Консультации для родителей по развитию речи
статья
Подборка консультаций логопеда для родителей. От 2-3 до 6-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2-3_goda.doc | 96.5 КБ |
4-5_let.doc | 98 КБ |
5-6_let.doc | 154 КБ |
6-7_let.doc | 161 КБ |
Предварительный просмотр:
СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА
Сказки, рассказы, стихи в жизни крохи 2-3 лет
Песенки и потешки с самого рождения являются неотъемлемой частью жизни крохи. Мы укладываем малыша спать, и напеваем что-то, скорее всего то, что нам самим пела в детстве мама. Собираемся идти на прогулку, а одевание сопровождается криком малыша, вот тут-то мы и вспомним потешки да прибаутки. И проговаривать их будем не шипяще-раздражённым тоном, а мелодичным, интонационно-выразительным, что бы малыш заинтересовался, начал прислушиваться к нашему голосу. Не можете вспомнить ни одной - не беда. Расскажите крохе, какие у него сладкие щёчки, умные глазки, пухлые губки, но только интонация должна быть мелодичной. И тогда одевание ребенка на прогулку больше не будет для вас кошмаром. А для малыша это будет ещё одна возможность слышать интонационно-выразительно оформленную речь, учиться подражать вашей интонации.
Что же касается деток уже более старшего возраста, а именно 2-3 лет, то в младшей группе дошкольного образовательного учреждения начинается знакомство детей с художественной литературой на примере литературных произведений разных жанров. В этом возрасте мы учим детей слушать и сказки, и рассказы, и стихи, а также следить за развитием действия в произведении, сочувствовать и сопереживать положительным героям.
Мы обращаем внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая малышей к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей.
Так, после прослушивания сказок "Колобок", "Козлятки и волк" можно предложить крохе повторить песенки запомнившегося персонажа. Что для ребенка не представляет особой сложности, т.к. песенка главного героя на протяжении всей сказки повторяется несколько раз.
Усваивая содержание сказки, малыш учится передавать слова разных героев. И даже если он повторяет наши интонации, это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности.
Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической речи, знакомят ребенка с красочностью и образностью родного языка. Малыш легко запоминает такие образы, как "курочка-ряба", "петушок-золотой гребешок", "коза-дереза", "серый волк", "козлятушки-ребятушки", и др.
Для чтения малышу выбирайте небольшие рассказы и стихотворения. Так, например, содержание стихотворений "Игрушки" А.Барто, "Мой Мишка" 3.Александровой, воспитывают у маленьких слушателей чувство симпатии, умение эмоционально откликаться на прочитанное. Несложное содержание, близкое личному опыту ребенка, выражено в простой, доступной форме: смежная рифма, короткие стихотворные строчки. Кроха, повторяя их, улавливают созвучность, музыкальность стиха.
Деток в возрасте 2-3 лет особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении малыши начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями. И при каждом удобном случае малыш будет использовать в своей речи понравившееся ему выражение. Что и является одной из главных целей ознакомления малыша с художественной литературой.
Предварительный просмотр:
СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА
Развиваем речь, играя.
(для детей от 4 до 5 лет)
| "Один и несколько"Цель: развитие речи, внимания, умения образовывать формы слов во множественном числе.Для этой игры нам потребуются картинки с изображением одного и нескольких одинаковых предметов (конечно можно использовать и настоящие предметы). |
| "Ну-ка, зайка, поезжай-ка!"Цель: расширение лексического запаса, развитие навыков правильного употребления глаголов.К ребёнку подъезжает на машине зайка и сообщает, что он едет на строительство дома и просит погрузить кубики в кузов машины. После погрузки помашите зайке рукой и скажите: "Поезжай, зайка". Затем приезжают кукла, щенок и другие игрушки. Обыгрываем поездку каждой игрушки и побуждаем ребёнка всех провожать словами: "Поезжай, кукла (щенок, матрёшка и т.д.)!" |
| "Хвальбишки-хвастунишки"Цель: развитие речи, умения образовывать родительный падеж от существительного единственного числа."Давай, играть в хвальбишки. Я говорю, что у меня один предмет, а ты отвечаешь, что у тебя много таких предметов." |
Желательно в эту игру включать слова, в которых ребёнок допускает ошибки, например, карандаш, ухо, стул, ведро, дом, пень, сумка и др. |
| "Где стоит матрёшка?"Цель: развитие речи, умения употреблять предлоги, навыков ориентирования в пространстве.На стол выкладываем различные предметы, хорошо знакомые малышу. В середину ставим матрёшку и спрашиваем у ребёнка: "Где стоит матрёшка?". Ответ напрашивается сам: "На столе." Теперь задаём вопрос иначе: "Около чего стоит матрёшка?", "Рядом с чем стоит матрёшка?", "Перед чем стоит матрёшка?", "За каким предметом стоит матрёшка?", "Что напротив чего стоит матрёшка?" и т.д. |
| "Фантазёры"Цель: развитие речи, мышления, освоение причинно-следственных связей.Предложим ребёнку пофантазировать и закончить предложение: "Если на улице лужи, то... (был дождь, нужно обуть на прогулку резиновые сапоги, взять зонтик и т. д)", "Если выпал снег, то... (можно кататься на санках, лепить снеговика, играть в снежки), "Если съесть много мороженого, то..." |
| "Загадай загадку"Цель: развитие речи, памяти, воображения, мышления, внимания.Пробуем описать знакомый ребёнку предмет, не называя его. |
Предварительный просмотр:
СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА
Развиваем речь, играя
Для детей от 5 до 6 лет
"Чьи покупки?"Цель: закрепление обобщающих понятий, развитие словаря.Для этой игры понадобятся игрушечный заяц и мишка, пакет, фрукты и овощи. Можно использовать картинки с изображением овощей и фруктов или муляжи. Предложите ребёнку послушать, что случилось с зайчиком и мишкой в одной истории. | |
Ребёнок по очереди достаёт из пакета все предметы и объясняет, чья это покупка. В концы игры подводим итог: "Что же купил зайчик? Какие фрукты он купил? Что купил мишка? Какие овощи он купил?" |
"Подбери словечко"Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным. В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу. |
| "Скажи наоборот"Цель: расширение словаря антонимов.У этой игры есть два варианта. Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал. Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого.1. С опорой на картинки: |
"Кто кого обгонит?"Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в винительном падеже.Для этой игры понадобятся картинки с изображением животных, транспорта, людей или насекомых. Всё зависит от Вашей фантазии. | |
Заяц и черепаха… (Заяц обгонит черепаху). |
| "Незнайкины ошибки"Цель: развитие слухового внимания, умения согласовывать слова в предложении в винительном падеже.Расскажите ребёнку историю о том, как Незнайка ходил в осенний лес. Ему там так понравилось, что он поделился своими впечатлениями со своими друзьями, но допустил в рассказе ошибки. Нужно помочь Незнайке исправить его ошибки.В осеннем лесу.Я ходил в осенний лес. Там я видел серый заяц, рыжая белка, колючий ёж. Заяц ел морковка. Белка шелушила еловая шишка. Ёж бежал по лесная тропинка. Хорошо в осенний лес! |
"Мама потерялась"Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в родительном падеже, развитие словаря, закрепление обобщающих понятий "Дикие животные" и "Домашние животные".В этой игре нам понадобятся картинки с изображением диких и домашних животных и их детёнышей. Детёныши потерялись, а мамы их ищут и никак не могут найти. Надо обязательно помочь мамам найти своих малышей. | |
Лошадь ищет…(жеребёнка). | |
В конце игры можно спросить ребёнка, каких животных он поселил бы в лесу, а каких рядом с домом человека. Как называются животные, которые живут в лесу? (Дикие животные.) Как называются животные, живущие рядом с человеком? (Домашние животные.) |
"Федорино горе"Цель: развитие внимания, слуховой памяти, умения согласовывать существительные в родительном падеже множественного числа.Читаем отрывок из стихотворения "Федорино горе". | |
Федорино горе |
"День рождения Мишутки"Цель: развитие умения правильно согласовывать существительные в дательном падеже.Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением рыбы, моркови, грибов, зерна, травы, белки, лисы, зайца, ежа, курицы, коровы и медведя. | |
Пример: |
Предварительный просмотр:
СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА
Развиваем речь, играя
Для детей от 6 до 7 лет
| "Похожие слова"Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова - это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу. |
"Два приятеля"Цель: развитие словаря синонимов.Придумай слова-приятели к данным словам: крошечный - (маленький), смелый - (храбрый), прекрасный - (красивый). |
| "Семейная олимпиада"Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?". Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак. |
"Два брата"Цель: развитие словообразования при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-.Для этой игры нам понадобятся картинки двух разных человечков. | |
Предлагаем ребёнку подумать, что могло бы быть у каждого из братьев в их облике, доме. Если ребёнок затрудняется, можно продолжить дальше, называя предмет только одного из братьев. |
"Назови ласково"Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит: |
"Магазин посуды"Цель: расширение словаря, развитие умения подбирать обобщающее слово, развитие речевого внимания.Для этой игры лучше использовать настоящую посуду. | |
После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями. Наша задача побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно. |
"Найди по цвету"Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета. |
"Выбери правильное слово"Цель: развитие мышления, речевого внимания.Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу. | |
Подумай и скажи, какое слово подходит больше других? |
"Найди картинку"Цель: развитие анализа и синтеза.Цель: развитие анализа и синтеза. |
"Скажи наоборот"Цель: расширение словаря антонимов.Для этой игры нам понадобится мяч. | ||
ДРУГ … ВРАГ | ХОРОШО … ПЛОХО | ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»
Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...
Консультация для родителей по развитию речи дошкольников "Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"
laquo;Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»Если руки неумелы,Если пальчики несмелы,Трудно ручку удержать,Буквы ровно написатьНе удержишь карандаш-Не получит...
Консультация для родителей по развитию речи "Особенности развития речи детей."
Форма проведения: традиционное собрание Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка Задачи: · Познакомить родителей с особенностями развития речи ребенка раннего воз...
Консультация для родителей по развитию речи.( В чем заключается влияние пальцев на развитие речи.)
В чем заключается влияние пальцев на развитие речи....
Консультация для родителей по развитию речи в старшей группе. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых!
Консультация для родителей по развитию речи в старшей группе.Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых!...
Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»
Консультация для родителей по развитию речи«Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики» «Истоки способностей и дарования детей- на кончиках их пальцев, от...
Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»
Консультация для родителей по развитию речи«Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики» «Истоки способностей и дарования детей- на кончиках их пальцев, от...
Комментарии
консультации для родителей