Не допустить задержки речевого развития ребенка.
статья по теме
Статья адресована родителям маленьких детей. Раскрывается проблема такого распространённого нарушения как задержка речевого развития, указываются признаки неблагополучного развития речи ребёнка в рериод раннего детства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ne_dopustit_zaderzhki_rechevogo_razvitiya_rebenka.docx | 17.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Не допустить задержки речевого развития ребенка.
В кабинет логопеда детской поликлиники обращаются родители детей с 2 до 14 лет. Редко, когда приходят формально: каждая семья идет к специалисту со своими проблемами, желая получить консультацию, а иногда и «волшебное» мгновенное решение. К сожалению, в настоящее время участились случаи речевой патологии. Самыми распространенными из них являются различные задержки речевого развития детей раннего дошкольного возраста. В эту группу нарушений входят расстройства экспрессивной и импрессивной речи (говорения как такового и понимания сказанного). Мамы жалуются, что ребенок «не хочет говорить» или его речь отличается от речи сверстников своей неразборчивостью и бедностью. Обычно таких детей сопровождают и другие неприятности: снижение иммунных механизмов, соматические заболевания, агрессивность, повышенная или пониженная активность, дефицит внимания, в дальнейшем – неготовность к обучению в школе.
В чем же причины такой безрадостной картины? Для нормального становления речевой деятельности необходимо, чтобы были сохранны и достигли зрелости определенные структуры головного мозга, голосообразования. Чтобы была потребность в общении.
Для полноценного развития ребенку необходимо не просто родиться здоровым (хотя и это условие – редкость), необходимо после рождения развиваться, общаться со взрослыми. В наши дни совершенно распался институт подготовки молодых родителей, исчезли «как класс» бабушки. В одних семьях детей воспитывает телевизор, с экрана которого звучит небогатый речевой поток, а экскурсии в музей давно подменили походы в «Макдоналдс». Общение с людьми зачастую заменяется для ребенка общением с электронными игрушками, не ждущими эмоционального отклика, книги же перестали интересовать большинство детей. В других семьях дети буквально «тонут» в потоке новомодных методик воспитания и раннего обучения. Большое количество современных детей или лишено необходимого человеческого общения, или испытывает непосильный его груз, из-под которого трудно и долго выбираться. И в том и в другом случае результат один – задержка речевого развития.
Некоторым родителям приходится разъяснять, что не всегда имеется надежда на самопроизвольное развитие речи естественным путем. Только при своевременном лечении в верном выборе приемов, методов воспитания речи и познавательных навыков можно достичь положительных результатов. Логопед детской поликлиники одним из первых может заметить задержку в развитии, направить на консультацию к нужному специалисту – невропатологу, психиатру, психологу, а может быть, окулисту или сурдологу. Не стоит пассивно ждать и наблюдать, как у ребенка закрепляется речевой дефект, без речи не развивается должным образом его мышление. Вовремя принятые необходимые меры могут вернуть ребенку полноценное развитие, в то же время опоздание может стать роковым.
Надо отметить, что этапы становления речи одинаковы для людей всех рас и национальностей (на родном языке), так как законы созревания организма человека едины. Современные ученые обнаружили, что мозг человека еще за 2-4 недели до родов уже готов к работе. Количество нервных клеток в нем, как у взрослого человека, он как бы приостанавливает свое развитие до определенного часа (рождения), когда начнут поступать новые сигналы-стимулы извне, новые чувственные, гравитационные воздействия. Под влиянием этих стимулов включается механизм роста мостиков-отростков между отдельными клетками головного мозга для полноценной работы разных функциональных систем, а в последующем - речи и других высших психических функций. В процессе жизни мозг увеличит свою массу всего в 3 раза, и все за счет увеличения количества отростков-связей между отдельными клетками. Мне нравится яркое сравнение человеческого мозга с компьютером, данное основателем фирмы Sony, отцом троих детей Масуру Ибука. Образующиеся межклеточные связи напоминают ему работу транзисторов в электронном компьютере. Каждый отдельный транзистор не может работать сам по себе, только соединенные в единую систему, они функционируют как компьютер. В своей книге «После трех уже поздно» он объясняет необходимость занятий с ребенком в первые 3 года, когда образуется 70-80 % соединений, на которых держится все дальнейшее интеллектуальное развитие ребенка. Такие зрелые способности, как мышление, потребности, творчество, чувства, развиваются после 3 лет, но они используют связи, сформированные к этому возрасту. И эта база формируется не сама по себе, а только под воздействием взрослого человека: именно он предъявляет ребенку новые стимулы извне. У детей-Маугли, живущих среди животных, сама по себе речь и другие человеческие способности не появятся.
Человеку дается небольшой период жизни под названием «раннее детство», это те самые первые 3 года. Ребенок так быстро растет! Потому очень хочется, чтобы к речи своих малышей прислушались родители, бабушки и дедушки.
К 2 годам в самостоятельной речи ребенка уже более 50 слов, появляются фразы из 2 слов и больше. Дети начинают овладевать словоизменением и словообразованием, рассматривают в книгах картинки, слушают короткие истории, понимают значения «большой и маленький».
К 3 годам активный словарь ребенка достигает 1500 слов, используются распространенные предложения, наполненные словами разных частей речи, допускаются некоторые нарушения произношения по типу упрощения и замен, «смешные» сочетания слов во фразе, используются местоимения в 1-м лице.
Родителей должны насторожить такие проявления задержки развития речи в 3 года:
- Ребенок не говорит совсем,
- Не говорит о себе в 1-м лице.
- Не появляются новые слова для обозначения предметов.
- Нет фраз из знакомых слов, не появляются глаголы.
- При повторении за взрослым воспроизводит не полное слово, а его часть.
Проявление других нарушений:
- Запинается в речи.
- Звуки произносит с «хлюпаньем», с носовым оттенком.
- Во время речи кончик языка прокладывает между зубами.
От Вашей активности, уважаемые взрослые, зависит дальнейшее развитие ребенка. Какай потенциал заложите Вы, будет ли за что сказать вам «спасибо»? Если в первые 3 года жизни не будет уделено должного внимания речи малыша, то в будущем понадобятся коррекционные занятия логопеда и психолога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
7 ПРИЧИН ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
В консультации для родителей "7 причин задержки речевого развития ребенка" рассказывается, какие распрастранненые причины со стороны взрослого, пагубно влияют на развитие речи у ребенка!...
7 ПРИЧИН ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Универсальной причины, объясняющей задержку речи у современных детей, нет. Но определенно можно сказать, что в основе любой проблемы всегда будут две составляющие — биологическая и социальная. И...
Причины задержки речевого развития ребенка
Не распознанные в дошкольном возрасте стертые речевые нарушения являются частой причиной школьной неуспеваемости. Ранняя диагностика даже кажущихся легкими речевых нарушений и своевременная логопедиче...
7 причин задержки речевого развития ребенка
почему ребенок не говорит...
7 причин задержки речевого развития ребенка
7 причин задержки речевого развития ребенка...
7 причин задержки речевого развития ребенка
консультация для родителей...
7 причин задержки речевого развития ребенка
7 причин задержки речевого развития ребенка...