Пособие "Математический планшет"
учебно-методическое пособие по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Данное пособие способствует познавательно – математическому развитию детей.
- Развивает когнитивные способности ребенка: пространственное и ассоциативное мышление, внимание, память.
- Способствует развитию мелкой моторики и тактильной чувствительности.
- Развивает фантазию и творческий потенциал ребенка.
- Способствует развитию речи во время работы со сказками, стихами, загадками.
- Формирует познавательные способности ребенка во время решения разного вида задач.
- Помогает ребенку на собственном чувственном опыте понять базовые термины геометрии: фигура, периметр, площадь.
- Снимает физическое и психологическое напряжение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Пособие «Математический планшет»
Возраст: 2-7 лет
Цель: Способствовать познавательно – математическому развитию детей.
Задачи:
- Развивает когнитивные способности ребенка: пространственное и ассоциативное мышление, внимание, память.
- Способствует развитию мелкой моторики и тактильной чувствительности.
- Развивает фантазию и творческий потенциал ребенка.
- Способствует развитию речи во время работы со сказками, стихами, загадками.
- Формирует познавательные способности ребенка во время решения разного вида задач.
- Помогает ребенку на собственном чувственном опыте понять базовые термины геометрии: фигура, периметр, площадь.
- Снимает физическое и психологическое напряжение.
Варианты использования:
Игра №1 «Узор»
Цель: Познакомить детей с игровым материалом, развивать способность детей к выкладыванию узоров по образцу.
Ход: Воспитатель дает ребёнку планшет, просит сосчитать штырьки, а потом, взяв резиночки (небольшое количество), показывает, как натягивать резинки на штырьки. Необходимо объяснить ребёнку, что сначала цепляем резиночку за штырёк, а потом тянем снизу вверх или слева направо. Обратите его внимание, что это можно делать не только по прямой, но и наискосок, разворачивая резинку; что резинок может быть не одна, а две, три, да еще разного цвета - пусть ребенок попробует пофантазировать.
В процессе игры можно практиковать счёт: сколько штырьков внутри фигуры, сколько по периметру. Как вариант условно делим готовый планшет пополам. С одной стороны «рисует» воспитатель, с другой – ребенок повторяет рисунок воспитателя.
Игра №2 «Геометрические фигуры»
Цель: развивать представления детей о геометрических фигурах; развивать представления детей о том, как из одной формы сделать другую; формировать умение моделировать фигуры.
Ход: 1. Воспитатель предлагает детям создать различные геометрические фигуры:
- предложить ребенку сделать треугольник красного цвета, а квадрат зеленого, прямоугольник - желтого;
- сосчитать сколько фигур зеленого цвета, а сколько желтого и т.д.
2. Создать фигуру из нескольких геометрических фигур, например:
- создать квадрат из 4 квадратов или из 2 прямоугольников;
- прямоугольник из 3 квадратов или 2 треугольников;
- ромб из 2 треугольников, из 4 треугольников;
- трапецию из 2 треугольников и квадрата;
- квадрат из 4 треугольников и т.д.
3. Разбить геометрическую фигуру на несколько других, при этом перед ребенком на планшете должна быть геометрическая фигура, которую он разделит на составляющие ее фигуры с помощью резинок.
4. создать фигуру в фигуре:
- квадрат, внутри трех других квадратов;
- треугольник в синем прямоугольнике;
- прямоугольник внутри, которого квадрат, в котором есть треугольник и т.д.
Игра №3 «Линии»
Цель: совершенствовать умение сравнивать несколько предметов по длине, толщине, высоте; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные длиннее –короче, толще-тоньше, выше-ниже.
Ход: Воспитатель «рисует» линию определенной длины, и предлагает ребенку рядом изобразить линию длиннее и короче. Задать ребенку вопрос: какая линия короче: желтая или синяя и т.д. Тоже по толщине, высоте.
Игра №4 «Угадай и проверь»
Цель: совершенствовать умение ориентироваться на ограниченной территории; развивать глазомер; формировать понятие о том, что предмет можно разделить на несколько равных частей.
Ход: Воспитатель задает ребенку вопрос: сколько домиков и какого цвета можно разместить на планшете? Ребенок может попытаться ответить, просто глядя на планшет, а затем решить задачу практически. Можно придумать разные задания этого типа в зависимости от того, какого цвета гвоздики использованы на планшете.
Игра №5 «Часть и целое»
Цель: развивать глазомер; формировать понятие о том, что предмет можно разделить на несколько равных частей; формировать умение называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого.
Ход: Воспитатель выкладывает на планшете большую фигуру, включающую несколько рядов гвоздиков, например трапецию, прямоугольник, треугольник. Затем предлагает ребенку поделить ее на равные части, проводя «линии» резиночками или разделить на максимальное количество частей (какое, посчитайте вместе) и назвать эти кусочки - геометрические фигуры.
Игра №6 «Пространственное ориентирование»
Цель: совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных отношений (вверху, внизу, слева, справа); закреплять знания названий геометрических фигур, цвета и величины.
Ход: Воспитатель «рисует» на планшете геометрические фигуры (или просит детей «нарисовать») и задает вопросы:
- Сколько треугольников вверху?
- Какого цвета треугольник внизу?
- Какая фигура справа от квадрата?
- Какие фигуры и какого цвета расположены слева на планшете?
Задание можно разнообразить, давая детям задания:
- расположи слева квадрат и треугольник, а справа – две трапеции;
- расположи в правом верхнем углу зеленый треугольник, на верхней стороне – красный квадрат, на правой стороне …. И т.д.
Игра №7 «Диагонали»
Цель: формировать первичные представления о понятии «диагональ».
Ход: Воспитатель предлагает детям:
· создать квадрат и соединить углы по диагонали;
· провести диагональ из верхнего правого угла в нижний левый;
· можно ли провести диагональ в треугольнике из одного угла в другой?
Игра №8 «Учимся считать»
Цель: формировать представления о порядковом счете; развивать умение правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?».
Ход: Воспитатель предлагает детям сосчитать:
· сколько треугольников на картинке;
· сколько всего фигур на картинке;
· сколько желтых фигур на картинке;
· который по счету зеленый треугольник, если считать слева направо?
Игра №9 «Цифры и буквы»
Цель: развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, схемы; формировать умение воспроизводить картинки по уже готовой схеме и самостоятельно.
Ход: На листе бумаги воспитатель чертит схемы написания цифр и букв и дает задание детям воспроизвести по данным схемам цифры или буквы на планшете. Затем дети сами создают изображение цифр и букв.
Игра №10 «Решаем простейшие примеры»
Цель: формировать умение на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий: плюс, минус, равно.
Ход: По предложенной воспитателем схеме ребенок «рисует» на планшете пример и вычисляет ответ.
Игра №11 «Соседи» «Соедини по порядку»
Цель: знакомство и закрепление знаний о цифрах и числах, их последовательности.
Ход: Попросить ребенка соединить цифры (числа) по порядку, начиная с…
Найти соседей цифры (числа) и соединить резиночками.
Игра №12 «Изучаем время»
Цель: формировать умение определять время по часам.
Ход: Воспитатель показывает детям расположение стрелок часов в определенное время и объясняет, как правильно определять время по часам. Затем задания: покажи на часах время, когда начинаются занятия, когда ложитесь спать, обедаете, идете домой и т.д.
Игра №13 «Загадки»
Цель: развивать умение создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения); анализировать форму предметов в целом и из отдельных частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, по представлению; развивать фантазию и речь.
Ход: Воспитатель загадывает загадки, а отгадки ребенок «рисует» резиночками на планшете.
Игра №14«Угадай-ка»
Цель: развитие тактильной чувствительности.
Ход: Один ребенок раскладывает фигурки на штырьки Планшета, другому с закрытыми глазами нужно найти их на планшете и определить, какой они формы.
Игра №15 « Разложи по памяти»
Ход: Ведущий раскладывает фигуры на Планшете, показывает детям. Дети должны по памяти разложить их на своем планшете.
Игра №16 «Изображения по карте-схеме»
Ход: Дети с помощью чертежа создают рисунок на планшете. Эту игру можно играть и наоборот, придумываете на доске картинку и перерисовываете её на бумагу. Выигрывает тот, кто первый правильно соберет изображение по карте-схеме и назовет его.
Усложнения к игре:
1. При помощи резиночек выкладываем дорогу, расставляем пешеходные переходы, светофоры, знаки дорожного движения и играем с машинками и различными мелкими игрушками.
2. Можно использовать вырезанные из картона геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) с отверстием в середине и создавать рисунок по конструктивному чертежу
Игра №17 «Измени фигуру (изображение)»
Цель: развитие логического мышления
Ход: детям дают задания на преобразование фигур, изображений:
- Как с помощью одной резинка из квадрата сделать два прямоугольника?
- Как с помощью ещё одной резинки из этих 2-х прямоугольников сделать 4 квадрата?
- Как с помощью всего лишь одной резиночки сделать из квадрата 2 треугольника?»
-Как с помощью ещё одной резинки из двух треугольников получить 4?
- Дом составлен из 10 отрезков (резиночек). Требуется повернуть его к нам другой стороной, передвинув 2 резиночки и т.д.








По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие по развитию речи "Умные планшеты"
ЦельЗакреплять значение имен признаков и сами признаки, учить подбирать сравнения, расширять словарный запас детей, развивать коммуникативные компетенции....

Использование графического планшета с целью развития зрительно-моторной координации у детей с нарушениями зрения.
В данной статье описывается система использования графических планшетов в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения в детском саду компенсирующего вида № 37 «Хрусталик» г. Таганрога....

Конспект совместной деятельности взрослого и детей на математическом планшете по сказке "Три медведя"
Материал, изложенный в конспекте, будет интересен тем, кто работает с математическим планшетом....

Планшет и ребенок - вред или польза?
В настоящее время плашет стал для детей и игрушкой, и обучающей программой и няней. Родители стремятся купить новейший гаджет для своего ребенка, считаю это большим благом для него. Конечно проще усад...

Планшет математический планшет
Планшет предполагаетработу по математике: развитие знаний на правую и левую руки, возможность подборки различных заданий.Упр-е "Положи на правую ладошку ... треугольник"Упр-е " сколько ...
Влияние планшета на ребенка: 5 причин сказать планшету «НЕТ»!
По словам детских психотерапевтов, многие родители дают ребенку различные девайсы уже с 2-х лет, и даже раньше. В 3-4 года такие дети предпочитают планшеты другим игрушкам....