Как научить ребенка владеть собой
материал (старшая группа) по теме

Котикова Наталья Васильевна

В данной статье предлагаются игры, направленные на регуляцию  эмоционально-психического напряжения  детей. Эмоциональное отношение ребенка к окружающей действительности «вырастает» из его практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками.Нередко родителей тревожит появление у детей несобранности, излишней активности, напротив, замкнутости, робости, а часто агрессивности, плаксивости. Уравновешенный, радостный ребенок вдруг становится конфликтным и беспокойным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_nauchit_rebenka_vladet_soboy.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Как научить ребенка владеть собой?

Рост эмоционально-психического напряжения среди детей приводит к развитию невротической личности. Эмоциональное отношение ребенка к окружающей действительности «вырастает» из его практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Нередко родителей тревожит появление у детей несобранности, излишней активности, напротив, замкнутости, робости, а часто агрессивности, плаксивости. Уравновешенный, радостный ребенок вдруг становится конфликтным и беспокойным. Все это признаки внутреннего психоэмоционального напряжения, следствие какой-то «детской» проблемы, в которой взрослые еще не разобрались. Как помочь ребенку в такие моменты? Самое правильное — научить его помогать самому себе, то есть познакомить с методами саморегуляции. Некоторые упражнения ребенок смо жет выполнить самостоятельно, в других ему должны помочь родители или взрослые. Ребенок много может сам, родители способны понять и успокоить его. Вот и успокойте.

«Врасти в землю» (для детей с 5 лет)

«Попробуй     сильно-сильно     надавить     пятками     на пол,     руки сожми    в    кулачки,    крепко    сцепи    зубы. Ты     —    могучее,     крепкое дерево,    у    тебя    сильные корни, и никакие ветры тебе не страшны. Это поза уверенного человека».

«Дыши и думай красиво» (для детей  с  5 лет)

«Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать.   Закрой глаза,   глубоко вдохни:

—мысленно  скажи:    «Я   — лев»   —   выдохни, вдохни; —мысленно скажи:   «Я  —  птица», выдохни,   вдохни;

—мысленно скажи:  «Я — камень» — выдохни,  вдохни; —мысленно скажи:   «Я  —  цветок» — выдохни,  вдохни:

скажи:   «Я спокоен»  —        выдохни. Ты действительно успокоишься».

«Возьмите себя в руки» (для детей   с   5 лет.

Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, есть очень простой способ доказать себе, свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – эта поза выдержанного человека».

Чтобы научиться справляться с гневом, существуют специальные упражнения.

1. Стройте вместе с малышом «рожицы» перед зеркалом. Изображайте различные эмоции, особо обратите внимание на мимику гневного человека.

2. Нарисуйте вместе запрещающий знак «СТОП» и договоритесь, что как только ребенок почувствует, что начинает сильно сердиться, то сразу достанет этот знак и скажет вслух или про себя «Стоп!» Вы сами тоже можете попробовать использовать такой знак для обуздания своего гнева. Использование данной методики требует тренировки в течение нескольких дней, чтобы закрепился навык.

3. Чтобы научить ребенка спокойно общаться с людьми, поиграйте так: возьмите в руки какой-нибудь привлекательный предмет (игрушка, книга). Задача ребенка – уговорить Вас отдать этот предмет. Вы отдаете вещь, когда захотите. Игру потом можно усложнить: ребенок просит только с помощью мимики, жестов, но без слов. Можно поменяться местами – Вы просите у ребенка. После окончания игры обсудите, как легче просить, какие приемы и действия повлияли на Ваше решение отдать игрушку, обсудите чувства, которые испытывали игроки.

4. Учите ребенка (и себя) выражать гнев в приемлемой форме.

Объясните, что обязательно надо проговаривать все негативные ситуации с родителями или с друзьями. Научите ребенка словесным формам выражения гнева, раздражения («Я расстроен, меня это обидело»).

Предложите воспользоваться «чудо–вещами» для выплескивания негативных эмоций:

– чашка (в нее можно кричать);

– тазик или ванна с водой (в них можно швырять резиновые игрушки);

– листы бумаги (их можно мять, рвать, с силой кидать в мишень на стене);

– карандаши (ими можно нарисовать неприятную ситуацию, а потом заштриховать или смять рисунок);

– пластилин (из него можно слепить фигурку обидчика, а потом смять ее или переделать);

– подушка «Бобо» (ее можно кидать, бить, пинать). Выделите отдельную подушку «для разрядки», можно пришить к ней глаза, рот; не стоит использовать для этой цели мягкие игрушки и кукол, а вот боксерская груша подойдет. Все эти «чудо-вещи» могут быть использовании и взрослыми!!!

5. Средство «быстрой разрядки» Если видите, что ребенок перевозбужден, «на грани», то попросите его быстро побегать, попрыгать или спеть песенку (очень громко).

6. Игра «Обзывалки».

Чтобы исключить из повседневного общения обидные слова, обзывайтесь! Кидая друг другу мяч или клубок, обзывайтесь необидными словами. Это могут быть названия фруктов, цветов, овощей. Например: «Ты – одуванчик!», «А ты тогда – дыня!» И так до тех пор, пока поток слов не иссякнет.

Чем помогает такая игра? Если Вы разозлитесь на ребенка, захотите его «проучить», вспомните веселые «обзывалки», возможно даже назовите ребенка, ему не будет обидно, а Вы получите эмоциональную разрядку. Когда, имея навык такой игры, малыш назовет обидчика «огурцом» (а не ...), Вы, несомненно, почувствуете удовлетворение.

Учите управлять ребенка своим эмоциями (с пяти лет)

  1. Можно сильно сжать кулаки, напрячь мышцы рук, затем постепенно расслабляться, «отпуская» негатив.
  2. Можно представить себя львом! «Он красив, спокоен, уверен в своих силах, голова гордо поднята, плечи расправлены. Его зовут как тебя (ребенка), у него твои глаза, тело. Ты – лев!»
  3. Сильно-сильно надавить пятками на пол, все тело, руки, ноги напряжены; зубы крепко сцеплены. «Ты – могучее дерево, очень крепкое, у тебя сильные корни, которые уходят глубоко в землю, тебе никто не страшен. Это поза уверенного человека.»
  4. Если ребенок начинает злиться, попросите его сделать несколько медленных вдохов-выдохов или сосчитать до 5-10.

Рекомендуемая литература:

1. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ек-бург, 2006. – 192 с.

2. Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г. Большая книга тестов: для детей 5-6 лет развитие ребенка. – М.: АРКТИ, 2009. – 127 с.

3. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры.  М.: АРКТИ, 2005.- 48 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой?

Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему с...

Консультация для педагогов на тему: «Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой?» педагог-психолог: Диденко М.В.

Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему ...

Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой?

Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему самому....

Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой?

Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой? Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ...

Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой?

Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой? Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ...

Консультация для родителей "Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой?"

Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему самому....

Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой?

Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоцииКак научить ребенка владеть собой?Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, чтотворится в их душе, чем они недовольны. А ведь если...