Дефектолог в ДОУ.
статья на тему
Дефектология (от лат. defectus – недостаток и греч. logos – слово, учение) относится к педагогическим наукам и изучает психо-физиологические особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Воспитание и обучение таких детей - сложная социальная и педагогическая проблема. Ее решение служит целям их подготовки в соответствии с возможностями к самостоятельной, активной, общественно полезной жизни.
В работе учителя-дефектолога можно выделить следующие принципы
1) единство диагностики, коррекции и развития потенциальных возможностей ребенка.
2) дифференцированный подход к работе по преодолению трудностей в развитии и обучении, выделение приоритетных направлений
3) учет возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, «зоны ближайшего развития».
Коррекционная работа учителя-дефектолога строится по итогам диагностики детей.
Основные задачи учителя-дефектолога:
-Развитие познавательной деятельности;
-Развитие мелкой моторики пальцев рук,
-Формирование понимания речи,
-Уточнение и обогащение словаря ребенка,
-Развитие навыков связной речи,
-Формирование элементарных математических представлений
-Коррекция нарушений сенсорного развития;
-Формирование и коррекция пространственно-временных представлений;
-Развитие зрительно-моторной координации;
-Социально-нравственное воспитание.
Задачи коррекционной работы учителя-дефектологи решают различными методами на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема : "Интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников".
«Поиграй со мной!» - как часто мы слышим эту просьбу от детей и сколько радости они получают, когда мы, взрослые, соглашаемся хоть на несколько минут побыть больным или пассажиром, учеником или серым волком.
Однако игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С её помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни.
Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.
Предлагаем вам игры, направленные на интеллектуальное развитие ребенка – дошкольника.
«Угадай, что спрятано».
В этой игре, от ребенка потребуется умение представлять предметы по их словесному описанию, и самому давать описание разных предметов. Спрячьте какую- нибудь игрушку и опишите ребенку её внешний вид, например: «Желтого цвета, туловище круглое, голова круглая, клюв острый» (цыпленок). Если ребенок догадывается, вы отдаете ему спрятанный предмет. Следующий прятать и описывать предмет будет ребенок. Игру можно разнообразить, пряча предметы в «чудесный мешочек» и предлагая ребенку, после того как он отгадает, найти загаданный предмет на ощупь.
«Пары картинок».
Подберите 7 – 8 пар картинок, связанных друг с другом по смыслу. Разложите их по парно перед ребенком. Например, картинка, на которой нарисовано дерево, кладется рядом с изображением леса, а изображение дома рядом с изображением окна. В принципе возможны любые взаимосвязи предметов.
Предложите ребенку внимательно рассмотреть все рисунки и постараться запомнить как можно больше картинок из правого ряда. Через 1-2 минуты уберите картинки из правого ряда, оставив нетронуты левый ряд. Попросите ребенка, чтобы он , глядя на оставшиеся картинки, назвал те, которые убраны.
Если малыш затрудняется установить смысловые связи между картинками, помогите ему на 1-2 примерах. Игру можно усложнить, постепенно увеличивая количество пар картинок, сокращая время их рассматривания, или, отдаляя связи между ними (например, если сначала для запоминания картинки с изображением девочки предлагается картинка с бантиком, то затем для запоминания этой же картинки можно предложить картинку с изображением леса ). Так постепенно ребенок будет учиться устанавливать все более сложные смысловые связи и таким образом развивать свою память.
«Четвертый лишний».
Это логическая игра. Положите перед ребенком четыре картинки с изображениями предметов, 3 из которых относятся к одному общему понятию. Определив «лишнего», т.е. не подходящую к остальным, картинку, ребенок получит фишку. Наборы картинок могут быть самыми разными: стол, стул, кровать и чайник; лошадь, кошка, собака и щука; ёлка, береза, дуб и земляника и т.п. Не удивитесь, если ваш ребенок не все задачи решит правильно, постарайтесь выслушать и понять его обоснование. Вполне возможно, сто малыш не догадается убрать зайца и оставить вместо огурца, репу и морковь, так как более важной ему покажется связь зайчика с морковкой. Подскажите правильный ответ: «Огурец, репа и морковь – овощи, они растут на огороде. А заяц – не овощ, поэтому его надо убрать». Если ребенку трудно словесно объяснить свои действия, не настаивайте на этом. Сами называйте обобщающие слова, помогайте ребенку ориентироваться в мире логических понятий.
Дайте ребенку возможность проявлять в игре выдумку и инициативу , быть активным и самостоятельным, и тогда у него появиться уверенность в себе, которая поможет в дальнейшем многого добиться в жизни. Самое главное – во время игры отмечайте все достижения малыша и не акцентируйте недостатки, хвалите за успехи и не ругай те за ошибки.
Предварительный просмотр:
ДЕТИ УЧАТСЯ У ЖИЗНИ (памятка взрослым)
1. Если ребенка часто критикуют, он учится ненавидеть.
2. Если его часто упрекают, у него возникает комплекс вины.
3. Если высмеивают – становится замкнутым.
4. Ваша невежливость выращивает его грубость.
5. Ваша несправедливость – его нечестность.
6. Ничто так не подрывает уважение к старшим как невыполненное обещание или обман.
7. Если ребенок растет в терпимости, он учится быть терпимым к другим и ему не грозит одиночество и беззащитность.
8. Если его часто подбадривают, учится верить в себя.
9. Если не забывают одобрять его хорошие поступки и мысли, учится ценить себя и быть благодарным.
10. Если растет в дружелюбии, научится находить дружбу и любовь.
Предварительный просмотр:
Уважаемые папы и мамы, бабушки и дедушки! Вы – первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.
Сколько бы мы ни прожили, мы все равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье. Даже убеленный сединами человек продолжает ссылаться на то, чему его учили дома, чему учила мать, что показывал отец.
Малыш всему учится в общении со взрослыми. Ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает его к вычленению смысла слов.
«Годы чудес» – так называют дошкольное детство. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни, людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека.
1. Для ребенка ваша речь является образцом речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая вам, слушая вас, наблюдая за вами.
2. Ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем может сказать.
3. Речь ребенка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание, читают ему.
4. Вам принадлежит исключительная активная роль в обучении малыша умению думать и говорить, но не менее активная роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии присуща самому ребенку.
5. Нужно обеспечить ребенку широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.
6. Следует уделять ребенку больше времени, так как в раннем детстве влияние семьи на речевое и умственное развитие, приобщение ребенка к жизни общества является решающим. Именно в эти годы закладываются основы уверенности в себе и успешного общения вне дома, что способствует дальнейшему продвижению ребенка в школе, в компании сверстников, а в дальнейшем – и на работе.
7. По возможности нужно присоединяться к ребенку, когда он смотрит телевизор, и стараться узнать, что его интересует, обсуждать увиденное.
8. У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для себя и ребенка реальные цели.
9. Старайтесь, чтобы ребенок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В помощь учителям-дефектологам, воспитателям
специалистам детского сада для детей с нарушениями зрения...
Из опыта работы учителя-дефектолога(тифлопедагога)
Перспективно-календарное планирование учителя-дефектолога (тифлопедагога) по теме "Овощи. Фрукты" по разделам "Развитие зрительного восприятия", "Социально-бытовая ориентировка", "Ориентиро...
Перспективное планирование учителя-дефектолога (тифлопедагога)
Перспективное планирование учителя-дефектолога (тифлопедагога)СТАРШАЯ ГРУППАТЕМА: « ОСЕНЬ.ОВОЩИ.ФРУКТЫ.ЯГОДЫ. ПЛОДЫ»Развитие зрительного восприятия (2)Социально-бытовая ориентировка (2)Ориентировка в ...
Перспективное планирование учителя-дефектолога (тифлопедагога)
СТАРШАЯ ГРУППАТЕМА: « ОСЕНЬ.ОВОЩИ.ФРУКТЫ.ЯГОДЫ. ПЛОДЫ»Развитие зрительного восприятия (2)Социально-бытовая ориентировка (2)Ориентировка в пространстве (1) ·...
перспективно-календарное планирование работы учителя-дефектолога(тифлопедагога)
РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ЗАНЯТИЕ №1. «Мебель такая разная»Материалы к занятию:· Реальные предметы мебели;· Илл...
Открытое занятие, приуроченное ко дню дефектолога и психолога. Взаимодействие учителя-дефектолога и педагога-психолога. Тема: "Путешествие в волшебный лес"
Цель: Совершенствование представлений детей с ЗПР о природе и животных. Задачи.Развивающие:1. Развитие умение определять характер производить логические связи и необходимое обобщение.2. Развитие ...
Дефектолог - это кто? В чем заключается работа учителя-дефектолога? Зачем ребенку занятия с дефектологом?
Дефектолог - это кто? В чем заключается работа учителя-дефектолога? Зачем ребенку занятия с дефектологом? Дети – цветы жизни! Именно со своими чадами связаны самые заветные мечты каждого родителя. И ...