Конспекты ФЭМП
план-конспект занятия

Трескова Анна Михайловна

Консекты ФЭМП

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ФЭМП

Старшая группа

«Образование числа 9. Счёт до 9. Геометрические фигуры. Ориентировка в пространстве».

Тема: «Буратино идет в школу»

Задачи

  1. Формировать умение  считать в пределах 9; показать образование числа 9 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 8 и 9.
  2. Закреплять представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), развивать умение видеть и находить в окружающей обстановке предметы, имеющую форму геометрических фигур.
  3. Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и обозначать его словами: вперед, назад, направо, налево.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Буратино, письмо с карточками-заданиями, карточки с цифрами от 1 до 5, наборное полотно, плоскостные изображения лисиц и котов (по 9 штук), карточки с изображением геометрических фигур, обручи по количеству геометрических фигур, «Букварь», шкатулка, аудиозапись музыки.

Раздаточный материал. Двухполосные карточки, набор «Учись считать», карточки с изображениями предметов, имеющих форму геометрических фигур( по 2 штуки на каждого ребенка), монеты-конфеты по количеству детей.

Ход занятия.

1.Организационный, мотивационный

Организация

Содержание

Дети сидят за столом.

Воспитатель. Ребята, сегодня к нам в гости пришел Буратино. Давайте с ним поздороваемся.

Дети. Здравствуй, Буратино!

Буратино. Здравствуйте, ребята! Я хотел пойти сегодня учиться в школу, но лиса Алиса и кот Базилио обманом выманили у меня мой «Букварь», а вместо него дали мне задания. Если я все выполню, они отдадут мой «Букварь» и я смогу пойти на урок в школу. Поможете мне?

Дети. Да!

2.Основная часть.

Организация

Содержание

Работа с наборным полотном  

       

Физминутка «Восемь зайцев».

Дети выполняют движения согласно текста на месте.

Самостоятельная работа с раздаточным материалом.

 

Дидактическая игра « Найди фигуру такой же формы»

В групповой комнате заранее на ковре разложены обручи, в каждом из них рисунок геометрической фигуры.

Ставится аудиозапись подвижной музыки.

 Игра проводится два раза.

Дети сидят за столом, воспитатель вызывает ребенка на ковер.

Игровое упражнение «Правильно пойдешь- клад найдешь».          

Воспитатель берет со стола конверт, открывает его. Достает карточку с цифрой 1.

Воспитатель. Ребята, какая это цифра?

Дети. Один.

Воспитатель. Правильно, слушайте первое задание:

На верхней полоске наборного полотна отсчитать восемь лисиц, а на нижней полоске- восемь  котов.

 Дети выполняют  задание у полотна.

Воспитатель. Каким числом можно обозначить количество лисиц (котов)?

Дети. Числом восемь.

Воспитатель. Покажите эту цифру «8».

Ребенок выходит к полотну и показывает цифру «8».

Воспитатель. Что можно сказать о количестве лисиц и котов?

Дети. Лисиц и котов поровну, по восемь.

Воспитатель. В задании говорится, что надо добавить к восьми  лисицам еще одну.

Ребенок у полотна добавляет еще одну лисицу.

Воспитатель. Сколько у нас стало лисиц?

Дети. Девять.

Воспитатель показывает цифру «9» на доске.

Воспитатель. Правильно, девять. Как мы получили число «9»?

Дети. К восьми прибавили один.

Воспитатель. Какое число больше :  «9» или «8»?

Дети. «9»

Воспитатель. Какое число меньше: «9» или «8»?

Дети. «8».

Воспитатель. Как сделать так, чтобы лисиц и котов стало поровну?

Дети. Добавить одного кота.

Воспитатель. Правильно, а как по-другому сделать так, чтобы было поровну?

Дети. Убрать одну лисицу.

Воспитатель. Молодцы, прежде чем мы узнаем следующее задание давайте с вами поиграем.

Физминутка «Восемь зайцев».

Дети выполняют движения согласно текста.

Восемь зайцев шли по лесу

И считали с интересом

Белка скачет,

Волк бежит,

Мышь от страха все дрожит.

Два медведя у берлоги

Поднимали свои ноги

А лисичка приседала,

Тоже лапы поднимала.

 Воспитатель достает из конверта следующую карточку с цифрой «2».

Воспитатель. Ребята, какая это цифра?

Дети. Два

Воспитатель. Правильно, слушайте внимательно второе задание.

 У вас на столах лежат карточки с двумя полосками. Отсчитайте восемь кругов и расположите их на верхней полоске.

Дети выполняют задание. Воспитатель проверяет правильно ли выполняется задание.

Воспитатель. Отсчитайте восемь квадратов и расположите их на нижней полоске.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Сколько у вас кругов? Сколько квадратов?

Дети. Восемь.

Воспитатель. Добавьте один круг. Сколько кругов стало?

Дети. Девять.

Воспитатель. Сделайте так, чтобы кругов и квадратов стало поровну.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Как вы сделали так, чтобы кругов и квадратов стало поровну?

Дети. Добавили один квадрат (убрали один круг).

Воспитатель.  Дети, справились мы со вторым заданием? Посмотрим, что еще в конверте.

Воспитатель достает карточку с цифрой «3».

Воспитатель. Какая это цифра?

Дети. Три.

Воспитатель. Правильно, это цифра три. Значит задание третье.

Дидактическая игра « Найди фигуру такой же формы»

Ребята, я вам раздаю карточки с изображением предметов, вы должны определить на какую геометрическую фигуру похож предмет. Пока звучит музыка, вы находите эту  геометрическую фигуру в обруче на ковре, и становитесь ногами в обруч.

Воспитатель следит за правильностью выполнения задания и предлагает детям объяснить свой выбор.

Воспитатель. Почему ты выбрал квадрат?

Ребенок. Я выбрал квадрат, потому что подушка имеет такую же форму, четыре угла и четыре равные стороны.

Игра проводится два раза.

Воспитатель. Ребята вы справились и с третьим заданием. Но в конверте осталась еще одна карточка.

Воспитатель достает карточку с цифрой «4».

Воспитатель. Какая это цифра?

Дети. Четыре.

Воспитатель. Правильно, итак четвертое задание.

«Правильно пойдешь - клад найдешь».

Ребенок стоит в обруче, воспитатель читает ему задание.

Воспитатель. Три шага вперед, два шага налево, два шага вперед.

Ребенок находит «Букварь».

Воспитатель. Ребята, мы нашли «Букварь» Буратино, но у нас еще одна карточка с заданием, на ней какая цифра?

Дети. Цифра «5».

Воспитатель вызывает ребенка.

Воспитатель. Два шага вперед, три шага  направо, три шага вперед, один шаг назад.

Ребенок находит шкатулку с монетами.

Воспитатель. Ребята, молодцы, нашли клад.

  3.Рефлексия (2 мин)

Организация

Содержание

Дети сидят за столом.

Воспитатель раздает монетки-конфеты детям.

Воспитатель. Буратино, мы выполнили все задания из конверта. Какие это были задания, ребята?

Дети. Посчитать лисиц и котов, найти геометрические фигуры, найти клад.

Воспитатель. Вот твой «Букварь», теперь ты сможешь пойти в школу на урок.

Буратино. Спасибо, ребята, вы мне очень помогли и поэтому я вам оставляю эту шкатулку с золотыми монетами.

Воспитатель. Спасибо, Буратино, успешной тебе учебы в школе.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе на тему «Осень»

Цель: создать условия для закрепления знаний цифр, умения составлять числовой ряд.

Задачи:

Образовательные:

1. Совершенствовать навыки счета в пределах 10.

2. Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать или уменьшать каждое число на 1 (пределах 10).

3. Совершенствовать навык отсчитывания предметов из большего количества по заданному числу.

4. Уточнить знания об известных геометрических фигурах.

5. Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (впереди — сзади, слева — справа, между);

Развивающие:

1Создать условия для развития мыслительных операций, таких как анализ и синтез.

2.Развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме.

3. Развивать сообразительность и быстроту реакции при ответе на вопрос и решении задач.

Воспитательные:

1. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее.

2. Формировать интерес и положительное отношение к занятиям математикой.

Предварительная работа: отгадывание загадок, решение простых арифметических задач.

Оборудование:

Демонстрационное: дерево с листьями – заданиями, мяч, таблица «Недостающая фигура».

Раздаточное: конверты с цифрами (1 – 10, коробочки со счетными палочками, простые карандаши и карточка «Недостающая фигура».

Ход занятия

1часть.

Организационный момент (дети стоят на ковре полукругом).

Используется словесный прием - загадка.

В: Сегодня, ребята, у нас с вами необычное занятие.Послушайте и отгадайте загадку:

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья (осень).

В: да ребята, в природе наступила прекрасная осенняя пора.

- А какие осенние месяцы вы знаете(сентябрь, октябрь, ноябрь) - Сколько всего осенних месяцев, ребята? (три)- Какой месяц первый? (сентябрь) – А какой месяц последний? (ноябрь) - Какой месяц второй? (октябрь) - А сейчас какой месяц? (сентябрь) - Какой он по счету? (первый)

-Молодцы! Мы с вами все вспомнили.

Игровой приём-сюрпризный момент.

В: Посмотрите ребята, какое у нас в группе появилось осеннее дерево. Это не просто дерево, оно волшебное. Посмотрите, какое оно красивое.

- Что вы видите на дереве? (листья). Ребята, наше дерево не простое, значит и листья на нем не простые. На листьях осень приготовила вам задания. А давайте посчитаем, сколько у нас всего листьев на дереве. Считать мы будем, каждый про себя, тот, кто первый посчитает, поднимает руку и дает ответ (10). У всех так получилось? Хорошо, молодцы!

В: Ребята, подул ветер и сорвал первый листочек. На листочке задание осени «Назови число». Для выполнения этого задания нам с вами понадобится мяч. Тот, кто его поймает,должен быстро назвать:

- последующее число, т. е.больше на 1: 5, 4, 9,6…

- предыдущее число, т. е.меньше на 1: 8, 2, 3, 7…

- соседей числа 5, 3, 4, 8…

Молодцы! Мы отлично справились с этим заданием.

2часть.

В: Снова ветер подул и сорвал листочек. И на этот раз осень приготовила игру «Молчанка». Для этого нам с вами нужно присесть на свои рабочие места (дети присаживаются за столы).

Посмотрите у вас на столах лежат конверты с цифрами от 1 до 10, для того, чтобы начать игру, вам нужно перед собой правильно выложить цифровой ряд от 1 до 10. Преступайте, к выполнению (дети выкладывают числовой ряд). Молодцы, ребята, все справились, и мы можем начать игру. Правила игры такие, вы молча поднимаете ту цифру, которая обозначает правильный ответ на мой вопрос. Слушайте внимательно.

- Покажите цифру, обозначающую сколько ножек у стола? (4).

- Сколько ушей у собаки? (2).

- Сколько хвостов у 5 слонов? (5).

- Сколько пальцев на двух руках? (10).

- Сколько дней в неделе? (7).

- Сколько огоньков у светофора? (3).

- Сколько осенних месяцев(3).

Молодцы! Вы были очень внимательны. Убрали цифры в конверты и положили на край стола.

В: Снова ветер подул и сорвал листочек. На этот раз осень просит взять вас палочки.А задание такое: откройте свои коробочки, отсчитайте 6 палочек и составьте из них дом

(Дети выполняют задание).

Молодцы, ребята, но это еще не все, осень усложняет задание и просит вас переложить 2 палочки так, чтобы получился флаг. Приступайте (дети выполняют задание)

Очень хорошо, осень очень довольна вами.

В: Снова ветерок подул и сорвал листочек. Осень предлагает поиграть с ней. Потихоньку проходите на ковер.

(Дети на ковре в кругу)

Физкультминутка «Мы листики».

Мы листики осенние (плавное покачивание руками вверх над головой)

На ветках мы сидим (постепенно садятся)

Дунул ветер, полетели (бегут по кругу)

Мы летели, мы летели и на землю тихо сели (садятся).

Ветер снова набежал и листочки все поднял (плавное покачивание рук над головой, постепенно встают).

Закружились, полетели (кружатся вокруг себя)

И на землю тихо сели (садятся)

Хорошо, присаживайтесь на свои рабочие места.

(Дети за столами)

В: Снова ветер подул и сорвал листочек. Осень предлагает нам необычную таблицу «Недостающая фигура», посмотрите на доску.

- Что вы видите в этой таблице? (геометрические фигуры).

- Какие фигуры нарисованы в первом ряду слева на право?

(треугольник, прямоугольник, круг).

- Во втором ряду? (круг, квадрат, прямоугольник).

- В третьем ряду? (квадрат, треугольник, круг).

- Догадайтесь, какой фигуры не хватает в каждом ряду? Я раздам вам карточки, и в этих карточках, вы нарисуете фигуру, которой не хватает в каждом ряду.

- Итак, сели правильно, спинки выровняли, взяли правильно карандаши и приступаем к выполнению задания.

Проверяем задание.

Молодцы! Убираем карточки на край стола.

В: Снова ветер подул и сорвал, несколько листочков. Осень предлагает нам задачки на сообразительность. Послушайте внимательно, отвечаем только с поднятой рукой.

1. Ты да я, да мы с тобой.

Сколько нас всего? (2).

2. Самосвал ехал в поселок. По дороге он встретил 3 легковые машины. Сколько всего машин ехало в поселок? (1 самосвал).

3. Стоит в поле дуб. На дубе 3 ветки. На каждой ветке по 3 яблока. Сколько всего яблок? (0).

4. Семь гусей пустились в путь,

Два решили отдохнуть.

Сколько их под облаками?

Сосчитайте, дети, сами. (5)

5. Я нашла в дупле у белки

Пять лесных орешков мелких.

Вот еще один лежит.

Мхом заботливо укрыт.

Ну и белка! Вот хозяйка!

Все орешки посчитай-ка (6).

Молодцы! Вы отлично справились с заданием!

В: Снова ветерок подул и сорвал листочек. Осень предлагает нам такое задание, на этот раз она хочет посмотреть, как вы умеете ориентироваться в пространстве, давайте проверим.

Выйди Саша и встань слева от меня.

Руслана встань сзади меня.

Леша встань впереди меня.

Злата встань между мной и Сашей.

Матвей встань справа от меня.

Ксюша встань между мной и Матвеем.

Маша встань впереди Ксюши.

Юля встань впереди Саши

Даша встань справа от Матвея.

Антон, встань сзади Златы.

Молодцы! Все верно! Вы справились и с этим заданием!

3 часть.

Итог.

В: А теперь посмотрите на наше дерево, все листочки с него облетели, а это значит, что мы выполнили все задания осени, вы были очень внимательны и порадовали ее. И она приготовила для вас сюрприз. На нашем участке спрятан клад, который мы попытаемся отыскать сегодня на прогулке с помощью вот этой карты-схемы (достает заранее приготовленную карту). Но это будет не просто ребята, вам нужно будет проявить свои математические знания и смекалку. Я уверена, что вы со всем справитесь и у вас все получится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ФЭМП

Конспект занятия по сенсорно-познавательному развитию (ФЭМП)...

Конспект ФЭМП, игрокоррекция, СБО

коррекционно-развивающее занятие для детей группы ЗПР...

Конспект ФЭМП «Задания от королевы Математики»

Программное содержание: Закрепить умение сравнивать предметы по толщине, уточнять знания о прямом и обратном счете, о составе числа из единиц. Уточнять знания о геометрических фигурах. Продолжать учит...

Конспект ФЭМП для младшей группы Тема: «Мальчишки и девчонки»

Упражнять в сравнении двух групп предметов способами наложения и приложения, пользоваться словами столько — сколько, больше—меньше. Закреплять умение различать и называть части суток: день, ночь....

Конспект ФЭМП игровая ситуация "В лесу"

Игровая ситуация в лесу, угощение белки, игры с дятлом, игра "Считай дальше"...

План-конспект ФЭМП по ФГОС во второй младшей группе. «В поисках Колобка».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное».Задачи:1) Совершенствовать умение р...

План-конспект ФЭМП по ФГОС во второй младшей группе. «В поисках Колобка».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное».Задачи:1) Совершенствовать умение р...