"Шустрики" и "мямлики".
статья по теме
Новые времена, как водится, породили и новые беды. Одной из таких, превращающихся в глобальную, проблем современного перегруженного мира становится массовое проявление у детей гипер- и гиподинамического синдрома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shustriki.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«ШУСТРИКИ» И «МЯМЛИКИ»
Новые времена, как водится, породили и новые беды. Одной из таких, превращающихся в глобальную, проблем современного перегруженного мира становится массовое проявление у детей гипер- и гиподинамического синдрома.
Чем раньше установлен диагноз: гипер- или гиподинамический синдром, тем лучше для ребенка и его родителей. Особенно это касается гиподинамических детей. Гипердинамичность ребенка бросается в глаза и довольно быстро приводит семью к невропатологу, который без труда установит диагноз (правда, не всегда удосужится объяснить родителям, что именно этот диагноз означает). Гиподинамических детей, напротив, иногда годами тормошат, стыдят, обвиняют в отсутствии целей и интересов. И никому даже в голову не приходит показать ребенка врачу.
На что следует обратить внимание родителям, размышляющим на предмет наличия у ребенка вышеописанных синдромов?
- во-первых, конечно, на наличие других неврологических диагнозов. В первую очередь, это относится к диагнозам «ММД», «энцефалопатия», «синдром внутричерепной гипертензии». Если что-то из этого имеется, то вероятность развития одного из синдромов очень высока (90%);
- наличие неконтролируемой моторной активности.
- очень слабая (относительно возрастных норм) концентрация внимания у ребенка. Он постоянно бросает одно дело и тут же начинает другое. Даже если ребенок чем-то занят, его очень легко отвлечь;
- любые стойкие нарушения сна;
- постоянная вялость, заторможенность ребенка;
- наличие в истории развития ребенка логопедических проблем, задержки развития речи или ее общего недоразвития (даже если на сегодняшний день ребенок говорит абсолютно нормально);
- неумение приспособиться к дисциплинарным требованиям детского дошкольного заведения;
- полное отсутствие инициативы у ребенка, нелюбовь ко всему новому;
- быстрая, «захлебывающаяся речь или, наоборот, при нормально развитой речи – постоянная молчаливость и односложные ответы, словно бы «через силу»;
- стойкая неуспеваемость при освоении программ детского сада и школы;
- повышенный травматизм и тенденция «влипать» во всякие истории и неприятности;
- ребенок всегда производит впечатление не окончательно проснувшегося;
- наличие одного или нескольких тиков или моторных стереотипов (моргает, подкашливает, трет нос, глаза, дергает себя за волосы, упорно, «до мяса» грызет ногти, обрывает заусеницы, постоянно крутит или мнет что-то в руках, подскакивает на месте, крутит головой и т.д.);
- ночной или дневной энурез;
- поверхностная, иногда избыточная общительность. Ребенок не всегда чувствует социальные границы и дистанции, которые вроде бы уже должен осознавать (по возрасту). Неумение строить глубокие дружеские отношения;
- замкнутость, отчужденность ребенка;
- предпочитает младших партнеров по играм;
- ведет себя как ребенок младшего возраста;
- состояние, настроение меняется в зависимости от времени года, суток. Метеочувствительность.
- даже при небольшом стрессе или напряжении может наступить срыв.
Ни один из вышеперечисленных признаков не может служить абсолютным критерием достоверности наличия или отсутствия гипо- или гипердинамического синдрома. Но, еще раз просмотрев список, вы можете выписать на листочке номера тех особенностей, которые присутствуют у вашего ребенка. Если их набралось 4 – 5 и более – скорее всего синдром имеется.
Есть ли какой – нибудь способ помочь этим детям и их семьям? По счастью, есть.
Итак, если в семье растет гипердинамический ребенок, то правильной политикой по отношению к дошкольным занятиям, по – видимому, будет следующая:
- не стоит отдавать ребенка до шести лет в группы, где обучение строится по «школьному» типу;
- вполне допустимо и уместно организовать занятия ребенка в группах, где все проходит в игровой обстановке, где во время занятия дети могут свободно перемещаться по комнате, стоять, сидеть, прыгать, отвечать по желанию и т.д.;
- если проявление гипердинамического синдрома очень сильны (ребенок – «катастрофа»), то до шести лет можно обойтись без дополнительных обучающих занятий, ограничившись тем, что дают в садике;
- по возможности приучайте ребенка к регулярности занятий;
- играйте с ребенком в древние и мудрые «развивательные» игры;
И несколько советов тем, кто столкнулся с проявлением у ребенка гиподинамического синдрома.
Основная проблема гиподинамического ребенка – слабость процессов возбуждения, слабая стимуляция, поступающая из ЦНС. Поэтому гиподинамический ребенок нуждается в непрестанном внешнем стимулировании. Говоря обыденным языком, чтобы он что-то делал и нормально развивался, его нужно все время тормошить.
С самого раннего возраста значительное внимание следует уделять физическому, моторному развитию гиподинамического ребенка.
- искусственно создавайте ситуации, в которых ребенок моет быть успешным;
- постоянно выражайте вслух свою уверенность в возможностях и перспективах ребенка;
- в присутствии других детей и взрослых людей выражайте свое уважительное мнение о ребенке, свою уверенность в его достоинствах.
И, наконец, последнее и самое важное: с гиподинамическим ребенком нужно много разговаривать.
С гипер- и гиподинамическим синдромом можно научиться справляться!