Тренинг для родителей
материал по теме
взаимодействие с родителями, родительское собрание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_dlya_rod.zip | 1.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг для родителей по теме: «Культура поведения детей в обществе».
Цели;
- Сплочение коллектива родителей.
- Познакомить родителей с элементами трансактного анализа (по Э.Берну).
- Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из 3-х позиций: «взрослый», «родитель», «дитя».
- Отработка навыков на примере упражнений.
Используемый материал: клубок ниток, доска со схемой Р-В-Д, распечатка ситуаций, анкеты.
Ход тренинга:
- Добрый вечер.
Большое спасибо, что откликнулись на наше приглашение. Сегодня мы собрались для проведения тренинга по теме: «Воспитание культуры поведения у детей в обществе». Мы поговорим о том, почему возникают проблемы у детей с поведением в общественных местах во взаимоотношениях с родителями, друзьями, родственниками. И попытаемся разобраться, как правильно и в какой роли надо находиться при общении с ребенком.
- Ну а чтобы нам было легче общаться друг с другом, пройдите,
пожалуйста, к столу и напишите, как бы вы хотели, чтобы к вам
обращались и прикрепите на одежду.
А сейчас мы познакомимся друг с другом поближе.
Упражнение «Представление».
- Я хочу вам предложить упражнение «Представление».
Прошу всех выйти, встать в круг. А теперь возьмемся за руки, посмотрим с улыбкой друг на друга.
- Сейчас немного подумайте, и представьте себя одним словом,
определяющим ваше качество или характер, по первой букве от своего
имени.
Кто желает? (например, Зоя - «заботливая,..., Наталья -«нежная,...,Татьяна - трудолюбивая,...).
Упражнение «Комплименты».
- Ну вот мы уже познакомились поближе и сейчас я хочу предложить Вам
поднять настроение и поиграть в «комплименты». А поможет нам в этом вот
этот клубочек. Надо передать клубочек любому участнику и сказать ему
любой комплимент.
- Кто желает? (можно себя!).
- Итак, наши комплименты нас соединили, и у нас получился красивый узор-паутинка.
- Всем спасибо. Предлагаю присесть на стульчики.
Информационная часть.
Итак, как я уже сообщала, тема нашего тренинга «Воспитание культуры поведения у детей в обществе». Эта тема была выбрана по результатам анкетирования, проведенного среди родителей. Эта тема заинтересовала 70% родителей, принявших участие в опросе. Проблема взаимоотношений со сверстниками и взрослыми заинтересовала 40% и 30% родителей.
Из анкет видно, что родители стараются и хотят, чтобы их дети выросли культурными и воспитанными людьми. В своем воспитании вы используете такие методы (приемы), как беседы, убеждение, поощрение, просьбы, советы, пример взрослого, поручение, разъяснение, предостережение, сочувствие, намек.
Во взаимоотношениях между взрослыми членами семьи в основном присутствуют гармоничные отношения. А приоритетами семьи в воспитании детей являются здоровье и физическое развитие, а также развитие нравственных качеств у ребенка. (Многие уделяют этому особое внимание).
Приятно, что многие родители интересуются ' поведением ребенка в группе, его общением со сверстниками, рассказывают о его взаимоотношениях вне детского сада, делятся своими переживаниями. Но, к сожалению это одни и те же родители. Некоторые зачастую пробегают мимо, и даже, чтобы сообщить им необходимую информацию, приходится их буквально «ловить».
Но, тем не менее, наблюдения показывают, что дети ведут себя не особенно хорошо по отношению и к сверстникам, и к родителям. Бывает такое, что, придя за ребенком в детский сад, родитель что-то не сделал, не принес или не купил, и реакцией ребенка являются истерики, грубость, нежелание прислушаться и другое негативное поведение. Да и родитель, в такой ситуации не всегда правильно реагирует.
Были случаи, когда такое поведение сопровождалось криками и руганью с обеих сторон в течение 30-45 минут.
В чем же причина такого поведения?
Сегодня мы попробуем вместе в этом разобраться.
Иногда родителям кажется, что ребенок плохо себя ведет из-за упрямств, желания сделать назло родителю, из-за капризов. Но так бывает не всегда.
В основе негативного поведения ребенка могут лежать такие причины как: требование к себе внимания, демонстрация неповиновения, желание за что-то отомстить и другое.
Взрослые часто считают, что дети должны понимать окружающий мир так же как и мы, но в этом и есть наше заблуждение. Ребенок видит и
понимает его по своему. Он учитывает не только то, что говорят взрослые, но и то, что мы при этом делаем, как мы, взрослые, ведем себя с другими людьми. Иногда наш личный пример воспитывает больше, чем внушение.
Некоторые родители жалуются на то, что дома ребенок послушный и помогает, и ведет себя хорошо. Но стоит пойти с ним в гости, в магазин или по другим делам, то он начинает вести себя «не так», проявляет упрямство, грубость, капризничает, не дает общаться с другими людьми, начинает предъявлять свои требования.
Вопрос.
- В чем же причина? Как вы думаете? (требует к себе внимания, чувство собственности к маме и папе, не интересен мир взрослых).
- Да, все правильно, но это происходит и потому, что кроме ребенка и родителя находятся в общении 3 субъекта (действующие лица): ребенок, родитель, взрослый.
Американский психолог Эрик Берн считает, что в каждом человеке присутствуют 3 роли в зависимости от ситуации, в которой мы находимся, это: Родитель, Взрослый, Ребенок, т.к. вступая во взаимодействие, человек всегда находится в одном из них. Это основано на представлении о том, что в каждом человеке «живет» тот ребенок, каким он был, взрослый, кем он является и его родительские образы. Соответственно, при взаимодействии с другими людьми человек ведет себя то, как Ребенок, то, как Родитель, то, как Взрослый.
Состояние Родитель обнаруживается в таких проявлениях как контроль, запреты, идеальные требования, забота, излишняя опека. Содержит нормы и предписания, не критически усвоенные в детстве и на протяжении всей жизни, диктующие линию поведения. Различают 2 основные формы проявления Родителя:
- «заботящийся» («опекающий») - дает советы, оказывает поддержку, опеку.
- «контролирующий» - дает наставления, запреты, санкции.
Состояние Взрослый обладает способностью к реалистическим оценкам, разумный, зрелый, включает в себя вероятную оценку ситуации. Обладает рациональностью, компетентностью, независимостью, принятием оптимальных решений, эффективным общением с другими людьми, а также способностью регулировать взаимодействие Родителя и Ребенка, занимая промежуточной положение между ними.
Состояние Ребенок или Дитя характеризуется творчеством, непосредственностью побуждений и весельем, раскованностью, фантазией, импульсивностью, рвением к живому движению. А так же Дитя может быть
капризен или зависим, проявляясь как «бунтующий» (против Родителя, давления «сверху») или соглашающийся с требованиями окружающих.
Существенно важной характеристикой личности является возможность в переключении или переходе активности от одного состояния к другому. В одной ситуации человек может проявлять себя как Родитель, в другой как Ребенок, в третьей как взрослый. Кроме того, в его поведении и переживаниях могут одновременно проявляться более одного состояния.
В качестве примера рассмотрим одну ситуацию, (стр. 57 зачитать). (Ребенок был в роли Родителя, незаметно перешел на роль Дитя, мама - роль Взрослый).
А сейчас мы попробуем представить ситуацию и определим, как бы ответила мама ребенку:
- Мама убирает в квартире. Ребенок хочет ей помочь. И спрашивает:
«Мама, можно я вытру пыль?».
- Ответ мамы? (вариант родителей).
Варианты ответа:
Взрослый:
- Спасибо сынок, я бы очень хотела, что бы ты мне помог.
Родитель:
- Я знаю, что ты помощник, но у тебя и так насморк, а ты еще больше
намочишься. Я лучше сама.
Дитя:
- Еще чего не хватало, развезешь грязь, а мне потом убирать!
В данной ситуации у кого-то преобладала роль взрослого, кто-то был родителем, а кто-то выступил в роли ребенка.
Вопрос.
В какой роли ответ мамы был наиболее правильным?
Да, умение общаться на уровне Взрослого иногда бывает нелегко. Но каждый раз при общении с ребенком мы должны к этому стремиться. То есть не опускаться самому до позиции Родителя, а поднимать его на позицию взрослого.
Ну а сейчас для того, чтобы полностью разобраться в том, о чем говорили, вам необходимо разделиться на 2 группы по 2 человека. Каждой группе будет дана своя ситуация. Вам надо обдумать, в какой бы роли вы выступили в данной ситуации. Даю на это задание 5 минут. Потом мы послушаем Ваши ответы. (Раздать ситуации для каждой группы).
Группа 1 по ситуации «Магазин».
(зачитать).
- Ну, пойдем! - ребенок тянет маму к витрине магазина,- Купи! Хочу вот это! - показывает на понравившуюся игрушку.
- Катенька, будь умницей, ты же знаешь, что у мамы сейчас не денег на такую дорогую игрушку.
- А я хочу, хочу!
- Ну, давай немного подождем, когда будут деньги.
Ребенок кричит, топает ногами, падает и смотрит на реакцию мамы.
- Тише, тише, ну, Катенька, на нас все смотрят и все слышат!
- Ну и пусть все слышат, ну и пусть! Если ты не купишь, то бабушка купит.
Мама уступает ребенку и идет покупать игрушку.
Вопросы.
1 .В какой роли общалась мама?
2.Как бы вы поступили на месте мамы?
Решим вместе, какой вариант будет правильным.
Группа 2 по ситуации «У клумбы».
Мамы вместе с детьми гуляют в сквере. Озабоченные своими проблемами мамочки встали в кружок и занялись обсуждением. Дети бегали вокруг и по скверу. Недалеко была разбита клумба. На ней уже начинали расти посаженные цветы. Детям очень понравились цветы. Они решили их сорвать и подарить маме.
Один обрадованный ребенок подошел к маме й подарил цветы:
- Мама, это я тебе дарю!
- Ой, спасибо, сынок, как красиво! Реакция второй мамы:
- Ну и зачем ты их сорвала? Что я с ними буду делать? Не рви больше! И мамы продолжали беседу дальше.
Вопросы.
1 .В каких ролевых позициях выступили мамы?
2.Ваша реакция? (обсуждение).
Вывод.
Научиться самим общаться с ребенком на уровне Взрослого, а не Родителя процесс длительный и, в первую очередь, придется работать и над собой то-же. Чем больше мы дадим примеров взрослого поведения, тем в дальнейшем ребенку придется легче.
Ну а сейчас мы немного поиграем.
Вам предлагается педагогическая игра «Случай в автобусе».
Просьба помочь.
Все стульчики поставить как сиденья в автобусе.
Представьте, что вы все пассажиры автобуса. Очень интересной будет ваша реакция на происходящее. Я попрошу помочь мне М.Е. Она будет мама, а я дочка.
Мы вошли в автобус.(проигрываем ситуацию).
Вопросы.
1 .В какой роли выступила мама?
2.Как бы вы поступили на месте мамы?
Итог.
Сегодня мы говорили о том, почему возникают проблемы поведения у детей в общественных местах и при взаимоотношении со взрослыми.
Мы разобрались, что в каждом человеке и взрослом, и маленьком уживаются 3 субъекта Родитель, Взрослый, Ребенок. И в зависимости от ситуации и жизненного опыта в разное время в нас проявляются эти роли. И что мы, взрослые, должны стремиться к общению В-В, т.к. это будет являться самым эффективным вариантом общения.
Я надеюсь, что вам было сегодня интересно, чему-то вы научились. Мне хотелось бы услышать ваше мнение о нашем тренинге.
-Узнали для себя что-то новое, полезное?
-Поможет ли вам наша информация в дальнейшем при общении с ребенком?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для родителей дошкольников "Родитель и ребенок на пороге школы"
Данный материал можно использовать педагогам в работе с родителями. Он заключается в рассмотрении нескольких педагогических ситуаций, которые могут проигрываться во время тренинга.В ходе тренинга совм...
Тренинг для родителей дошкольников "Родитель и ребенок на пороге школы"
Данный материал можно использовать педагогам в работе с родителями. Он заключается в рассмотрении нескольких педагогических ситуаций, которые могут проигрываться во время тренинга.В ходе тренинга совм...
Консультация для родителей "Тренинг взаимодействия родителей с детьми" средняя группа
Тренинг для родителей...
Консультация для родителей воспитанников ДОУ Игровой тренинг для родителей и детей «Школа любящих родителей»
Игра – это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность...
консультация для родителей . Игровой тренинг для родителей и детей . «Школа любящих родителей»
Игровые тренинги для родителей и детей могут помочь взрослым лучше понять ребенка, приобрести опыт общения с ним....
Консультация для родителей "Стили семейного воспитания" Тренинг для родителей "Я - успешный родитель"
Чтобы приблизиться к идеальному родителю необходимо соблюдать правила трёх «П»: принятие, признание, понимание....
Семейный логопедический тренинг для родителей: «Тренинг как средство повышения результативности коррекции речи ребенка».
Семья - ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. К сожалению, современная семья переживает кризис: в настоящее время родители ...