Консультация для родителей
статья (младшая группа) по теме
Детская одежда, - какой она должна быть?
- Как не надо лечить детей
- Откуда происходят детские страхи
- Памятка для родителей
- Игрушки для детей 2-3 лет
- Любить детей - это просто.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskaya_odezhda.docx | 12.86 КБ |
kak_ne_nado_lechit_detey.docx | 517.92 КБ |
otkuda_prihodyat_detskie_strahi.docx | 22.98 КБ |
pamyatka_dlya_roditeley.docx | 211.32 КБ |
igrushki_dlya_detey_ot_2_do_3_let_peredvizhka.docx | 15.5 КБ |
lyubit_detey.docx | 13.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Детская одежда, - какой она должна быть?
Любая детская одежда в первую очередь должна быть удобной. Также она должна быть по возможности из натуральных материалов, легкой, соответствующей сезону и погоде и к тому же красивой. Также детская одежда должна покупаться по возрасту ребенка и соответствовать роду его занятий.
Самая теплая одежда для зимнего сезона шьется из фланели, шерсти и трикотажа. Если одежда намокает или загрязняется, то ее теплозащитные свойства моментально снижаются. Покроена детская одежда должны быть таким образом, чтобы вокруг тела была небольшая прослойка из воздуха. То есть, одежда не должна быть ни тесной, ни слишком свободной, чтобы холодный воздух не проникал под одежду.
Одежда должна полностью соответствовать погоде, особенно в холодное время года. Если ребенка чрезмерно укутывать, то это может вывести организм из «теплового равновесия» и при первом же небольшом переохлаждении ребенок заболеет. Большинство родителей считают, что дети больше всего простужаются в мороз. На самом же деле наиболее «опасная» температура — ближе к нулю, особенно при большом ветре и повышенной влажности. Поэтому уже при температуре, близкой к нулю, следует одевать ребенка достаточно тепло. Выбирайте одежду из натуральных тканей — они лучше всего держат тепло тела.
Следует также учитывать и то, как ребенок двигается на улице. Чрезмерно подвижных детей следует одевать более легко, так как высокая активность ребенка вызывает повышенное потоотделение, которое приводит к простуде.
В летний период ребенка необходимо защищать от перегрева и от воздействия солнечных лучей. Даже маленьким детям обязательно надевать одежду, но она должна быть свободной, из натуральных материалов и хорошо пропускать воздух.
Родителям следует помнить, что тесная одежда мешает свободным движениям ребенка. К тому же она сдавливает кожные покровы и препятствует нормальному кровообращению.
И последнее, выбирая одежду для ребенка, всегда спрашивайте его мнение (если он уже может его высказать). Подсказывайте малышу, какую расцветку лучше выбрать и какой покрой одежды ему подходит. Воспитывайте у своего ребенка хороший вкус и не одевайте его слишком пестро.
Предварительный просмотр:
Как не надо лечить детей
ОРЗ (острые респираторные заболевания, острые инфекции дыхательных путей, простуда) заявляют о себе не сразу, первыми признаками у малышей могут быть беспокойство, отказ от еды, плохой сон. И лишь позже появляются такие признаки болезни, как насморк, чихание, повышение температуры, кашель. И тут без доктора никак не обойтись. Ведь простудные заболевания при неправильно организованной и неадекватной помощи, в том числе при самолечении, нередко приводят к формированию группы часто болеющих детей, развитию хронических очагов инфекции, болезней желудочно-кишечного тракта, почек, благоприятствуют формированию аллергических заболеваний и задержке психомоторного и физического развития.
Ошибка первая: стремление «сбить» температуру.
Повышение температуры тела (гипертермия, лихорадка) может возникать на фоне острых инфекционных заболеваний (ОРЗ, пневмонии, кишечных инфекций и ряда других), при обезвоживании организма, перегревании, поражении центральной нервной системы и т.д. Поэтому до начала снижения температуры необходимо установить причину, которая вызвала ее повышение. Это поможет сделать врач. К тому же необходимо помнить, что снижение температуры улучшает самочувствие, но не влияет на причину заболевания.
Высокая температура – это в первую очередь защитная реакция, и снижение ее уровня оправдано далеко не всегда. Многие вирусы и бактерии перестают размножаться при температуре выше 37–38°С, при лихорадке усиливается поглощение и переваривание бактерий, активируются лимфоциты – клетки крови, участвующие в борьбе с инфекционными агентами, стимулируется образование антител – белковых веществ, нейтрализующих действие микроорганизмов; ряд защитных субстанций, в том числе интерферон – белок, обладающий противовирусным действием, выделяются лишь при температуре выше 38°С. Поэтому врачи настоятельно рекомендуют не пользоваться жаропонижающими средствами, если температура у ребенка не превышает 38,5°С. В данной ситуации обычно достаточно бывает улучшить теплоотдачу: раскрыть ребенка, обтереть водой комнатной температуры, дать воде высохнуть, не одевая малыша (при испарении увеличивается теплоотдача), положить влажное холодное полотенце на лоб. В настоящее время водкой обтирать не рекомендуется, т.к. возможно всасывание спирта (особенно у маленьких детей) и отравление организма ребенка вплоть до развития коматозного состояния.
Тем не менее, родителям надо четко знать ситуации, когда до прихода врача ребенку необходимо дать жаропонижающее средство:
- исходно здоровым детям старше 2 месяцев при температуре выше 38,5°С (в подмышечной области), младше 2 месяцев – выше 38°С;
- при температуре выше 38°С детям с перинатальным поражением центральной нервной системы, врожденными пороками сердца с нарушением кровообращения, наследственными аномалиями обмена веществ;
- при температуре выше 38°С детям, у которых ранее отмечались судороги на фоне повышения температуры;
- при любой температуре, сопровождающейся болью, бледностью, выраженным недомоганием, нарушением сознания.
Необходимо помнить, что жаропонижающие средства не влияют на причину лихорадки и ее длительность, к тому же они увеличивают период выделения вирусов при ОРЗ.
Для снижения температуры у ребенка можно порекомендовать препараты на основе парацетамола (действуют 2–3 часа) или ибупрофена (действуют до 6 часов, обладают достаточно выраженным противовоспалительным действием, но чаще дают побочные эффекты – боли в животе, тошнота, рвота, нарушение стула, кровотечения); а вот анальгин (вызывает тяжелые повреждения кроветворной системы) и аспирин (может вызвать синдром Рея – тяжелейшее поражение печени и мозга) по решению Фармкомитета РФ не показаны детям до 16 лет! Детям также противопоказаны амидопирин, антипирин и фенацетин в связи с их неблагоприятным влиянием на кроветворную систему, частыми аллергическими реакциями, вероятностью провокации судорожного синдрома. Повторную дозу жаропонижающего препарата следует дать только после нового повышения температуры до указанного выше уровня, но не ранее чем через четыре часа – это снижает опасность передозировки.
Ошибка вторая: регулярный прием жаропонижающих средств .
Следует избегать длительного регулярного приема (2–4 раза в день) жаропонижающих средств из-за опасности побочных эффектов и возможного затруднения диагностики бактериального осложнения (отит, пневмония и др.). Если регулярно давать ребенку жаропонижающие средства, то можно создать опасную видимость благополучия! При такой «курсовой» тактике сигнал о развитии осложнения (пневмонии или другой бактериальной инфекции) будет замаскирован и, соответственно, будет упущено время для начала его лечения. Поэтому давать повторную дозу жаропонижающего средства следует лишь при новом подъеме температуры. Одновременное назначение жаропонижающего препарата и антибиотика затрудняет оценку эффективности последнего.
Ошибка третья: бесконтрольное применение лекарственных трав.
В лечении ОРЗ широко применяются лекарственные травы (фитотерапия). Издавна люди лечились травами и накопили большое количество знаний об их свойствах. Этот опыт важно разумно использовать. При ОРЗ врач может порекомендовать сборы на основе ромашки, календулы, шалфея, эвкалипта и др. (для полоскания горла, ингаляций, приема внутрь). Однако к использованию лекарственных трав нужно подходить осторожно: надо помнить о дозе и не забывать о противопоказаниях. Прописывать своему ребенку «травки» без понимания их действия просто опасно. С особой осторожностью следует использовать фитотерапию лицам с аллергией и детям до 12 лет, у которых применение любых лекарственных трав возможно только после консультации с врачом.
Ошибка четвертая: стремление одеть потеплее при температуре.
Ребенка с повышенной температурой нельзя одевать теплее, чем обычно. Процессы образования тепла и теплоотдачи связаны между собой, они помогают поддерживать постоянную температуру тела. «Укутывание» ребенка на фоне повышенного теплообразования ведет к нарушению теплоотдачи, что способствует резкому ухудшению общего состояния, вплоть до потери сознания от перегрева. При повышении температуры тела необходимо сделать все для того, чтобы организм имел возможность терять тепло: одежда должна быть свободной и легкой.
Ошибка пятая: боязнь переохлаждения ребенка.
Больной ребенок нуждается в свежем воздухе. Следует как можно чаще проветривать комнату (можно в отсутствие ребенка), регулярно (2 раза в день) проводить влажную уборку. Частое проветривание облегчает дыхание, уменьшает насморк. В комнате, где находится ребенок, должна быть постоянная температура (20–22°С) и оптимальная влажность (60%).
Ошибка шестая: прием антибиотиков при любом ОРЗ.
Как известно, большинство ОРЗ (90% и более) вызывают респираторные вирусы (их часто называют ОРВИ – острые респираторные вирусные инфекции), бактериальные ОРЗ немногочисленны. Вирусы, в отличие от бактерий (одноклеточных микроорганизмов), устроены очень просто и не являются клетками, они не могут жить и размножаться самостоятельно и делают это только внутри других организмов (в том числе человека), а точнее, внутри клеток. Антибиотики на вирусы не действуют, более того, они не только не предупреждают бактериальные осложнения, такие, как пневмония (воспаление легких), отит (воспаление среднего уха), синусит (воспаление околоносовых пазух), но и, подавляя рост нормальной микрофлоры, открывают путь для заселения дыхательных путей устойчивыми к действию антибиотиков микроорганизмами. Нерациональное применение антибиотиков при ОРВИ часто приводит к негативным последствиям – увеличению числа лекарственно-устойчивых микроорганизмов, развитию дисбиоза (изменению состава микрофлоры) кишечника, снижению иммунитета ребенка.
Неосложненные ОРВИ не требуют назначения антибиотиков. Они показаны лишь при бактериальных осложнениях, которые может определить (а также подобрать соответствующий антибактериальный препарат) только врач. Предпочтение отдается пенициллинам (амоксицилин, синоним флемоксин), не используется бисептол (к нему возбудители бактериальных ОРЗ приобрели устойчивость). Одним из путей ограничения чрезмерно широкого использования антибактериальных средств общего действия при ОРЗ является применение препаратов, которые действуют местно и подавляют болезнетворную флору в слизистой оболочке дыхательных путей, практически не оказывая воздействия на весь организм (биопарокс – применяется у детей старше 30 месяцев).
Ошибка седьмая: лечение насморка при ОРЗ сосудосуживающими препаратами до «выздоровления».
Сосудосуживающие препараты (називин,нафтизин,отривин,галазолин и др.) лишь на время облегчают носовое дыхание, но не устраняют причины насморка. К тому же их можно использовать только первые три дня, при более длительном применении они могут даже усиливать насморк и вызывать побочные явления, вплоть до атрофии (истончения с последующим нарушением функции) слизистой оболочки полости носа. Также следует помнить, что сосудосуживающие капли из носовой полости у детей могут довольно быстро всасываться в кровь и оказывать общее действие на организм, приводя к учащению сердечных сокращений, повышению артериального давления, головной боли, общему беспокойству. Вопрос об их применении и дозировании решается только после консультации с врачом.
Для промывания носа у детей рекомендуется использовать изотонические растворы (салин,аквамарис, физиомер). Их готовят из морской воды, стерилизуя ее и доводя содержание солей до изотонической концентрации (соответствующей концентрации солей в крови). Препараты способствуют нормализации текучести и вязкости слизи. Считается, что содержащиеся в морской воде соли и микроэлементы (кальций, калий, магний, железо, цинк и др.) способствуют повышению двигательной активности ресничек, которые удаляют из полости носа бактерии, пыль и т.п., активизации восстановительных, ранозаживляющих процессов в клетках слизистой оболочки носа и нормализации функции ее желез. Промывание проводят 4–6 раз в день (при необходимости можно чаще) поочередно в каждый носовой ход.
Ошибка восьмая: прием лекарственных препаратов для «лечения кашля» (противокашлевых, отхаркивающих, разжижающих мокроту).
Кашель – это защитная реакция, направленная на выведение из дыхательных путей инородных частиц (вирусов, бактерий и пр.), и его угнетение не приводит к вылечиванию. Противокашлевые средства (глауцин, либексин, бутамират и др.) показаны для уменьшения сухого, частого кашля, приводящего к рвоте, нарушению сна и аппетита (мучительный, изнуряющий кашель), что очень редко наблюдается при ОРЗ. Чаще кашель при ОРЗ достаточно быстро (в течение 3–5 дней) переходит во влажный, и тогда прием противокашлевых средств просто противопоказан, так как препятствует оттоку мокроты.
Отхаркивающие средства – препараты, чаще растительного происхождения, облегчающие выделение мокроты при кашле. При острых инфекциях нет необходимости в их применении, они показаны лишь при хронических процессах. Особенно осторожно отхаркивающие средства применяются у детей раннего возраста, т.к. избыточная стимуляция рвотного и кашлевого центра в продолговатом мозге, которые находятся рядом, может привести к аспирации (попаданию рвотных масс в дыхательные пути). Вопрос о применении муколитиков (средств, разжижающих мокроту), таких, как бромгексин, амброксол, ацетилцистеин, решается только врачом. Они применяются при наличии густой, вязкой, трудноотделяемой мокроты.
Ошибка девятая: прием антигистаминных препаратов.
Антигистаминным препаратам принадлежит важное место в лечении аллергических заболеваний, что определяется ключевой ролью гистамина (биологически активного вещества, выделяющегося при аллергии) в формировании клинических проявлений аллергии. В том числе, данные препараты высокоэффективны при рините (насморке) аллергической природы (в основном используются препараты второго поколения – цетиризин (зиртек), лоратадин (кларитин), фексофенадин (телфаст). В настоящее время большинство врачей склоняются к уменьшению лекарственной нагрузки при ОРЗ, в том числе отказу от использования антигистаминных средств, поскольку нет доказательств необходимости их применения. Препараты данной группы назначают при ОРЗ лишь детям с аллергическими заболеваниями.
Ошибка десятая: физиолечение, в т.ч. «домашними средствами».
Горчичники, банки, жгучие пластыри и растирания у детей применяться не должны. Их эффективность не доказана, к тому же они болезненны, опасны ожогами, могут привести к развитию аллергических реакций. Также не доказана эффективность облучения грудной клетки (прогревания), а посещения поликлиники для проведения курса физиотерапии опасны в плане повторного инфицирования.
Ошибка одиннадцатая: стремление насильно покормить ребенка.
У больных детей во время ОРЗ снижается секреция пищеварительных соков, появляются изменения подвижности кишечника. Плохой аппетит – естественная реакция организма на заболевание, поскольку все его ресурсы направлены на борьбу с инфекцией, а переваривание пищи – достаточно энергоемкий процесс. Если кроха отказывается есть, его не следует принуждать (это может привести к появлению рвоты), нужно несколько раз в день кормить небольшими порциями легкоусвояемой пищи (омлет, куриный бульон, нежирные йогурты, запеченные фрукты). В то же время ребенку важно давать много жидкости: теплый чай с медом (только детям старше 1 года при отсутствии аллергии), вареньем, лимоном, клюквенный или брусничный морс, компот из сухофруктов, щелочные минеральные воды без газа (можно с молоком), фруктовые соки или простую воду. Общее правило заключается в том, что организм не следует перегружать, а питание ребенка должно быть надлежащей плотности, жидким или полужидким; больному назначают питание небольшими порциями, принимая во внимание, конечно, и особенности вкуса малыша. Однако следует избегать острых блюд, трудноусвояемой пищи, консервированных продуктов.
Ошибка двенадцатая: больной ребенок должен находиться в постели.
Режим малыша должен соответствовать его состоянию: постельный – в тяжелых случаях, полупостельный (с чередованием умеренно активного бодрствования и отдыха в постели, а также обязательным дневным сном) – при улучшении состояния и обычный – через 1–2 дня после снижения температуры.
Ошибка тринадцатая: использование самолечения, пренебрежение консультацией врача при изменении в состоянии ребенка.
Необходимо помнить, что проявления ОРВИ могут быть признаками более тяжелых заболеваний, таких, как ангина, скарлатина и целый ряд других инфекций. С болей в горле и повышения температуры могут начинаться дифтерия и менингит (воспаление мозговой оболочки), при которых промедление с диагностикой и лечением могут привести к летальному исходу! Поставить правильный диагноз в данных случаях очень не просто. Поэтому при первых признаках заболевания необходимо обратиться к врачу, который назначит соответствующее лечение. Все лечебные мероприятия проводятся только по назначению и под контролем врача!
Предварительный просмотр:
Откуда приходят детские страхи?
Дети боятся громких и резких звуков, особенно внезапных, боятся быть неожиданно разбуженными, боятся, если кто-нибудь неслышно подкрадывается сзади. В принципе, эти страхи легко объяснить врожденным инстинктом самосохранения. Но как быть с другими страхами?
Дети могут увидеть страшное в самом невинном предмете и испугаться чего угодно. Причем многие страхи кажутся ни с чем не связанными и ничем не объяснимыми. Например, одна девочка ужасно боялась не только жуков и пауков, но и красивых бабочек и стрекоз. Спрашивается, почему? "А у них ножек много..." Очень логично, правда? Есть дети, которые боятся клоунов, поскольку те "прячут свое лицо".
В одном детском саду был испорчен новогодний праздник, потому что младшая группа дружно перепугалась, увидев долгожданного Деда Мороза. На эту роль пригласили профессионала, и все было бы хорошо, но... артист оказался молодым человеком двухметрового роста, с косой саженью в плечах, да еще и обладателем густого баса. К тому же и с гримом он "переборщил". Стоило такому "дедушке" выйти к детям и рявкнуть: "Здравствуйте, детки!", как дети с плачем кинулись в объятия к родителям. И не успокоились, пока добрейший сказочный персонаж не удалился. Пришлось одному из пап срочно изобразить из себя Деда Мороза и, к неудовольствию супруги, провести вечер на пару с приглашенной Снегурочкой. Детей заверили, что злая Баба Яга, притворившаяся Дедушкой Морозом, больше не вернется, потому что дяденька милиционер посадил ее в тюрьму. Вечер был спасен, но дети еще несколько дней после праздника интересовались, не вернется ли Баба Яга. Итак, откуда берутся страхи?
Переданная родителями эстафета
Дети перенимают страхи от нас, родителей. Если мама боится собак, очень велик шанс, что и ребенок будет их бояться. То же самое относится к страху перед грозой и многому другому. Дети тревожных мам, готовых во всем вокруг видеть потенциальную опасность для своего малыша, вырастают сверхосторожными и боязливыми. А все потому, что на каждом шагу мама предупреждает их: "Осторожно! Машина! Внимание! Собака! Осторожно!..." И ребенок привыкает жить в тревоге, подсознательно все время, ожидая какой-то опасности.
Маленькие дети "считывают" эмоции родителей и близких им людей с чувствительностью сейсмографа и "записывают" в свое подсознание, если эмоции достаточно сильные и повторяющиеся, что и произошло в случае с Аней.
Чрезмерная опека
Детские страхи порождает и чрезмерная родительская опека. Ребенку, растущему в тепличных условиях, очень трудно потом приспособиться к жизни без "защитного скафандра", и ему везде начинают мерещиться опасности, а на этой основе возникают страхи. Лишение ребенка возможности познавать мир путем проб и ошибок, стремление везде "подстелить ему соломки", чтобы не ушибся (как в прямом, так и в переносном смысле), как раз и способствуют появлению страхов.
Больше всего страхов возникает в возрасте 7 лет у детей, воспитывавшихся дома. Особенно у единственных детей. В школе они впервые начинают постигать сложную науку общения с другими детьми и взрослыми, причем в такой ситуации, когда рядом нет привычных опекунов. Им невероятно трудно и невероятно страшно. Они "сходят с ума" от неуверенности в себе, не очень хорошо понимают законы нового мира, в который попали из домашней "оранжереи", и приспособиться к нему стоит им большого труда. Еще больше страхов приобретает ребенок в том случае, если чрезмерная опека сопровождается постоянными словесными угрозами, жестоким обращением и физическими наказаниями.
Безразличие и невнимание
Безразличие и невнимание к ребенку порождает не меньше детских страхов, чем чрезмерная опека. Это происходит особенно часто в семьях, где ребенка "не ждали" и не были к нему готовы. Или ждали мальчика, а родилась девочка (и наоборот). Предоставленный себе, лишенный эмоционального приятия, ребенок многое понимает не так, а многого не понимает вообще. Он начинает бояться всего подряд, поскольку живет в каком-то виртуальном мире, который сам себе нафантазировал. А как иначе, если "брошенный" ребенок целыми днями смотрел мультики и играл один, представляя самые разные ситуации, полуреальные-полусказочные? Он не научился общаться с другими детьми и взрослыми. Хорошо еще, если ему даст этот опыт посещение детского сада. Если же ребенок "домашний", то он и школы будет бояться, поскольку психологически совершенно к ней не готов.
Неблагополучная обстановка в семье
Источником страхов может стать неблагополучная обстановка в семье. Под такой обстановкой мы подразумеваем конфликты между родственниками на глазах у детей. Неполная семья также является фактором риска возникновения страхов у ребенка. Особенно сильная тревожность возникает у детей, выросших в атмосфере недоверия, эмоциональной холодности и отчуждения между окружающими. Например, такая ситуация складывается перед разводом, когда родители только формально вместе, а эмоционально они друг другу чужие. Или в неполной семье, где ребенка воспитывают мать и бабушка, которые до сих пор выясняют отношения друг с другом.
Дошкольники более чувствительны к конфликтам в семье и тяжелее страдают от развода, при котором чаще всего остаются без отца.
У детей, родители которых развелись, страхов на порядок больше, чем у их ровесников из благополучных семей.
"Неправильное" поведение родителей
Еще один источник страхов напрямую связан с тем, как родители обращаются с ребенком. Если мы частенько кричим на ребенка, а он не в состоянии понять свою вину, постепенно в его душе зарождается враждебность к нам. Поскольку ему хотелось бы продолжать нас любить, он "переносит" свой страх на других людей, предметы или ситуации. Проблема заключается еще и в том, что страх способен переходить с одной ассоциации на другую и расширяться. Так, если ребенку, особенно совсем маленькому, делают болезненные уколы витамином "В", то сначала он будет бояться шприца, потом - людей в белых халатах, а в конечном итоге - поликлиники.
Возникновение страхов у мальчика нередко бывает связано и со стремлением отца вырастить из него "настоящего мужчину". При этом почему-то подразумевается, что настоящий мужчина ничего не боится. Хотя на самом деле абсолютное отсутствие чувства страха наблюдается только у людей с психическими отклонениями. У всех остальных благодаря страху включается инстинкт самосохранения, и это способствует нормальному развитию. Более того, если бы люди не действовали вопреки страху, они бы никогда ничего не достигли. Поэтому отец, который ведет себя с сыном как командир, считая, что тот обязан выполнять все, что он скажет, как раз и вызывает у ребенка нездоровые страхи. Ведь сыну хочется, чтобы отец был им доволен. В результате он начинает бояться быть самим собой и становится "маленьким старичком", лишенным непосредственности, не показывающим своих эмоций. Эмоции у него подменяются логическими "взрослыми" рассуждениями.
Страх несоответствия тоже закладывается с раннего детства. Нередко мы, родители, сами того не замечая, из лучших побуждений внушаем ребенку мысль о том, что он не такой, каким должен быть. Поскольку родительский авторитет для ребенка - истина в последней инстанции, он начинает изо всех сил стремиться к "совершенству". Но ведь ребенок может быть абсолютно не таким, каким нам хотелось бы его видеть! И тогда он пытается подстраиваться под наш идеал, теряя собственную индивидуальность, отказываясь от себя. Он постоянно боится не угодить нам, разочаровать нас. Ему начинает казаться, что он хуже всех вокруг. Он перестает проявлять инициативу, считает себя недостойным любви, во всех неприятностях винит себя. В результате ребенок постепенно утрачивает интерес к жизни. Часто комплексу "несовершенства" с его букетом подавленных страхов и постоянной боязнью не угодить сопутствует приобретенная бронхиальная астма. У детей со страхом "несоответствия" приступ бронхиальной астмы может произойти после получения плохой оценки, также как и после того, как кто-то назовет ребенка неумелым, или некрасивым, или несообразительным... Они задыхаются от собственного страха, они просто дышать боятся.
Детские страхи - причина "взрослых" неудач
Часто дети никак не могут объяснить свой страх. Тревога может возникать так часто и настолько захватывать ребенка, что он теряет контроль над собой. В таких случаях возникают страхи открытых и закрытых пространств, страх темноты. Дети начинают бояться ножей, ножниц и иголок. Их опасения вызывает толпа. Если ребенку становится трудно общаться с людьми, он постоянно боится что - нибудь сделать или сказать не так. Ему даже кажется, что он не так выглядит. В результате ребенок попадает в психологическую изоляцию, из которой ему уже трудно выбраться без посторонней помощи.
Проблема в том, что подобная тревога способна "тормозить" работу разных разделов психики. И тогда ребенок оказывается не в состоянии раскрыть свой интеллектуальный потенциал, реализовать заложенные в его личности способности. К тому же страх снижает способность логически мыслить. Другие дети начинают бояться любого открытого проявления эмоций, что создает огромные проблемы и способствует возникновению комплексов в подростковом возрасте, когда подрастающая личность просто разрывается между разумом и чувствами.
Детская душа очень ранима. Самое плохое, что ребенок может быстро об этой ране забыть. И тогда она продолжит жить в нем своей "теневой" жизнью, уходя все глубже и глубже в подсознание, и именно детские травмы и страхи становятся причинами наших "взрослых" проблем и неудач.
Так, дети разведенных родителей, согласно статистике, также во многих случаях разводятся, и не по одному разу. Им трудно наладить отношения с представителями противоположного пола. А причины надо искать в травмирующих, конфликтных и проблемных ситуациях детства. Сложность еще и в том, что дошкольники (от 3 до 7 лет) очень тяжело переносят развод родителей. Им кажется, что они виноваты в том, что папа (или в редких случаях мама) не захотел жить вместе с ними, что с ними что - то не так. Этот комплекс заставляет женщин принимать роль "жертвы" в браке, поскольку в ее подсознании записалось чувство вины. Она изначально уверена в том, что если в семье будут конфликты, или муж запьет, или случится другая беда, - вся вина лежит на ней, поэтому старается всеми силами сохранить семью. Бывает, что роль "жертвы" играет в браке и мужчина, хотя мужчины чаще склонны видеть причину всех проблем в женщине.
Неизжитые в детстве страхи тянутся из прошлого, как клейкие нити огромной паутины, все больше и больше опутывая нас, сковывая движения и препятствуя движению вперед, препятствуя адекватному восприятию мира.
Существует великолепный фантастический рассказ, иллюстрирующий воздействие детских страхов на подсознание и, соответственно, их влияние на поведение и мышление. В далеком будущем люди давно уже освоили космос, и главные герои занимаются тем, что очищают "проблемные" планеты. Они прилетают на маленькую планету, где все вроде бы хорошо, но вот поселенцы почему-то погибают. Оказывается, здесь в атмосфере присутствует газ-галлюциноген, пробуждающий в людях их детские страхи. Главный герой, увидев какого-то жуткого крокодилоподобного монстра, которого он сам же в детстве и придумал, радостно говорит: "Ты всего лишь галлюцинация, я тебя не боюсь!" На что монстр отвечает: "А я тебя съем!" - и кусает его за руку. Герой с ужасом чувствует боль и видит на руке кровь. Тогда он говорит своему напарнику, что дела обстоят хуже некуда, поскольку, если его подсознание верит, что он умрет, то он действительно умрет. К счастью, ему удается вспомнить, что этого монстра можно было победить, облив водой из детского водяного пистолета. Что он и делает - и благополучно спасается.
Страхи нередко возникают у детей с повышенной тревожностью и чрезмерно развитым воображением. Эмоциональная чувствительность и впечатлительность делают таких детей уязвимыми. Эти дети - счастливые и одновременно несчастные обладатели "тонкой кожи". Они ощущают чужую боль как свою, они рыдают, увидев раздавленную букашку. Это прирожденные пацифисты и миротворцы, которым хотелось бы, чтобы всем было хорошо. И признание того, что так, увы, в реальной жизни не бывает, дается им очень тяжело. Ни в коем случае нельзя разрешать таким детям смотреть фильмы ужасов и фильмы с трагическим сюжетом, поскольку они запоминают их и долго еще переживают увиденное. Возникающие страхи, как правило, сохраняются длительное время. Взрослые при этом могут даже не подозревать о том, что творится у ребенка в душе, так как дети не стремятся поделиться своими чувствами, это "дети в футляре".
И "страшную" сказку можно сделать былью
Страхи приходят к нам из сказок. Уж там непременно есть если не волк, то Баба Яга, а если не Баба Яга, то Кощей Бессмертный. Для маленьких детей все одушевлено и все реально, потому и страхи их также очень реальны, даже если связаны с мифическими существами. "Страшные" рассказы взрослых тоже внушают детям страхи. Бесполезно говорить ребенку, что в его комнате нет монстров. Самое большее, во что он поверит, - в то, что монстры спрячутся, как только вы войдете в комнату или как только будет включен свет. Так что лучше не читать детям на ночь страшных сказок, а для особо впечатлительных детей подбирать сказки, наименее травмирующие их психику, в которых нет жутких персонажей.
Травмирующий личный опыт
Страх порождает и неприятное событие, происшедшее с ребенком. Например, ребенок, который упал с качелей, может бояться качаться на них всю оставшуюся жизнь. А ребенок, попавший в автокатастрофу, постарается избегать езды на машинах и автобусах.
Травмирующий личный опыт, ведущий к повышенной тревожности и способствующий появлению, развитию и усилению страхов, ребенок может получить в период внутриутробного развития или родов. Токсикоз во время беременности, асфиксия приводят к тому, что новорожденный беспокойно спит, просыпаясь от самых тихих звуков и даже шорохов. Во сне он может непроизвольно подергиваться. Дети, появившиеся на свет в результате преждевременных, затяжных или патологических родов, после кесарева сечения, более нервные, психически уязвимые и подвержены страхам. Самая неблагоприятная ситуация складывается, если младенец сразу после родов попадает в больницу и находится отдельно от матери. Иногда это накладывает отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. У него несравнимо большее количество страхов по сравнению с другими детьми, может появиться даже заторможенность в развитии.
Ни брата, ни сестры, - совсем один
Статистика показывает, что больше всего страхов у единственных детей. Они наиболее подвержены самым разным страхам, в первую очередь, страху одиночества. К тому же у детей, испытавших в детстве одиночество, нередко формируется комплекс неполноценности, они не уверены в себе. Чем больше взрослых вокруг единственного ребенка, тем более вероятно приобретение им этих комплексов. Да и как иначе? Ведь по сравнению со взрослыми он действительно ничего не умеет, а то, что умеет, делает не лучшим образом. В результате у единственных детей чаще развивается тревожность.
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей:
Создание благоприятной семейной атмосферы
1.Помните, от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.
2.Время для ночного отдыха каждому требуется сугубо индивидуально. Показатель один – чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его будят родители.
3.Если у родителей есть возможность дойти до гимназии вместе с ребенком, не упускайте её. Совместная дорога – это совместное общение, ненавязчивые советы.
4.Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задайте нейтральные вопросы: «Что было интересного сегодня?», «Чем сегодня занимались?» и т.д.
5.Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.
6.Терпеливо и с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.
7.Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения крики, грубые интонации. Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.
8.Помните: это Ваши дети и то, какими они вырастут, зависит от Вас.
Рекомендации родителям пятиклассников в период адаптации при переходе в среднее звено:
Каким же образом мы, родители, можем помочь своим детям?
1.Прежде всего, необходимо создание положительной эмоциональной атмосферы в доме. Ребенок должен чувствовать, что его ждут, им интересуются, что его дела важны.
2.Будьте внимательны к настроению ребенка. Важно дать ему возможность выразить все свои эмоции и чувства. Ему важно ваше понимание и поддержка.
3.В период адаптации пятиклассников к школьной жизни очень важно не принуждать детей работать на оценку, тем самым провоцируя страхи и неуверенность в своих силах.
4.Не старайтесь отдавать ребенка в различные секции и кружки.
5.Развивайте умения смотреть на себя со стороны, совершенствовать навыки самоконтроля и самооценки.
6.Предоставьте ребенку возможность свободного выбора способов и источников информации, обучите работать с ними.
Предварительный просмотр:
Игрушки для детей от 2 до 3 лет
На протяжении всего раннего возраста (от 1 года до 3 лет) ребенок знакомится, усваивает и совершенствует различные предметные действия, учится использовать бытовые предметы, играть с игрушками, а также овладевает речью, что способствует развитию наглядно-образного и символического мышления на следующем возрастном этапе. На третьем году жизни малыш совершенствует освоенные действия с предметами, стремится проявить свою активность, постепенно усложняя игры. Ассортимент необходимых игрушек расширяется, поскольку с развитием ловкости и наглядно-действенного мышления крохе требуются более сложные игрушки.
Признание достижений ребенка со стороны взрослого способствует тому, что малыш стремится к результатам в деятельности, что является своеобразным утверждением собственного Я. Такой важный, интенсивный возрастной период заканчивается кризисом трех лет, когда возрастает самостоятельность малыша и формируется целенаправленность в действиях.
Для нормального и своевременного развития крохе необходимо обеспечить полноценную развивающую среду и возможность действия с различным игровым материалом. Рассмотрим основные виды игровой активности малыша двух лет и необходимые для этого игрушки.
Для того чтобы организовать игру, понадобится небольшое количество реалистических игрушек: куклы, кукольная посуда, кроватка, стульчик, расческа и пр. Помните, игрушек не должно быть слишком много, поскольку это дезориентирует ребенка. Выберите самое необходимое.
Подбираем игрушки для малыша
Достаточно, если у ребенка будет 2-3 разные куклы:
Тряпичные (высота – до 30 см);
Пластиковые;
Кукла-голыш с набором простой одежды (с большими пуговицами или липучками);
Маленькие «пупсики» в разных позах. Кукольная утварь, соответствующая размерам кукол:
Набор кукольной посуды (плита, чайник, кастрюльки и пр.);
Мебель и оборудование для кукол (кроватка, ванночка, стульчик, стол);
«Предметы гигиены» для кукол – расчески, щетки, мыло и пр.;
«Продукты питания» – наборы овощей, фруктов.
Игрушечные животные – маленькие и средних размеров с реалистичной, достоверной и выразительной внешностью.
Наряду с реалистическими игрушками, для детской игры нужны предметы неопределенного назначения, способные стать предметами-заместителями. Например, шарики, колечки или брусочки разных цветов и размеров, кусочки ткани или поролона и пр.
Важно помнить, что образные игрушки (куклы, мягкие игрушки и фигурки животных) должны быть простыми и открытыми для игровых действий малыша. С такими игрушками удобно действовать: куклу можно легко посадить на стульчик или уложить в кроватку, собачка может встать на задние лапки, а мишка может хлопать в ладоши. Образ игрушки должен быть четким, реалистичным и узнаваемым для ребенка.
Первые сюжеты.
Простые действия с предметами, которые уже стали доступными для малыша, можно включать в различные сюжеты, так малышу будет интереснее действовать с ними, кроме того, такие занятия полезны для развития воображения и речи.
Вот несколько несложных сюжетов, которые можно использовать в игре:
"Пора кушать "
Накрыть стол, расставить приборы. Сварить суп или кашу, покормить куклу из ложечки (палочкой), из тарелочки (ладошки). Сварить яичко (шарик), подуть на него, разбить ложкой. Испечь пирожки. Порезать ножом (палочкой) колбасу. Налить сок, напоить кукол. Помыть посуду, вытереть ее полотенцем.
"Баюшки-баю "
Положить куклу в кроватку, накрыть одеялом, покачать кроватку. Погладить, поцеловать ее. Побаюкать на руках.
"Надо, надо умываться ".
Искупать куклу в ванночке (вместо мыла и губки можно использовать кубик, шарик, кусочек поролона). Причесать куклу (расческой, палочкой), дать ей посмотреться в зеркальце. Почистить куклам зубки (можно использовать детскую зубную щетку или палочку).
"Мы идем гулять "
Прогулка на машине (в коляске). Катание с горки на машине или на дощечке.
Любимая игрушка
Малыши воспринимают кукол «всерьез», как живых. У многих детей в этом возрасте уже появляются любимые игрушки, с которыми они не расстаются: вместе спят, едят, гуляют, а также берут их в детский сад. Такими друзьями могут стать мягкие игрушки с ярким и привлекательным образом: плюшевые мишки, зайчики, собачки, с которыми удобно действовать малышу. Конечно, самому малышу еще трудно одушевить и наделить характером игрушку, выбрать любимую. В этом ему помогает близкий взрослый, который хорошо знает и чувствует малыша. Такая любимая игрушка-подружка может быть опорой в развитии внутреннего мира ребенка.
Предварительный просмотр:
Любить детей – это так просто.
Родителям и детям как воздух нужна любовь. «Любить детей – это так просто» - подумаете вы. Не торопитесь. Тихое на первый взгляд, очевидное, оказывается неимоверно сложным. Диалектика жизни такова, что в этой самозабвенной привязанности дочки или сына заключена для родителей высшая мера ответственности: не обмануть ожиданий, быть всю жизнь достойными любви своих детей, суметь навсегда остаться для них примерами для подражания, людьми глубоко уважаемыми и бесконечно родными и близкими. Это совсем не просто!
Какой должна быть любовь к ребенку? «Недолюбить» - значит лишить ребенка тепла, чувства защищенности, посеять в душе тревогу, рассеянность.
Слишком бурное проявление родительских чувств – балует. Сдержанное отношение родных воспринимается ребенком как равнодушие, бессердечие, а то и враждебность. Изнеженность – расслабляет, суровость – ожесточает. Готовых рецептов любви, нет.
У каждого ребенка есть свои сильные стороны. Один хорошо читает, другой умеет мастерить, третий особенно наблюдателен, четвертый ловок и быстро бегает.
Почти у каждого ребенка есть и слабые стороны. Не у всех ребят сразу все получается и в учении и в общественных делах. Поэтому – особенно на первых порах – лучше оценивать успехи ребенка, не в сравнении с успехами других, а сопоставляя его нынешние успехи с прошлыми, тогда ему легче будет увидеть, что он не стоит на месте, хотя, быть может, и отстает в чем-то от других. При этом важно отметить, что ребенок старается, поощрить его добрым советом, те усилия, которые он приложил для того, чтобы добиться хороших результатов.
Побаловать ребенка, оградить его от трудностей – только в этом некоторые родители видят свои обязанности. Они охотно покупают ребенку обновы, освобождают от различных забот. Они обманываются тем, что ребенок доволен. Но ведь они при этом в чем-то духовно обкрадывают ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....
1.Консультация для родителей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» 2.Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности».
Как привлечь детей к театральным играм.Игры....
Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...