Подготовка детей к школе – необходимое условие успешного обучения.
статья (подготовительная группа) на тему
Школа не только новые условия жизни и деятельности человека – это новые отношения, новые обязанности, новые контакты. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, новым заботам и школьным делам. Это очень напряженный период, прежде всего потому что, что школа ставит перед учениками целый ряд задач, которые не связанны с опытом ребёнка, поэтому требует максимальной мобилизации как физических, так и интеллектуальных сил.
За последнее время требование к поступающим в школу детям выросли, но при этом выросла и детская заболеваемость, а так же возросло количество детей, имеющих те или иные нарушения речи. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению в школе, трудно и более длительно проходит период адаптации, а если сюда накладываются проблемы со здоровьем (чаще психоневрологической сферы), развитием речи, то обучение в школе превращается в целую проблему для ребёнка и его родителей. «Неготовые дети» - «контингент риска»: риск неуспеваемости, риск усугубления имеющихся отклонений в состоянии здоровья и возможности заболеть от чрезмерных нагрузок.
Когда начинать готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы? Одни считают, что надо начинать с трех лет, другие - за год до поступления в школу. Но вообще-то вся дошкольная жизнь ребенка - это и есть подготовка к школе. Самое главное - не впадать в крайности. Не переусердствовать с занятиями, внушив заранее отвращение к учению. Но и не пускать все на самотек, надеясь, например, на воспитателя детского сада. Тем более, если вы выбрали престижную школу.
Как определить уровень подготовки ребенка к школе?
Начнем с возраста. На момент поступления в 1 класс школы ребенку должно быть не менее 6,5 лет. По утверждениям специалистов, ребенок, не достигший этого возраста, еще не обладает необходимым для обучения в школе уровнем зрелости.
Узнайте заранее, есть ли у школы, в которую вы хотели бы отдать своего ребенка на обучение, особые требования к поступающему: умение бегло читать и т. д., чтобы не было неожиданностей.
В возрасте 5 лет обязательно посетите узких специалистов – логопеда, психолога, невролога! Если ваш ребёнок состоял на учёте невролога, то имеет место консультирование у логопеда с 3х лет, а так же ежегодный осмотр невролога.
Подыщите курсы подготовки к школе, узнайте отзывы о данном учреждении.
Ребенка считают неготовым к школе, если он:
• настроен исключительно на игру;
• недостаточно самостоятелен;
• чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем;
• не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;
• мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.;
• имеет серьезные нарушения речевого развития;
• не умеет общаться со сверстниками;
• не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязан.
Можно сделать вывод, что к обучению в школе Ваш малыш должен прийти с определенным багажом знаний и навыков. Причем чем выше уровнем школа, тем больше в ней число требований, предъявляемых к будущим первоклашкам. Следовательно, родители должны заранее подыскать для ребенка курсы подготовки к школе. При подборе учреждения, центра с курсами познакомьтесь с программой, по которой Вашего малыша будут обучать.
Программа подготовки детей к школе должна быть построена с учётом возрастных возможностей детей. Занятия должны включать в себя динамические переменки, что позволяет переключать активность детей.
К началу обучения в школе дети должны уметь:
• строить сложные предложения всех видов;
• составлять рассказы по картинке, серии картинок, небольшие сказки;
• находить слова с определенным звуком;
• определять место звука в слове;
• составлять предложения из 3-4 слов;
• членить простые предложения на слова;
• членить слова на слоги (части);
• самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения;
• уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности;
• иметь представления о сезонных явлениях природы;
• знать свой адрес, фамилию, имя, отчество родителей.
К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления. Он должен знать:
• состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел;
• как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;
• цифры 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9;
• знаки +,-,=,>,<;
• название текущего месяца, последовательность дней недели;
• уметь называть числа в прямом и обратном порядке;
• соотносить цифру и число предметов;
• составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
• пользоваться арифметическими знаками действий;
• измерять длину предметов с помощью условной меры;
• составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;
• делить круг, квадрат на 2 и 4 части;
• ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
Социально-психологическая готовность к школе:
• учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет интерес к получению новых знаний)
• умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых)
Развитее школьно-значимых психофизиологических функций:
развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);
пространственная ориентация, координация движений (умение правильно определять выше-ниже, вперед-назад, слева-справа);
координация в системе глаз-рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру – зрительно воспринимаемый на расстоянии (например из книг)
Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).
Развитее произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы конференции по подготовке детей к школе в условиях внедрения ФГОС – федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения для родительской общественности
Доклад по подготовке детей к школе в условиях внедрения ФГОС – федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в рамках родительской конференции . Принципиальное ...
Дипломная работа: "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ К ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ"
Практическая значимость данной работы состоит в том, что данный материал может быть использован студентами педагогических колледжей, при изучении психологической готовности старших дошколь...
Развитие познавательных процессов ребенка, как необходимое условие успешного обучения
познавательные процессы - это процессы, при помощи которых человек познает окружающий мир, себя и других людей. Психические процессы: ощущения, восприятие, представление, внимание, воображение, память...
Консультация на тему: "Социально-личностная готовность детей к школе, как основа успешного обучения"
Социально-личностная готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к новым формам общения, к принятию новой социальной позиции – положения школьника. Позиция школьника, по ср...
Преемственность детского сада и школы, как условие успешного обучения детей – логопатов. Соавторы: методист Чугунова Т.И., педагог-психолог Майсак А.Б.
Преемственность детского сада и школы, как условие успешного обучения детей – логопатов....
Консультация для родителей из серии «Подготовка детей к школе» на тему «Успешность обучения дошкольников – на кончиках пальцев»
Понимание родителями значимости и сущности своевременной диагностики кистевой моторики ведущей руки ребенка, помогут дошкольнику не только сформировать навык письма, но и оградят его от дополнительных...
«Развитие фонематического слуха, как необходимое условие успешного обучения в школе»
Развитие фонематического слуха....