ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЛОКОВ ДЬЕНЕША ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ МЫШЛЕНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
методическая разработка по математике (старшая группа)
Актуальность темы исследования. Одним из базовых целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) является следующее: «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы…»[1].
Современное общество ставит перед детьми требование в умении добывать самостоятельно знания использовать добытую информацию в социуме. В соответствии со ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники обязаны «развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира»[2].
В последнее время в системе дошкольного образования математика занимает большое место. Это обусловлено целым рядом причин: большим количеством информации, которую регулярно получает ребенок, ранним началом обучения в школе; компьютеризацей в больших масштабах, желанием сделать процесс обучения более эффективным. Целенаправленному формированию элементов логического мышления уделяется недостаточно внимания в дошкольном образовании. Возникает противоречие между необходимостью развития элементов логического мышления дошкольников с одной стороны, и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы по решению поставленной задачи, обоснования условий ее эффективности, с другой стороны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 53.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад № 31
Бочкарёва Анна Алексеевна
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЛОКОВ ДЬЕНЕША ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ МЫШЛЕНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
(выпускная квалификационная работа)
Научный руководитель:
Карнаухова Татьяна Вячеславовна
_____________________________
(подпись)
Рецензент:
Фамилия Имя Отчество
______________________________
(подпись)
Выпускная квалификационная
работа допущена к защите
«____»___________________20
Председатель ПЦК
_________________________
(подпись)
Выпускная квалификационная
работа защищена
«____»___________________20
Оценка___________________
Председатель ГЭК_____________
(подпись)
г. Яровое
Оглавление
Глава 1. Теоретические основы развития логических операций мышления старших дошкольников 2
- из психолого-пАналедагогической литературы по теме исследования…
- Понятие и психологические основы развития логических операций мышления 2
Глава 2. Использование блоков Дьенеша для развития логических операций мышления старших дошкольников …………………………….
Методы и способы развития логических операций детей старшего дошкольного возраста 2
Роль блоков Дьенеша в развитии логических операций мышления детей старшего дошкольного возраста 2
Глава 3. Исследование эффективности использования блоков Дьенеша для развития логических операций мышления детей старшего дошкольного возраста 2
Организация исследования развития логических операций мышления детей старшего дошкольного возраста 2
Организация использования блоков Дьенеша для развития логических операций мышления детей старшего дошкольного возраста 2
Анализ и обобщение результатов исследования ………………………………….
Список источников и использованной литературы 2
Приложения
Приложение А "…………………………."
Приложение Б "………………………….."
Введение
Актуальность темы исследования. Одним из базовых целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) является следующее: «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы…»[1].
Современное общество ставит перед детьми требование в умении добывать самостоятельно знания использовать добытую информацию в социуме. В соответствии со ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники обязаны «развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира»[2].
В последнее время в системе дошкольного образования математика занимает большое место. Это обусловлено целым рядом причин: большим количеством информации, которую регулярно получает ребенок, ранним началом обучения в школе; компьютеризацей в больших масштабах, желанием сделать процесс обучения более эффективным. Целенаправленному формированию элементов логического мышления уделяется недостаточно внимания в дошкольном образовании. Возникает противоречие между необходимостью развития элементов логического мышления дошкольников с одной стороны, и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы по решению поставленной задачи, обоснования условий ее эффективности, с другой стороны.
Методические аспекты организации развития логических операций детей старшего дошкольного возраста рассмотрены в работах Н.А. Коротковой, А.С. Микериной, А.И. Савенкова и др. Проблемам формирования и развития логических операцийстарших дошкольников посвящены работы таких исследователей, как Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, В. С. Мухина, Н. Н. Поддьяков, Чистякова Н. Д. и др.
Объектная область исследования – теория и методика математического развития дошкольников.
Объект исследования - способы развития логических операций детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования являются блоки Дьенеша как один из способов развития логических операций детей старшего дошкольного возраста.
Проблема- каким образом блоки Дьенеша влияют на процесс развития логических операций детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза – если систематически использовать в работе с дошкольниками блоки Дьенеша, то это будет являться эффективным способом развития логических операций детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования –изучить возможности развития логических операций мышления в старшем дошкольном возрасте при использовании в работе с дошкольниками логических блоков Дьенеша.
Задачи исследования:
- Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
- Изучить методы и способы развития логических операций мышления старших дошкольников;
- Выявить роль блоков Дьенеша в развитии логических операций мышления у детей старшего дошкольного возраста;
- Провести диагностику исследование и сделать выводы об уровне развития логических операций мышления старших дошкольников.
Методологическую основу исследования составляют:
- теоретические методы: анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы: наблюдение поведения детей; беседы с детьми, родителями и педагогическими работниками; построение логических схем исследования; интерпретация результатов исследования;
- методы качественного и количественного анализа данных: поэлементный анализ объектов исследования, методическая интерпретация результатов практического исследованная.
Практическая значимость исследования заключается в что результаты направлены на совершенствование процесса развития логического мышления в старшем дошкольном возрасте, на определение методов, с помощью которых изучается развитость структурных компонентов логического мышления и их взаимосвязь. Вскрытые резервы развития логического мышления послужат реальной предпосылкой обновления образовательного процесса для детей дошкольного возраста.
Глава 1. Теоретические основы развития логических операций мышления старших дошкольников
- Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования
Теоретической основой интеллектуального развития старших дошкольников в процессе формирования первичных математических представлений послужили идеи Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой о блочной системе образовательного процесса и об ориентирах в обновлении содержания. Главную педагогическую задачу Л.М. Кларина справедливо видит в создании условий, при которых у ребенка возникло бы желание научиться, и имелась бы возможность это сделать.
В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовательных программ, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста. В этой связи, с теоретической и практической точек зрения все более актуализируется проблема разработки концептуальных подходов к построению системы непрерывного преемственного математического образования дошкольников, определения целей и оптимальных границ образовательного содержания дошкольных программ и их взаимосвязи со школьными программами, обеспечения качества и полноты методического обеспечения этих программ.
Необходимость разработки концепции непрерывного математического развития ребенка дошкольного возраста обусловлена, с одной стороны, современными требованиями к организации личностно-ориентированного образовательного процесса в ДОУ, цель которого - развитие ребенка, а с другой стороны, необходимостью решения проблемы создания непрерывного образовательного процесса на дошкольном этапе, цель которого - развитие личности обучаемого в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Проблема интеллектуального развития ребенка давно и плодотворно разрабатывается в психологии и педагогике. В дошкольном возрасте формируется познавательный потенциал мыслительных процессов, вырабатывается мотивация предметно-операциональной, игровой, учебной, творческой деятельности и общения. Исследования отечественных психологов П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца свидетельствуют о том, что применяемые в дошкольном детстве формы познания имеют непреходящее значение для интеллектуального развития ребенка в будущем. А.В. Запорожец отметил, что если соответствующие интеллектуальные и эмоциональные качества ребенка не развиваются должным образом на стадии дошкольного детства, то позже преодолеть возникающие недостатки в становлении личности в этом аспекте оказывается трудно или вовсе невозможно.
Теоретические основы формирования интеллектуальных умений широко представлены в целом ряде психолого-педагогических исследований (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Е.Н. Кабанова-Меллер, Н.А. Менчинская, В.Ф. Паламарчук, С.Л. Рубинштейн, Т.И. Шамова, И.С. Якиманская и др.).
При этом особый акцент обращен к выяснению психологических закономерностей интеллектуального развития личности, к способам его стимулирования с учетом возрастных особенностей детей и возможностей содержания учебного материала. Исследования многих отечественных и зарубежных психологов: П.П. Блонского, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.А. Крутецкого, Ж. Пиаже, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной, Л.М. Фридмана, Г. Хемли и др. показывают, что без целенаправленного развития различных форм мышления, являющегося одним из важных компонентов процесса познавательной деятельности, невозможно достичь эффективных результатов в обучении ребенка, систематизации его учебных знаний, умений и навыков.
Формирование математических представлений является мощным средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей. Проблема интеллектуального развития математических представлений у дошкольников отражена в исследовании условий формирования познавательного интереса к математике (Л.Н. Вахрушева), способов гуманизации математического образования (Е. В. Соловьева), совершенствования содержания дошкольного образования (Л.К. Горькова), а также в исследовании проблемы становления представлений ребенка о массе предметов (Н.Г. Белоус), о величине предметов и способах их измерения (Р.Л. Березина), развития умения решать логические задачи (З.А. Грачева, Е.А. Носова). Ряд работ посвящен преемственности методик обучения младших школьников и дошкольников (Е.Э. Кучерова), методической подготовке педагогов к управлению математическим развитием (В.В. Абашкина).
Необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Решение этой задачи во многом зависит от построения образовательного процесса. Большинство существующих образовательных программ ориентировано на передачу обучаемым общественно необходимой суммы знаний, на их количественный прирост, на отработку того, что ребёнок уже умеет делать. Однако умение использовать информацию определяется развитостью логических приёмов мышления и, в ещё большей мере, степенью их оформленное систему. Потребность в целенаправленном формировании логических приёмов мышления в процессе изучения конкретных образовательных дисциплин уже осознаётся психологами и педагогами.
В число основных интеллектуальных умений входят логические умения, формируемые при обучении математике. Сами объекты математических умозаключений и принятые в математике правила их конструирования способствуют формированию у индивида умения формулировать чёткие определения, обосновывать суждения, развивают логическую интуицию, позволяют постичь механизм логических построений и учат их применению.
В современной психологии существуют различные направления исследования становления логических структур мышления. Все они сходятся в признании того, что основы этой структуры закладываются в дошкольном возрасте. Однако сторонники одного из направлений считают, что процесс структуризации логического мышления происходит естественно, без "внешней стимуляции", другие же утверждают возможность целенаправленного педагогического воздействия, которое в конечном итоге способствует развитию логического мышления. В работах Ж. Пиаже, А. Валлона, Б. Инельдера, В.В. Рубцова, Е.Г. Юдина определены возрастные границы в рамках, которых протекает процесс, основанный на спонтанных механизмах развития детского интеллекта, которые являются главным фактором, определяющим успешность формирования логических умений. Ж. Пиаже рассматривает интеллектуальное развитие индивида как процесс, относительно независимый от обучения, подчиняющийся в основном биологическим законам. Согласно этим воззрениям обучение в дошкольном возрасте не является основным источником и движущей силой развития.
В работах Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, Н.А. Менчинской, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, М. Монтессори обосновывается ведущая роль обучения как основного стимула развития, указывается на неправомерность противопоставления развития психологических структур и обучения.
И так, на основе анализа литературных источников мы выявили, что математические представления являются средством интеллектуального развития старших дошкольников. Важнейшим моментом, составляющим «организацию», является содержание видов деятельности. Таким образом, можно проследить тесную связь оперативных структур детского мышления и общематематических структур. Наличие этой связи открывает принципиальные возможности для построения видов деятельности, развертывающихся по схеме «от простых упражнений, задач, занятий – к их сложным сочетаниям».
Понятие и психологические основы развития логических операций мышления
Рассматривая развитие логических операций мышления детей старшего дошкольного возраста, необходимо определить, что же такое мышление в целом. Изучив психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что в науке существует несколько определений понятия «мышление».
Мышление рассматривается как целенаправленное использование, развитие и приращение знаний, возможное лишь в том случае, если оно направлено на разрешение противоречий, объективно присущих реальному предмету мысли. В генезе мышления важнейшую роль играет понимание (людьми друг друга, средств и предметов совместной деятельности)[3]. С.Л. Рубинштейн определяет мышление как «опосредованное – основанное на раскрытии связей, отношений – и обобщенное познание объективной действительности». «Мышление – это познание, которое приводит к решению проблем или задач, стоящих перед человеком»[4].
Достаточно полное определение мышления дает А.В. Брушлинский: «Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс самостоятельного искания и открытия человеком существенно нового, т.е. опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза, возникающий на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходящий за его пределы»[5].
Большинство исследователей отмечают, что в детском мышлении господствует логика восприятия конкретной ситуации, а не логика мысли. Ребенок в своем восприятии, в своих суждениях находится в близком отношении к реальным объектам, но развитие мышления заключается в том, чтобы постепенно конкретность мышления ребенка сменялась его способностью мыслить абстрактно.
В период дошкольного возраста, развитие мышления претерпевает серьезные изменения и к старшему дошкольному возрасту начинает формироваться логическое мышление, которое, как отмечает Г.А. Урунтаева, предполагает сформированность таких мыслительных операций, как обобщение, сравнение, абстрагирование и классификация, умение устанавливать причинно-следственные связи, способность рассуждать[6].
Логическое мышление по мнению Н.В. Вершининой - мышление при помощи рассуждений. Умение логически мыслить позволяет ребенку понимать происходящее вокруг, устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями окружающей действительности, делать умозаключения, решать задачи различной направленности, проверять, доказывать, опровергать и т.п[7].
Выделяют следующие логические операции:
- анализ – способность выделять части из целого;
- синтез – способность объединять части, свойства и действия в единое целое;
- сравнение – способность устанавливать сходства и различия между объектами, явлениями, признаками;
- обобщение – способность объединять объекты и явления по существенным свойствам;
- классификация – способность распределять объекты по группам.
Все логические операции взаимосвязаны, поэтому полноценное их формирование возможно только в комплексе. И только совместное их развитие способствует развитию логического мышления в целом. Как отмечает Ю.Г. Неряхина, дошкольники с хорошо развитым логическим мышлением быстро усваивают различный материал, способны рассуждать, делать самостоятельные выводы, легко адаптируются к новым условиям[8].
В период дошкольного детства перед ребёнком встаёт проблема разрешения задач, требующих установления зависимостей между несколькими свойствами и явлениями. В случае не сформированности логических операций мышления, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, абстрагирование и пр., у детей наблюдается фактическое отсутствие поиска связей в познавательном материале, между объектами и явлениями окружающей действительности.
М.О. Сухова отмечает, что именно старший дошкольный возраст является сензитивным к усвоению обобщённых средств и способов умственной деятельности. Ребёнок начинает понимать и активно использовать в речи слова, выражающие понятия разной степени обобщённости[9].Употребление этих слов не свидетельствуют о понимании родо-видовых отношений, лежащих в основе логического мышления, которые, как правило, без специально организованного обучения в дошкольном возрасте не усваиваются[10].
Важно приучать детей «думать прежде, чем сделать», объяснять для себя и других ход своих мыслей, делать выводы и умозаключения, получать удовлетворение от самостоятельно найденного решения. Развитие мыслительной деятельности во многом зависит от того, насколько взрослые сумели пробудить у ребенка интерес к умственным занятиям, воспитать привычку к мыслительной деятельности. В 5-6 лет ребенок смело «пересекает пространство и время», ему все интересно, его все манит и привлекает. Он с одинаковым рвением пытается освоить как то, что поддается осмыслению на данном возрастном этапе, так и то, что пока не в состоянии глубоко и правильно осознать[11].
Познавательное развитие детей 6-7 лет - накопленные сведения о мире требуют от ребенка определенных умений упорядочивания накопленных и поступающих сведений. В этом ему помогут взрослые, которые направят процесс познания детей 6-7 лет на:
- установление причинно-следственных взаимосвязей нашего мира;
- содержательное упорядочивание информации.
При этом исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста подразделяется на несколько этапов, или уровней:
1. Деятельность, связанная с получением соответственных умений и знаний, требуемых для решения познавательно-исследовательских задач;
2. Деятельность, направленная на познание существенных свойств предметов и явлений и понимания значимых связей между ними;
3. Самостоятельная деятельность детей, направленная на установление причинно-следственных связей, источников, механизмов окружающих явлений и событий[12].
Н.С. Омельченко, И.С. Казаков отмечают, что развитие логического мышления является сложным и поступательным процессом, требующим значительных усилий со стороны педагогов, дифференцированному подходу к каждому воспитаннику для того, чтобы уровень заданий соответствовал возможностям каждого ребенка. Более того, старшие дошкольники, имеющие некоторые нарушения, могут демонстрировать выполнение логических заданий на высоком уровне[13].
Логическое мышление является важной составляющей в процессе познания. Все операции логического мышления применяются человеком в процессе познания окружающей действительности с момента их формирования, то есть с детства.
Благодаря способности мыслить логически, человек может понимать происходящее, вскрывать существенные стороны, связи в предметах и явлениях окружающей действительности, делать умозаключения, решать разные задачи, проверять решения, опровергать или доказывать что-то. Необходимость целенаправленного развития мышления ребенка обоснована в работах Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др. Эти авторы указывали, что совершенствование и развитие приемов мыслительной деятельности является основой для умственного развития[14].
Таким образом, развитое логическое мышление позволяет человеку свободно ориентироваться в окружающем мире, продуктивно осуществлять свою деятельность. Дошкольники с хорошо развитым логическим мышлением быстро усваивают разнообразный материал, способны рассуждать, делать самостоятельные выводы, легко адаптируются к новым условиям.
Глава 2. Использование блоков Дьенеша для развития логических операций мышления старших дошкольников.
Методы и способы развития логических операций детей старшего дошкольного возраста
К логическим аспектам развития детей дошкольного возраста относятся виды деятельности, в которых присутствуют необходимость разрешать сложные ситуации, принимать творческие решения, выполнять игровые упражнения. Особенными условиями являются создание поисковых ситуаций, включающих в себя проведение каких-либо экспериментов[15].
Еще в 1970-е годы прошлого века педагоги начали активно искать новые подходы и методы развития логических и математических навыков у детей. Так, появились игры с развивающим уклоном Б. П. Никитина и А. А. Столяра, логические блоки 3. Дьенеша. Следующим этапом развития можно считать 80-е годы, года А. А. Столяром была выдвинута идея, посвященная предлогическому развитию индивидуальности у каждого особенного ребенка отдельно.
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают познавательные способности детей - «Палочки Кьюзенера», «Кубики Никитина», «Блоки Дьенеша».Развитию логико-математического направления мышления дошкольников должен способствовать тот факт, что педагог использует различные проблемные ситуации, предоставляя возможность ребенку самостоятельно найти выход, проводя опыты и расширяя связи с противоречиями, помогает общаться ему со сверстниками и другими взрослыми, учит спокойно и адекватно реагировать на критику со стороны.
Математическо-логическое развитие дошкольников рассматривают как процесс качественных изменений в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций (Я.А. Коменский, Ф.Н. Блехер, И.Г. Песталоцци, М. Монтессори, К.Д. Ушинский, В.И. Логинова, А.М. Леушина).
В рамках примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, провозглашается направленность на формирование собственной активности ребенка – исследовательской, предметно-манипулятивной, познавательной. Авторами признается важность развивающего эффекта при изучении многих, в том числе и математических, понятий на основе чувственного опыта, «памяти рук и глаз»[16]. В результате у ребенка возникает познавательный интерес, развивается эвристическое мышление, речь, сообразительность, расширяется понятийный опыт и самостоятельность[17].
Развитию логического мышления в старшем дошкольном возрасте способствует использование речи в качестве инструмента для постановки и решения интеллектуальных задач. Именно возрастающая доля речи в мышлении способствует формированию словесно-логического мышления. Большое влияние на развитие логического мышления старших дошкольников оказывает речь, поскольку постепенно речь заменяет действие, как способ решения задачи, и действие практическое своего рода «сворачивается», превращаясь в действие мыслительное. На этой ступени ребенок уже способен решать конкретную задачу, оперируя обобщениями. Этот процесс, как отмечает Е.П. Мошкова, является важным этапом для формирования умственной деятельности ребенка[18].
При использовании дидактических игр развивается способность к суждениям, умозаключениям, применению своих знаний в различных ситуациях, которые обусловлены правилами игры. «Дидактическая игра помогает воспитывать желание заниматься умственным трудом. В игре процесс мышления протекает активнее, ребенок с легкостью преодолевает все трудности умственной работы»[19].
С развитием компьютерных технологий и их плотным вхождением в информационное сообщество возникла острая необходимость использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. В том числе и для развития логического и математического мышления у дошкольников всех возрастов. В этой связи широко стало применяться программное средство MimioStudio. Целый программный комплекс, позволяющий создавать обучающие игры различного уровня сложности.
Таким образом, развитие логических операций мышления реализуется с помощью палочек Кьюзенера, кубиков Никитина, логических блоков Дьенеша, дидактических игра, средств компьютерных технологий, разрешения проблемных ситуаций.
Роль блоков Дьенеша в развитии логических операций мышления детей старшего дошкольного возраста
Наиболее эффективным дидактическим пособием, на наш взгляд, являются «Логические блоки», разработанные венгерским профессором, психологом и математиком Золтаном Дьенешем. Основная цель логических блоков Дьенеша – научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам. Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами (формой, цветом, размером, толщиной):
- четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
- четырех цветов (красный, синий, желтый);
- двух размеров (большой, маленький);
- двух видов толщины (толстый, тонкий).
Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры[20].В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. По данной программе разработан цикл занятий по разновозрастным группам по блокам Дьенеша, где ребенок выполняет разнообразные предметные действия: выкладывание по определенным правилам, перестроение, изучает основные сенсорные эталоны. Задания в играх упрощаются или усложняются, используются меньшее или большее количество признаков фигур[21].
На начальном этапе предоставляем детям возможность 362 самостоятельно познакомиться с логическими блоками, дети используют их по своему усмотрению в различных видах деятельности. Работу сначала необходимо начинать со знакомства с формой, затем с цветом. И, соответственно, детям были предложены игры и упражнения на развития умения оперировать одним свойством (обобщать и классифицировать, сравнивать объекты по одному свойству). Когда ребенок легко и безошибочно справляется с заданием определенной ступени, предлагали игры на развитие умения оперировать сразу двумя свойствами, а затем и тремя, и четырьмя свойствами[22].
Данная форма работы применяется в различных способах организации деятельности: образовательная деятельность; совместной деятельности воспитанника и педагога; самостоятельной игровой деятельности (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры); работе с родителями.
Организуются разные формы работы с родителями, разработывается тематика родительских собраний, консультаций, бесед. Проводятся с родителями воспитанников мастер – класс и консультации на тему «Логические блоки Дьенеша» а также проведятся многочисленные семинары, на которых педагоги знакомятся с формами работы с использованием блоков Дьенеша.
Играть с логическими блоками Дьенеша можно не только в детском саду, но и дома с детьми, т.к. без использования логико-математических игр невозможно развитие познавательных способностей, логического мышления, памяти. Их разнообразие и доступность помогают воспитателям успешно планировать и реализовывать поставленные задачи в работе с детьми. Что, как отмечает М.В. Ломаева, является залогом успешного познавательного развития ребенка дошкольного возраста и как следствие, последующего успешного школьного обучения[23].
Использование дидактического материала на основе логических блоков, на занятиях c дошкольниками позволяет осваивать элементарные представления о геометрических фигурах, их величине, количестве, развивать пространственное восприятие предметов. На занятиях по развитию речи идет процесс составления коротких рассказов об объектах в форме игры; использование фигур возможно для обозначения опорных схем с целью облегчения рассказов. Дети также пересказывают запомнившиеся на других занятиях игры. На занятиях по изобразительной деятельности материал полезен «в обучении детей конструированию; используется предварительный анализ постройки, так называемые схемы-опоры последовательности действий детей»[24].
Эффективно использование драматизаций на занятиях с использованием блоков Дьенеша – они повышают интерес детей к подаваемому педагогом материалу. Например, можно выбрать несколько сказочных персонажей, которые со своими друзьями устроят игру в прятки, дети охотно откликнуться помочь им: найти спрятанный синий квадрат, указывая местонахождение, употребляя только предлоги и направления движения героев – квадрат «под» столом, во втором ряду, справа и т.д. Педагогом же выполнена и другая поставленная задача – обучение ориентировке в пространстве и работа по активизации детского словаря (предлоги «на», «за», «под» и др.) преимуществом использования блоков Дьенеша является некая вариативность и неограниченность его использования на занятиях, можно придумать множество игр и ситуаций с фигурами[25].
Таким образом, логические блоки Дьенеша можно рассмотреть как специфический, абстрактный и структурированный по определенным математическим признакам материал. Поэтому нужно отметить, что это система занятий, которая может выступать как ведущая форма организации работы педагога с детьми, а также использоваться в повседневной жизни детьми. наибольшей степени материал служит для формирования у детей мыслительных умений: сравнения, анализа, классификации, обобщения, абстрагирования, кодирования и декодирования информации; развития познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, воображения, развития творческих способностей. Таким образом, решаются все основные требования к развитию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста.
В заключение данной главы, выявив теоретические основы развития логических операций мышления старших дошкольников, приходим к следующим выводам:
Развитое логическое мышление позволяет человеку свободно ориентироваться в окружающем мире, продуктивно осуществлять свою деятельность. Дошкольники с хорошо развитым логическим мышлением быстро усваивают разнообразный материал, способны рассуждать, делать самостоятельные выводы, легко адаптируются к новым условиям.
Развитие логических операций мышления реализуется с помощью палочек Кьюзенера, кубиков Никитина, логических блоков Дьенеша, дидактических игра, средств компьютерных технологий, разрешения проблемных ситуаций.
Логические блоки Дьенеша можно рассмотреть как специфический, абстрактный и структурированный по определенным математическим признакам материал. Поэтому нужно отметить, что это система занятий, которая может выступать как ведущая форма организации работы педагога с детьми, а также использоваться в повседневной жизни детьми. наибольшей степени материал служит для формирования у детей мыслительных умений: сравнения, анализа, классификации, обобщения, абстрагирования, кодирования и декодирования информации; развития познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, воображения, развития творческих способностей. Таким образом, решаются все основные требования к развитию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста.
Глава 3. Исследование эффективности использования блоков Дьенеша для развития логических операций мышления детей старшего дошкольного возраста
Организация исследования развития логических операций мышления детей старшего дошкольного возраста
Цель опытно-практической работы – определить каким образом использование блоков Дьенеша влияет на процесс развития логических операций мышления в старшем дошкольном возрасте.
База проведения исследования –
Для определения уровня сформированности элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста использовалась комплексная диагностика на основе следующих методик (автор Э.Ф.Замбацявичене): «Четвертый лишний», «Нелепицы», «Найди отличия». Данные методики позволяют диагностировать уровень сформированности приемов логического мышления дошкольников: сравнение, классификация, обобщение, анализ, умозаключение.
Уровни развития логического мышления характеризовались следующими критериями:
- высокий уровень развития логического мышления характеризуется тем, что ребенок самостоятельно и правильно выделяет существенные признаки предметов в ходе анализа, умеет сравнивать их и обобщать, правильно классифицирует предметы по существенным признакам, устанавливает логические связи, формулирует простые умозаключения.
- средний уровень развития логического мышления характеризуется тем, что ребенок допускает отдельные ошибки в процессе анализа и синтеза при выделении существенных свойств, что влияет на правильность сравнения объектов по определенным признакам. В процессе классификации ориентируются на существенные и несущественные признаки, умеют устанавливать логические связи, но допускают отдельные ошибки при этом.
- низкий уровень развития логического мышления характеризуется тем, что ребенок осуществляет анализ и синтез, выделение существенных свойств и признаков предмета только с помощью взрослого, также нуждается в помощи при выполнении сравнения, обобщения и классификации, не может выстраивать умозаключения и устанавливать логические связи.
На первом этапе исследования мы планируем провести диагностику проводили диагностику поведения дошкольника в проблемной ситуации (Приложение А). Определить:
- обнаруживает ли дошкольник проблемную ситуацию вообще;
- осознает ли ее;
- может ли найти пути выхода из проблемной ситуации.
Целевая направленность использованных методик представлена в табл. 1
Таблица 1
Диагностические методики изучения уровня сформированности операций логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
Название методики | Цель |
«Нелепицы» | Определение уровня развития анализа, логического рассуждения и грамматически правильного выражения своей мысли |
«Четвертый лишний» | Определение уровня развития синтеза |
«Найди отличия» | Определение уровня развития сравнения |
Организация использования блоков Дьенеша для развития логических операций мышления детей старшего дошкольного возраста
Анализ и обобщение результатов исследования
Заключение
Примеры игр
Актуально проведение ряда дидактических игр:
- «Поиск одинаковых фигур». Цель – разложить фигуры по их свойствам, собрать все желтые или все круглые;
- «Угости игрушку». Цель – разложить фигуры так, чтобы у каждой игрушки были фигуры только одинаковой толщины, одного размера;
- «Что лишнее». Цель - разложить перед ребенком 4–5 блоков. В ряду один лишний – он может отличаться цветом, формой. Ребенок объясняет, почему эта фигура лишняя;
- «Игра с кругом». Нарисовать круг. Цель – расположить все фигуры синие внутри круга, а все красные – снаружи;
- «Покажи». Цель – необходимо показать не круг и не квадрат, не синий и не толстый блок. 6.
- «Цепочка». Выстроить цепочку из заданных блоков в определённой последовательности по карточке или иллюстрации-слайде;
- «Угадай-ка». Цель – спрятать одну фигуру. Ребенок должен угадать, какой именно блок спрятан, он задает наводящие вопросы, ответ на которые только «да» или «нет». Например, ребенок спрашивает – эта фигура квадратная? Нет. Вместе убираете все квадратные формы. – Она красная? Нет. Убирает красные.
Список использованной литературы
- Абдуллаева О.В., Умярова О.Н., Батакина В.Н. Дидактические игры с блоками Дьенеша как одна из форм развития общих способностей дошкольников // Вестник научных конференций. - № 1-3 (65). - С. 9-10
- Ассмус О.В. Проект дополнительной образовательной программы «Вместе весело шагать» // Научные исследования: теория, методика и практика Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 48-57
- Бичева И.Б., Мамсина А.А. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста // Мир педагогики и психологии. - 2019. - № 10 (39). - С. 29-35.
- Большой психологический словарь / Сост. и общ. редакция Б. Мещеряков, В. Зинченко. – Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2009. – 816 c.
- Брушлинский, А.В. О тенденциях развития современной психологии мышления / А.В. Брушлинский, О.К. Тихомиров // Национальный психологический журнал. – 2013. – № 2(10). – С.
- Вершинина Н.В. Формирование логических операций в контексте развития связной речи старших дошкольников // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2018. - № 4 (12). - С. 23-26
- Ильясова К.К. Использование логических блоков Дьенеша в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2015. - № 22-4 (102). - С. 35-40
- Ким И.Н. Использование дидактических игр с блоками Дьенеша в дошкольной образовательной организации // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества. - Материалы IX международной научной конференции. Ответственный редактор М.И. Морозова. - 2019. - С. 121-125
- Коваленченко Е.Н., Коптелова В.А. Логические блоки Дьенеша как средство обучения решению арифметических задач старших дошкольников // Материалы 66-й научно-практической конференции преподавателей и студентов. - в 3 частях. - С. 68-72
- Ломаева М.В. Учебно-игровые пособия в математическом развитии дошкольников // Тенденции развития науки и образования. - № 52-1. - С. 34-37.
- Мошкова Е.П. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством блоков Дьенеша // Традиции и инновации в образовании. - Сборник научных статей и материалов V Международной научно-практической конференции. - В 2-х частях. Редколлегия: С.А. Герасимов [и др.].- 2019. - С. 236-241
- Неряхина Ю.Г. Развитие логических операций обобщения и классификации у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. - 2020. - № С. 42-48
- Неряхина Ю.Г. Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. - 2020. - № 2. - С. 81-84
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Н.Е. Веракасы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
- Попелкова В.А., Чертыкова И.А. Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в интеллектуальном развитии детей // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития. сборник материалов XIX международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»; Кыргызский экономический университет им. М. Рыскулбекова. Чебоксары, - 2020. - С. 91-95.
- Приказ Минобрнауки России от № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России № 30384) // Российская газета. № 265,
- Раевская Т.Н. Логико-математическая игра «блоки Дьенеша» с использованием ИКТ // Информационные технологии в образовательном процессе вуза и школы. Материалы ХIV Всероссийской научно-практической конференции. Редколлегия: В.В. Малев (науч. ред.), А.А. Малева (отв. ред.), М.В. Дюжакова, С.О. Башарина. - 2020. - С. 256-262
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СанктПетербург: Издательство Питер, 2019. – 713 с.
- Русан Т.С. Метод моделирования при обучении дошкольников математике // Информация и образование: границы коммуникаций. - 2019. - № 11 (19). - С. 107-108
- Сухова М.О. Развитие мыслительных операций у старших дошкольников // Известия института педагогики и психологии образования. - 2018. - № 1. - С. 154-157.
- Третьяков А.Л. Особенности формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: к постановке проблемы // Вестник Саратовского областного института развития образования. - 2021. - № 1 (25). - С. 103-107
- Урунтаева, Г.А. Детская психология: учебник / Г.А. Урунтаева. – Москва: ИнфраМ, 2020. – 384 с.
- Федеральный закон от № 273-ФЗ (ред. от ) «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. № 303.
- Чистякова Н.Д. Анализ готовности педагогов ДОО к организации познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников // Профессиональное развитие в России и за рубежом, г. Кемерово. - 2016. - №4 (24). - С. 116 – 120.
- Шило В.В. Логические блоки Дьенеша как одно из наиболее эффективных средств развития математических представлений дошкольников // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум. сборник статей по материалам XVI студенческой международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 153-157.
- Шинкарёва Н.А., Дробязгина Т.В. Педагогические условия и особенности развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - Т. 7. - № 3 (24). - С. 91-95
- Шушляева К.Н. Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления детей дошкольного возраста // Научный журнал. - 2018. - № 1 (24). - С. 58-60
- Щетинина В.В Определение подходов к характе- ристике поисково-информационных умений дошкольников. // Волжский вестник науки. - 2016. - № 1 (1), - С.32-38.
[6] Урунтаева, Г.А. Детская психология: учебник / Г.А. Урунтаева. – Москва: ИнфраМ, 2020. – 384 с.
[7] Вершинина Н.В. Формирование логических операций в контексте развития связной речи старших дошкольников // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2018. - № 4 (12). - С. 23-26
[8] Неряхина Ю.Г. Развитие логических операций обобщения и классификации у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. - 2020. - № С. 42-48
[9] Сухова М.О. Развитие мыслительных операций у старших дошкольников // Известия института педагогики и психологии образования. - 2018. - № 1. - С. 154-157.
[10] Неряхина Ю.Г. Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. - 2020. - № 2. - С. 81-84
[14] Третьяков А.Л. Особенности формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: к постановке проблемы // Вестник Саратовского областного института развития образования. - 2021. - № 1 (25). - С. 103-107
[15] Бичева И.Б., Мамсина А.А. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста // Мир педагогики и психологии. - 2019. - № 10 (39). - С. 29-35.
[16]От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Н.Е. Веракасы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
[17] Щетинина В.В Определение подходов к характе- ристике поисково-информационных умений дошкольников. // Волжский вестник науки. 2016. № 1 (1), С.32-38.
[18] Мошкова Е.П. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством блоков Дьенеша // Традиции и инновации в образовании. - Сборник научных статей и материалов V Международной научно-практической конференции. - В 2-х частях. Редколлегия: С.А. Герасимов [и др.].- 2019. - С. 236-241
[19] Шило В.В. Логические блоки Дьенеша как одно из наиболее эффективных средств развития математических представлений дошкольников // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум. сборник статей по материалам XVI студенческой международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 153-157.
[20] Ким И.Н. Использование дидактических игр с блоками Дьенеша в дошкольной образовательной организации // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества. - Материалы IX международной научной конференции. Ответственный редактор М.И. Морозова. - 2019. - С. 121-125
[21] Шушляева К.Н. Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления детей дошкольного возраста // Научный журнал. - 2018. - № 1 (24). - С. 58-60
[22] Абдуллаева О.В., Умярова О.Н., Батакина В.Н. Дидактические игры с блоками Дьенеша как одна из форм развития общих способностей дошкольников // Вестник научных конференций. - № 1-3 (65). - С. 9-10
[23] Ломаева М.В. Учебно-игровые пособия в математическом развитии дошкольников // Тенденции развития науки и образования. - № 52-1. - С. 34-37.
[24] Русан Т.С. Метод моделирования при обучении дошкольников математике // Информация и образование: границы коммуникаций. - 2019. - № 11 (19). - С. 107-108
[25] Ильясова К.К. Использование логических блоков Дьенеша в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2015. - № 22-4 (102). - С. 35-40
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/02/picture-276343-1406987030.jpg)
Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления детей дошкольного возраста.
В статье рассказывается об особенностях использования блоков Дьенеша для развития логического мышления детей в разных возрастных группах....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/06/picture-721322-1449406493.jpg)
Презентация на тему: "Использование блоков З. Дьенеша для развития логических операций мышления в дошкольном возрасте".
Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем для развития логического мышления у детей. Опыт россий...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/20/picture-834215-1476934053.jpg)
Методические рекомендации по использованию игр с блоками Дьенеша в развитии логических операций мышления в старшем дошкольном возрасте
Комплекс игр-заданий, представленный в постепенно усложняющихся вариантах, образуя целостную систему....
Методические рекомендации для родителей по использованию игр с блоками Дьенеша в развитии логических операций мышления в старшем дошкольном возрасте.
Для старшего дошкольного возраста предназначены игры и упражнения с логическими действиями и операциями. Они помогают развивать у детей умения разбивать множества на классы по совместимым свойст...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/12/picture-1261488-1597224978.jpg)
РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ЛОГИЧЕСКИМИ БЛОКАМИ ДЬЕНЕША
В данном исследовании, в качестве гипотезы, было выдвинуто научное предположение о том, что процесс развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста в ходе работы с логическими бло...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/12/picture-1261488-1597224978.jpg)
Развитие мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы с логическими блоками Дьенеша
Выявление психолого-педагогических условий развития мыслительных операций у старших дошкольников в процессе работы с логическими блоками Дьенеша....
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/12/picture-931010-1497274741.jpg)
"Занимательная математика с использованием блоков Дьенеша для развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста"
Презентация к дополнительной общеразвивающей программе...
- Мне нравится (1)