Картотека дидактических игр для формирования элементарных математических представлений детей 5-7 лет.
картотека по математике (подготовительная группа)
Картотека дидактических игр по математике для детей 5-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_didakticheskih_igr_po_matematike.docx | 349.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение МБДОУ «Детский сад «Малышок»
Картотека дидактических игр по математике для детей 5-7 лет.
Составила:
Воспитатель
Разумова Н.А.
Формы
- «Сложи фигуру из палочек»
Цель: Закрепить названия геометрических фигур и их отличительные признаки.
Ход игры: детям раздают сетные палочек и схемы предметов. Дети выкладывают предметы из палочек по образцу.
- «Сложи фигуру» (модель и разрезанная фигура)
Цель: составлять модели фигур из частей.
Ход игры: детям раздают модель фигуры и такую же фигуру, разрезанную на части. Игрокам нужно правильно составить фигуру.
- «Колумбово яйцо»
Цель: развитие поисковой деятельности, закреплять название геометрических фигур.
Ход игры: детям раздают игру, разрезанную на детали. Показывают как игра выглядит в собранном виде. Детям предлагают образец различных фигур, которые надо собрать из всех деталей игры.
- «Танграмм»
Цель: закреплять названия геометрических фигур, развивать логическое мышление, пространственное восприятие.
Ход игры: детям раздают игру, разрезанную на детали, показывают как игра выглядит в собранном виде. Затем предлагают образец различных фигур, которые надо собрать из всех деталей игры.
- «Собери ракету»
Цель: формировать умение собирать предмет по предложенной схеме, совершенствовать знания о геометрических фигурах.
Ход игры: Воспитатель предлагает разрезанные картинки, на которых изображены ракеты из геометрических фигур. Детям предлагают собрать ракету по образцу.
- «Соотнеси предмет с фигурой»
Цель: формировать умение определять форму окружающих предметов.
Ход игры: Детям предлагают карточки с изображением окружающих предметов и карточки в виде геометрических фигур. Задание: найти предмет, который похож на геометрическую фигуру.
- «Геометрический конструктор»
Цель: формировать представления о внешних свойствах предметов (форма, цвет, величина)
Ход игры: детям предложить сделать из конструктора различные объемные фигуры.
- «Геометрическое лото»
Цель: формировать представление о геометрических фигурах.
Ход игры: каждый игрок берет игровое поле в форме одной из геометрических фигур. Карточки находятся у ведущего. Он показывает одну карточку. Участник, который узнал свою геометрическую фигуру, берет карточку у ведущего и кладет её на подходящее место на поле. Игрок, который первым заполнит все пустые места на поле, становится победителем.
Количество и счет
- «Четвертый лишний. Космос»
Цель: закреплять умение группировать и классифицировать предметы.
Ход игры: детям предлагают картинки с предметами. Свойства одного предмет отличаются от остальных. Детям надо определить, какой это предмет.
- «Собери картинку»
Цель: закреплять умение составлять целое из частей, закреплять счет по порядку.
Ход игры: детям раздают разрезанные картинки, на которых написаны цифры. Если ребенок правильно собирает картинку, цифры расположены по порядку.
- Дидактическая игра «Состав числа» (Нумикон)
Цель: познакомить с арифметическими действиями (сложением, вычитанием).
Ход игры: 1. Приготовьте корзинку с формами Нумикона 1–10, достаньте форму 5 и попросите детей назвать ее.
- Мы хотим отнять от пять три. Давайте закроем, спрячем три дырочки, как будто бы мы их убрали.
Закройте часть формы 5 формой 3.
- Что осталось, когда мы от пяти отняли три?
Дети могут проверить, что получилось, не пересчитывая оставшиеся отверстия, а наложив на незакрытую часть форму
- Если от пяти отнять три, получится два. Чтобы дать детям образец правильного математического ответа.
Повторите эти действия с другими формами, каждый раз побуждая детей использовать слова, используемые при вычитании.
2. Игра для 2–4 детей.
1. Приготовьте корзинку с формами Нумикона. Первый ребенок выбирает форму (например, 8), прячет ее за спину и говорит: «У меня было восемь, я отнял один. Сколько осталось?».
2. Первый игрок выбирает того, кто будет отвечать на его вопрос, а когда второй игрок ответит, первый вынимает форму из-за спины и все дети проверяют ответ.
3.Вначале обсудите с детьми сколькими способами можно составить форму 6. Какие формы мы будем использовать? Какие способы отличаются лишь перестановкой слагаемых? (Например: 3+1+2 и 1+2+3)
Дайте детям корзинку с запасом форм 1–6 и предложите выложить на столе все возможные варианты.
4.Взяв жёлтую форму («тройку») можно приложить к ней оранжевую (единицу) и получить фигуру, напоминающую по форме «четыре». Чтобы проверить результат, берём салатовую форму («четыре») и накладываем сверху. Теперь мы точно уверены, что получили «четыре».
- «Загрузи грузовик»
Цель: развивать навыки счета, развивать умение детей соотносить цифру и количество предметов.
Ход игры: дети берут карточки и «Заполняют» грузовик, считая, сколько продуктов они должны положить. Например, в грузовик положить пять помидор и пять картошин, дети ищут карточку с картинкой помидора и картофеля, отсчитывают нужное количество и заполняют грузовик.
- «Сравни количество конфет»
Цель: сравнивать равные и неравные по количеству группы предметов, устанавливать равенство и неравенство групп предметов, пользуясь словами «больше», «меньше», «поровну»
Ход игры: детям предлагаются картинки и знаки «больше», «меньше», «равно». Педагог дает задание - посчитать конфеты в каждой банке, сравнить количество и поставить соответствующий знак.
- «Реши пример»
Цель: формировать умение определять состав числа.
Ходи игры: детям предлагается решить пример на сложение и вычитание и подобрать подходящую карточку с ответом.
- «Найди столько же предметов»
Цель: закрепить навыки счета в пределах 10.
Ход игры: детям предлагают карточки с различным количеством предметов, дается задание: найти карточки с одинаковым количеством предметов.
- «Сосчитай и назови»
Цель: уточнить представление о том, что число не зависит от формы их расположения.
Ход игры: детям предлагают сосчитать, сколько раз ударит молоточек, и показать карточку, на которой нарисовано столько же предметов» (Педагог извлекает от 5 до 9 звуков). После этого приглашает детей и показать свои карточки.
- «Вставь пропущенное число»
Цель: совершенствовать навыки порядкового счета
Ход игры: детям раздают карточки, на них изображена белочка и желуди. На желудях написаны цифры от 1 до 10. Но некоторые цифры «потерялись». Воспитатель предлагает заполнить пропуски кружочками с цифрами, чтобы счет был по порядку.
- «Звездный мост»
Цель: совершенствовать навыки счета в пределах десяти.
Ход игры: воспитатель предлагает детям карточки с примерами. На игровом поле с примерами в середине выставляются фишки. Игроки вычисляют в уме результат примера и передвигают свою фишку на полученный результат по вертикали. При сложении фишка передвигается вверх, при вычитании – вниз. Если пример решили правильно, то цвет карточки и цвет клетки игрового поля должны совпадать.
- «Найди цветы, соответствующие цифре»
Цель: формировать навыки счета в пределах 10
Ход игры: детям предлагаются карточки с цифрами и карточки с различным количеством цветом. Задание: найти карточки с количеством цветов, соответствующим карточке с цифрой.
- «Подбери пару»
Цель: формировать навыки счета, соотносить количество и цифру.
Ход игры: на столе разложены рукавички с кружочками и цифрами. Воспитатель предлагает детям найти пару рукавичек, чтобы количество кружочков на одной рукавичке соответствовало цифре на другой.
- «Сосчитай предметы»
Цель: совершенствовать навыки счета и навыки соотносить количество предметов с цифрой.
Ход игры: Детям раздают карточки, на которых изображены различные предметы. Воспитатель просит посчитать количество предметов на картинке и найти подходящую цифру.
- «Математический квадрат»
Цель: развивать представления детей о составе числа
Ход игры: Детям раздают карточки, на которых написана цифра и пустые клетки для карточек – примеров. Воспитатель говорит пример на сложение и вычитание, дети находят ответ на своих карточках. Выигрывает тот, кто заполнит пустые поля быстрее всех.
Ориентация в пространстве
- «Крестики нолики»
Цель: формировать пространственные представление, развивать логическое мышление.
Ход игры: у детей игровое поле, разделённое на 9 клеток и фишки «Х» и «0». Игроки по очереди выкладывают на свободные клетки поля фишки. Выигрывает тот, кто первым выстроит в ряд свои «крестики» или «нолики» по горизонтали, вертикали или диагонали.
- «Разложи в ряд»
Цель: развивать пространственные навыки.
Ход игры: Ход игры: На столе лежат карточки в виде домика, пирамидки, елочки, мишки.
Задания:
- положи самого маленького медведя слева от самого большого;
- положи большой домик между самым маленьким и средним домиком:
- разложи елочки от самой высокой до самой низкой;
- разложи пирамидки от самой низкой до самой высокой;
- разложи мишек так, чтобы самый большой был по середине…
- «Разложи по клеточкам»
Цель: развивать ориентировку в пространстве, внимание.
Ход игры: детям предлагается карточка с заданием, им надо разложить кружочки по такой же схеме по клеточкам на большом квадрате.
- «Где гномик»
Цель: формировать пространственные представления, закреплять навыки определять «право», «лево», «над», «под», «за», «около»
Ход игры: Воспитатель показывает детям картинку на которых нарисован гномик и предмет, рядом с которым он находится, и предлагает ответить на вопрос: Где находится гномик – за, около, слева, справа, под, над предметом?
- «Лабиринты»
Цель: формировать пространственные представления.
Ход игры: Детям раздают карточки с различными лабиринтами. Воспитатель предлагает детям: «Помоги птичке попасть на день рождения», «Помоги хозяину найти свою собаку», «Где чье животное?», «Помоги принцу спасти принцессу», «Кто что поймал на удочку» и т.д.
Ориентация во времени
- «Части суток»
Цель: Формировать представление о частях суток.
Ход игры: воспитатель раздает детям четыре картинки на которых нарисованы части суток: утро, день, вечер, ночь и пустые клетки. На столе лежат перевернутые карточки, на которых нарисованы виды деятельности детей. Например, ребенок делает гимнастику, играет, смотрит телевизор, спит. Дети по очереди переворачивают карточку, и соотносят действие на карточке и время суток на своей картинке. Если нет совпадений, ходит следующий игрок. Выигрывает тот, кто быстрее закроет все пустые клетки.
- Упражнение «Домик дней»
Цель: закрепление представлений о настоящем,
прошедшем, будущем времени (понятия «вчера», «сегодня», «завтра»).
Ход игры: На столе находится 3х-этажный домик с этажами-кармашками. Детям предлагают ответить на вопросы, отвечая дети «заселяют» домик.
Задания:
- Как называется день, который уже прошел? (вчера)
Он поселился в нижнем окошке (вставляем голубую полоску в нижний кармашек)
- Как называется день, который у нас сейчас, в настоящий момент? (сегодня).
Он занял среднее окошко (вставляем синюю полоску)
- Как называются день, который скоро наступит? (завтра)
Он поселился в верхнем окне (вставляем фиолетовую полоску).
- «Назови сутки»
Цель: Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь)
Ход игры: Перед детьми карточки, с изображением частей суток. Воспитатель вместе с детьми выясняет, из скольких частей состоят сутки, предлагает назвать их, показать соответствующие картинки и выложить их в правильной последовательности (Утро, день, вечер, ночь).
Взрослый предлагает составить сутки и называет одну из частей суток. Дети перечисляют остальные части суток и показывают соответствующие картинки. Игра повторяется 2-3 раза.
- «Живая неделя»
Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Ход игры: У детей карточки с кругами (от 1 до 7). По заданию ведущего дети под музыку выполняют различные движения. По ее окончании выстраиваются в ряд в соответствии с количеством кругов на карточке, обозначающих дни недели. Проверка осуществляется перекличкой. Игра повторяется 2-3 раза со сменой карточек.
Величина
- «Уже – шире»
Цель: упражнять в сравнении предметов по длине, ширине.
Ход игры: Воспитатель предлагает взять детям полоски, положить их перед собой и задает вопросы: «Сколько всего полосок? Что можно сказать об их размере? Покажите самую длинную (короткую, узкую, широкую) полоску. Как разложить по порядку полоски от самой короткой до самой длинной? (Каждый раз надо брать самую короткую из оставшихся). Положите полоски по порядку от самой длинной. В каком порядке вы положили полоски? Которая по счету самая длинная полоска? (короткая?). На котором по счету месте оказалась узкая полоска? (широкая?). Разложите полоски по порядку от самой узкой до самой широкой. Которая по счету узкая (широкая) полоска? Которая по счету самая длинная (короткая) полоска?
- «Больше – меньше»
Цель: совершенствовать умения сравнивать предметы по величине.
Ход игры: На столе лежат карточки в виде домика, мишки.
Задания:
- положи самого маленького медведя слева (справа) от самого большого;
- положи большой домик между самым маленьким и средним домиком:
- разложи домики от самого маленького до самого большого;
- разложи домики от самого большого до самого маленького;
- разложи мишек так, чтобы самый большой был по середине…
- «Высокий - низкий»
Цель: совершенствовать умения сравнивать предметы по величине.
Ход игры: На столе лежат карточки в виде пирамидки, елочки.
Задания:
- положи самую низкую елочку слева (справа) от самой высокой;
- положи высокую елочку между самой маленькой и средней елочкой:
- разложи елочки от самой высокой до самой низкой;
- разложи пирамидки от самой низкой до самой высокой;
- разложи пирамидки так, чтобы самая большая пирамидка была по середине…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА: «Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений, у детей старшего дошкольного возраста".
Игры с цифрами и числами, игры на ориентирование в пространстве, игры путешествия во времени, игры с геометрическими фигурами и их преобразованием. Индивидуальна работа с детьми старшего дошколь...
Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Картотека преднозначена для воспитателей на НОД и индивидуальных занятиях....
Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста...
Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений детей 4-5 лет
...
Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений детей 4-5 лет
Количество и счет1. «Правильный счет»Цель: помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета.Оборудование: мяч.Содержание: дети ...
Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений детей 4-5 лет
Количество и счет1. Дидактическая игра: «Правильный счет»Цель: помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета.Оборудование:...