"Играем, учимся, растем!"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Игровой семинар-практикум для родителей с детьми старшего дошкольного возраста.

Формирование у родителей представления о роли игры в психическом развитии ребёнка (память, внимание, мышление, воображение, мелкая моторика, произвольность деятельности),  об общении и взаимодействии  с ребёнком на позициях равноправия, партнёрства и взаимоуважения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditeli_s_detmi--igry.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игровое занятие родителей вместе с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель. Формирование у родителей представления:

 о роли игры в психическом развитии ребёнка (память, внимание, мышление, воображение, мелкая моторика, произвольность деятельности)  

 об общении и взаимодействии  с ребёнком на позициях равноправия, партнёрства и взаимоуважения.

Материалы: альбомный лист на каждого ребёнка, простой карандаш, мяч, «загадочные картинки» по числу пар взрослый-ребёнок.

 Вступление.

Здравствуйте! Давайте поприветствуем друг друга ладошками: они тоже умеют разговаривать. Смотрите, как это делается.

Встречаемся ладошками (взрослый-ребёнок, ведущий - участники).

  Молодцы! Ладошки умеют говорить тихо и громко. Послушайте! А теперь сами попробуйте.

Хлопаем в ладоши попеременно: то тихо, то громко.

Настрой на занятие.

Взрослые и дети выполняют самомассаж.

Вы готовы глазки? (Поглаживание век.)

Да! (Прикладывание указательных пальцев к векам.)

Вы готовы ушки? (Поглаживание ушей.)

Да! (Прикладывание ладоней к ушам.)

Вы готовы ручки? (Поглаживание кистей рук.)

Да! (Хлопки в ладошки.)

Вы готовы ножки? (Поглаживание ног.)

Да! (Притопывание.)

Вы готовы? (Развести руки в стороны.)

Да! (Обнять себя руками.)

Резюме.

Говоря о необходимости познавательного общения родителей с детьми, следует помнить о некоторых «подводных камнях» организации таких занятий.

Во-первых, нельзя превращать подобное общение в «уроки на дому» и «принимать» позицию учителя, который даёт домашнее задание и ругает за его невыполнение.

Во-вторых, если ваш ребёнок  чему-то учится при общении с вами, то конечный итог его обучения будет состоять из нескольких частных результатов. Назовём основные, описанные в книге Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?»

Первый, самый очевидный результат—это знание, которое ребёнок получит, или умение, которое он освоит.

Второй результат менее очевиден— это тренировка общей способности детей учиться, т.е. учить самого себя.

Третий результат—эмоциональный «след» от занятия: удовлетворение или разочарование, уверенность или неуверенность в своих силах.

И, наконец, четвёртый результат—это «след» от ваших взаимоотношений с ребёнком.

Здесь итог  также может быть либо положительным (остались довольны друг другом), либо отрицательным (пополнилась копилка взаимного недовольства).

Родителей подстерегает опасность ориентироваться только на первый, самый очевидный результат. Ни в коем случае не забывайте об остальных трёх. Запомните, они гораздо важнее!

Ваше вниманию предлагается «Считалочка—бормоталочка». Такая считалочка развивает свойства внимания (устойчивость, концентрацию, переключение, распределение).

 Выучивается фраза: «Подарил утёнку ёжик пару кожаных сапожек».  В первый раз произносится вслух все шесть слов. Во второй раз произносятся  вслух слова «Подарил утёнку ёжик пару кожаных», а слово «сапожек» произносится «про себя», хлопая при этом один раз в ладоши.

В третий раз произносятся вслух слова «подарил утёнку ёжик пару», а слова «кожаных сапожек» произносятся «про себя», хлопая при этом два раза в ладоши.

В четвёртый раз произносятся вслух слова «подарил утёнку ёжик», а слова «пару кожаных сапожек» произносятся «про себя», хлопая три раза в ладоши.

В пятый раз произносятся вслух слова «подарил утёнку», а слова «ёжик пару кожаных сапожек» произносятся про себя», хлопая при этом четыре раза в ладоши.

В шестой раз произносится вслух слово «подарил», а слова «утёнку ёжик пару кожаных сапожек» произносятся про себя, хлопая  при этом пять раз в ладоши.

И в седьмой раз произносятся все слова « про себя», заменяя их шестью хлопками.

Заключительная часть игры проводится в кругу.

Теперь поиграем в игру «Маки». Эта игра на развитие воображения, снятие  психоэмоционального напряжения,  слуховой и зрительно-двигательной памяти.

Маки, маки, маковочки,

Золотые головочки.

В огороде мак,

Сделайте вот так…

(Ведущий предлагает движения—дети повторяют его.)

Игра «Подбери по смыслу». Эта игра на развитие смысловой памяти и логического мышления.

Игра проводится с мячом. Детям и взрослым предлагаются слова, к которым необходимо придумать связанные по смыслу слова.

 Например, лопата ( работа, копать, земля, дача, грядки, ручка и т.п.)

Письмо, мел, кот, хлеб, мех, осень, лодка, мороз.

Упражнение «Пиктограммы». Отличная тренировка  ассоциативной памяти и мелкой моторики.

Сегодня мы будем учиться рисовать пиктограммы к словам, которые нужно запомнить. Рисунок должен быть простой, схематичный и помогающий вам запомнить слово. С помощью пиктограмм запоминаются следующие слова: зима, дом, река, смех, школа, мама.

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Часики» (гимнастика для глаз).

В доме на стене висят часы.  Как они идут? (Тик-так.) Стрелочки крутятся, стрелочки вертятся. Маленькая— медленно,  вот так!  (Движения глазами из стороны в сторону в медленном темпе.) А большая стрелка— быстрее. (Те же движения глаз, но в быстром темпе.) Когда большая стрелочка забирается наверх, часы начинают бить, сообщая нам, который сейчас час (Родитель загадывает, который час.)

Часы так громко били, что испугали маленького  котёнка— и он убежал. Давайте поможем бабушке найти его. Станем в круг. Оля будет бабушкой, а мы поможем ей найти котёнка: «Ах, моя кошечка потерялась! Где моя кошечка? У кого осталась? Может быть, у…(имя ребёнка).

Ребёнок, исполняющий роль бабушки, заглядывает детям в глаза, стараясь угадать, у кого котёнок. Тот, в чьих руках кошечка, должен глазами подсказать, что котёнок именно у него.

Упражнение «Пряталки или загадочные картинки».

Упражнение  проводится в парах (родитель-ребёнок). Это  новый способ рассматривания иллюстраций. Надо найти героев картинки, а также  предметы, которые спрятал художник в рисунке. Внимание и воображение помогут увидеть их в нечётких очертаниях, цветовых пятнах, отдельных деталях… Родители могут оказывать дозированную помощь, обозначая словесно, где можно найти тот или иной предмет.

Упражнение «Порхающая птичка».

Смотрите-ка! Перед тобой порхает забавная птичка. Внимательно наблюдай за ней. Чтобы не спугнуть её, ты не должен шевелиться. Следи за весёлой птичкой только глазами, тогда сможешь рассмотреть её нарядное оперение со всех сторон.

Вот наша птичка полетела в нижний левый угол, потом наискосок в верхний правый угол, потом резко вниз—в нижний правый. Из нижнего правого угла наискось—в верхний левый. Теперь те же самые движения, но в другом порядке: нижний правый угол—верхний левый угол—нижний левый угол—верхний правый угол.

Уфф, ну и резвая птичка нам досталась! Но зато мы успели сделать несколько красивых снимков, сфотографировав её со всех сторон.

Заключительная игра «Обман на заказ».

Игра, позволяющая снять психоэмоциональное напряжение, развивать выразительность движений и найти способ самовыражения.

Как можно достовернее изобразить следующее:

- у меня болит зуб

- я ем горькую конфету, кислое яблоко или солёное мороженое

-я вдеваю нитку в иголку и шью

-подбросил, поймал мяч, а потом бросил его приятелю

-попал(а) под дождь

-мне жмут ботинки

-переливаю воду из одного стакана в другой

-взял(а) в руки очень холодный, затем тёплый и ,наконец, горячий предметы

-нюхаем яблоко, апельсин, розу, лук, мамины духи

-разрезаем на ломтики арбуз и едим его.

 Литература

1. Маслова Т. Дети учатся понимать мир и себя // Дошкольное воспитание. 2007., №8.

2. Орлова Д. Развивающие игры, упражнения, задачи для дошкольника. М., 2007.

3. Прищепа С., Попкова Н., Коняхина Т. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников // Дошкольное воспитание. 2005., №1.

4. Прищепа С., Храмцова Н., Шатверян Т. Умеете ли вы общаться со своим ребёнком?  // Дошкольное воспитание. 2006., №3.

5. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. М., 2002.

6. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе. Автор составитель Останкова Ю.В. Волгоград, 2007.

7. Стожарова М.Ю. Как помочь родителям «трудных» детей? //Ребёнок в детском саду. 2004., №2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский долгосрочный проект "Играя, учить, и учиться, играя"

Нынешние молодые родители в силу отсутствия игрового опыта с трудом сознают роль игры в развитии их детей. Уделяя внимание ребенку, родители в основном стараются "заниматься" с ребенком, а вот играть,...

Занятие «Везде в Отечестве своем, от края и до края, мы крепнем, учимся, растем, о будущем мечтая»

Занятие «Везде в Отечестве своем, от края и до края,  мы крепнем, учимся, растем, о будущем мечтая» ...

Играя учусь, чтобы учится, играя!! (интеллектуальное развитие детей через логико-математические игры)

laquo;За один день вы можете преподать ученику урок, но если вы воспитаете в нем любознательность и любопытство, то он будет продолжать учиться всю свою жизнь»(Клэй П Бодфорд)Дошкольное детство...

Консультация – практикум для родителей «Учимся, играя – играя, учимся!»

Расширение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей (значение игрушки в жизни ребёнка)....

Родительское собрание во второй младшей группе « Учимся – играя, играя - учимся»

Одной из форм взаимодействия семьи и детского сада является родительское собрание.Родительское собрания для меня это «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь...

Родительское собрание во второй младшей группе на тему :"Учимся - играя, играя - учимся"

Одной из форм взаимодействия семьи и детского сада является родительское собрание. Родительское собрания для меня это «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, пр...