Методические рекомендации «Дидактические игры на занятиях по формированию элементарных математических представлений».
методическая разработка по математике

Огромную роль в умственном воспитании и  в  развитии  интеллекта играет  математика.  В этой дисциплине заложены огромные  возможности для развития мышления  детей,  в  процессе  их  обучения  с  самого  раннего возраста. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением

отдельных предметов» дошкольные группы

Методические рекомендации

«Дидактические игры на занятиях по формированию элементарных математических представлений».

                                               

Воспитатель:

                                               Людмила Вячеславовна Мацупко

Бийск 2023

Содержание:

  1. Актуальность.
  2. Цели и задачи.
  3. Технологии, методы, формы.
  4. Практическая деятельность:
  • Игры на развитие счётных и вычислительных навыков.
  • Игры на развитие умения сравнивать предметы по величине.
  • Игры на развитие психических свойств: внимания, памяти, мышления, воображения.
  • Развитие умения ориентироваться в пространстве и времени.
  • Игры при знакомстве с геометрическими фигурами и их свойствами.
  1. Возможности развития ребенка в ходе обучения математике с применением различных видов игр.
  2. Список литературы.
  3. Приложение.
  1. Актуальность

“Без  игры  нет  и   не   может   быть   полноценного

умственного развития. Игра  –  это  огромное  светлое

окно, через которое в духовный мир ребенка  вливается

живительный поток представлений, понятий. Игра –  это искра,     зажигающая     огонек     пытливости     и

любознательности”

В.А. Сухомлинский.

     В дошкольном возрасте игра  имеет  важнейшее  значение  в  жизни

маленького ребенка. Потребность  в  игре  у  детей  сохраняется  и  занимает

значительное место и в первые годы их обучения в школе. В играх нет  реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем.  Дети   -  творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.

В каждую эпоху общественного развития дети живут тем, чем живет народ.

Но окружающий мир воспринимается ребенком по-иному, чем взрослым. Ребенок  - “Новичок”, все для него полно новизны. В игре ребенок делает открытия того,  что  давно  известно  взрослому.

        Для ребят дошкольного возраста  игра  имеет  исключительное  значение: игра для них – учеба, игра для них – труд,  игра для них -  серьезная  форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.

        Огромную роль в умственном воспитании и  в  развитии  интеллекта

играет  математика.  В этой дисциплине заложены огромные  возможности для развития мышления  детей,  в  процессе  их  обучения  с  самого  раннего возраста. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

  1. Цели и задачи.

Цель: Способствование развитию познавательного интереса у дошкольников  

         на занятиях ФЭМП посредством  игры.

Задачи:

  1. развитие  у  детей  дошкольного возраста счётных и вычислительных навыков, применяя сюжетно-ролевые и другие виды игр.
  2. развитие  у  детей  дошкольного возраста умения сравнивать предметы по величине, применяя дидактические  и другие виды игр.
  3. развитие  у  детей  дошкольного возраста психических свойств: внимания, памяти, мышления, воображения, применяя логические и другие виды игр.
  4. развитие  у  детей  дошкольного возраста умения ориентироваться в пространстве и времени, применяя подвижные и другие виды игр.
  1. Технологии, методы, формы.

На занятиях с дошкольниками применяю игровую технологию, так как игра:

  1. хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста.
  2. одно из наиболее эффективных средств активизации, вовлекающее участников в игровую деятельность за счет содержательной природы самой игровой ситуации, и способное вызывать у них высокое эмоциональное и физическое напряжение. В игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры.
  3. мотивационна по своей природе. По отношению к познавательной деятельности, она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность.
  4. позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; добиваться глубинного личностного осознания участниками законов природы и общества; позволяет оказывать на них воспитательное воздействие; позволяет увлекать, убеждать.
  5. многофункциональна, её влияние на человека невозможно ограничить каким-либо одним аспектом, но все её возможные воздействия актуализируются одновременно.
  6. преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный аспект. В качестве соперника, однако, может выступать не только человек, но и обстоятельства, и он сам (преодоление себя, своего результата).
  7. нивелирует значение конечного результата.
  8. в обучении отличается наличием четко поставленной цели и соответствующего ей педагогического результата.

        Технологию эвристического обучения, так как  результатом её применения всегда является создаваемая детьми образовательная продукция: идея, гипотеза, закономерность, эксперимент, знаковое или текстовое произведение, картина, поделка, план своих занятий.

Основные методы, применяемые на занятиях: словесные методы – монолог, диалог, метод образного видения – эмоционально-образное исследование объекта, метод образной картины воссоздаёт такое состояние ребенка, когда восприятие и понимание изучаемого объекта как бы сливаются, происходит его целостное, нерасчлененное видение, метод придумывания – это способ создания неизвестного детям ранее продукта в результате их определённых умственных действий, наблюдения, сравнения,  исследования. Метод рефлексии (осознание деятельности), методы контроля.

Формы занятий с дошкольниками разнообразны: игра, праздник, путешествие, приключение, сказка, спектакль.

  1. Практическая деятельность.
  1. Игры на развитие счётных и вычислительных навыков.

(Приложение №1)

        При обучении детей счету в прямом и  обратном порядке, важно чтобы  дети правильно использовали  как  количественные, так и порядковые числительные. Тут можно использовать различные считалки, стишки, рифмовки. Используя  сказочный  сюжет  и  дидактические игры, знакомлю детей с образованием  всех  чисел  в  пределах  10 и их составом,  путем сравнивания  равных  и  неравных  групп  предметов.  Сравнивая  две   группы предметов, располагаю  их то  на  нижней,  то  на  верхней  полоске  счетной линейки. Это делаю  для  того,  чтобы  у  детей  не  возникало  ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на  верхней  полосе, а меньшее на - нижней.

        Используя игры, учу  детей  преобразовывать  равенство  в  неравенство  и наоборот – неравенство в равенство. Играя в  такие  дидактические  игры  как «Какой цифры не стало?», «Назови соседей», «Соотнеси количество и цифру», «Восстанови числовой ряд» и прочие, дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10  и сопровождать словами свои действия.

        Дидактические игры, такие как «Составь цифру», «Изобрази», «Кто вперёд … назовёт», «Какой игрушки не стало?» И  многие  другие  использую  на  занятиях с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

        Игра «Считай не ошибись»,  помогает  усвоению  порядка  следования  чисел натурального  ряда,  упражнения  в  прямом  и   обратном   счете, (можно усложнить, используя счёт с названного числа).   В   игре используется мяч. Дети встают  полукругом.  Перед  началом  игры  говорю,  в каком порядке (прямом  или  обратном)  буду  считать.  Затем  бросаю  мяч  и называю число.  Тот,  кто   поймал  мяч,  продолжает  считать  дальше,  Игра проходит в  быстром  темпе,  задания  повторяются  многократно,  чтобы  дать возможность как можно большему  количеству  детей  принять  в  ней  участие.

        Разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на   занятиях и в свободное  время,  помогает  детям  усвоить  программный  материал.  Для подкрепления порядкового счета  помогают  таблицы,  со  сказочными  героями, направляющимися к Вини - Пуху в гости. Кто будет первый? Кто  идет второй  и т.д.

  1. Игры на развитие психических свойств: внимания, памяти, мышления, воображения.

(Приложение №2)

        Существует  множество  дидактических  игр  и  упражнений,

которые влияют на развитие  творческих способностей  у  детей,  так  как  они

оказывают действие на воображение  и  способствуют  развитию  нестандартного мышления  у  детей.  Такие  игры  как  «Чем отличаются?» , «Собери картинку»,  «Укрась ковёр», «Заплатки» и другие направлены  на

тренировку мышления при выполнении действий.

        Способствовать развитию  мышления,   помогают  различные  игры  и

упражнения на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряда  фигур,

знаков, на поиск чисел. Знакомство с таким заданиями начинаю  с  элементарных заданий  на  логическое  мышление  –  цепочки   закономерностей.   В   таких упражнениях идет  чередование  предметов  или  геометрических  фигур.  Детям предлагаю продолжить ряд  или  найти  пропущенный  элемент. Кроме  того  даю  задания  такого  характера:  продолжить  цепочку, чередуя в определенной  последовательности  квадраты, большие  и  маленькие, круги желтого и красного цвета. После того,  как  дети  научились  выполнять такие упражнения, задания для них усложняю. Предлагаю выполнить  задания,  в котором  необходимо  чередовать  предметы,  учитывать  одновременно  цвет  и величину.

        Детей  очень  увлекают игры типа: «Кто спрятался?», «Кого не хватает?», «Логические квадраты». В таких заданиях нужно или найти и поставить пропущенный элемент или же придумать свой. Такие  игры  помогают  развивать  у  детей  умение мыслить   логически,   сравнивать   сопоставлять    и    высказывать    свои умозаключения.

        Особое место среди математических игр  занимают  игры  на  составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из фигур.  Детям  нравится составлять  изображение  по  образцу,  они  радуются  свои   результатам   и стремятся выполнять задания еще лучше. Начинать предлагать такие игры можно ещё даже не зная названий геометрических фигур, вначале действуя по образцу, а в дальнейшем – включая всю свою фантазию.

  1. Игры на развитие умения ориентироваться в пространстве и времени. Величина.

(Приложение №3)

        Пространственные представления  детей  постоянно  расширяются  и

закрепляются  в  процессе   всех   видов   деятельности.   Дети   овладевают

пространственными представлениями: слева, справа,  вверху,  внизу,  впереди, сзади,  далеко, близко.

        Работа начинается с ориентировки в частях своего тела, и соответствующих им пространственных направлений: впереди – там, где лицо, позади – там, где спина, справа (слева) - там, где правая (левая) рука (та, которая держит ложку, карандаш, или на которой большая родинка, индивидуально). Помогут различные подвижные игры, речевка. (2 руки перед собой, 2 руки над головой. Ногу правую к груди, да смотри не упади).

        При ориентировании  в пространственных ситуациях и определении своего  места, дети выполняют задания типа: Встань  так,  чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади  –  стул.  Сядь  так,  чтобы  впереди  тебя сидела Таня, а сзади - Дима. При помощи дидактических игр и упражнений  дети овладевают умением определять словом положение того или  иного  предмета  по отношению к другому: справа от куклы стоит заяц, слева от куклы  –  пирамида и т.д. Интересна игра «Что где?» которая проводится по кругу, в центре – педагог (впоследствии – ребёнок) с мячом. Называю предметы, которые находятся вокруг нас, тот из детей который поймал мяч, определяет место положения предмета. «Где стол?» «Впереди меня». Провожу игровую  минутку:  любую  игрушку прячу где-то в кабинете,  а  дети  ее  находят по моим подсказкам: поверните налево, посмотрите наверх и т.д.  или же можно выбрать ребенка  и прятать игрушку по отношению к нему (за спину, справа, слева и  т.д.). Например,  игра - “Ночью, когда никого не было” к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки.  Карлсон  любит  шутить, поэтому он спрятал  игрушки,  а  в  письме  написал,  как  их  можно  найти. ” Распечатываю конверт,  читаю:  “Надо  встать  перед  столом , пройти 3 шага и т.д. ”. Дети  выполняют  задание,  находят  игрушку.  Затем, когда дети хорошо стали ориентироваться, задания для них усложняется – т.е.  в письме будет не описание местонахождения игрушки, а только  схема.  По  схеме дети определяют,  где  находится   спрятанный   предмет.  

        Игра «Что на картинке (вверху, внизу, слева, справа) ?» уже готовит детей к более трудному периоду, ориентировке на плоскости тетрадного листа. Игры «Укрась ковёр», помогают закрепить ориентировку на листе в направлении от себя (возьмите красный круг и положите его в верхний правый угол листа, и т.д.) В старшем дошкольном возрасте начинается работа в тетрадях в крупную клетку, дети имеют представления о том, как цифра или геометрическая фигура  размещаются в клеточке. Особой популярностью пользуются графические диктанты, копирования с образца или рисование по памяти.

        При знакомстве детей с  временными  понятиями, использую разнообразные загадки, подвижные игры, речевки,  физминутки. При рассказе   детям  о том, что в названии дней недели угадывается, какой  день  недели  по  счету: понедельник – первый день после  окончания  недели,  вторник-  второй  день, среда – середина недели, четверг – четвертый день, пятница  –  пятый.  После такой беседы  предлагаются  игры с целью закрепления названий  дней  недели  и их последовательности. (В понедельник – я стирала, пол - во вторник подметала, в среду – я пекла калач… можно изобразить действия, можно разложить карточки-картинки по порядку, т. е. стихи моно обыгрывать и варьировать). Игра «Дни недели» - мяч в руках у одного ребёнка, передаёт по кругу, каждый у кого в руках оказывается мяч, называет следующий день недели. Игра «Живая неделя»  вызывается  7 детей,  в  руках кружочки разного цвета, обозначающие  дни  недели.    Дети  выстраиваются  в такой последовательности, как по порядку идут дни недели.  Например,  первый ребенок с желтым кружочком  в  руках,  обозначающий  первый  день  недели  – понедельник и т.д.,  затем, усложняется игра тем, что строились дети начиная с любого другого дня недели. Игры на установление последовательности «Что сначала, что потом?», «Назови пропущенное слово»,  «Круглый год», «Двенадцать месяцев», которые помогают детям быстро запомнить  название  дней недели и название месяцев, их последовательность.

  1. Игры при знакомстве с геометрическими фигурами и их свойствами.

(Приложение №4)

Для закрепления знаний о  форме  геометрических  фигур предлагаются игры на соотнесение формы предметов, узнавание  в  окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата.  Какую геометрическую         фигуру        напоминает       дно       тарелки?   (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.)

        Используются игры типа Лото. Детям предлагала картинки, на  которых они отыскивали фигуру,  подобную  той,  которая   демонстрируется.  

        Игра «Прятки» кто вперёд круг найдёт, с детьми младшего дошкольного возраста провожу за столами, используя раздаточный материал на каждого, со старшими детьми – можно искать фигуры, спрятанные в кабинете, а затем и вещи, форма которых напоминает заданную фигуру.

  1. Возможности развития ребенка в ходе занятий математикой с применением различных видов игр:
  1. Сенсорное развитие (ощущение и восприятие)

Источником элементарных математических представлений  является реальная окружающая действительность, которую ребенок познает  в процессе разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством. В процессе разнообразной перцептивной и продуктивной деятельности у детей начинает формироваться представление об окружающем их мире: о различных признаках и свойствах предметов – цвете, форме, величине, их пространственном расположении, количестве. Постепенно накапливается сенсорный опыт, который является чувственной основой для математического развития.

  1. Развитие мышления

В процессе формирования элементарных математических представлений у детей развиваются все виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

Логические операции

Примеры заданий дошкольникам

Анализ

- Из каких геометрических фигур составлена твоя машина?

Синтез

- Составь дом из геометрических фигур

Сравнение

- Чем похожи и чем отличаются предметы (форма, размер)

Конкретизация

- Что ты знаешь о треугольнике?

Обобщение

- Как можно одним словом назвать квадрат, прямоугольник и ромб?

Систематизация

Поставь матрешки по росту

Классификация

- Разложи фигуры на две группы. По какому признаку ты это сделал?

Абстрагирование

- Покажи предметы круглой формы

  1. Развитие памяти, внимания, воображения

Память включает в себя запоминание (Запомни – это квадрат), припоминание (Как называется эта фигура?), воспроизведение (Нарисуй круг), узнавание (Найди и назови знакомые фигуры).

Внимание не выступает как самостоятельный процесс. Его результатом является улучшение всякой деятельности. Для активизации внимания решающее значение имеет умение поставить задание и мотивировать его.

Образы воображения формируются в результате мысленного конструирования объектов.

  1. Развитие речи

Математические занятия оказывают огромное положительное влияние на развитие речи ребенка:

  • Обогащение словаря;
  • Согласование слов в единственном и множественном числе;
  • Формулировка ответов полным предложением;
  • Логические рассуждения.
  1. Развитие специальных навыков и умений

На математических занятиях у детей формируются специальные навыки и умения, необходимые им в жизни и учебе: счет, вычисление, измерение и др.

  1. Развитие познавательных интересов

Пути возбуждения познавательного интереса к занятиям:

  • Объяснение смысла выполняемой работы («Кукле негде спать. Давайте построим для нее кровать! Каких размеров она должна быть? Давайте померяем!»);
  • Работа с любимыми привлекательными объектами;
  • Интересная деятельность (игра, рисование, конструирование, лепка, аппликация и др.);
  • Посильные задания и помощь в преодолении трудностей;
  • Положительное отношение к деятельности детей;
  • Побуждение инициативы.

Итог

Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер. Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание игры, а вовлечение в нее детей. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли. Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность. В игре должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях. В игре не должно унижаться достоинство ее участников, в том числе и проигравших.

Таким образом,  игра - это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.

При использовании игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.

Таким образом, в игровой форме происходит прививание ребенку знания из области математики, информатики, русского языка, он обучается выполнять различные действия, разовьете память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать. Самое главное - это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета.

Таким образом, в игровой форме прививание ребенку знания из области математики, научит его выполнять различные действия, разовьет память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают близкие люди - его родители и педагог.

Список литературы

  1. Былеева Л.В., Таборко В.А. Игра? Игра! – М.: Молодая гвардия, 1988.
  2. Волина В.В. Математика. – Екатеринбург, Изд-во АРТ ЛТД, 1997.
  3. Дыбина О.В. Рукотворный мир: сценарии игр-занятий для дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
  4. Игры с правилами в детском саду. Сборник дидактических и подвижных игр к «Программе воспитания в детском саду». М.: Просвещение, 1970.
  5. Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Вправо – влево, вверх – вниз: Развитие пространственного восприятия у детей 6 – 8 лет. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.
  6. Лопатина А., Скребцова М. 500 игр для детского сада, школы, семьи. – ИДЛи, 2001.
  7. Развиваем руки – чтобы учиться и писать и красиво рисовать. - Ярославль: «Академия развития», 1998.
  8. Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей от3 до 6 лет: Книга для воспитателей детского сада и родителей. /Е.Л. Агаева, В.В. Брофман, А.И. Булычёва и др. М.: Просвещение, 1991.

Приложение № 1.

Игры на развитие счётных и вычислительных навыков.

Игра «Собери цифру».

                                          SSA43658                          SSA43664                                                        SSA43665

Цель: закрепление знаний наглядного изображения числа.

Правила игры: собрать нужную цифру по образцу и без него. Игра может проводится на индивидуальных карточках, а также и группой детей.

SSA43667                      SSA43668 

Игра «Числовой ряд»

SSA43649

Цель: формирование навыков составления числового ряда, прямой и обратный счёт, понятия соседи чисел, понятия следующее, предыдущее  число.

Правила игры: поставить нужную цифру в пустую клетку, так чтобы числа выстроились в ряд по порядку, начиная с обозначенного числа.  Игра может проводится на индивидуальных карточках, а также и группой детей.

Игра «Соотнеси количество и число»

SSA43666               SSA43648   

 Цель: развитие умения соотносить цифру (либо число) с количеством предметов на картинке.

Правила игры: подобрать нужную цифру по числу изображенных предметов на карточке. Игра может проводится на индивидуальных карточках, а также группой детей.

  SSA43646           SSA43647

  SSA43632           SSA43633

Игра «Решай-ка»

 SSA43640        SSA43641

Цель: закрепление знаний о числах и сооответствующем им количестве предметов, тренировка в счёте и решении примеров.

Правила игры: решить арифметический пример, подобрать нужную карточку с ответом. Игра может проводится на индивидуальных карточках, а также и группой детей.

                                      SSA43662

Игра «Собери домик»

SSA43637                  SSA43636

Цель: закрепление вычислительных навыков, знаний состава числа.

Правила игры: поставить нужную цифру в пустую клетку, так чтобы сумма в строке была равна заданному числу.  Игра может проводится на индивидуальных карточках, а также и группой детей.

Игра «Столько же, больше, меньше».

SSA43537                     SSA43538

Цель: развитие счётных навыков, закрепление понятий «один, много», «столько же, больше, меньше, поровну».

Правила игры: разложить нужное количество предметов на объекте, определить, где больше, где меньше, как сделать поровну. Со старшими дошкольниками результат обозначить знаками >, <, =.

SSA43673                     SSA43659

                                   SSA43631

Приложение №2.

Игры на развитие психических свойств: внимания, памяти, мышления, воображения.

Игра «Парочки».

SSA43627                     SSA43628

Цель: развитие памяти, внимания, речи.

Правила игры: картинки, с изображением одного и того же предмета, необходимо найти и составить из них пары.

SSA43612                     SSA43613

Игра «Назови одним словом»    

SSA43614

Цель: научить обобщать предметы по одному признаку.

Правила игры: выделить лишний предмет из ряда, оставшиеся предметы назвать одним словом.

Игра «Разгадай головоломку».

SSA43629                  SSA43630

Цель: развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия.

Правила игры: разгадав алгоритм, составить круг.

Игра «На что это похоже?»

SSA43634                 SSA43635 

Цель: Развитие внимания, зрительного восприятия, воображения.

Правила игры: Подобрать карточку с похожими на схему предметами.

Игра «Логические квадраты».

SSA43621

Цель: Развитие логического мышления, внимания.

Правила игры: Вставить в пустую ячейку искомую фигуру.

Игра «Волшебные коробочки»

SSA43622                   SSA43623 

Цель: Развитие зрительного восприятия, произвольное внимание, закрепление знаний о форме, цвете, величине.

Правила игры: группировать предметы по признакам: форме, цвете, величине.

SSA43638                SSA43639

       

Игра «Разрезные картинки».

Цель: Развитие зрительного восприятия, учить целостно, воспринимать предметное изображение на картинке.

Правила игры: собрать картинку из кусочков по образцу и без него.

SSA43657                  SSA43660

Приложение №3.

Игры на развитие умения ориентироваться в пространстве и времени. Величина.

Игра «Путешественники».

Цель: развитие навыков ориентироваться в пространстве, с помощью мерки сравнивать предметы по длине, оперируя словами длинный, короткий.

Правила игры: подобрать мерку к каждому объекту, объяснить выбор – короткая дорожка,  длиннее, самая длинная.

SSA43674

Игра «Строители».

SSA43617                                  SSA43618 

Цель: развитие навыков ориентироваться в пространстве, с помощью мерки сравнивать предметы по ширине, величине,  оперируя словами широкий, узкий, большой, маленький.

Правила игры: построить дом, используя подходящие по размеру материалы.

           SSA43619                SSA43620

Игра «Парашюты».

Цель: развитие навыков сравнение предметов по величине.

Правила игры: выставить парашюты по величине, начиная с самого большого, и наоборот, комментировать словами – большой, поменьше, самый маленький.

SSA43607                            SSA43608

Игра «Мостик».

Цель: развитие навыков ориентироваться в пространстве, с помощью мерки сравнивать предметы по ширине, длине,  оперируя словами широкая, узкая, длинный, короткий.

Правила игры: построить мост через речку, подходящий по размеру.

                                        SSA43642

Игра «Гномы».

Цель: развитие навыков сравнения предметов по толщине,  ширине, оперируя словами широкое, поуже, самое узкое; самый толстый, потоньше, самый тонкий.

Правила игры: разложить гномов по толщине, начиная с самого толстого, определить,  где чьё полотенце, определив ширину.

     SSA43643                   SSA43644

Игра»Малыш и Карлсон».

Цель: развитие навыков ориентироваться в пространстве, оперируя словами внутри, снаружи.

Правила игры: поместить фишки внутри 1 круга,  внутри 2 кругов, 3 кругов, оставить снаружи.

SSA43645

Игра «Весна».

Цель: развитие навыков ориентироваться во времени, называя приметы данного времени года.

Правила игры: найти пару каждой картинке.

   SSA43540                               SSA43539

Приложение №4.

Игры при знакомстве с геометрическими фигурами и их свойствами.

Игра «Собирай-ка».

SSA43671

Цель: развитие умения чередовать предметы по цвету, форме, размеру.

Правила игры: выделить алгоритм, продолжить чередование.

SSA43609              SSA43610

Игра «Весёлые картинки».

Цель: развитие умения чередовать конструктивно мыслить, находить нужную фигуру по предложенному образцу..

Правила игры: из геометрических фигур собрать предложенную картинку.

SSA43616

Игра «Повтори».

Цель: развитие внимания, памяти, умения находить нужную фигуру по предложенному образцу.

Правила игры: 3 секунды показывается картинка, дети должны восстановить у себя на столах точно такую же.

SSA43661

Игра «Почтальоны».

Цель: развитие памяти, внимания, речи.

Правила игры: картинки, с изображением одного и того же предмета, необходимо найти и составить из них пары.

SSA43663

Игра «Умные строители».

Цель: развитие пространственного воображения, конструктивного мышления, комбинаторные способности, закрепление знаний геометрических фигур.

SSA43625                              SSA43626 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для детей на формирование элементарных математических представлений

Дидактические игры для детей на формирование элементарных математических представлений...

Дидактические игры для детей на формирование элементарных математических представлений

Дидактические игры для детей на формирование элементарных математических представлений...

Методическая разработка "Дидактические игры для детей на формирование элементарных математических представлений старшего дошкольного возраста"

Актуальность использования математических игр в различных видах деятельности определяется ее значимостью в более прочном и осмысленном усвоении математических знаний детьми, формировании переноса этих...

Методические рекомендации по использованию интерактивной доски для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Использование интерактивной доски в детском саду помогает развивать у детей умение ориентироваться в достаточно сложном информационно — технологичном окружающем мире. Чем раньше ребенок получит ...

Конспект дидактической игры «Семейство ёжиков» по формированию элементарных математических представлений в средней группе ЗПР

Тема: «Семейство ёжиков»Возрастная группа: 4-5 лет (средняя группа комбинированной направленности для детей с ЗПР)Цель: учить различать и сравнивать предметы по разным качествам величины.Д...

Дидактическая игра (изготовленная самостоятельно) по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста: «Угости питомца».

Цель игры: совершенствовать навыки счета в пределах 10, выполняя простые арифметические действия на сложение и вычитание....