Консультация для родителей
методическая разработка по теме

Войку Елена Анатольевна

Классическая музыка - как фактор художесвенно - эстетического воспитания детей с ограниченными возможностями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassicheskaya_muzyka_kak_faktor_hudozhestvenno.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

«Музыкальное развитие ребёнка »

            Формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка – актуальнейшая задача сегодняшнего дня. Воспитание  слушателя, способного отличить подлинную красоту высокого искусства от дешевой, низкопробной подделки, должно начинаться уже в  детстве, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости.

Восприятие (слушание)  музыки – один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нем наши  дети приобретают самый большой, по сравнению с другими ее видами, объем музыкальных впечатлений, учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать ее. Основываясь на анализе психолого-педагогической литературы и результатах собственных наблюдений, можно сделать выводы о том, что  необходимо способствовать накоплению детьми опыта восприятия музыкальной классики, формировании своеобразных эталонов восприятия.  Ввести особого  ребёнка в духовную атмосферу большого искусства, возможно шире познакомить их с образцами русского, советского и зарубежного музыкального творчества – задача музыкального развития детей с ограниченными возможностями:

  • расширять знания детей о музыке, накапливая опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей;
  • вызвать и поддерживать интерес к музыке, сопереживание музыке, проявления эмоциональной отзывчивости, развивать музыкальные способности, воспитывать эстетические чувства;
  • побуждать   детей   выражать   свои   музыкальные   впечатления исполнительской,   творческой   деятельности   (в   образном   слове,   рисунках,  пластике, инсценировках);

Музыкальный репертуар сгруппирован по темам, которые стали традиционными для развития слухового внимания: «Осенние контрасты», «Скоро Новый год», «Веселая зима», «Кто с нами рядом живет» и новые «Шутка в музыке», «Сказка в музыке» и другие. Наряду с произведениями композиторов – классиков,  включаются  в репертуар произведения  современных композиторов-песенников. Дети с удовольствием прослушивают эти произведения, подпевая знакомые песенки. Ребята учатся определять средства музыкальной выразительности, высказываются о них, соотнося  свои высказывания  с эмоционально – образным содержанием музыкального произведения.

Большим праздником для наших детей  становятся концерты- встречи с «Центром национальных культур», творческие встречи со Школой искусств. Они не только исполняют музыку; но и  проводят с детьми интересные беседы, концерты по слушанию музыки, в которых дети принимают участие  и играют на музыкальных инструментах, а также ребята могут услышать красивое исполнение песен, романсов. В процессе слушания  ребята учатся не только понимать содержание музыки, но и выделять отдельные её выразительные средства. Активно высказываются о музыке, используя разнообразные опеделения.

Выделяются этапы восприятия музыки, которые традиционны в музыкальном воспитании:

  1. Целостное восприятие, с целью привлечения внимания к слушанию музыки, настроя на восприятие, погружение в него.
  2. Дифференцированное восприятие, уточнение представления, различение отдельных эпизодов в произведении.
  3. Осознание выразительной роли отдельных средств и повторное целостное восприятие  с целью закрепления представлений о прослушанной музыке.

Музыкальное произведение детьми  прослушивается  на нескольких занятиях, на каждом из которых ставится определенная цель и соответственно выбираются методы и приемы.

              Интеграция объединяет  музыку, изобразительное искусство, литературу  и поэтому очень актуальна, так как интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков; развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства; воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка. Интегрированные занятия ведутся по направлениям: музыке, рисованию, живописи, поэзии.  Одним из любимых занятий являются те, на которых слушание музыки объединяется с творческим рисованием. Цель таких занятий – воплощение детьми в рисунках своих музыкальных впечатлений, переживаний, связанных с прослушанной музыкой. К рисованию приступаем тогда, когда дети хорошо познакомились с музыкальным произведением, прочувствовали его настроение, накопили слуховые и зрительные впечатления. На музыкальных занятиях  я  предлагаю прослушать музыку и дома  нарисовать то, о чем она рассказывает: «Нарисуй то настроение, которое передает музыка, как она звучит? Какие краски могут передать это настроение?»    Обращение к синтезу искусств осуществляется на занятиях из цикла «Встречи   в музыкальной гостиной», где дети слушают классическую музыку, читают стихи и рассматривают картины по временам года.

Музыкальное восприятие развивается не только на занятиях. В нашем центре  используются разнообразные формы организации музыкальной деятельности детей — проводим тематические концерты, включаем слушание музыки в сценарии праздничных утренников, слушаем знакомые произведения в группе во второй половине дня. Вместе с детьми были поставлены музыкальные спектакли по сказкам  «Муха-цокотуха»,  «Волк и семеро козлят на новый лад», «Кошкин дом», которые сопровождались любимой музыкой, песнями.  Ребятам нравится слушать классическую музыку разного характера и разных жанров.  Дети стали более увлеченно слушать классическую музыку; значительно изменились особенности музыкального восприятия: появилось произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения. Их высказывания об эмоциональном и образном содержании музыки стали более адекватными.    Эмоционально-ценностное отношение к классической музыке, художественно-эстетическое воспитание детей с ограниченными  возможностями формируется успешнее с учетом возрастных особенностей детей, при применении педагогических технологий, в которых возможна интеграция разных видов деятельности.

                     Какую музыку слушать вместе с детьми дома:

  1. П.Чайковский «Танец Феи Драже» (оркестровое исполнение)
  2. Г.Свиридов «Попрыгунья» (ф-но)
  3. Ж-Ф Рамо «Тамбурин» (клавесин)
  4. М.Глинка «Вальс-фантазия» (оркестровое исполнение)
  5. И.Бах «Маленькая прелюдия» До мажор (клавесин)
  6. А.Вивальди «концерт Осень 2 часть» (скрипка и оркестр)
  7. С.Прокофьев  «Марш »(Ф-но)
  8. С.Прокофьев «прогулка» (ф-но)
  9. С.Прокофьев «Сказка» (ф-но)
  10. П.Чайковский «Неаполитанский танец» (оркестр и труба)
  11. Э.Григ «В пещере горного короля» (оркестровое исполнение)
  12. И. Бах «Финал сюиты №2» (оркестровое исполнение)
  13. И.Бах «Шутка» (оркестр и флейта)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...