Напольная игра "Танграм"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Толстогузова Надежда Николаевна

«Танграм» - это удивительная игра, которую когда-то изобрели в Китае. Сейчас она приобретает всё большую популярность во многих странах мира, ведь так интересно создавать тысячи различных вариаций фигур и силуэтов всего из 7 элементов: квадрата, параллелограмма и пяти треугольников. Применяйте фантазию, экспериментируйте, творите, создавая свой мир геометрических фигур!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_v_starshey_gruppe_no2.docx30.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 20 «Солнышко»

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

                       

КОНСПЕКТ

педагогического мероприятия для детей

на тему «Знакомство с напольной игрой Танграм»

     

2024-2025 учебный год


Цель: Формирование умения детей составлять из геометрических фигур различные композиции посредством использования игры напольного «Танграм».

Образовательные:

- Закреплять умение детей называть и показывать геометрические фигуры.

- Обучать самостоятельно придумывать схемы и по ним составлять танграмы.

- Продолжать обучать детей работать со схемами.

Развивающие:

- Развивать обследовательские действия, внимание, память, мелкую моторику рук, логическое мышление.

- Развивать конструктивные навыки детей.

- Продолжать обогащать словарный запас детей (танграм, большой, маленький, средний).

Воспитывающие:

- Воспитывать умение работать самостоятельно.

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие, социально–коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое- развитие.

Методы и приемы:

словесные: вопросы, объяснения, указания, пояснения;

наглядные: показ.

практические: самостоятельная деятельность детей, игра.

Предварительная работа: Знакомство с геометрическими фигурами, нахождение геометрических фигур в окружающей обстановке.

Дидактическая игра настольный «Танграм».

Словарная работа: Танграм.

Используемое оборудование: музыкальное сопровождение.

Раздаточный материал: Игра «Танграм», ватман, карандаши.

Форма организации деятельности: групповая.

Место проведения: музыкальный зал

Дети вместе с воспитателем заходят в зал.

Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам пришли гости.

Что мы делаем когда к нам приходят гости? 

Дети: (здороваемся).

Воспитатель: Давайте поздороваемся и пожелаем всем хорошего дня. 

А теперь я предлагаю поиграть.

Кто за? (дети поднимают руки или говорят Я). 

Воспитатель: Во что поиграем? Предлагайте!

Дети: Пальчиковая игра, догонялки, прыгалки, магнит.. (ответы детей)

Воспитатель: Ага, я услышала про игру магнит..(задумалась)

                        Интере-е-есно..Все согласны поиграть в эту игру?

Дети: Да!

Воспитатель: Хорошо. Вставайте  ближе и представьте, что у меня в руке есть невидимый магнит.

Воспитатель: Представили?

Дети: Да-а-а

Игра «Магнит»

Воспитатель: 

1.Магнит притягивает к себе тех, у кого имя начинается на букву «А»

(дети быстро думают и притягиваются рукой)

2.Теперь магнит притягивает тех, у кого длинные волосы.

(дети быстро думают и притягиваются рукой)

3.Магнит притягивает тех, у кого очаровательная улыбка.

(дети быстро думают и притягиваются рукой)

4. Ну, и наконец..

Магнит притягивает тех, кто готов закончить играть и продолжать занятие.

(дети быстро думают и притягиваются рукой)

Воспитатель: Молодцы!

Ребята, у меня для Вас есть сюрприз.

Дети: Какой?

Воспитатель: А я вам сейчас расскажу. Давайте подойдем к столу.

Воспитатель: Всем места хватило? Сделайте пожалуйста один шаг назад.

Воспитатель: Отлично!

(Воспитатель показывает коробку..Игру Танграм.)

Воспитатель: Я сегодня пришла в детский сад, и у нас в группе увидела вот такую загадочную коробку. Смотрите)

Дети: Ух-ты.. Какая яркая и красивая коробка.

Воспитатель: А что здесь написано? Кто-то из вас сможет прочитать?

Воспитатель: Настя, прочитай пожалуйста!

(Настя, читает..воспитатель помогает..читать название игры). 

Воспитатель: Это игра – головоломка называется «Танграм».

Воспитатель: Давайте скажем вместе «Танграм».

(дети повторяют).

Воспитатель: Хорошо, запомнили!

Воспитатель: Теперь открываем..

(Воспитатель открывает коробку)

Дети: Вот это да!

Воспитатель: Смотрите, как много здесь фигур.

А какие фигуры вы здесь видите?

Дети: Квадраты, треугольники..

Воспитатель: Верно.

Скажите пожалуйста, как все эти фигуры мы можем назвать одним словом?

Дети: Геометрические фигуры.

Воспитатель: А как вы думаете, что можно делать с этими фигурами?

Дети: Из этих фигур можно складывать различных животных. Или строить дома.

Воспитатель: Да, верно. А как вы догадались?

Дети: (ответы детей)

Н.Рамазан: У нас в группе есть похожая игра, только маленького размера.

Воспитатель: Правильно. И поэтому она настольная. Так? А эти фигуры большие. И с ними можно играть на полу.

Настя: А у меня есть дома такая игра и я играла в неё с мамой.

Воспитатель: Хорошо, замечательно!

Посмотрите, все фигуры яркие, разноцветные.

Какого цвета фигуры вы видите?

Дети: Синий, фиолетовый, оранжевый, зелёный.

Воспитатель: Хорошо, молодцы!

Я сейчас вылажу все фигуры на стол. Вам же предлагаю взять по две фигуры, одного цвета. Пройти на ковёр к соответствующему по цвету кругу.

Затем посовещаться, обсудить со своей командой какую фигуру вы решите построить. Одна общая фигура на команду.

 

Дети заняли свои места и собирают одну общую на команду фигуру.

(Тихо звучит музыка Чайковского «Вальс цветов)

Воспитатель: (наблюдает за командами и беседует с детьми )

Что вы строите? и т.д

- Амалия, скажи пожалуйста, сколько углов у квадрата?

Воспитатель: А между тем, пока мы с вами беседовали, я вижу, что у вас уже всё готово. И что же у вас получилось?

(Музыка выключается)

Воспитатель: Я Вас приглашаю к себе для обсуждения.

Расскажите пожалуйста, что построила команда зелёного цвета? (воспитатель опрашивает все 4 команды)

Воспитатель: Молодцы! У Вас здорово получилось!

Ребята, скажите пожалуйста, сколько у вас было команд?

Дети: 4 команды

Воспитатель: Верно!
А теперь я вам предлагаю объединиться и создать две команды.

Воспитатель: Как мы это сделаем? Есть какие-то варианты?

Дети: (предлагают) Нужно объединить два цвета в одну команду.

Воспитатель: Тааак, интересно..

 Самира поясни, пожалуйста.

Самира: например: зелёный и синий – это одна команда,

А фиолетовый и оранжевый – это вторая команда.

Воспитатель: Отличная идея!

Делитесь на две команды. Советуетесь и постройте одну большую, общую фигуру на команду. Все согласны? Тогда за дело.

(звучит музыка Чайковского «Вальс цветов»)

Воспитатель: (беседует с детьми)

Пример: Что у вас получилось? Это кто? Кошка? Забавная..и т.д

Воспитатель: Ну, что..кто готов? Чья команда закончила?  Приглашаю Вас для обсуждения. Расскажите, что у вас получилось?

Дети: ответы детей.

Первая команда: Мы выложили кошку. Вот хвост , вот ушки, лапы и т.д

Вторая команда: А мы выложили зайца.

Воспитатель: Какие вы Молодцы! Вы отлично справились.

Воспитатель: Теперь я предлагаю отдохнуть и потанцевать.

Согласны?

Вставайте свободно.

Физкультминутка «Помогатор»

Воспитатель: Хорошо, молодцы!

Отдохнули и теперь полны сил и энергии продолжать работать.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что нам сделать, чтобы например, дети другой группы..смогли взять игру и построить такие же фигуры, как ваши?

Дети: (думают)

Воспитатель: Какие есть варианты?

Дети: Сфотографировать на телефон.

Воспитатель: Идея не плохая.. Но, телефона у нас сейчас в руках нет.

Может ещё что-то можно придумать?  

Дети: Нарисовать эти фигуры.

Воспитатель: Отлично! У меня есть два ватмана и карандаши.

воспитатель кладет два ватмана на пол и даёт детям карандаши

Воспитатель:  А как мы будем рисовать?

Дети: Обводить каждую фигуру..

Воспитатель: Замечательно! Проходите к своим фигурам рисовать. И тогда у нас получится схема фигуры.

(Звучит музыка Чайковского «Вальс цветов»)

Дети рисуют фигуры на ватмане.

Воспитатель наблюдает, беседует с детьми

Воспитатель: Вижу, что вы уже закончили.

Карандаши чтобы вам не мешали я уберу на стол.  

Приглашаю вас к себе, подойдите пожалуйста. Сделайте шаг назад.

Дети собираются возле воспитателя.

Воспитатель: Посмотрите, получились у вас схемы?

 Теперь предлагаю проверить правильность ваших схем.

 Как мы это сделаем?

Дети: Одна команда предлагает: -Мы соберём собаку!

Воспитатель: Интересно)

Т.е вы предлагаете поменяться местами, схемами? Верно?

Дети, которые собирали собаку… идут к собирать зайца….., а дети которые собирали зайца, идут собирать собаку.

Дети: Верно!

Дети меняются командами и воссоздают фигуру по схеме.

Воспитатель: Закончили?  

Самира и Сафина , уберите пожалуйста на стол лишние фигуры. 

Посмотрим, что получилось. 

Детям-авторам и мне, очень интересно как вы справились с заданием.

Воспитатель: Приглашаю в наш круг для обсуждения результата работ.

Поделитесь своими впечатлениями.

Дети стоят в кругу.

Воспитатель:

- Вам понравилась игра Танграм?

Дети: Да, очень.

Воспитатель: Чем именно вам понравилась игра?

Дети: Мы строили вместе, дружно в команде. А ещё мы любим играть на полу, двигаться.

Воспитатель: А для чего вы чертили схему?

Чего мы с вами хотели добиться?

Дети: Чтобы сохранить на долгое время схему, чтобы потом могли играть.

Воспитатель: Кому расскажите об игре?

Дети: Родителям, братьям и сёстрам, друзьям..

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы!!!

На этом наше занятие закончилось.

 Мой невидимый магнит притягивает всех, кто сегодня был самый лучший, самый активный и кто сегодня для себя открыл много нового и интересного !

Дети притягиваются.

А ещё я вам хочу сказать, что вон там ..на ватмане, ваши фигуры и ваши схемы …это ваши шедевры.

 А Вы - Мои шедевры! Я Вами очень горжусь! Спасибо Вам за работу !

А нашим гостям, спасибо за внимание!

Цель: Формирование умения детей составлять из геометрических фигур различные композиции посредством использования игры напольного «Танграм».

В рамках развития пространственного мышления, первое, что мне понравилось это возможность работать в команде, второе дети не сидят за столами, а идёт игра развитие в движении, это то, что нужно детям.

Партнёрское взаимодействие, уважение к мнению друг друга.

В чем преимущество напольной развивающей игры "Танграм":

  • Дети не сидят на месте, чтобы собрать фигуру им нужно двигаться и перемещаться в пространстве.
  • Во время игры дети развивают фантазию, логику и пространственное мышление.
  • Дети учатся конструировать, понимать формы и размеры геометрических фигур, комбинировать их, создавая новые фигуры на плоскости.
  • Приобретают навыки взаимодействия и работы в команде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Напольные игры - это здорово!

Дети такие непоседы. Но невозможно целый день бегать, прыгать и скакать. Для этого существуют НАПОЛЬНЫЕ ИГРЫ. Какие игры выбрать и как их организовать?... Читайте следующие рекомендации....

Ваза напольная

Здравствуйте, друзья! Сегодня я хочу поделиться с вами новой идеей  как украсить интерьер вашего дома. Предлагаю вашему вниманию мастер-класс:«Напольная ваза»....

напольная ваза

изготовление напольной вазы...

Мастер-класс "Напольная ваза"

Предлагаю мастер-класс по изготовлению напольной вазы....

Мастер-класс "Напольная ваза"

Предлагаю мастер-класс по изготовлению напольной вазы....

напольная сенсорная дорожка

влияние напольной сенсорной дорожки на физическое развитие детей...