев



Предварительный просмотр:

Домашняя песочница

Как часто в песочнице малыши умудряются найти предметы совсем не детского обихода и предназначения – осколки стекла и пивные пробки, окурки и прочий мусор. А ведь малыши так охотно тянут все новое в рот! Так что для мамочек крох первых лет жизни посещение песочницы становится серьезным стрессом. Как же быть?!

Все мы знаем, насколько полезны для растущего организма игры с песком, занятия в песочнице успокаивают детскую психику. В практической психологии существует даже особый вид терапии – песочная, при помощи специальных упражнений в песочнице специалисты помогают маленьким пациентам преодолеть застенчивость, избавиться от страхов, преодолеть конфликтность в общении с родителями и сверстниками. Песочница – это арена, на которой развиваются творческие способности малыша, реализуются его самые смелые замыслы и проекты.

Дорогие родители! А почему б не подарить Вашему юному творцу необычный и замечательный подарок – собственную домашнюю песочницу. Конечно, убираться придется немного чаще, но лишний раз подмести вовсе не так уж трудно, если Вы взамен будете уверены в безопасности своего малыша.

Рекомендации для пап. Постарайтесь сохранить все этапы подготовки втайне от любимого чада. В качестве заготовки Вам понадобится ящик размером примерно 75*60*18 см.  после того как ящик сколочен, наполняем его чистым песком.

Рекомендации для мам. Вместе с папой выберите разнообразные миниатюрные фигурки и предметы для предстоящих игр и разложите их по коробочкам. Все эти вещи станут в ближайшем будущем элементами мира, который будет создавать в песочнице Ваш малыш. Приведем примеры подобных миниатюр: 

  •  разнообразные ракушки, камешки, минералы и другие элементы неживой природы; 
  •  разнообразные растения (веточки и засушенные цветы, желуди, шишки и т.п.); 
  •  представители животного царства (маленькие фигурки домашних и дики животных, птиц, а также рыб и насекомых); 
  • представители мира социального (миниатюрные фигурки представителей различных исторических эпох и  культур, наиболее распространенных профессий, фигурки обязательно должны быть разного возраста и пола – представители старшего поколения и люди среднего возраста, дети); 
  • представители вымышленного мира (разнообразные фантастические герои и сказочные персонажи);
  • объекты рукотворного мира (мосты, здания, городской и сельскохозяйственный транспорт, строительные материалы);
  • мир символического самовыражения, он может включать в себя предметы, которые в игре могут предстать в самых разных амплуа (например, шарики и палочки, тряпочки и т.п.).

Без сомнений Ваш ребенок будет поражен, такого подарка он от вас точно никак не мог ожидать. Но сама идея обладать собственной песочницей наверняка приведет его в восторг. А если у него есть старшие брат или сестра - подростки, то и им будет полезно поиграть с такой песочницей. Ведь по мнению психологов при помощи создания собственного мира в песочнице подростки снимают стресс и находят разрешение большому пласту обуревающих их проблем и внутренних конфликтов.

 (по книге  Абраменковой В. "Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба?") 



Предварительный просмотр:

Домашняя цветотерапия

Какие цвета вы предпочитаете? Серая одежда или коричневая мягкая мебель? Думаете, что вы руководствуетесь только своим вкусом или требованиями моды?

Оказывается, цветовые предпочтения вам диктует... собственный организм! Пристрастие к тому или иному цвету, как считают психологи, может многое рассказать о характере человека. Например, считается, что флегматики чаще всего предпочитают белые оттенки, меланхолики - черные, сангвиники - красные, а холерики - желтые.

Однако ученые утверждают: цвет влияет не только на психику, но и на физиологию человека. Наше тело состоит из вибрирующих частиц, которым присущи различные электромагнитные колебания. Цвет - световая вибрация, имеющая конкретную длину волны. Для каждого органа можно выделить цвет, под воздействием которого он лучше всего функционирует.

 Не случайно еще в древности китайские целители ассоциировали внутренности человека с различными оттенками. Согласно их представлениям, печень у нас - светло-зеленая, сердце, как и положено, красное, легкие - белые, а селезенка и поджелудочная железа - желтые. При нарушении энергетического баланса, что, как уверяют восточные медики, является одной из причин любого недуга, органы меняют цветовую вибрацию приобретают не свойственные им ранее оттенки. Порой это видно даже невооруженным глазом. Так, при склонности к образованию тромбов кровь темнеет, а при малокровии, наоборот, приобретает светло-розовый оттенок. В зависимости от заболевания меняется и цвет желчи: от оливкового до темно-коричневого или зеленого.  В Древнем Китае считалось: стоит вернуть больному органу исходный цвет - и здоровье быстро восстановится.

Красный - наиболее активно влияет на человека, пробуждает его физическую энергию, жизнелюбие. Он нормализует кровообращение, повышает уровень гемоглобина, помогает при нарушениях менструального цикла, стимулирует сексуальную активность. Но при высокой температуре и воспалительных процессах в организме красные тона могут только навредить.

Оранжевый - источник жизненной энергии. Он восстанавливает нервную и мышечную ткань, улучшает функции селезенки и поджелудочной железы, укрепляет органы дыхания, полезен при астме и хронических бронхитах. Лечит болезни, связанные с нарушениями в мочеполовой сфере, улучшает цвет кожи. Оранжевая гамма является отличным средством борьбы с депрессией. помогает при упадке сил, внутренней скованности, улучшает работоспособность. Цвет Солнца стимулирует работу мозга, очищает органы пищеварения, печень, кожу, препятствует застою желчи, восстанавливает запасы минеральных веществ, в случае необходимости снижает кислотность. Если у вас проблемы с желудом, депрессия или общая заторможенность, купите бусы из янтаря, повесьте на кухне канареечно-желтые занавески и вновь радуйтесь жизни!

Зеленый считается символом возрождения и покоя. Недаром прогулка по зеленому лесу является одним из лучших способов релаксации. Этот цвет нормализует работу сердечно-сосудистой и нервной систем, помогает при аритмии, стабилизирует артериальное давление, улучшает зрение. Зеленый избавит от головной боли и других симптомов простудных заболеваний. Кроме того, этот "цвет жизни" оказывает освежающее, антисептическое и противомикробное воздействие на организм

Голубой цвет обладает снотворным эффектом, успокаивает. Правда, избыток его оттенков может вызвать депрессию. Небесно-голубой используется при лечении простудных и инфекционных заболеваний. Он оказывает положительное воздействие на органы дыхания, предотвращает возникновение глаукомы и катаракты. Устраняет галлюцинации, приостанавливает развитие старческого слабоумия, регулирует деятельность щитовидной железы. Кроме того, голубой цвет усмиряет аппетит. Мечтаете расстаться с лишним весом? Тогда ешьте и пейте из голубой посуды!

Фиолетовый - наиболее пассивный цвет. Он помогает при психических нарушениях, невралгиях, бессоннице, болезнях почек, мочевого и желчного пузырей. Полезен для сердечно-сосудистой системы, снижает температуру и облегчает боль. Практическое применение лечебных свойств цвета.

Специалисты по цветотерапии советуют: носить одежду и украшения определенного цвета, тщательно подбирать цветовую гамму в интерьере или просто периодически подолгу рассматривать предмет "полезного" вам оттенка.



Предварительный просмотр:

Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием

Осуществление постепенного перехода к обучению в школе детей с шестилетнего возраста выдвигает перед детским садом ответственную задачу — обеспечить готовность каждого ребенка к успешному овладению программой первого класса.

Занятия по изобразительной деятельности мы рассматриваем не только как средство художественно-творческого развития дошкольников, но и как важный путь их умственного, нравственного, трудового воспитания, формирования движений руки, которые определяют подготовку детей к овладению письмом. Большое значение имеет рисование, так как оно тесно взаимосвязано с письмом и включает в себя много общих моментов: в процессе рисования и письма формируется учебная поза ребенка, он овладевает графическими умениями, учится точно соизмерять движения руки, подчинять их зрительному контролю, регулировать движения руки в соответствии со словом воспитателя (учителя). В ходе усвоения рисования и письма происходит правильное взаимодействие между восприятием предмета (рисование), знака (письмо) и его изображением, начертанием, регулируются усилия руки при нажиме.

Но наряду с общими моментами есть, конечно, и различия. Они прежде всего выражаются в пространственном расположении букв, слов в письме и изображений в рисунке. Так, если написание букв, слов, предложений ограничено единицей пространства (клетки, строки, линии), то в рисовании лист бумаги используется шире и свободнее. Хотя и в рисовании надо придерживаться определенного порядка (предметы располагают в нижней, верхней части листа, в середине и т. д.).


Известно, что развитие движений руки, повышение ее чувствительности, гибкости происходит в процессе длительной и систематической тренировки. В ходе упражнений дети должны научиться не напрягать руки и пальцы, держать карандаш, кисть или фломастер свободно, легко производить ими движения в различных направлениях, неоднократно повторяя и закрепляя их. Например, для формирования навыка равномерного движения руки под контролем зрения хорошо использовать упражнения в штриховке (накладывать штрихи контура изображения, регулируя силу нажима на карандаш или фломастер). При закрашивании же красками используют лишь одно направление линий: сверху вниз или слева направо в равномерном, ритмичном повторении.


Также можно упражнять руку ребенка в процессе рисования изображений, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные прямые линии, наклонные, вогнутые, волнистые линии, замкнутые формы (круг, квадрат, прямоугольник и т. д.). Эти упражнения должны выполняться в занимательной форме, быть интересны по содержанию, например декоративные рисунки. Воспитателю уместно учитывать тягу дошкольников к узорной деятельности, привлекающей их ритмом движения, возможностью шире и свободнее применять яркие цвета, оттенки, многообразные их комбинации друг с другом, неоднократно повторять и чередовать элементы орнамента, украшать ими различные предметы.

Дошкольники легко улавливают структуру узора и саму специфику орнаментальной деятельности, которая ставит их перед необходимостью соблюдать такие условия, которые связаны с решением изобразительной задачи: красиво, четко передать очертание элемента украшения, повторить его определенное количество раз в зависимости от построения орнамента на той или иной поверхности, расположить части узора через равные промежутки, чтобы уравновесить элементы друг с другом в отношении цветового и композиционного решения. Таким образом, декоративная деятельность выступает как основное средство развития глазомерной функции ребенка, точности в передаче формы, величины, пространственного положения и формирования графических навыков, что так важно при овладении навыками письма.

В результате упражнений в рисовании узоров движения руки детей становятся более уверенными, плавными, целенаправленными. Воспитателю необходимо научить ребенка не напрягать руку и пальцы при рисовании, дифференцировать силу нажима в работе с карандашами, красками н фломастерами, четко передавать конфигурацию элементов узора, отображать ритм, симметрию расположения украшения, аккуратно и тщательно использовать изобразительный материал.

В орнаментальной деятельности дети практически познают приемы расположения элементов на плоскости (сверху, снизу, справа, слева, между, над, под, посередине, с краю и т. д.), учатся правильно определять направление линий и движений руки (сверху вниз, слева направо, прямо, наклонно, посередине), знакомятся с протяженностями (длина, ширина, высота), овладевают умением измерять на глаз (большой, маленький, одинаковые, равные, половина и др.).

Декоративное рисование является важным средством развития воображения, творческой активности, изобретательности ребенка, его инициативности. Поэтому воспитатель должен предоставлять ему возможность самостоятельно подбирать цвета и их сочетания, находить и использовать в узорах новые композиционные решения на основе творческого применения образцов народного орнаментального искусства. При их отборе надо учитывать доступность техники изображения возможностям детей, степень выразительности, привлекательности узоров для дошкольников в яркости цветовых сочетаний, четком композиционном строе, чередовании элементов по величине, форме и т. д.

Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок начинает передавать в рисунке элементы узорного изображения, что можно проследить в ритме мазков, линий, штрихов, точек, использовании ярких цветов и их сочетаний. Именно в этом возрасте у детей происходит интенсивный процесс формирования движений руки, овладения техникой рисования, умения создавать простые графические образы, равномерно заполнять ими пространство листа бумаги.

В основе графических образов в детских рисунках лежат линии разного направления. Дети учатся изображать вертикальные, горизонтальные, наклонные линии, воплощаемые в виде «дорожек», «ленточек», «ниточек», «проводов», «столбиков» и т. д. Сочетание этих линий между собой по направлению, окраске, толщине позволяет нарисовать «клетку», «заборчик», «лесенку», «елочку», «дерево». К закруглению линий, замыканию их в форме круга детей следует подводить постепенно в процессе рисования «баранки», «бублика», «обруча», «воздушного шара», карандашами и красками, изменяя величину предметов (большие и маленькие), цветовые сочетания.

Рисование прямоугольных форм дается путем сочетания пары вертикальных и горизонтальных полос, проводимых на определенном расстоянии друг от друга. Здесь подходят такие задания, как «кайма для платочка», «рама для картины», «зеркало», «окно», «флажок». Получаемое пространство внутри прямоугольника дети могут заполнить какими-то изображениями. Например, в плоскость рамы может быть вписана «картина», на «окне» поместить колобка или показать, как «светит солнышко в окошко». Таким образом, происходит развитие замысла младших дошкольников, активизируется их небольшой опыт, начинает формироваться самостоятельность.

К концу учебного года дети учатся изображать более сложные предметы приемами сочетания округлых, прямоугольных форм, линий разного направления («тележка», «вагончик», «скворечник», «неваляшка», «матрешка», «цветок», «жук» и др.).

В процессе создания этих рисунков воспитатель учит ребенка удерживать направление линий, вести их неотрывно по прямой, слева направо, сверху вниз, по косой вверх и вниз, по кругу. Эти движения повторяются несколько раз на определенном расстоянии друг от друга в соответствии с формой, строением предмета и расположением его на поверхности листа бумаги.

Чтобы сохранять интерес детей к содержанию занятий по рисованию, необходимо давать им разнообразный материал, изменять цвет, величину предметов, постепенно усложняя задание. Это способствует совершенствованию техники, а значит, повышает качество рисунков, черты выразительности их образов. Воспитателю важно правильно подобрать материал, его цвет, предусмотреть возможность ярких сочетаний фона и красок, карандашей или фломастера. Так, «ниточки», «колечки», «клубочки» выразительно получаются при рисовании карандашами или фломастерами, так как они тонкие, длинные, разноцветные и т. д. А «ленточки», «столбики», «бублики», «комочки снега» должны быть более широкими, толстыми, а это можно передать в рисовании красками, варьируя в каждом случае их окраску, количество, величину, расположение на листе бумаги.

В средней группе декоративное рисование выделяется как специфический вид занятия, основанный на ознакомлении детей с декоративно-прикладным искусством — с расписной глиняной игрушкой (филимоновская, дымковская, каргопольская), художественной керамической посудой, народными вышивками, кружевом, ткаными изделиями (салфетки, полотенца, декоративные ткани, ковры). В их орнаментации часто используются простые по форме, плоскостные и яркие по своей трактовке геометрические элементы, состоящие из красочных полос, клеток, точек, дуг, мазков в разных комбинациях друг с другом, что соответствует программе обучения рисованию детей пятого года жизни.

Красочно украшенные предметы дошкольники сразу выделяют, легко воспринимают в них ритмически построенные элементы, запоминают очертания, композиционный строй, цветовые сочетания и с большим интересом воспроизводят в своих узорах их многообразные варианты.

Из многочисленных образцов народной росписи, вышивок, ткачества (подходят мотивы русских, украинских, белорусских, прибалтийских и других орнаментов) воспитатель должен отобрать наиболее простые по средствам изображения и интересные для детей узорные задания с постепенно усложняющимся содержанием. Это обеспечит усвоение детьми программных требований, развитие изобразительных способностей каждого ребенка.

На занятиях по декоративному рисованию воспитатель обращает внимание на качество выполнения узоров, их красоту. Поэтому полоски в виде каймы платка или коврика должны быть ровными (для этого их надо проводить неотрывно слева направо или сверху вниз плавным движением руки), штрихи, точки, мазки, дуги — ритмически повторяющимися, чередующимися по окраске или между собой. Наиболее эффективно они смотрятся на бумаге, вырезанной в форме полотенца (прямоугольник), блюдца (круг), салфетки (квадрат) и т.д.. Узоры в них вписывают по углам, по кайме, по окружности с фиксированной серединой, по противоположным концам прямоугольника-полотенца, что дает возможность применять бесконечные варианты украшений не только по композиционному принципу орнаментации, но и по цвету, комбинациям элементов. Это требует проявления выдумки, организации поиска наиболее красочных предметов составления узора.

Так в занимательной, увлекательной форме происходит упражнение руки детей в изображении элементов разного содержания, направления, их расположения в определенном порядке (по прямой, по окружности, в середине, по углам, сторонам и т.д.).

При анализе детских узоров следует учитывать четкость передачи формы элементов; правильное и разнообразное построение узоров, использование в них ритма, симметрии, чередования двух или более элементов: красочность орнаментов, применение в них разных приемов сочетаний цветов; технический уровень исполнения.

Большое значение имеет слово воспитателя, убедительность его характеристики работ, выполненных детьми. Здесь следует использовать такие эпитеты, как «легкий», «нежный», «ажурный», «сочный», «яркий», «праздничный» и т. д. Это направляет внимание ребенка на выделение черт выразительности декоративных рисунков, качество их исполнения.

Таким образом, в процессе узорной деятельности происходит интенсивное развитие движений руки ребенка, кисти, пальцев, глазомера, дети усваивают порядок начертания элементов, фигур равномерными движениями. Эти фигуры даже отдаленно не напоминают те или иные буквы. Но задача подобных занятий-упражнений заключается не в обучении детей написанию письменных знаков (это задача школы), а в подготовке детей к письму, к развитию руки как аппарата письма.

Почему это имеет такое важное значение? Это связано прежде всего с тем, что основные трудности, которые испытывает ребенок в освоении графических навыков, заключаются именно в его неумении управлять движениями пишущей руки, так как движения каждой части руки (пальцы, кисть, предплечье и плечо) еще недостаточно координировании. Это мешает решать графические задачи, успевать за быстрой сменяемостью и своеобразием начертания каждого письменного знака. Сложность еще усугубляется тем, что каждую букву надо разместить в ограниченном пространстве, в определенном порядке (в клетках, за пределами строк в верхнем и нижнем направлениях, по горизонтали на одной линии, по вертикали в столбик и т. д.).

Отмеченные выше трудности в овладении первоклассниками, особенно шестилетнего возраста, графическими навыками требуют пристального внимания к организации подготовительной работы с детьми до школы в условиях детского сада. Особый успех в этом плане обеспечивают занятия по изобразительной деятельности.

Мы выделили значение декоративного рисования. Это, конечно, не означает, что другие виды занятий являются малоэффективными. На занятиях по конструированию из бумаги, аппликации, лепке также осуществляется подготовка руки ребенка к письму (происходит упражнение мелких мускулов пальцев, формируются движения руки, верность глаза и т. д.).

Следовательно, разные виды изобразительной деятельности при целенаправленном их применении определяют успешную работу по подготовке детей к обучению в школе, способствуют овладению навыками учебной деятельности.



Предварительный просмотр:

Изотерапия в работе с дошкольниками

Дошкольный возраст - важнейший периоджизни человека, когда формируются основные личностные характеристики, мировоззрение, отношение к себе и окружающим. Ребенок активно познает мир и отражает его в своей естественной деятельности – игре и рисунке. Наиболее яркие возможности для самовыражения детей представляет изобразительное творчество.

 

Современные исследователи указывают на большую роль изобразительного искусства и игры в формировании психики ребенка, как нормально развивающегося, так и с ограниченными возможностями здоровья (Медведева Е.А., Левченко Е.Ю., Смирнова Е.О.). В ситуации, когда вербальные контакты между детьми в группе затруднены, изотерапия выступает в роли средства общения, способствует сплочению и взаимодействию детей. Выражая себя через рисунок, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Это особенно важно в коррекционной работе с невротичными и тревожными детьми.

 

Нельзя не согласиться с Л.Д.Лебедевой, которая указывает, что изотерапия создает положительный эмоциональный настрой в группе, облегчает процесс коммуникации со сверстниками, укрепляет культурную идентичность ребенка, развивает чувство внутреннего контроля, способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта и социализации ребенка.

 

В своей практической деятельности я использую детский рисунок как в диагностике, так и в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, имеющими проблемы в эмоционально-волевой сфере (высокая тревожность, агрессия, низкая самооценка, робость, застенчивость). Именно в рисунке отражаются не только уровень развития графических навыков и овладение техникой рисования, но и характеристики интеллектуального развития, особенности личности и характера, а также особенности межличностных отношений. На мой взгляд, ценность изотерапии заключается в том, что техники и приемы могут использоваться в индивидуальной, подгрупповой и групповой работе с дошкольниками почти всех возрастных групп.

 

В течение 2011-2012 учебного года с детьми старшей группы, имеющими проблемы в эмоциональной сфере (высокий уровень тревожности и агрессии, низкий уровень самооценки и общительности), проводились индивидуальные и подгрупповые занятия (1 раз в неделю) с применением изотерапевтических техник, способствующих коррекции агрессии, тревожности, общительности.   После повторной диагностики результаты изменились: снизилось проявление негативных эмоций, повысились самооценка, общительность и оптимизм детей, снизилась тревожность.

 

Уважаемые коллеги! Предлагаю вам цикл изотерапевтических техник, направленных на коррекцию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.

 

«Разноцветные листы»

Цель: совершенствование элементов саморегуляции, тренировка последовательности действий, погашение гиперактивности.

Инструкция: ребенку предлагается поочередно раскрасить красками листы бумаги (красным, желтым, синим, зеленым), после чего в этой же последовательности повесить листы на стену, закрывая один другим.  

 

«Рисунок глиной»

Цель: снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие воображения.

Инструкция: предложить ребенку окунуть пальчики в глину (пальчиковые краски) и рисовать по бумаге (оргстеклу). 

Тема рисунка может меняться.

 

«Свободный рисунок в круге»

Цель: гармонизация эмоционального состояния, налаживание коммуникации, объединение.

Инструкция: детям предлагается по очереди рисовать красками друг к другу дороги в круге (большой лист бумаги в виде круга)

 

«Водный салют»

Цель: коррекция страхов, снятие напряжения, развитие воображения

Инструкция: попросить ребенка рисовать красками на воде, разглядывать и анализировать получившиеся фигуры.

 

«Мелки – наперегонки»

Цель: коррекция агрессии, снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния.

Инструкция: ребенок в разном темпе (медлен – быстро) делает мелками штрихи на листе

 

«Разноцветные камушки»

Цель: снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие творческого воображения.

Инструкция: попросить ребенка раскрасить морские камушки так, как он захочет.

 

«Семья»

Цель: выявление эмоционального состояния ребенка, чувств и представлений, связанных с детско-родительскими отношениями.

Инструкция: ребенка просят раскрасить шаблоны фигур (женской, мужской, детской), при желании прокомментировать свою работу.

 

«Мой страх»

Цель: коррекция страхов, снятие напряжения, развитие творческого воображения.

Инструкция №1: ребенку предлагается нарисовать свой страх (на что он похож), прокомментировать свою работу и спрятать в сундучок в кабинете психолога.

Инструкция №2: разорвать рисунок и выбросить в мусорное ведро.

Инструкция №3: превратить рисунок в смешной, пририсовав смешные детали.



Предварительный просмотр:

Памятка по оборудованию уголка творчества

Центр Искусства совмещает три уголка: музыкальный уголок, театральный уголок, уголок творчества.

Уголок творчества представляет собой стеллаж, где располагаются полочки, выдвижные ящики для хранения оборудования, столом, за которым  дети могут заниматься творческой деятельностью.

Уголок творчества делится на три зоны: творческая, дидактическая, выставочная.

1. В творческой зоне располагается материал и оборудование для творчества детей: карандаши, , кисточки, стаканы-непроливайки, различные трафареты и бумага для рисования, гуашь, акварельные краски, восковые мелки, акварельные карандаши ,кисти, палитра, бумага цветной картон, трафареты, пластилин, глина, соленое тесто, дощечки для лепки, стаканчики для воды ,салфетки, восковые и масляные мелки, свеча; ватные палочки; поролоновые печатки; трубочки для коктейля; палочки или старые стержни для процарапывания; матерчатые салфетки; подставки под кисти…  и многие другие материалы и оборудование , которое может увлечь и побудить к творчеству ребенка

2.дидактическая зона : в ней размещены  развивающие игры, мозаики, наглядно- методические пособия, схемы последовательности рисования, схемы опытов и экспериментирования по ИЗО (смешивание красок, нетрадиционные приемы рисования…), пиктограммы.

3.Так же в уголке должно быть отведено место для выставочного материала: а)Стенд , где по мере необходимости размещают материал( репродукции с картин, иллюстрации, портреты художников, образцы…)                                     б) Полка на которой выставляются скульптуры малых форм, предметы народного промысла, народные игрушки, образцы, продукт детского творчества.

Уголок творчества  расположен в месте, где хорошее дневное  освещение или оборудован  дополнительно  световой лампой.



Предварительный просмотр:

Родителям о нетрадиционных техниках рисования

Родителям о нетрадиционных техниках рисования

Нетрадиционные техники рисования

Автор: Оленик  Виктория Геннадьевна, воспитатель филиала «Центральный военный  детский санаторий» ФГКУ СКК «Северо – Кавказский» МО РФ  г. Пятигорск Ставропольский край

Статья предназначена родителям, которые поддерживают творческие наклонности своего ребенка. Даны рекомендации по освоению нетрадиционных техник рисования вашими детьми.

Игры с красками

Детское изобразительное творчество нередко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии.

http://ped-kopilka.ru/images/11-6.jpg

Предлагаю вам, родители, и вашим детям с помощью игр-занятий, освоить нетрадиционные техники  для передачи изображения. Задания такого рода помогут Вашему ребенку больше узнать о красках, запомнить названия цветов и их оттенков, научат свободному владению кистью. Ребенок узнает о теплых и холодных тонах, о том, как цвет влияет на настроение.

http://ped-kopilka.ru/images/11-1(11).jpg

Игры с красками, водой и бумагой развивают пространственное воображение и неординарное мышление. Воспитывают потребность искать, думать, принимать самостоятельное решение. А такие черты характера необходимы подрастающему человеку и сейчас, и в будущем, кем бы он ни стал – художником, строителем, педагогом, физиком, математиком.

Рисовать красками легче и интереснее, чем карандашами или фломастерами. Рисунок ярче, да и рука не устает. Так детям можно предложить совсем неожиданное решение: будем рисовать красками при помощи пальцев. Давайте палец обмакнем в краску! И мы рисуем без кисточки! Темы можно предложить такие: «Гроздья рябины», «Ягоды», «Волшебные облака» и др.

http://ped-kopilka.ru/images/11-2.jpg

Рисуя с детьми с ограниченными возможностями, родители могут использовать этот прием для передачи изображения. Он не требует очень точного исполнения. Предлагаю такие темы: «Рассыпались бусы», «Ткань для платья маме», «Заготовки на зиму» и т.д.

Одна из простейших и интересных техник, которой можно заняться с детьми считается монотипия. На гладкой поверхности пластмассовой доски делается рисунок любой краской. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности доски. Получается оттиск  в зеркальном отражении. Отсюда название – только один отпечаток. Темы такие: «Цветы в вазе», «Снежные узоры», «В царстве Снежной Королевы», «Подводное царство», «Цветущий луг». Такие задания развивают у детей воображение, фантазию, творчество, чувство цвета, используют нужную для определенного рисунка гамму красок.

http://ped-kopilka.ru/images/11-3.jpg

Еще одна веселая игра с бумагой и красками. И вновь с помощью техники монотипии. Яркие пятна краски наносят на одну половину листа, прижмем к ней вторую половину, тщательно разгладим в разные стороны и развернем. Что получилось? Да мы же просто путешествуем по стране Двуляндии. Необычная страна. В ней ничего не бывает по одному. Например, отражаются облака в осенних лужах дождя. Очень интересные темы для детей: «Я и мой портрет», «Город на реке». Нарисуем город, согнем бумагу по горизонтали – город отразился в воде. При помощи этой техники можно детям объяснить законы симметрии. Рисуя с детьми можно заставить шевелить крылышками стрекоз и бабочек, расцвести цветам, превратить в пушистый шарик – одуванчик. Важно, чтобы ребенок испытывал от занятий радость творчества и удовлетворения.

Таких игр-занятий можно придумать большое количество. Главное, чтобы была фантазия и смекалка.  Можно использовать другие техники рисования: оттески разных предметов, растений, рисование по сырой бумаге, кляксография.

http://ped-kopilka.ru/images/11-4.jpg

Прием «оттески растений» можно использовать в осенний период. Сначала нужно заготовить листья деревьев разной формы и цвета. Наносим краску на лист дерева, переворачиваем, прикладываем к листу бумаги и прижимаем. Получился отпечаток осеннего листа.

http://ped-kopilka.ru/images/11-5.jpg

Нетрадиционные техники рисования помогают детям почувствовать себя свободными, творческими личностями, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами делать намного труднее. Рисуя, ребенок отражает и упорядочивает свои знания о мире.



Предварительный просмотр:

Влияние нетрадиционных методов рисования на изобразительную деятельность детей младшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это сензитивный период для развития у детей продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация и конструирование. В них малыш может выразить свое отношение к окружающему миру, развить творческие способности, а также устную речь и логическое мышление.

Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста, это самый доступный вид деятельности, который осваивается маленьким человечком.

Цель – развитие изобразительной деятельности детей

младшего дошкольного возраста

Задачи:

Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования, уметь применять в изобразительной деятельности;

Расширять представления детей о нетрадиционных способах рисования;

Развивать творчество и фантазию, наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление, любознательность;

Формировать эстетический вкус;

Предоставить свободу в отражении – доступными для ребенка художественными средствами – своего видения мира.



Предварительный просмотр:

План консультации:

  1. На что направлена любознательность у ребенка.
  2. Предметная «исследовательская» деятельность.
  3. Как ребенка научить «сомневаться».
  4. Общение взрослых с детьми.

        

Особенность здоровой психики ребенка познавательная активность.

Любознательность ребенка постоянно направлена на познание  окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок играя, экспериментирует, пытаясь установить причинно-следственные связи и зависимость. Он сам, например, может дознаться, какие предметы тонут, а какие будут плавать, у него возникает множество вопросов по поводу явлений окружающей жизни. Чем  активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы.

Ребенок стремиться к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.

Мы знаем, что дети пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. В свое время И. М. Сеченов писал о прирожденном и драгоценном свойстве нервно-психической организации ребенка -  безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь. Это свойство И. П. Павлов назвал рефлексом «Что такое?», под влиянием которого ребенок обнаруживает качества предметов, устанавливает новые для себя связи между ними.

Предметная «исследовательская» деятельность развивает и закрепляет познавательные отношения ребенка к окружающему миру. С овладением речью познавательная деятельность дошкольника поднимается на новую качественную ступень. В речи обобщаются знания детей, формируется  способность к аналитическо-синтетической деятельности  не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений. Меняется характер общения ребенка со взрослыми: значительное место начинают занимать личностные и познавательные контакты.

В наше сложное, противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитать ребенка человеком завтрашнего дня?  Какие знания ему дать в дорогу?»

Осмысление этого вопроса должно происходить через сознание резко

Намеченного социального цикла: вчера нужен был исполнитель, а сегодня творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.

Поэтому ребенка нужно учить «сомневаться». Дошкольники могут подвергнуть сомнению не сами знания воспитателя, или правильность их высказывания. Ребенка нужно научить сомневаться в истинном знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказывать предложение.

Например: металлические предметы тонут, но ребенок видит, что корабль из металла не тонет. Почему? При организации соответствующих опытов, дети могут  поразмышлять над этим вопросом, и сделать логический вывод.

 К сожалению, в процессе общения взрослых с детьми, часто наблюдается другая тенденция (направление): давать детям готовые сведенья, которые нет надобности, воспринимать критически, их необходимо только запоминать. Принесет ли ребенку большую пользу обучение, при котором знания не становятся объектом размышления, сравнения, не требуют привлечения собственного опыта, проявления собственного отношения? Поэтому, сомнение – это путь  к творчеству, самостоятельности, независимости в мыслях, чувствах, поступках. Пора забыть привычное: «Мал еще со мной спорить!». Следует наоборот поощрять детей к спору, сомнению (если это не угрожает здоровью и жизни ребенка).

        

Литература:

  1. Л. В. Ковинько  «Секреты природы – это интересно»
  2. О. Б. Тестова  «Познавательная деятельность в ДОУ»


Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...