Как воспитать послушного и дисциплинированного ребенка
статья (младшая группа) на тему

 

Детям не только нужны порядок и правила поведения, но они хотят и ждут их. Они делают детскую жизнь понятной и предсказуемой, создают чувство бе­зопасности. Дети порой готовы поддерживать порядок больше, чем взрослые. Когда читаете дошкольни­ку книгу или рассказываете сказку, прежде всего, удивляет, что эти книга или сказка ему не на­доедают: он готов слушать их бесконечное число раз, хотя знает уже все наизусть. И попробуйте что-нибудь изменить в тексте – сразу же последу­ет протест: «Нет, ты здесь пропустил», «Нет, он сказал не так, а вот так…»

Дети интуитивно чувствуют, что за родитель­скими «нельзя» скрыта забота о них. Один ребёнок с горечью сделал вывод, что родители его совсем не любят, так как позволяют ему слиш­ком многое, включая и то, что запрещено дру­гим ребятам.

Есть несколько правил, которые помогают на­ладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как воспитать послушного и дисциплинированного ребенка

 

     Речь пойдет о дисциплине и послушании. Как быть, если ребенку грозит опасность, а он настаивает на своем? Нужно ли позволять малышу дотронуться до горящей свечи, если он не слышит слово «нельзя» и продолжает тянуться к огню? Должны быть правила, требования, которые дети должны безусловно выполнять. Детям не только нужны порядок и правила поведения, они хотят и ждут их! Это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности.

         Есть несколько правил, которые помогают наладить и поддерживать дисциплину. Получается что-то вроде списка правил о правилах.

 

Правило первое. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка.

     Это особенно важно помнить тем родителям, которые стремятся как можно меньше огорчать своих детей и избегать конфликтов с ними. В результате они начинают идти на поводу у собственного ребенка. Это попустительский стиль воспитания. Последствия могут быть плачевными.

 

Правило второе. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

     Например, родителям часто досаждает «чрезмерная» активность детей: почему им надо так много бегать, прыгать, шумно играть, лазать оп деревьям, бросать камни?..

     Ответ прост: все это и многое другое – проявления естественных и очень важных для развития детей потребностей в движении, познании, упражнении. Запрещать подобные действия – все равно что пытаться перегородить полноводную реку. И чтобы не возникло чрезвычайной ситуации, лучше позаботиться о том, чтобы направить ее течение в удобное и безопасное русло

     Исследовать лужи можно, но только в высоких сапогах, разбирать часы можно, но только если они старые и давно не ходят, и т.д.

     Самое главное и очень важное – оставаться примером, носителем и проводником наиболее общих непреходящих ценностей: честности, трудолюбия, благородства, уважения к личности другого.

 

Правило третье. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой.

 

     Даже если родитель не согласен с требованиями другого, лучше в эту минуту промолчать, а потом, уже без ребенка, обсудить разногласие и попытаться прийти к общему мнению.

     Стоит помнить, что дети постоянно испытывают наши требования «на прочность» и принимают, как правила, только то, что не поддается расшатыванию. В противном же случае приучаются настаивать, ныть, вымогать.

 

Правило четвертое. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.

 

     Любой запрет желаемого для ребенка труден, а если он произносится сердитым или властным тоном, то становится трудным вдвойне. Предложение, в котором вы говорите о правиле, лучше строить в безличной форме. Например, стоит сказать: «Спичками не играют». Вместо «Не смей играть спичками!», «Хвост у кошки не для того, чтобы за него тянули» вместо «Перестань мучить кошку!».

 

Правило пятое. Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.

 

     Как вы понимаете, это правила предостерегает от другой крайности – воспитания в духе «закручивания гаек», то есть авторитарного стиля общения. Понять это положение помогает образ четырех цветовых зон поведения ребенка: зеленой, желтой, оранжевой, красной.

     В зеленую зону поместим все то, что разрешается делать ребенку по его собственному усмотрению или желанию. Например, в какие игрушки играть, когда смотреть книжку, с кем дружить и т.д.

     Действия ребенка, в которых ему предоставляется относительная свобода, находятся в желтой зоне. Ему разрешается действовать по собственному выбору, но в пределах определенных границ. Иначе говоря, он может решать сам, но при условии соблюдения некоторых правил. Например, можно гулять в своем дворе, но дальше не уходить. Можно брать коробок со спичками и строить «колодец», но зажигать их нельзя.

     Эта зона очень важна, так как именно здесь ребенок приучается к внутренней дисциплине по известному механизму «извне-внутрь». Родитель на первых порах помогает ребенку сдерживать непосредственные импульсы, быть осмотрительным, учит контролировать себя как раз с помощью норм и правил, которые установлены в семье. Постепенно привыкая к этим правилам, ребенок следует им без особого напряжения. Однако это происходит, только если вокруг правил не было постоянных конфликтов.

     В оранжевой зоне находятся такие действия ребенка, которые в общем нами не приветствуются, но ввиду особых обстоятельств сейчас допускаются. Например, малыш напуган страшным сном, и мама берет его в свою кровать, пока он не успокоится.

     Наконец, в последней красной зоне находятся действия ребенка, неприемлемые ни при каких обстоятельствах. Это наши категорические «нельзя», из которых нами не делается исключений. Нельзя играть огнем, открывать дверь незнакомым людям или подходить к ним, нельзя брать у чужих то, что они предлагают, нельзя ломать вещи, бить других людей. Список этот «взрослеет» вместе с ребенком и подводит его к серьезным моральным нормам и социальным запретам.

     Разговор о дисциплине неминуемо приводит к разговору о наказаниях.

 

Правило шестое. Наказывать ребенка лучше лишением его хорошего, чем делая ему плохое.

 

     Вот примеры: в семье заведено, что по выходным дням отец ездит с сыном на рыбалку, или мама печет любимый пирог, или все вместе отправляются на прогулку.

     Вы, конечно, знаете, что дети очень любят подобные семейные традиции. Когда родитель уделяет ребенку специальное внимание и с ним интересно – это настоящий праздник для ребенка.

     Однако если случается непослушание или проступок, то «праздник» в этот день или на этой неделе отменяется.

     Наказание ли это? Конечно, и довольно ощутимое! И главное – не обидное, не оскорбительное. Ведь дети хорошо чувствуют справедливость, а это справедливо, когда родитель не дарит им своего времени, потому что расстроен или рассержен. Придумайте несколько занятий с ребенком или несколько семейных дел, традиций, которые будут создавать зону радости.

         Следуя этим правилам, вы скорее всего поможете вашему ребенку избежать опасных ситуаций, воспитаете человека, ответственного за свои поступки. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как воспитать послушного ребенка

Консультация для родителей....

Консультация для родителей "Установление границ или как воспитать послушного ребенка."

Очень важно хвалить и поощрять детей, бывают времена, когда родителям необходимо контролировать неподобающее поведение и устанавливать границы....

Как воспитать послушного ребенка

Как воспитать послушного дисциплинированного ребенка....

Как воспитать послушного ребёнка

Консультация для родителей...

Как воспитать послушного ребёнка

Семь основных родительских секретов, которые помогут вам найти взаимопонимание со своим ребенком....

Простые советы: "Как воспитать послушным ребенка"

Полезная информация для воспитателей детских садов  и для родителей детей дошкольников....

статья "Дисциплинированный ребенок"

С детства детей надо приучать к жизни в обществе. Для этого они должны усвоить комплекс норм, которые приняты в социуме. В понятие «дисциплина» входят правила, которые каждый человек долже...