Рабочая программа « Я считаю до пяти »
методическая разработка по математике (средняя группа)

Джуккаева Венера Ибрагимовна

Цель программы: Развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса детей к математике и желания творчески применять полученные знания.

 Задачи программы:

 1. Формировать познавательный интерес к математике через игровое взаимодействие педагога и детей;

 2. Развивать математические способности, логическое мышление и основные мыслительные операции;

3. Развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу;

4. Развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний;

 5. Воспитывать личностные качества и навыки самоконтроля и самооценки. Содержание программы  не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность  ОД и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе ООД используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое. Программа знакомит с новыми увлекательными заданиями, играми и упражнениями. ООД проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей. Строятся на основе индивидуального - дифференцированного подхода к детям.  Программа рассчитана на 1 год на детей 4 – 5 лет. Большую часть программы составляют практические занятия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx28.61 КБ

Предварительный просмотр:

 Программа дополнительного образования по ФЭМП  «Я считаю до пяти»

Пояснительная записка

Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях. В соответствии с современными тенденциями развития образования, дети в детском саду должны быть любознательны, активны, принимающие живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающие способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшими универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции.

Развитие логики и мышления является неотъемлемой частью гармоничного развития ребёнка и успешной его подготовки к школе. Дети уже в дошкольном возрасте сталкиваются с многообразием форм, цвета и других форм предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребёнок, даже без специальной тренировки своих способностей, так или иначе, воспринимают всё это. Однако если усвоение происходит стихийно, оно зачастую оказывается поверхностным, неполноценным. Средний возраст — начало сенситивного периода развития знаково-символической функции сознания, это важный этап для умственного развития в целом и для формирования готовности к школьному обучению.

 Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному развитию ребёнка-дошкольника. Программа дополнительного образования разработана на основе методического пособия Колесниковой Е. В. «Математика для детей 4 – 5 лет». Ведущей идеей данной программы - создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию. Программа  «Математические ступеньки» даёт возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организуя деятельность на основе интересов, потребностей исклонностей детей, тем самым стимулируя желание детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении  работы уделяется развитию логических форм мышления.

Главным результатом реализации программы является - повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей дошкольников.

Цель программы: Развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса детей к математике и желания творчески применять полученные знания.

 Задачи программы:

 1. Формировать познавательный интерес к математике через игровое взаимодействие педагога и детей;

 2. Развивать математические способности, логическое мышление и основные мыслительные операции;

3. Развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу;

4. Развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний;

 5. Воспитывать личностные качества и навыки самоконтроля и самооценки. Содержание программы  не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность  ОД и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе ООД используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое. Программа знакомит с новыми увлекательными заданиями, играми и упражнениями. ООД проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей. Строятся на основе индивидуального - дифференцированного подхода к детям.  Программа рассчитана на 1 год на детей 4 – 5 лет. Большую часть программы составляют практические занятия.

 Основными принципами программы математического кружка являются:

 • Умственного развития дошкольника.

• Индивидуализации: в кружке создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности как ребенка, так и педагога;

• Индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;

• Гуманности: ребенок рассматривается как активный субъект с педагогом математической деятельности. Формы организации ООД: В процессе ООД используются различные формы:

 • Традиционные

 • Комбинированные

• Практические

 Методы:

 • Словесный метод Обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ, пояснения)

 • Метод игры (дидактические игры на развитие внимания, памяти, игрыконкурсы) • Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)

• Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий)

  К концу учебного года при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребёнка 4 – 5 лет

. • Самостоятельно объединяет различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удаляет из множества отдельные его части (часть предметов). Устанавливает связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находит части целого множества и целое по известным частям

. • Считает до 5 и дальше (количественный, порядковый счет).

 • Называет числа в прямом (обратном) порядке до 5, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 5).

 • Соотносит цифру (1 – 5) и количество предметов

. • Различает величины; длину (ширину, высоту) и способы их измерения (наложение, приложение).

 • Уметь делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравнивать целый предмет и его часть.

 • Различать и называть: круг (овал), многоугольники (треугольники, прямоугольники), шар, куб. Проводить их сравнение.

 • Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.)

• Уметь определять временные отношения (вчера, сегодня, завтра); называть части суток и знать их основные признаки.

 • Знать состав чисел в ряду 1 - 5 (из отдельных единиц), уметь составлять из двух меньших.

Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей:

 «Социально – коммуникативное развитие» - где знания и умения, полученные в ООД дети применяют в игровой деятельности.

 «Познавательное развитие» - развитие умственных способностей; достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности, знаний о правилах безопасности дорожного движения. Знакомятся с геометрическими телами, обследуют, зарисовывают их в разных позициях (вид спереди, сбоку, сверху), ориентироваться на листе бумаги.

«Речевое развитие» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи, (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.

«Физическое развитие» - дети развивают ориентировку в пространстве при выполнении основных движений: ходьба, бег в разных направлениях, строевые упражнения, играя в подвижные игры. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. «Художественно – эстетическое развитие» - развивают умение сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину.

Ожидаемые результаты ориентированы не только на сформированность отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению. Развивая умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать своё мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок, посещающий детский сад, в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью.

Разделы рабочей программы:

 1. «Количество и счет» Дать детям представление о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы; развивать умение сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (неприбегая к счету). Вводить в речь детей выражения: «Здесь много кружков, одни — красного цвета, а другие — синего; красных кружков больше, чем синих, а синих—меньше, чем красных» или «красных и синих кружков поровну». Учить считать до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам, например: «Один, два, три — всего три кружка». Сравнивать две группы предметов, именуемые числами 1-2, 2-2, 2-3, 3-3, 3-4, 4-4, 4-5, 5-5. Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета: «Здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три елочки. Елочек больше, чем зайчиков; 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем 3». Формировать умение уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет («К 2 зайчикам добавили 1 зайчика, стало 3 зайчика и елочек тоже 3. Елочек и зайчиков поровну — 3 и 3» пли: «Елочек больше (3), а зайчиков меньше (2). Убрали 1 елочку, их стало тоже 2, Елочек и зайчиков стало поровну: 2 и 2). Развивать умение отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5 (отсчитай 4 петушка, принеси 3 зайчика). На основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предмета в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве.

 2. «Ознакомление с геометрическими фигурами» Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе. Формировать умение выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно - двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.). Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником. Учить различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны. Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой — маленький куб (шар, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Развивать умение соотносить форму предметов с известными детям геометрическими фигурами: тарелка — круг, платок — квадрат, мяч — шар, окно, дверь — прямоугольник и др.

 3. «Величины» Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте), а также сравнивать двапредмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные: длиннее — короче, шире — уже, выше — ниже, толще — тоньше или равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине. Развивать умение детей сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче, уже синего). Формировать умение устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной последовательности — в порядке убывания или нарастания величины; вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов («эта (красная) башенка — самая высокая, эта (оранжевая) — пониже, эта (розовая) — еще ниже, а эта (желтая) — самая низкая» и т. д.).

 4. «Ориентировка во времени, пространстве» Развивать умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева — окно, сзади на полках — игрушки). Познакомить с пространственными отношениями: далеко — близко (дом стоит близко, а берёзка растет далеко). Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро —день —вечер —ночь). Объяснить значение слов: вчера, сегодня, завтра.

5. «Решение логических задач» Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

Программные задачи

Занятие 1

Количество и счет: один и много; сравнение множеств и установление соответствия между ними.

Величина: большой и маленький.

Геометрические фигуры: круг (находить среди множества фигур).

1

Занятие 2

Количество и счёт: сравнение чисел 3-4; счёт по образцу; загадки.

Ориентировка во времени: времена года (осень).

Ориентировка в пространстве: слева,справа.

1

Занятие 3

Количество и счёт: установление соответствия между числом и количеством предметов.

Величина: большой, поменьше, самый маленький.

Геометрические фигуры: квадрат (находить среди множества фигур).

Логическая задача: развитие внимания.

1

Занятие 4

Количество и счёт: счёт по образцу; сравнение чисел 4 и 5ю

Ориентировка по времени: части суток.

Ориентировка в пространстве: слева, посередине, справа.

1

Занятие 5

Количество и счёт: ознакомление с цифрой 1.

Ориентировка в пространстве: слева, посередине, справа.

Геометрические фигуры: закрепление знаний о круге, квадрате.

1

Занятие 6

Количество и счёт: закрепить знания о цифре 1.

Величина: большой, поменьше, маленький, одинакового размера.

Геометрические фигуры: треугольник (находить среди множества фигур).

1

Занятие 7

Количество и счёт: ознакомление с цифрой 2.

Ориентировка по времени: вчера, сегодня, завтра.

Ориентировка в пространстве: ближе, дальше.

1

Занятие 8

Количество и счёт: закрепить знания о цифре 2.

Величина: короткий, длинный.

Геометрическая фигура: овал (находить среди множества фигур).

1

Занятие 9

Количество и счёт: ознакомление с цифрой 3.

Ориентировка по времени: времена года (осень).

1

Занятие 10

Количество и счёт: закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3.

Величина: высокий, низкий.

Логическая задача: развитие внимания.

1

Занятие 11

Количество и счёт: соотнесение количества предметов с цифрой; сравнение чисел 3 и 4.

Величина: широкий, узкий.

Геометрическая фигура: прямоугольник (находить среди множества фигур).

1

Занятие 12

Количество и счёт: независимость числа от пространственного расположения предметов; счёт по образцу; сравнение смежных чисел; установления равенства.

Ориентировка в пространстве: положение предметов по отношению к себе.

Геометрические фигуры: круг, овал.

1

Занятие 13

Количество и счёт: ознакомление с цифрой 4.

Величина: большой, поменьше, самый маленький. 

Логическая задача: развитие внимания.

1

Занятие 14

Количество и счёт: закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4.

Ориентировка в пространстве: влево, вправо.

1

Занятие 15

Количество и счёт: закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4; счёт по образцу; сравнение чисел 3 и 4.

Ориентировка в пространстве: далеко, близко.

1

Занятие 16

Количество и счёт: соотнесение цифры с количеством предметов.

Ориентировка в пространстве: вверху, внизу, слева, справа, под.

Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник

Ориентировка во времени: времена года (зима, весна, лето, осень).

1

Занятие 17

Количество и счёт: ознакомление с цифрой 5. 

Ориентировка в пространстве: слева, посередине, справа.

Логическая задача: сравнение, установление закономерностей.

1

Занятие 18

Количество и счёт: закрепление знаний о цифре 5; сравнение чисел 4 и 5.

Геометрические фигуры: соотнесение формы предмета с геометрическими фигурами.

Ориентировка во времени: быстро, медленно.

1

Занятие 19

Количество и счёт: ознакомление с порядковыми числительными. 

Ориентировка на листе бумаги: верхний правый угол, нижний правый угол, левый верхний угол, нижний левый угол, середина.

Геометрические фигуры: овал, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

Логическая задача: установление последовательности событий.

1

Занятие 20

Количество и счёт: закрепление знаний о порядковом счёте; независимость числа от пространственного расположения предметов.

Геометрические фигуры: сравнение знакомых предметов с геометрическими фигурами.

Величина: развитие глазомера(большой, поменьше, самый маленький).

Логическая задача: установление последовательности событий.

1

Занятие 21

Количество и счёт: независимость числа от величины предметов; порядковый счёт.

Величина: закрепление понятий «широкий», «поуже», «ещё уже», «самый узкий».

Логическая задача: установление последовательности событий (части суток).

1

Занятие 22

Количество и счёт: счёт по образцу; закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4, 5; соотнесение цифры с числом.

Ориентировка по времени: вчера, сегодня, завтра.

Объёмные тела: шар, куб, цилиндр.

1

Занятие 23

Количество и счёт: закрепление знаний о порядковых числительных; установление соответствия между количеством предметов и цифрой.

Геометрические фигуры: закрепление знаний о круге, квадрате, треугольнике, овале, прямоугольнике.

1

Занятие 24

Количество и счёт: установление соответствия между цифрой и количеством предметов.

Ориентировка в пространстве: слева, посередине, справа.

Логическая задача: развитие внимания.

1

Занятие 25

Количество и счёт: закрепление знаний о порядковых числительных; счёт по образцу; установление соответствия между количеством предметов и цифрой.

Ориентировка в пространстве: влево, вправо.

Логическая задача: установление последовательности событий.

1

Занятие 26

Количество и счёт: независимость числа от пространственного расположения предметов; математические загадки.

Величина: развитие глазомера.

Логическая задача: развитие внимания.

1

Занятие 27

Количество и счёт: закрепление знаний о порядковом счёте.

Ориентировка в пространстве: определять расположение предметов по отношению к себе.

Логическая задача: развитие внимания.

1

Занятие 28

Количество и счёт: счёт по образцу; числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5; соотнесение количества предметов с цифрой.

Логическая задача: развитие внимания

1

Занятие 29

Количество и счёт: закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4, 5;

Порядковый счёт.

Ориентировка на листе бумаги: слева, справа, вверху, внизу.

Логическая задача: установление последовательности событий, развитие внимания.

1

Занятие 30

Количество и счёт: соотнесение количество предметов с цифрой; счёт по образцу. 

Геометрические тела: сравнение реальных предметов с геометрическими телами.

Логическая задача: развитие внимания.

1

Занятие 31

Количество и счёт: соотнесение количество предметов с цифрой; математическая загадка.

Ориентировка в пространстве: слева, справа.

Логическая задача: развитие внимания.

1

Занятие 32

Количество и счёт: математическая загадка; закрепление знаний о цифрах.

Величина: широкий, узкий.

Ориентировка во времени: времена года.

1

Литература:

Колесникова Е.В. Программа «Математические ступеньки». М., 2010.

Е.В.Колесникова «Я считаю до пяти», ООО «ТЦ Сфера»,2012.

МБДОУ ЦРР №21 детский сад «Ёлочка»

              Рабочая программа

                     « Я считаю до пяти »

Математика для детей 4-5 лет

Подготовила: Джуккаева В.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей среднего дошкольного возраста (пятого года жизни).

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей среднего дошкольного возраста (пятого года жизни),разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образ...

Рабочая программа освоения детьми пятого года жизни основной образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности

Рабочая программа освоения детьми пятого года жизни основной образовательной программы дошкольного образования  в группах общеразвивающей направленности...

Рабочая программа (пять образовательных областей)

Рабочая  программа учителя-логопеда (пять образовательных областей)...

презентация по рабочей тетради Е.В. Колесниковой "Я считаю до пяти" 18 занятие

Презентация является наглядным материалом, к занятию 18 по рабочей тетради Е.В. Колесникова "Я считаю до пяти"Цель занятия: Закрепить считать до пяти;Соотносить цифру с количеством пред...

Рабочая программа по освоению детьми четвёртого - пятого года жизни группы общеразвивающей направленности основной образовательной программы дошкольного образования

Рабочая программа по освоению детьми четвёртого - пятого года жизни группы общеразвивающей направленности основной образовательной программы дошкольного образования2023 -2024...