Как помочь ребёнку в период адаптации.
методическая разработка (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
«Оказание помощи в период адаптации»
Педагог – психолог: Князева В. И.
22.09.2010 г.
При поступлении ребёнка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов – из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую в себе много неизвестного. Чёткий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение,- все эти изменения создают для ребёнка стрессовую ситуацию. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит к психическому напряжению, в результате нарушается сон, аппетит, появляются различные страхи малыш отказывается играть с другими детьми, часто болеет и т.д.
Характер адаптации зависит от нескольких факторов-
1.ВОЗРАСТА (труднее всего переносят изменения условий жизни)
2. СОСТОЯНИЯ здоровья и уровня развития ребёнка,
3 БИОЛОГИЧЕСКОГО и социального анамнеза.
В детском саду попытки решения проблемы адаптации в основном сводятся к рекомендациям родителям максимально приблизить режим дня
Ребёнка к режиму дошкольного учреждения. Кроме того, у некоторых воспитателей сложились упрощённое представления об эмоциональных реакциях детей, впервые пришедших в детский сад. Они считают, что плач и капризы -результат избалованности и изнеженности в семье. МНОГИЕ ВООБЩЕ НЕ ВИДЯТ ЗДЕСЬ ПРОБЛЕМ: «Скучно ребёнку в детском саду ? Плачет? Ничего страшного, поплачет и перестанет. В ТАКИХ СЛУЧАЯХ ПРОЦЕСС ПРИВЫКАНИЯ затягивается, у ребёнка формируется защитно- оборонительная реакция и, как следствие, негативное отношение к детскому саду.
Чтобы этого не произошло, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации:
- Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
- Работа с родителями, которую желательно начать ещё до поступления ребёнка в детский сад.
- Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребёнок – взрослый» и «ребёнок-ребёнок» и обязательно включающей игры и упражнения.
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Необходимо сформировать у ребёнка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребёнок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдёт адаптация.
Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни- они слишком большие, не такие, как дома. Чтобы ребёнку было приятно приходить в детский сад, нужно «ОДОМАШНИТЬ» группу. Зрительно уменьшат помещение, сделают его более уютным красивые занавески на окнах,
бордюр по верхнему краю стены .
Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие «комнатки», в которых дети чувствуют себя комфортно. Хорошо, если в группе имеется небольшой «ДОМИК», ГДЕ РЕБЁНОК МОЖЕТ побыть один, поиграть или отдохнуть. Сделать такой «домик»можно, например, из детской кроватки, обтянув красивой тканью и вытянув из неё нижнюю доску .
Желательно рядом с «домиком» разместить живой уголок. Растения и вообще зелёный цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.
Необходим в группе и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность двух-трёхлетних детей в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребёнка появилось желание заниматься в нём.
Малыши ещё не владеют речью настолько, чтобы выразить чётко свои чувства и эмоции. А некоторые, особенно первое время, просто боятся или стесняются это делать. Не выраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и в конце концов прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными,- никаких внешних причин для этого нет.
Изодеятельность для ребёнка даёт возможность выплеснуть на бумагу свои чувства, поэтому уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решать эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Внимательному воспитателю, цвет, который выбран для рисунка, поможет понять, как в данный момент на душе у ребёнка,- тоскливо и тревожно или, наоборот, светло и радостно.
Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры летом легко организовать на улице. В осеннее-зимнее время нужно иметь уголок песка и воды в помещении.
( В нашей ясельной группе он размещается в туалетной комнате: (один с песком, другой с водой) установлены на подставках, соответствующих росту детей. Для увлекательных игр используются ложки, сита, воронки, формочки, резиновые трубочки.
Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон.
Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребёнок чувствует себя неуютно в большой комнате, возня других детей отвлекает, не даёт возможности расслабиться и уснуть.
Такая простая вещь, как прикроватная занавеска, может решить ряд проблем: создать ощущение психологического комфорта, защищённости ,придать спальне более уютный вид ,а главное – эта занавеска которую сшила и повесила при ребёнке мама, становится для него символом и частичкой дома, как и любимая игрушка, с которой он ложится спать. В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребёнка приёмы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам. Перед сном малыша можно покачать, если он этому привык, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку и т. п. Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения к новой обстановке.
Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым.
Ласковое обращение с ребёнком, периодическое пребывание малыша на руках даёт ему чувство защищённости, помогает быстрее адаптироваться.
Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребёнку хочется, чтобы мама всё время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе «семейный» альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких и уже не так тосковать вдали от дома.
2.Работа с родителями.
Необходимое условие успешной адаптации- согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребёнка в семье и детском саду.
Ещё до поступления малыша в группу воспитателей следует установить контакт с семьёй. Все привычки и особенности ребёнка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности.
Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребёнка только на прогулку, причём не только на утреннюю, но и на вечернюю, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются.
Родители, отдавая ребёнка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние близких, особенно мамы, ребёнок тоже тревожится.
Поэтому задача воспитателя- успокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребёнок будет заниматься, во что будет играть ,познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.
В нашем детском саду существуют правило: близкие родственники могут прийти в группу в любое время и находиться в ней столько, сколько найдут нужным. Родители должны быть уверенны в том, что воспитатель выполнит их просьбы относительно питания, сна и одежды ребёнка, что все медицинские и закаливающие процедуры будут проводиться только их согласия.
В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребёнок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.
3. Игры в адаптационный период с детьми двух-трёх лет.
Основная задача игр в этот период- формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребёнок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделённым вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учётом игровых возможностей детей, места проведения и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как помочь ребёнку в период адаптации к детскому саду
В статье расказываеться о том,как сделать переход от дома к детскому саду более лёгким....
Как помочь ребёнку в период адаптации
Как помочь ребёнку в период адаптации...
Как помочь ребёнку в период адаптации.
Как помочь ребенку в период адаптацииПри поступлении ребенка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки мальшг попадает в непривычную среду, таящую в себе мн...
Консультация для воспитателей на тему: "Как помочь ребёнку в период адаптации к детскому саду".
Доверие ребёнка нужно заслужить....
Консультация для родителей " Как помочь ребёнку в период адаптации к детскому саду"
У каждой мамы задолго до момента поступления в детский сад возникает страх и неуверенность: как, такой домашний, единственный и любимый малыш останется без меня в незнакомой для него обста...
Консультация для родителей «Как помочь ребёнку в период адаптации к ДОУ»
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Адаптация – от латинского «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, кото...
Консультация «Как помочь ребёнку в период адаптации»
При поступлении ребёнка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую в себе много неизвестного. Четкий режим дня, от...