На что жалуетесь?
материал (подготовительная группа) на тему

 

"мы-то выросли, и ничего!". Но в Ваших же силах облегчить ребенку жизнь в школе, научить его слышать воспитателя/учителя и слушаться Вас, помочь ему стать более социально успешным и обрести друзей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_rodit_raspechatano.docx29.99 КБ

Предварительный просмотр:

На что жалуетесь?

       Если Вы кивали головой после практически каждого прочитанного пункта (и Вас даже начало слегка укачивать), обратитесь к специалисту за консультацией. 
      Конечно, можно списать на "мы-то выросли, и ничего!". Но в Ваших же силах облегчить ребенку жизнь в школе, научить его слышать воспитателя/учителя и слушаться Вас, помочь ему стать более социально успешным и обрести друзей.

Особенности двигательного развития:

     •        моторная неловкость, часто падает, сшибает углы и стены;

     •        повышенный тонус с рождения, который сохраняется до 6, а то и до 9 г;

     •        сидя за столом, выкручивается в неимоверные позы;

     •        на первом году жизни не ползал;

     •        нарушены этапы моторного развития (правильно: 1,5-2 месяца держит голову; 4-5 месяцев повороты со спины на живот и с живота на спину; 7-8 месяцев сидит; 9 месяцев стоит с опорой; 11 месяцев ходит с поддержкой; 12 месяцев ходит самостоятельно).

Особенности речевого развития:

  1. речь несвязная, скандированная;
  2. не всегда договаривает мысль;
  3. трудно подбирает слова;
  4. речь "взахлеб";
  5. часто переспрашивает, не дозовешься;

в анамнезе есть ЗРР, ЗПРР, ОНР, ФФН, алалия, логоневроз, заикание.

Проблемы с письмом:

  1. неровный почерк, буквы разной высоты;
  2. грязь в тетрадях;
  3. теряет строчку;
  4. не ориентируется на тетрадном листе;
  5. пишет справа налево;
  6. пишет зеркально;
  7. трудно обвести узор даже по пунктиру;
  8. пропуски и замены букв, перестановки слогов;
  9. жалуется, что устает рука после даже непродолжительного письма;

тяжело списывать с учебника, с доски.

Проблемы с чтением:

  1. трудно сливать слоги,
  2. неправильно ставит ударения,
  3. "не видит" знаков препинания,
  4. чтение монотонное,
  5. смысл прочитанного понимает после наводящих вопросов,
  6. стороннему слушателю не понятна суть пересказа ребенка,
  7. теряет строчку,
  8. пытается читать справа налево,
  9. путает сходные по написанию буквы, не любит читать

Особенности внимания:

  1. неусидчивость;
  2. рассеянность;
  3. трудности концентрации на задании;
  4. быстро надоедает выполнение задания;
  5. не сидит на месте

Особенности эмоциональной сферы и поведения:

  1. капризность;
  2. частая и легкая смена настроения;
  3. излишняя чувствительность, обидчивость;
  4. упрямство;

неуправляемость.

Особенности неврологического и физиологического статуса:

  1. не устанавливается ведущая рука вплоть до 7-8 лет;
  2. тики;
  3. энурез;
  4. излишняя худоба/излишняя полнота;
  5. дисфункции со стороны желудочно-кишечного тракта;
  6. МАРС, ООО;
  7. частые воспалительные процессы (ангины, отиты…).

Особенности самоорганизации:

  1. в классе не успевает вовремя доделать задания;
  2. дома уроки выполняет до поздней ночи;
  3. во всем требуется постоянный контроль со стороны взрослых;
  4. не может самостоятельно собрать портфель;
  5. сначала делает, а потом думает;
  6. импульсивен;
  7. трудно соблюдать правила;

постоянная потребность всюду бегать и создавать беспорядок

КАК ПОМОЧЬ?

       Нейропсихология (англ. neuropsychology) — отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке нескольких дисциплин — психологии, медицины (нейрохирургии, неврологии), физиологии — и направленная на изучение мозговых механизмов высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга. Основоположник нейропсихологии в России — А. Р. Лурия. Развивая идеи Л. С. Выготского о системном строении высших психических функций, Лурия разработал теорию системной динамической локализации высших психических функций, являющуюся теоретической основой нейропсихологии.

       Детская нейропсихология (англ. child neuropsychology) — наука о формировании функциональной мозговой организации в онтогенезе. Возникла на пересечении нейропсихологии, детской психоневрологии, детской психологии и возрастной психофизиологии. Являясь разделом нейропсихологии, в настоящее время детская нейропсихология становится самостоятельным направлением.

Эффективные методы работы с детьми:

  1. Метод замещающего онтогенеза (МЗО) 


      Идеология метода замещающего онтогенеза основывается на теории А.Р.Лурия о трех функциональных блоках мозга и Л.С.Цветковой о нейропсихологической реабилитации психических процессов. Создание и апробация МЗО обусловлены теоретическими и научно-прикладными исследованиями 
(Симерницкая, 1985; Симерницкая,Московичюте, 1987; Голод, 1987; Семенович, 1991, 1995, 1997, 2000, 2005; Семенович, Архипов, 1995, 1997), позволившими описать основные закономерности формирования мозговой организации психических процессов в онтогенезе и синдромологию отклоняющегося развития. В качестве основополагающего в МЗО выступает принцип соотнесения актуального статуса ребенка с основными этапами формирования мозговой организации психических процессов и последующим ретроспективным воспроизведением тех участков его онтогенеза, которые по тем или иным причинам не были эффективно освоены.

       «Замещающий онтогенез» - это соотнесение актуального статуса ребенка с основными этапами и векторами формирования мозговой организации психических процессов и последующим ретроспективным воспроизведением тех участков его онтогенеза, которые по тем или иным причинам не были полностью освоены.

Основные задачи, которые решаются в процессе МЗО:

1.Формирование у ребенка осевых (телесных, органных, оптико пространственных) вертикальных и горизонтальных сенсомоторных взаимодействий. Таковыми являются, например, язык—глаза, руки—ноги—дыхательная система, суставно-мышечная—дыхательная системы и т.п. Формируемое на этом уровне сенсомоторное обеспечение всех психических функций с необходимостью, в силу единства мозговой организации, активирует общий энергетический, эмоциональный и тонический статус, гармонизирует нервно-соединительнотканные взаимодействия.

2.Формирование у ребенка оптимального для него уровня произвольной саморегуляции. А поскольку произвольная саморегуляция человека прямо зависит от обобщающей и смыслообразующей функции речи, способности к построению самостоятельного продуктивного речевого акта, интеллектуальных процессов, завершающий этап МЗО акцентирует автоматизацию именно этих форм психической деятельности.

  1. Метод формирующего обучения


       Одной из задач нейропсихологии детского возраста является задача установить несформированность (дефицит, нарушение) тех или других ВПФ, их взаимодействия, поставить диагноз, со слабостью (или незрелостью) каких зон мозга связан обнаруженный симптом несформированности ВПФ. Другой задачей является формирование отставших в развитии ВПФ, но не изолированно друг от друга, а в системе ВПФ и в деятельности, а также во взаимодействии с определенными зонами мозга, чаще адресуясь именно к ним в процессе обучения. (ВПФ = высшие психические функции)

3. Нейропсихологический подход к коррекции

отклоняющегося развития

       На основе данного подхода была создана и опробована программа «Коррекция и развитие когнитивных функций у детей, имеющих трудности в обучении», имеющая на практике позитивный конечный результат.


Основные принципы построения коррекционного процесса:


1. От простого к сложному: задания должны быть выстроены по принципу усложнения. В начале коррекции даются самые простые, затем – посложнее.


2. Следовать принципам онтогенеза: если при коррекции высших психических функций следовать принципам онтогенеза, то результат будет более устойчивым, а ребенок – более спокойным. В соответствии с этой закономерностью был простроен тематический блок программы. 

3.Единство коррекции и развития: решение о необходимости коррекционной работы принимается на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условия развития ребенка.


4. Единство возрастного и индивидуального в развитии: индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития.


5. Единство диагностики и коррекции развития: задачи коррекционной работы могут быть поняты и поставлены на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, который определяется исходя из зоны ближайшего развития ребенка.


6. Деятельностный принцип осуществления коррекции: активная деятельность ребенка является движущей силой развития; на каждом этапе существует «ведущая деятельность», в наибольшей степени способствующая развитию ребенка в данном периоде онтогенеза. Применительно к данной программе в качестве «ведущей деятельности» рассматривается учебная деятельность. 


7. Подход к каждому ребенку как к одаренному: дети, с которыми проводится психокоррекционная работа, не должны восприниматься как дети «второго» сорта.


8. Личностный подход: подход к ребенку как целостной личности с учетом всей ее сложности и всех ее индивидуальных особенностей. В процессе коррекции рассматривается не какая-то отдельная функция или изолированное психическое явление у человека, а личность в целом.


9. Каузальный принцип: устранение причин и источников отклонений в психическом развитии ребенка. Первопричина определяет стратегию психокоррекции. 

Таблица: формирование высших психических функций в онтогенезе.

Возраст

Ведущая ВПФ

Младенчество: 0-1 года
Ранний возраст: 1-3 года

Восприятие (восприятия порядка, восприятия маленьких предметов, сенсорное развитие и т.д.).

Дошкольный возраст: 3-6/7 лет

Память (возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения, высокий уровень механического запоминания).
Внимание (увеличивается объем, устойчивость, появляются элементы произвольного внимания).

Младший школьный возраст: 6/7 – 10/11 лет

Память, словесно-логическое мышление (развитие словесно-логического мышления перестраивает и все другие познавательные процессы: память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим).

Средний школьный возраст, подросток: 10/11 – 14/15 лет

Абстрактно-логическое мышление (Период повышенной активности, значительного роста энергии; период повышенной утомляемости, некоторого снижения работоспособности. Развития познавательных процессов: становление избирательности, целенаправленности восприятия, устойчивого и произвольного внимания и логической памяти. Формируется абстрактное, теоретическое мышление, опирающееся на понятия, не связанные с конкретными представлениями, возможность строить сложные умозаключения, выдвигать гипотезы и проверять их.
Творчество (выражается в форме дневников, сочинения стихов. Фантазия становится на службу эмоциональной жизни, является субъективной деятельностью, дающей личное удовлетворение. Объективное творчество (научные изобретения, технические конструкции))

Отрочество (старший школьный возраст, ранняя юность): 14/15 – 16/17 лет

Абстрактно-логическое мышление (к 15-16 годам общие умственные способности сформированы, продолжают совершенствоваться).

Этапы коррекции:


I. Коррекционно-развивающая работа: пространство и время
1. Освоение телесного пространства
2. Освоение внешнего пространства, понятие времени
3. Определение и закрепление координатных направлений в пространстве
4. Логико-грамматические, «квазипространственные», представления

II. Коррекционно-развивающая работа: восприятие
1. Тактильное восприятие - Расширение сенсорного опыта
2. Зрительное восприятие
1. Опознавание реальных объектов
2. Опознавание реалистических изображений
3. Опознавание зашумленных изображений
4. Конструирование изображений
3. Слуховое восприятие
1. Различение неречевых звуков
2. Различение речевых звуков

III. Коррекционно-развивающая работа: оптимизация и стимуляция внимания
1.Привлечение внимания
2. Удержание внимания
1. Объем
2. Распределение
3. Устойчивость
4. Концентрация
5. Переключение

IV. Коррекционно-развивающая работа: оптимизация и стимуляция процессов памяти
1. Тактильная и двигательная
2. Зрительная
3. Слухоречевая
4. Словесно-логическая

V. Коррекционно-развивающая работа: мышление и речь
1. Наглядно-действенное
1. Понимание функционального назначения предметов
2. Формирование представления о сходстве и различии
3. Формирование представления о размере
4. Понимание причинно-следственной связи
2. Наглядно-образное
1. Установление связи «картинка-предмет-слово»
2. Установление связи между картинкой и событием
3. Понимание смысла сюжетных картинок
4. Понимание серий сюжетных картинок
3. Словесно-логическое