Статья для родителей детей раннего возраста «Понятия: большой - маленький»
статья по математике (младшая группа)

Шерер Надежда Викторовна

Статья представлена для воспитателей, для предоставления рекомендация родителям воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_bolshoy-malenkiy.docx15.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Центр развития ребенка – детский сад № 28 “Огонек”

г. Бердск

Методическая разработка

Статья для родителей детей раннего возраста

«Понятия: большой - маленький»

Разработала и провела:

воспитатель высшей  кв.категории

Шерер Н.В.

2025 г.

Ребенка с самого рождения окружают предметы, различной величины. С первых месяцев жизни, малыш еще пока не осознанно знакомится с таким параметрами, как ширина, высота, длина предметов. Уже после года можно начинать целенаправленную, но не навязчивую работу по формированию понятий о величине.
Ознакомление детей раннего возраста с величиной, в первую очередь, касается работы на основе сопоставления двух предметов, отличающихся по размеру:  однотипных (например, сравниваются листья).
Для того, чтобы познакомить ребенка с понятиями о величине совсем не обязательно покупать множество дидактических пособий и игрушек. Ведь нас окружают различные вещи и предметы, и они имеют свои определенные параметры.

Знания о величине являются частью сенсорного развития математических представлений, а это так важно в детском возрасте. Именно от практического сравнения величины предметов идёт путь ребенка к познанию количественных отношений больше - меньше, равенство - неравенство. Для ребенка, который уже понимает, что собой представляет предмет, очень важно научиться соотносить размеры предметов. Это поможет ему описывать более точно предметы и правильно воспринимать окружающий мир.
Удобнее всего сделать это на наглядном примере, позволив ребенку самостоятельно сравнивать величины разных предметов. Так он быстрее поймёт, какие меры соотношения применяются к предметам.
Для начала нужно, чтобы ребенок мог определить, какой предмет больше, какой меньше, какой более длинный, какой более короткий. В этом помогут разобраться легкие примеры на картинках.

Рассматривая такие яркие картинки, ребёнок легко сможет определить, что предмет превратился из большого в маленький и наоборот.
Но лучше всего, если ребенок будет определять размеры предмета вживую. Так он быстрее запомнит, как соотносятся размеры предметов.
В этом возрасте ребенок должен уметь сравнивать 3-5 предметов по одной протяженности и раскладывать их в порядке возрастания или убывания; уметь выделять различные параметры величины предметов и сравнивать предметы по длине, ширине, высоте сначала способом прямого прикладывания их друг к другу, а затем способом соизмерения с помощью условной меры; показывать протяженность предмета; устанавливать размеры отношения и отражать в речи.

Для того чтобы ребенок понял, какие предметы называют - маленькими, а какие - большими, нужно визуальное представление. Обязательно показывайте ребенку предметы, о которых рассказываете. Итак, несколько простых и увлекательных игр:
-
Игра в кубики. Постройте башню вместе с малышом, оцените какая она получилась большая. Предложите построить еще одну, но меньшего размера. Сравните башни, покажите какая большая, а какая маленькая. Попросите ребенка показать большую (маленькую) башню.
- Лепим из пластилина шарики. Если малыш не может еще самостоятельно лепит, помогите ему в этом. Один шарик скатайте большим, другой маленьким. Можно сделать шарики разного цвета. Попросите показать какой из шариков больше, какой меньше. Если малыш затрудняется ответить - помогите ему.
- Сравните ваши руки. Объясните, что Ваша рука больше, а его (её) рука меньше. Попросите сказать чья рука больше (меньше). Предложите сравнить его (её) руку с папиной, бабушкиной, брата, друга и т.п.
- Сравните обувь или головные уборы всей семьи, найдите самые большие или самые маленькие вещи.
- Сравните чайную и столовую ложки. Попросите складывать чайные в одну сторону, а столовые в другую. Спросите, какие ложки больше, какие меньше.
- Сравните больших и маленьких животных или птиц. Обязательно показывайте картинки этих животных. Эффективно сравнивать такие пары как, например, корова-теленок, собака-щенок, медведь-медвежонок и т.д.
- Собирайте пирамидку. Сравните колечки, каждый раз просите брать самое большое из оставшихся. Просите найти из нескольких самое маленькое (большое).
- Сравнивайте предметы на улице, попросите найти маленький и большой камень (цветок, листочек).

-  Сравнивайте машины, дома, лавочки, облака и другое. Все, что увидите.
Проявите максимум фантазии и смекалки, и процесс обучения станет интересным, увлекательным. Как только кроха поймет, какие предметы большие, а какие маленькие можно приступать к следующему этапу – обучать понятиям высокий - низкий, короткий – длинный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: "Маленький пешеход. С чего начать!"

Для детей проще всего познавать мир через игру. Так воспользуйтесь этой особенностью детской психологии и проиграйте с малышом все возможные ситуации, с которыми он может столкнуться на дороге....

Статья для родителей детей раннего возраста "Какие игрушки нужны детям"

Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно дорогие и шикарные куклы и машины. У кого-то это невзрачный мишка, переданный по наследству мамой, малюсенький пупсик с огромным количеством немыслим...

Конспект образовательной деятельности по сенсорному развитию в раннем возрасте. Тема: «Большой – маленький.Воспитатель: Койносова Е.С. МАДОУ ЦРР -- Д/С №14

Конспект образовательной деятельности по сенсорному развитию в раннем возрасте. Тема: «Большой – маленький.Воспитатель: Койносова Е.С. МАДОУ ЦРР -- Д/С №14 ...

Статья для родителей детей раннего возраста «Как из нас «вьют веревки»

     Итак, развитие ребенка предполагает неизбежное ограничение свободы его эгоцентрических желаний. На этой почве возникает множество острых переживаний из-за конфликта между &l...

Статья для родителей детей раннего возраста на тему: «Какие игрушки необходимы детям»

Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните сво...

Дидактическая игра для детей раннего возраста «Разложи большие и маленькие грибочки для ежиков в корзинки».

Формирование  умения группировать предметы по одному из сенсорных признаков (величина)....

Статья для родителей детей раннего возраста «Математические игры в развитии детей раннего возраста»

Для начала, хотели бы отметить, что математика – это часть образовательной области «Познавательное развитие». И в связи с этим глобальная задача в математике 2 – 3 лет это:&bul...