Особенности детей четвертого года жизни
статья по теме

Макарова Светлана Валерьевна

Умения и навыки детей четвертого года жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_detey_chetvyortogo_goda_zhizni.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности детей четвёртого года жизни.

 

Как правило, человек помнит себя с трёх лет. А в четвёртый год жизни ребёнок вступает уже осознавая свою индивидуальность, своё Я.

Если он раньше держался за руку мамы, то теперь он высвобождает руку и делает первые шаги в самостоятельность, а родителям нужно поддерживать и укреплять эту самостоятельность ребёнка.

В четыре года пришло время узнать свои права и обязанности, а также права других людей. Если воспитание неправильное, то как раз в этот период закрепляется эгоизм, требовательность к другим без требования к себе.

Это время, когда правильное воспитание решает, каким человеком ему быть. Видите, уважаемые родители, какой это важный этап в жизни вашего малыша!

В данной статье перечислим лишь некоторые навыки четырехлетнего ребенка при условии его нормального развития, и отсутствия каких-либо серьезных заболеваний. Большинство из этих умений формируются с помощью обучения со стороны взрослых людей  (чаще всего родителей).

Умственное развитие ребенка в четыре года характеризуется тем, что он, как правило, уже умеет следующее:

- умеет считать до десяти (иногда и более того);

- знает свой адрес (место жительства);

- малыш способен к пересказу событий из реальной жизни или из сказки, которую ему читала мама перед сном;

- он также уже знает некоторые антонимы и различает их между собой (грустный - веселый,  большой – маленький и так далее);

- ориентируется и не путает между собой времена: будущее, прошедшее, настоящее;
- использует в своей речи предложения, состоящие из 5 и более слов;

- хорошо выговаривает буквы «Р», «Ш», «Ж», «Ч», «Щ» и другие буквы русского алфавита; если же с произношением  каких-либо букв у ребенка есть трудности, тогда сходите с ним к логопеду, который будет с ним заниматься с целью устранения возникших проблем в речи.

Чем ближе ребенок становится к своему пятому  дню рождения, тем больше становится его словарный запас, он составляет уже около 3000 слов.

Напоминаем родителям вновь и вновь, что ребенок самостоятельно не может научиться тому, чего еще совсем не умеет. Это значит, что с ним необходимо заниматься, учить всему, разговаривать, помогая в чем-либо,  заодно и подсказывать или показывать, как совершать то или иное действие. Родители - главные источники знаний для ребенка.  Но это, конечно же, не значит, что никто другой не может повлиять на него, научить его чему-то. Этому всячески нужно способствовать. Бабушка или дедушка так или иначе тоже могут поспособствовать правильному развитию ребенка. Например, рассказывая и показывая растения, выращенные в огороде, в саду. Ребенок может наблюдать и слушать одновременно в тот момент, когда бабушка будет закрывать варения и соления. Он может сделать много новых открытий для себя. Согласитесь, здорово чему-то удивляться в первый раз! Так что это тоже бесценный опыт и поэтому не стоит лишать ребенка позитивных эмоций и новых познаний.

Также хочется напомнить, что ваш малыш индивидуален во всем! Не стоит исключать того, что ребенок будет более преуспевать, чем его сверстники, либо же наоборот, немного  отставать от ровесников по уровню своих знаний и способностей. Если  же наблюдается явное отставание в развитии (как физическом, так и  психическом), тогда  стоит задуматься  и обратиться к  профессионалам (психологу, логопеду, неврологу).

Уже в раннем периоде жизни ваш ребёнок был знаком с понятиями "надо и нельзя", но четырёхлетнему вы должны теперь разъяснять, почему "нельзя" и почему "надо".

У четырёхлетнего ребёнка большую часть его речи составляют вопросы. Этот натиск вопросов свидетельствует о возросшей любознательности ребёнка. Чтобы стимулировать умственное развитие малыша, родители должны отвечать на все вопросы вдумчиво и серьёзно. Чем глубже ответы, тем глубже ум ребёнка.

Таким образом, интеллектуальное развитие четырёхлетнего ребёнка зависит более всего от качества ответов на его вопросы, хотя и игра по-прежнему важна.

Начинайте загадывать ребёнку простые загадки и не спешите подсказывать отгадку, пусть подумает сам. Потом с помощью наводящих вопросов вы подведёте малыша к отгадке. Вслед за первой задайте вторую однотипную загадку. Так вы научите своего малыша отгадывать загадки, что будет способствовать умственному развитию. Также учите ребёнка из ряда предметов выделять лишнее и доказывать своё мнение.

Четырёхлетнему под силу овладеть и некоторыми математическими представлениями. Ребёнок этого возраста различает понятия один-много-мало; определяет величину контрастных предметов с помощью слов: длинный-короткий, высокий-низкий, широкий-узкий, лёгкий-тяжёлый; ориентируется в пространстве: спереди-сзади, далеко-близко, наверху-внизу, под-над; во времени: утро-вечер, день-ночь. Все понятия отрабатываются в играх и в быту.

В дидактических играх у ребёнка развивается умение узнавать форму, цвет, величину: красный кубик, большая машина, круглое яблоко.

Хочу обратить ваше внимание на чтение. Книгам в этот период жизни ребёнка нужно уделять много внимания. Книга должна стать постоянным элементом в жизни ребёнка. Создайте все условия, чтобы ребёнок мог самостоятельно рассматривать книги, узнавать на иллюстрациях знакомых героев. Нужно каждый день  читать ребёнку подходящую его возрасту книгу, задавать простые вопросы, вызывать эмоциональный отклик на  читаемое художественное произведение. Если в доме не будет достаточно красиво оформленных книг, ребёнок не полюбит чтение.  

В заключение хочу поговорить о воспитании вежливости. В четыре года ребёнок уже вполне вежлив, к старшим обращается на "Вы", использует в речи "вежливые" слова. Вы должны терпеливо объяснять ребёнку, что перебивать говорящего невежливо, учите терпеливо ждать своей очереди. Поэтому за столом первая тарелка - пожилому человеку, вторая - папе, вернувшемуся с работы, а третья - ему, маленькому. По времени разница мизерная, аппетит не пропадёт, а уважение к старости и труду будет проявлено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

возрастные особенности детей четвертого года жизни

Я предлагаю Вашему вниманию материалы, которые помогут, Вам, уважаемые родители в воспитании ваших детей. В этих публикациях Вы найдете описание психологических особенностей детей 4-го года жизни,...

Возрастные особенности детей четвертого года жизни

Возрастные особенности детей четвертого года жизни...

Возрастные особенности детей четвертого года жизни

В статье характеризуются возрастные особенности развития ребенка 3-4 лет: речевое, физическое, социально-личностное....

Возрастные особенности детей четвертого года жизни.

Младший дошкольный возраст – важный период в жизни ребенка. Именно в это время происходят серьезные изменения в отношении между малышом и взрослыми, другими детьми, и даже окружающими предметами...

«Возрастные особенности детей четвертого года жизни».

laquo;Возрастные особенности детей четвертого года жизни»....

Родительское собрание "Возрастные особенности детей четвертого года жизни"

Способствовать укреплению союза семьи и детского сада как равноправных субъектов процесса обучения и воспитания детей; содействовать созданию атмосферы взаимного уважения, понимания, доверия, эмоциона...

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ.

ВОЗРАСТНЫЕ  ОСОБЕННОСТИ  ДЕТЕЙ             ЧЕТВЕРТОГО ГОДА   ЖИЗНИ.В возрасте 3 - 4 лет ребенок постепенно выходит за пр...