Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей и подготовительной группе «Путешествие в страну Денег»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Шепелева Елена Александровна

Конспект занятия по финансовой грамотности

в старшей и подготовительной группе

«Путешествие в страну Денег»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_deneg.docx35.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № «Сказка

Конспект занятия по финансовой грамотности

в старшей и подготовительной группе

«Путешествие в страну Денег»

Подготовила: воспитатель

высшей квалификационной

категории

Шепелева Е.А.

р.п.Тонкино

2024 г.

Цель:

содействие финансовому просвещению и воспитанию детей; создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности

формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

Образовательные:

Закрепить понятия «деньги», «купюры», «монеты», «валюта», «потребности»

Продолжать знакомить с деньгами России и других стран

Закреплять представления о тратах необходимых и желаемых

Познакомить с понятием «бюджет»

Дать представление о понятиях «доходы» и «расходы»

Развивающие:

Развивать познавательный интерес к финансовой грамотности

Развивать активную и пассивную речь, пополнять словарный запас экономическими терминами (бюджет, расходы, доходы, зарплата, пенсия, стипендия и др.)

Развивать логическое мышление, умение делать несложные выводы, руководствуясь собственным опытом

Развивать память, внимание, слуховое и зрительное восприятие

Воспитательные:

Способствовать формированию коммуникативных отношений, навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности

Воспитывать эмоционально положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера.

Материалы и оборудование:

- мультимедийный проектор, презентация, м/ф «Откуда в семье деньги?»

- «Деньги» – купюры и монеты /российские и иностранная валюта, 2 дерева, 2 корзины для игры «Собери урожай»

- карточки для д/игры «Хочу-Надо»

- 5 картин и «монеты» для игры «Бюджет»

- сундук с «монетами» в качестве клада

Ход занятия:

- Дети, сегодня к нам на занятие пришло много гостей. Поздороваемся с ними и больше отвлекаться не будем (дети здороваются).

- А вам предлагаю встать в наш традиционный круг и поприветствовать друг друга словами и своими улыбками:

Собрались все дети в круг, Я - твой друг и ты - мой друг. Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнемся!

- Ребята, я знаю, что все дети любят путешествия и приключения, верно? И раз занятие у нас необычное, я приглашаю вас отправиться на поиски клада! Ну что, принимаете приглашение? (ответы детей) - Но чтобы его найти, нам надо отправится в одну волшебную страну, где вы проверите свои знания и умения, а ещё и узнаете что-то новое. Там вас будут ждать задания, и выполнив их все, вы обязательно найдёте клад! А название этой волшебной страны вы узнаете, отгадав загадку:

В кошелёк мы их кладём

С ними в магазин идём (ДЕНЬГИ)

- Здорово, мы с вами отправимся на поиски клада в страну Денег!

Ну что, готовы?

- Замечательно, а чтобы наше путешествие и поиски клада были успешными и удачными, скажем вместе дружно:

Мы ребята просто класс, всё получится у нас!

- Но как же мы попадём в волшебную страну Денег? Ребята, я знаю один секрет,.. чтобы очутиться в нужном месте, надо произнести волшебные слова, повторяйте за мной:

Закрой глаза.., Вокруг себя обернись.., И в волшебной стране Денег очутись!

1 слайд «Добро пожаловать в страну Денег!»

- Вот мы и в стране Денег. Но откуда же нам с вами надо начать наше путешествие и где же искать клад?

2 слайд «Карта страны Денег»

- Смотрите, ребята, появилась карта, которая укажет нам путь к кладу…

- Смотрим.., сначала нам нужно попасть в город «Монет и купюр»

Закрой глаза, Вокруг себя обернись, И в городе Монет и Купюр очутись!

3 слайд «Город «Монет и купюр»»

- Ребята, скажите, а из чего сделаны деньги? (ответы детей)

- Как называются металлические деньги? А бумажные? (ответы детей)

- А как вы думаете, какие деньги удобнее бумажные или металлические? Почему? (ответы детей)

- Чтобы проверить разбираетесь ли вы в монетах и купюрах, слушайте задание

Игра «Назови отличия»

Я называю признак монеты, а вы называете признак купюры или наоборот.
Монета круглая, а купюра ... (прямоугольная)
Монета звенит, а купюра ... (шуршит)
Монета металлическая, а купюра ... (бумажная)
Купюру можно помять, а монетку ... (нельзя)
Монету нельзя порвать, а купюру ... (можно)
Купюра в воде мокнет и не тонет, а монетка ... (тонет)

4 слайд «Валюта»

- Ребята, посмотрите сколько разных денег здесь. Это деньги разных стран. (дети рассматривают изображение валюты)

- У каждого государства свои деньги. Деньги разных стран называются… Валюта.

- А в какой стране мы живём? Как называются деньги нашей страны? (ответы детей)

5 слайд «Рубли» (без аудио)

- Верно, и вот вам ещё одно задание:

Игра «Собери урожай» Перед вами необычные Денежные деревья, которые растут только в волшебной стране Денег, на них растут деньги. Нам с вами надо собрать «урожай», но собирать можно только наши российские деньги, а иностранная валюта пусть ещё «дозревает». Девочки соберут урожай с «монетного» дерева, а мальчики с «купюрного».

+ аудио

- Отлично, собрали «урожай» и нам пора отправляться дальше.

Посмотрим на карту…

6 слайд «Карта страны Денег»

- Теперь нам нужно попасть в следующий город, который называется «Желания и потребности», скажем волшебные слова:

Закрой глаза.., Вокруг себя обернись.., И в городе «Желания и потребности» очутись!

7 слайд «Город «Желания и потребности»»

- Ребята, предлагаю вам закончить стихотворение. Готовы? Слушайте:

Чтоб продукты потреблять,

В платьях ярких щеголять,

Чтобы вкусно есть и пить,

Надо всё это… (КУПИТЬ)

- Да действительно, за деньги можно купить определенный товар, который требуется, удовлетворить свои потребности. А как вы думаете, что такое потребности? (ответы детей).

- У каждого человека есть потребности. Это то, что необходимо, без чего нельзя обойтись.

- Как вы думаете, можно всё хотеть сразу? (ответы детей)

- Есть важные потребности для жизни, без которых нам не обойтись - это «потребности-Надо», а есть вещи, которые конечно хочется, но покупать их каждый день необязательно или к которым надо стремиться – это «потребности - Хочу», наши желания. Надо уметь выбирать то, что тебе нужно больше всего. – А вы разбираетесь, что является «потребностью – Надо», а что «потребностью – Хочу»? (ответы детей)

- Сейчас проверим…

Игра «Хочу-Надо» (работа в парах)
-
Мы с вами разделимся на 2 команды. Договоритесь между собой, кто будет выбирать то, что необходимо в первую очередь, а кто - то, чего хочется, но не очень важное, без чего можно и обойтись (дети договариваются и выбирают предметные картинки, соответствующие заданию, объясняя свой выбор)
- Отлично! В потребностях «надо и хочу» вы разбираетесь. Правильно определили самые важные потребности и к чему надо стремиться, но прожить без этого можно.

- А как вы думаете, всё ли можно купить за деньги? (ответы детей)

Тогда для вас, ещё одно задание:

Игра «Да -Нет» - Ребята, я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши и скажите: «Да», если это можно купить за деньги, топните ногой и скажите: «Нет», если купить это нельзя.

Дом, конфеты, книгу, счастье, маму, цветы, кофту, солнце, молоко, радугу, здоровье, самолет, воздух, планету, дружбу, стол, велосипед.

- Здорово, вы всё правильно ответили, мы многое можем купить за деньги, но никогда и ни за какие деньги нельзя купить здоровье, счастье, удачу, любовь, дружбу. Эти самые важные в нашей жизни вещи - невозможно не купить, не продать.

8 слайд «Карта страны Денег»

- Следующий город на карте «Семейный Бюджет»

Закрой глаза.., Вокруг себя обернись.., И в городе «Семейный Бюджет» очутись!

9 слайд «Город «Семейный бюджет»»»

- Скажите ребята, кто-нибудь из вас слышал слово «бюджет»? Как вы думаете, что оно может обозначать? (ответы детей)

- Ребята, слово «бюджет» произошло от старинного слова «бюджетте», что означает кошелёк, сумка, мешок с деньгами. Бюджет может быть разный. Может быть бюджет всей страны – государственный, это все деньги государства или даже бюджет вашей семьи и тогда он будет называться Семейный бюджет. Так что же такое семейный бюджет? (ответы детей)

- Да, верно, это «кошелёк» или «копилка» всей семьи.

- А откуда в семьях берутся деньги? (ответы детей)

Предлагаю вам посмотреть небольшой мультфильм о том, откуда берутся деньги в семье

10 слайд м/ф «Откуда в семье деньги?»

- Откуда в семьях берутся деньги? (ответы детей)

- Откуда у родителей берутся деньги? (ответы детей)

- У кого есть дедушки и бабушки, которые уже не работают? Где они берут деньги? (ответы детей)

- А у кого старший брат или сестра учатся в институте? Они откуда берут деньги? (ответы детей)

- Правильно. За работу, ваши родители получают заработную плату, бабушки и дедушки получают пенсию, старшие братья и сестры стипендию и всё это называется Доходом. А еще деньги можно выиграть, найти клад, или просто найти на улице и это тоже называется Доходом. Все деньги, которые получает семья, называются Доходы семьи. Давайте скажем вместе - Доходы

- Что такое Доход семьи? (ответы детей)

- Ребята, но ведь деньги не только зарабатываются в общий семейный «кошелёк», но ещё из него деньги берутся и тратятся, расходуются, верно?

- На что тратят деньги в семье? (ответы детей)

- Мы отдаем наши деньги, а взамен получаем какой-нибудь товар или услугу. И когда мы покупаем что-то в магазинах, оплачиваем коммунальные услуги – свет, газ, воду, тепло, платим за детский сад, за бензин, за лекарства, за развлечения – это всё называется Расходы семьи, повторим вместе - Расходы

- Что такое Расход семьи? (ответы детей)

- В каждой семье есть Доходы и Расходы, и все вместе это и есть семейный бюджет.

- Отлично, вы теперь знаете, что такое бюджет и разбираетесь что такое доходы и расходы

И для вас задание:

Игра «Доход или Расход»

Я буду говорить предложения, а вы должны закончить их словами: Доход или Расход.

- Мама с папой получили зарплату…. (доход)

- Мама заплатила за детский сад…. (расход)

- Бабушка купила конфеты…. (расход)

- Дедушка получил пенсию (доход)

- Вы купили билеты в кино…. (расход)

- Мама выиграла в лотерею … (доход)

- Вам купили новую игрушку… (расход)

- Мама заплатила за коммунальные услуги (свет, газ, вода)… (расход)

- Вам подарили деньги на день рождение… (доход)

- Старший брат получил стипендию… (доход)

- Вы потеряли кошелек… (расход)

- Вы нашли на улице 100 рублей… (доход)

- Дедушка заболел, нужны лекарства… (расход)

- Папе купили запаску на машину… (расход)

- Необходимо правильно распоряжаться бюджетом и заранее его планировать, чтобы заработанных денег хватало на всё.

- Ребята, хотелось бы вам попробовать самим распланировать бюджет семьи? Попробуем? (ответы детей)

- Сначала, разомнем наши пальчики:

Пальчиковая игра «Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Будем денежки считать (большими пальцами поглаживаем по остальным)

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём.

Третья монетка - одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим, есть, и пить (отгибаем указательный палец)

Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец, в кулак, согнув все пальцы)

- Отлично, ну что готовы?

Игра «Бюджет» (работа в подгруппах)

Ребята, давайте разделимся на две команды - «семьи».

Каждой «семье» - команде выдается по 15 монет и 5 картинок

- Представьте себе, что вы распоряжаетесь семейным бюджетом. Родители получили зарплату, бабушка с дедушкой получили пенсию, старший брат получил стипендию. Определите, пожалуйста, куда вы израсходуете деньги.

1 картинка «Квартплата». На картинке изображены лампочка горящая, кран с водой и батарея, 4 свободных кружка для оплаты.

2 картинка «Питание». На картинке: продукты питания - 5 свободных кружков для оплаты.

3 картинка «Одежда». На картинке «одежда и обувь» - 4 свободных кружочка для оплаты.

4 картинка «Развлечения». На картинке: «аквапарк» - 1 свободный кружочек для оплаты, «зоопарк» - 1 свободный кружочек для оплаты, 1 свободный кружочек для оплаты в секторе «цирк».

5 картинка «Игрушки». На картинке «игрушки для мальчиков» и «игрушки для девочек» по 1свободному кружку для оплаты.

- Отлично, вы теперь знаете, что такое бюджет и научились правильно распределять свои доходы и расходы. Ещё раз напомните мне, что такое Бюджет? Что такое Доходы? А что такое Расходы? (ответы детей)

11 слайд «Карта страны Денег»

- Нам пора отправляться дальше. Смотрим на карту… Следующий город Сокровищ!

Закрой глаза, Вокруг себя обернись, И в городе «Сокровищ» очутись!

12 слайд «Пещера Сокровищ»

- Вот мы с вами и в Пещере Сокровищ… Осталось ещё одно задание и клад наш! (Ресурсный круг)

- Эта золотая монетка подскажет и поможет вам выполнить задание.

Встанем в круг вокруг большой монетки, говорить может только тот, у кого в руках золотая монетка. А задание такое: нужно всем продолжить фразу:

«Сегодня в стране Денег мне понравилось и запомнилось…»

- Ребята, мне тоже очень понравилось путешествие по стране Денег и запомнилось, как вы отлично справлялись со всеми заданиями. Всё у вас получилось, вы молодцы! Скажем дружно:

Мы ребята просто класс, получилось всё у нас!

- Ребята, мы с вами выполнили все задания, но… где же клад? (Дети смотрят вокруг и находят сундук с надписью «Клад», в котором спрятаны «золотые» монетки)

- Ребята, а вы знаете, когда люди находят настоящий клад, они должны поделится частью клада с государством. А мы с вами давайте поделимся с нашими гостями (дети вручают гостям «золотые» монетки – талисманы на удачу в финансах)

13 слайд «До новых встреч в стране Денег!»