Консультация для родителей "Я одеваюсь сам"
методическая разработка (младшая группа) по теме
Представленный мною материал, поможет взрослому обучить ребенка раннего возраста навыкам самообслуживания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultaciya_dlya_roditeley.docx | 22.25 КБ |
Предварительный просмотр:
|
К двум годам активность ребенка возрастает: он поднимает ручки, когда вы надеваете на него платье, свитер, просовывает ручки в рукава пальто, которое вы держите, ноги - в колготки, носки, придерживаемые вами. Малыш может самостоятельно снимать некоторые предметы одежды (шапку, платок, развязанный вами, носки, колготки), но все еще очень неумело. Однако вы можете заметить, как он проявляет упорство, чтобы наилучшим образом выполнить действие. Обязательно подмечайте, прежде всего, все успехи малыша, не фиксируя внимания на его промахах, неудачах, тогда он обретет уверенность в себе, не будет бояться ошибок.
К 3-3,5 годам ребенок может уже сам одеться и раздеться. Но некоторые родители ошибочно думают, что ему, еще такому маленькому, это не так уж и нужно. Мама сама сделает все быстрее и лучше, а вот когда он подрастет, то все придет само. И получается, что в 3 года, когда ребенок заявляет «я сам», мы ему не позволяем сделать того, за что в 5-6 лет будем упрекать: «Ты уже большой, одевайся сам». Ребенок же в ответ капризничает, требует, чтобы его одевали-раздевали, а самостоятельно все делает небрежно, плохо.
Не пропустите этот благоприятный период, когда ребенок хочет все делать самостоятельно, когда его привлекают действия с предметами и он испытывает удовлетворение от самостоятельно выполненного действия! Наверстать упущенное впоследствии будет очень сложно.
Итак, ребенок хочет, но еще не умеет действовать с предметами – одеждой или обувью. Все его внимание направлено на результат, а не на способ действия, поэтому он стаскивает с себя платье (колготки, рубашку), а не снимает. Вот как ребенок действует с колготками: взявшись за резинку, спускает их до колен и, не выпуская резинки из рук, стоя, выдергивает из чулка сначала одну, затем другую ногу. В результате один или оба чулка обязательно выворачиваются наизнанку. Если оба, то колготки, хотя бы и наизнанку, надеть потом будет несложно. А если один? Как их надеть? Взрослый, естественно, берет вещь из рук ребенка и начинает выворачивать ее и надевать на малыша. Поэтому, если мы хотим, чтобы ребенок действовал сам и на положительном эмоциональном фоне, надо придерживаться принципа: раздевание должно «готовить» одевание, то есть одежда и обувь должны быть сняты и положены таким образом, чтобы облегчить последующее одевание.
Ну и как же, например, снять и положить колготки, чтобы успешно подготовить беспроблемное надевание? Прежде всего, подчеркнем, что у ребенка должен быть стульчик, на котором он одевается и раздевается перед сном, на прогулку, а также вешалка для верхней одежды, расположенная на уровне его роста.
Итак, снимаем колготки:
- стоя около стульчика спиной к сиденью, двумя руками держа за резинку, малыш спускает их ниже колен;
- садится на стул;
- берется одной рукой за пятку, а другой за носок чулка (вы, конечно, рассмотрели с ним, что на колготках есть пятка и носок);
Тянет поочередно чулки вниз.
Чтобы затем надеть колготки без проблем, надо определенным образом положить их на сиденье стула. Оказывается, если положить колготки на сиденье стула резинкой к краю и одним швом вверх (или резинкой к спинке стула и двумя швами вверх), то стоит взять их двумя руками за резинку и сесть на стульчик (не вертя вещь в руках), как левый чулок окажется у левой ноги, а правый – у правой. Теперь можно смело всовывать поочередно ноги в чулки, ошибок не будет.
Вот еще несколько советов, как ребенку действовать с одеждой и обувью.
Порядок действий | Способы действий | Место ребенка, расположение вещей | Действия взрослого |
Платье снять и повесить | Потянуть платье за ворот двумя руками вперед-вниз, высвобождая голову. Затем потянуть рукав за обшлаг, за конец рукава (не за плечо!) вниз сначала с одной руки, потом с другой. Рукава и все платье при этом не должны выворачиваться наизнанку | Стоя за спинкой стула, повесить на спинку стула подолом вниз, застежкой вверх (если она сзади) или вниз (если она спереди) | Расстегните пуговицы, если самостоятельные попытки ребенка оказались безрезультатными; направляйте движения руки и головы ребенка вперед-вниз – при стягивании платья, вниз – при стягивании рукава. Покажите, как взять (за плечевые швы) вещь застежкой к себе или от себя, повесьте вещь совместным действием с ребенком, разглаживайте ее, приговаривая: «Не сомнется платьице, пока Оля спит» |
Рубашку снять и повесить | Расстегнуть две верхние пуговицы; дальше – как платье девочки | Так же, как платье | Такая же помощь, как девочке |
Пальто снять | Расстегнуть пуговицы, начиная с нижней(!), припустить пальто с плеч, выдернуть одну руку из рукава, затем потянуть за обшлаг другой рукав свободной рукой | Стоя у вешалки, пальто повесить на отдельный крючок | Расстегните одну-две верхние пуговицы. Припустите ребенку пальто с плеч сами, придержите его за спущенный рукав, помогите малышу найти петельку, за которую надо вешать пальто |
Обувь снять и поставить | Ноги в обуви поставить вместе; наклоняясь, развязать шнурки (отстегнуть застежку и т.п.), ноги поочередно вынуть из обуви и поставить рядом с обувью так, чтобы обувь оказалась между ступнями ног | Наклонившись и не вставая со стула, рукой задвинуть под стул сразу пару обуви | Помогите расстегнуть обувь, если самостоятельные попытки ребенка не приводят к результату; покажите движение, которым обувь задвигается под стул |
Платье (рубашку) надеть | «Влезть» в платье (рубашку): ребенок, не снимая вещи со спинки стула (!), наклоняется и просовывает голову в ворот платья, затем выпрямляется и поочередно просовывает руки в рукава | Стоя за спинкой стула | Придержите подол, помогите ребенку сделать нужное движение руками, чтобы попасть в рукава |
Обувь надеть | Выдвинуть обувь из-под стула одновременно (!), поставить между ступнями ног, вставить ноги в обувь, застегнуть | Сидя на стуле | Покажите, как выдвинуть обувь и поставить ее, как застегнуть |
Не отступайте от принятого порядка и способов действий, поощряйте, хвалите ребенка за то, что он делает все правильно: «Вот как Машенька положила колготки на сиденье стула, резиночкой на краешек стула, шов наверху». За те действия, которые ребенок начинает выполнять без напряжения, без усилия, хвалить не надо.
На первых порах малышу еще нужна помощь, но такая, чтобы не подавлять в нем стремления к самостоятельности. Совместным действием с ним только чуть-чуть подправляйте движения ребенка. Он должен почувствовать их «рисунок», то, что приводит к желаемому результату.
Проявите терпение! Очень скоро вы увидите, что ваш малыш справляется с одеванием и раздеванием все более самостоятельно.
Постарайтесь сделать процесс одевания и раздевания приятным для ребенка. Можно прочесть соответственно действию потешку:
* * *
У девочек и мальчиков
Зимою мерзнут пальчики.
Чтобы пальчики согреть,
Что на ручки нам надеть?
* * *
А баиньки, баиньки,
Купим Маше валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке.
Будет Машенька ходить,
Новы валенки носить.
Обыгрывайте действия ребенка. Например: «Тянем-потянем, вытянули ножку. Эту ножку - в этот домик, эту ножку – в другой домик» (надеваем туфли) и т.д.
Все это сделает процесс одевания и раздевания приятным для малыша и вызовет желание действовать самому. Обязательно демонстрируйте ребенку бережное отношение к его вещам. Например: «Вот как повесим платье, чтобы не смялось. Красивое у Маши платье». Делайте это с самого раннего возраста малыша.
Итак, ваш малыш к 3-3,5 года:
- Охотно обслуживает себя сам, одевается, раздевается, не капризничает, требуя, чтобы за него что-либо сделали вы;
- Стремится к активности: «Я сам!», не позволяет вам сделать то, что умеет;
- Знает место каждой вещи и складывает ее определенным образом;
- Бережно обращается с вещами, аккуратно ставит, кладет, вешает на место.
Самообслуживание постоянно будет необходимо человеку в его жизни, оно является незаменимой характеристикой любой трудовой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Одеваем детей по сезону"(зима)
краткое описание для родителей как одевать детей зимой для прогулок...
Консультация для родителеей "Возрастные особенности детей 6-7 лет. Гтовность к школе."
Начало систематического обучения детей в школе выдвигает целый ряд важных задач. От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будут зависеть успешность ег...
Консультация для родителеей
Консультация "Взаимодействие педагогв и семьи в познавательно - речевом развитии детей" поможет родителям в работе с детьми по развитию словаря....
Консультация для родителеей "Дорожная азбука"
Информация для родителей по расширению возможностей семьи в обучении дошкольников правилам поведения на дороге с целью предупреждения ДТП с участием детей....
Консультация для родителейи "Воспитание патриотических чувств"
Консультация для родителей.« Воспитание патриотических чувств»...