Консультация для родителей на тему:"Рекомендации по активизации речи"
материал (младшая группа) по теме

Синичкина Наталья Григорьевна

Рекомендации по активизации речи у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendacii_po_aktivizacii_rechi.docx18.51 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по активизации речи

Что-то последнее время зачастили случаи, когда дети упорно молчат, даже и к 3 годам ещё нет фразы, лишь отдельные звукоподражания и свои слова. Вроде и роды протекали благополучно, правда, в некоторых случаях есть наследственная предрасположенность (например, дедушка заговорил уже после 3, с 5 лет заикание, которое и во взрослом возрасте иногда проскакивает).

В общем, решила я как-то для себя систематизировать то, что, по моему мнению, помогает активизировать речь ребёнка. Думаю, что мой опыт вполне удачный, так как сын заговорил рано. Ему ещё нет 3, а уже развёрнутая фраза, может пересказывать по наводящими вопросам сказки. Фонематическое и слуховое восприятие отличное. Может повторить правильно пары-тройки слогов типа ПА-ПА-БА, ДА-ДА-ТА, повторяет ритмы из 3-4 отстукиваний с разным акцентом. Звукопроизношение: Р изолированное есть, пока не употребляет в словах, Л отсутствует, Ш заменяет на С, свистящие – межзубные. Тут, видимо из-за того, что любил сосочку пососать. Но, надеюсь, всё поправимо.


Итак:
 

1. Прежде всего необходимо создавать положительный эмоциональный настрой на восприятие речи. Ребёнку должно нравиться само речевое общение, он должен внимать родительскому голосу. Для этого необходимо ежедневно играть с малышом уже с самого раннего возраста (чем раньше тем, лучше, хуже не будет, Я, если память не изменяет, активно начала использовать все нижеперечисленные приёмы у сына с месячного возраста, пока пришла в себя после родов, адаптировалась к новому режиму и т.п.). Моими первыми речевыми играми с сыном были разнообразные игры-потешки. Только нужно обязательно эмоционально интонировать, заражать ребёнка радостью. Приведу некоторые, наши самые любимые.

Ах ты, котенька-коток, 
Котя серенький лобок,
Украл у бабушки клубок
И запрятал в уголок.
А бабушка догнала,
За чубочек подрала.
Чух, чух, чух, чух.
Дрынь, дрынь, дрынь.

Эту потешку можно рассказывать, когда ребёнок лежит на спинке. Можно поглаживать его животик по часовой стрелке. (это и для профилактики пупочной грыжи). На звуки ЧУХ несильно нажимать по кругу вокруг пупочка, а на ДРЫНЬ – нажимать, вибрируя , на сам пупочек.


Тень, тень, потетень,
Выше города плетень.
Вышли звери под плетень,
Похвалялися весь день.
Похвалялась лиса: «Всему лесу я краса!».
Похвалялся зайка: «Ну-ка, догоняй-ка!"
Похвалялись ежи: «Наши шубы хороши».
Похвалялись блохи» «И у нас не плохи»
Похвалялся медведь: «На весь лес могу реветь!».
Похвалялась коза: «Всем повыколю глаза!»

Опять же обыгррывать голоса зверей с разной интонацией, меняя выражение лица.


Наши уточки с утра 
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! (делать пальцами «кря-кря»)
Наши гуси у пруда –
Га-га-га! Га-га-аг! (пальцами другой руки «га-га»)
А индюк среди двора –
Бал-бал-бал! Балды-балда! (по пупочку сделать пальцами как лювом)
Наши гуленьки вверху –
Гру-гру-груу, гру-ру-гру! (над пупком пощекотать)
Наши курочки в окно –
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко. (по пузику пальчиком постучать)
А как Петя-петушок
Ранним-рано поутру
Нам споёт ку-ка-ре-ку! (любые движения, или поднять руки ребёнка вверх-вниз, как будто крылья)


Нам не нужен гармонь-бубен,
Мы на пузе играть будем.
Пузо лопнет, наплевать.
Под рубахой не видать. 

Похлопывать легонько по пузику, отбивая ритм потешки.


Ай, скок, поскок.
Молодой дроздок.
По водичку пошёл.
Молодичку нашёл.
Молодиченька, невеличенька.
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Зацепилась за пенёк,
Простояла весь денёк.

Держа под мышки ребёнка, имитировать подскоки, сидя на большом резиновом мяче или просто на кровати. (соответственно, когда уже ребёнок умеет держать головку)

Ехал пан, ехал пан
Шагом, шагом, шагом, шагом.
Ехал пан, ехал пан
Рысью, рысью, рысью, рысью.
Ехал пан, ехал пан
Махом, махом, махом.
Бух.

Ребёнок сидит на коленях. Имитируем езду на лошади
Соответственно, на каждую строчку убыстрять темп и силу подскоков. На бух – раздвигаем коленки.

Ток-ток, токоток,
Что неделя, то моток,
Что неделя, то моток,
Мотовило с локоток.

На каждый последний слог строчки ударять ручкой малыша по столу.

 

2. Рекомендую очень активно играть в пальчиковые игры. Если используете мелкие предметы в играх, то ни в коем случае не оставляйте ребёнка одного.
Хорошим пособием-подспорьем является книга Лены Даниловой, которая так и называется «Пальчиковые игры»
Но можно обыгрывать, благодаря её находке, различные сюжетные картинки в книжках, конечно же достаточно крупные, формата А4. Для игры могут понадобиться фасолины, верёвочки толстые и тонкие, счётные палочки. Например, на картинке солнышко - выкладываем из палочек лучи. Надвигается туча – выкладываем из фасолин дождик. Или из верёвочек или тех же палочек по контуру выкладываем квадрат, треугольник, круг. Сначала делала всё сама, а сын с интересом наблюдал, потом и сам научился

 

3. Очень важно слушать музыку. Разную, которая Вам по душе, которая заставляет заволноваться, помогает обрести спокойствие или светлую радость. Нужно попытаться определить пристрастия ребёнка и чаще напевать ему его любимые мелодии, несмотря на наличие или отсутствие голоса. , и ловить для этого любой подходящий момент.
Считаю, что очень хорошими для развития музыкального слуха являются песенки в обработке Екатерины Железновой. (Диск «Абсолютный слух от 1-5»)В основном, это те же русские народные песенки-потешки. Но поются они детскими голосами. Так задорно-заразительно. Есть некоторые с частым повторением звукоподражаний, что особенно хорошо для детей до года. С этими песенками я постаралась сделать
презентацию и мы часто смотрели с сыном её. И уже около11-12 месяцев он повторял строчки из песенки «Гуси»: Га-га-га, Да-да-да». 

4. И конечно же, необходимо расширять ежедневно пассивный словарь. Эти каждодневные кирпичики должны в итоге сложить новый мир, новое восприятие жизни, которое будет опосредовано речью. Сейчас очень много в книжных магазинах книг для совсем маленьких. Выбирайте те, в которых чёткие красочные иллюстрации или фотографии предметов. Как правило, листы в таких книгах плотные, на картоне.
Сейчас большое распространение при знакомстве детей с предметами окружающего мира получают различные презентации. Они бывают со звуком и без. Ищите их на всевозможных детских сайтах. Часто они выложены в свободном доступе.
Удачи!
Благодарна буду за добавления по теме от коллег-специалистов и внимательных родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Рекомендации родителям будущих первоклассников""

Советы логопеда родителям: на что обратить внимание в развитии речи будущего первоклассника....

Консультация для родителей на тему "Рекомендации родителям,воспитывающим ребенка с ОВЗ"

Эта консультация предназначена для родителей  по вопросу воспитания  детей,  с ограниченными возможностями здоровья....

Консультация для родителей на тему: «Рекомендации родителям по ПДД».

Материал знакомит родителей с принципами обучения детей правилам дорожного движения....

Консультация для родителей "Игры на обогащение а активизацию речи"

Синонимы – это слова, различные по звучанию и написанию, но близкие по значению.  Антонимы  – это слова одной части речи, различные по звучанию и написан...

Консультация для родителей по теме: Рекомендации родителям на период пандемии коронавирусной инфекции» Средняя группа №1 «Медвежата» 24.01.2021 г.

Сегодня самая актуальная проблема во всем мире – это пандемия коронавирусной инфекции, главная и серьёзная проблема всего человечества. Ещё недавно трудно было предположить, что эпидемия COVID-1...

Консультация для родителей на тему «Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка 3-4 лет».

Важнейшим фактором развития речи, в том числе и обогащения словаря, выступает общение взрослых с малышом....

Консультация для родителей "Игры на обогащение и активизацию речи дошкольников синонимами и антонимами"

quot;Игры на обогащение и активизацию речи дошкольников синонимами и антонимами"...