"Воспитание дружбы между мальчиками и девочками" - консультация для родителей
материал по теме

Абдрашитова Фарида Мансуровна

Теоретические  и практические советы для родителей о воспитании дружбы между мальчиками и девочками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Воспитание дружбы между мальчиками и девочками»

К старшему дошкольному возрасту у ребёнка отмечается стремление не только воссозданию в игре действий и отношений других людей, но и к творческому воссозданию, придумыванию событий он хотел бы стать сам. Дети овладевают сложным способом построении игры – совместным сюжетосложением. Проблема нравственного воспитания в современном детском саду становится ещё более злободневной, как один из основных аспектов комплексного подхода к воспитанию дошкольников. Формирование дружбы между детьми разного пола – одна из важнейших задач этой проблемы. Но в современном детском саду в основном осуществляется бесполое воспитание. Упускаются из виду учёт определённой специфики в развитии мальчиков и девочек. Специфические черты не формируются, часто забывается, что сегодняшний мальчик – будущий мужчина, защитник Родины, опора в семье, а девочка – заботливая мать, жена, хранительница домашнего очага. Подобные факты имеют социальные корни. В настоящее время в нашем обществе получило распространённое явление маскулинизации женщины, т.е. преобладание у неё типично мужских черт характера, а как следствие – снижение милосердия, сострадания;  бескорыстной помощи. В связи с этим в социальной психологии возникла теория андронологии, утверждающая, что человечество ожидает такое общество, где между мужчиной и женщиной не останется никакой разницы ни во внешности, ни в поведении, ни в психологии. Подобный вывод сделан на основе анализа социальной динамики последних десятилетий. Не менее распространенно и явление феминизации мужчин – проявление ими женственности, желание уйти от решения трудных проблем, стремление найти защиту и покровительство у представительниц слабого пола. Причины подобного, в частности, вскрывает психолог С. Никологорский, отмечая, что едва ли женщины могут быть иными, если девочек воспитывают примерно так же, как мальчиков, - те же виды спорта, подвижные игры, та же одежда, те же требования к поведению. В результате у современных 3-4 летних девочек задерживается процесс осознания принадлежности к своему полу. Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Н.К.Крупская подчёркивала, как важно «учить мальчиков и девочек товарищеским взаимоотношениям», развивать с самых ранних лет чувство «дружбы между мальчиками и девочками». Особо вопрос о половом воспитании она ставила в работе  «Следует ли обучать мальчиков «бабьему делу?», отмечая, что взаимное понимание и духовное сближение молодёжи обоих полов послужат залогом нормальных отношений между мужчиной и женщиной. В современных психологических исследованиях доказывается, что там, где нет соответствующих условий для нормального протекания половой социализации, процесс нарушается. И в результате наблюдается, к примеру у мальчиков, эмоциональная неустойчивость, неформированность такого важного  качества, как сдержанность, неумение выполнять социальные роли, соответствующие полу. И как правило , возникают трудности в воспитании дружбы между детьми разного пола. На основании средних показателей по всем возрастным группам 91% контактов устанавливается со сверстниками своего пола и только 9% - с детьми противоположного. У девочек избирательность общения выражена ярче, но у мальчиков она интенсивнее (они устанавливают больше контактов). Дети в основном дают положительные оценки представителям своего пола, чем другого. Девочки получают значительно больше положительных оценок и меньше отрицательных по сравнению с мальчиками. Важным средством формирования дружбы между детьми разного пола является творческая игра, в которой особенно ярко проявляется половая дифференциация. Экспериментальные данные показывают, что дети, в качестве партнёров предпочитают сверстников своего  пола, особенно в старшем возрасте (только 7-10 % контактов с детьми противоположного пола).  Разобщённость мальчиков и девочек в игре в основном определяется разной направленностью их игровых интересов (со стороны девочек проявляется интерес к бытовым игрушкам, у мальчиков – спортивным и строительным). Девочки часто играют в изоляции от мальчиков, почти без их участия на такие темы, как «Парикмахерская», «Магазин», «Ателье», «Детский сад». В этих играх главными являются «женские» роли, занимаемые девочками, а второстепенные роли редко привлекают мальчиков. К их любимым играм относятся действия с машинами, технической игрушкой, со строительным материалом, а также на темы: «Госпиталь», «Теплоход», «Поезд», «Космонавты», «Милиция».                      В совместных игах характер детских взаимоотношений  различен.          Так 30% мальчикам всегда доброжелательны к противоположному полу, уступают, играют, как с равными, 25 % в основном доброжелательны, т.е. они стараются помочь, уступить, проявить внимание, но вместе с тем могут резко ответить в определённой ситуации, 35 % -могут относиться к девочкам по-разному, в зависимости от ролей. 10% мальчиков конфликтуют, часто обижают, что, скорее всего, объясняется их индивидуальными особенностями, уровнем воспитания. У девочек отношение к мальчикам в совместной игре другое. 15% всегда - доброжелательны. 45%- в основном доброжелательны, но любят приказывать, требуют подчинения, обижаются, когда их желания не выполняются. 20%- относятся по – разному в зависимости от распределения ролей. 20%- всегда конфликтуют (нервничают, ворчат, стремятся только к главным ролям). В результате подобного анализа можно сделать вывод, что именно девочки больше нуждаются в соответствующей воспитательной работе, в формировании положительного стойкого отношения к детям противоположного пола. Они более критичны к мальчикам, более требовательны и менее снисходительны. Общими условиями воспитания дружбы между мальчиками и девочками являются: организация совместных игр; специальный подбор игр, в которых бы дошкольники упражнялись в добрых отношениях друг другу; целенаправленная работа с родителями в этом направлении. Нужно подобрать детскую художественную литературу, повествующей о дружбе. Это прежде всего русские народные сказки «Кот, петух и лиса» и другие. К литературным произведениям на реалистическую тематику отнесены: «Подарок» С.Баруздина, «Рассказы о детях», «Волшебное слово» В.Осеевой, «Котёнок» Л.Толстого, «Нехорошая история» Е.Серовой, «Самое страшное» Е.Пермяка (где девочки отказались играть с грубым, высокомерным мальчиком) и т.д. Необходимо определить соответствующие правила поведения детей, добиваться их понимания и уяснения: «Обидеть девочку недостойно мужчины», «Настоящий мужчина никогда не боится признать, что виноват», «Девочка должна помогать мальчикам, заботиться о них», «Женщину украшает доброта и аккуратность». Искусству -   быть мужчиной и женщиной учат пословицы, поговорки, мудрые народные заповеди, которые могут использоваться в работе с детьми. Вопросы формирования дружбы между детьми противоположного пола требуют серьёзной разработки. Это – проблема государственной важности. При условии успешного её решения дети будут воспитаны  на чувствах взаимной любви, честности и социальной ответственности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Культура общения между сверстниками и взрослыми, между мальчиками и девочками»

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Девочки лишины скромности, агрессивны, а мальчики наоборот не ум...

Проект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы по теме: «Культура взаимоотношений между мальчиками и девочками. Правила поведения в транспорте».

Проект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы по теме: «Культура взаимоотношений между мальчиками и девочками. Правила поведения в транспорте».Задачи...

Консультация для воспитателей на тему: «Гендерные различия между мальчиками и девочками дошкольного возраста во время игр»

В любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному, и в любом человеческом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения по-разному обращаются с ними. Мальчики стремя...

"Полоролевое воспитание: игрушки для мальчиков и девочек" - консультация для родителей

Значение полового воспитания в жизни человека очень велико. Не случайно, по утверждению исследователей этой проблемы, человечество никогда не позволяло себе забывать о важности подготовки мальчиков и ...

"Игры мальчиков и девочек" Консультация для родителей

Консультация, в которой родители могут узнать об особенностях игр мальчиков и девочек, их ролевых действиях и взаимодействиях, а также получить нужные и важные советы на эту тему....

«Подвижные игры для мальчиков и девочек» Консультация для родителей

Буклет «Подвижные игры для мальчиков и девочек»Консультация для родителей 1 часть «При физических упражнениях мы должны, прежде всего, думать об организме ребенка, его темп...