Картотека дидактических игр по математике для детей 4-5 лет
картотека по математике (средняя группа)
в картотеку собраны дидактические игры по математике для детей 4-5 лет в соответствии с образовательными задачами по ФЭМП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра «Что тебе дать?». Цель: Закреплять знание геометрических фигур. Материал: 2 карты с нарисованными на них контурами геометрических фигур (по четыре фигуры на карте); вырезанные из плотного картона геометрические фигуры: Описание: Ребёнок получает одну карту с нарисованными фигурами. Взрослый интересуется у ребёнка названиями всех фигур. Ребёнок называет геометрические фигуры, нарисованные на своей карте. Игра начинается. Водящий спрашивает: «Что тебе дать?» Ребёнок называет одну из фигур, изображённую на своей карте и получает от водящего эту фигуру, закрывает её контур. Игра продолжается до закрывания всех фигур на карте. Далее выдаётся вторая карта, с нарисованным набором других фигур и игра повторяется. Варианты 1). Если в семье не один ребёнок, или пришли гости, можно сделать 2-3 комплекта материала (увеличить количество игровых карт с нарисованными на них фигурами и вырезанными геометрическими фигурами). 2). Несколько комплектов карт и геометрических фигур различных цветов. Хорошо использовать оттенки розового, фиолетового, голубого, оранжевого. |
Дидактическая игра «Сосчитай и назови». Цель: Учить пересчитывать количество игрушек и называть итог. Описание: Взрослый берёт шесть любых мелких игрушек (это могут быть киндер-сюрпризы) и расставляет их в линию. Задача ребёнка – пересчитать игрушки, показывая на каждую, и называя число и на вопрос взрослого «Сколько всего игрушек?» назвать последнее названное им число. Количество игрушек меняется. Взрослый следит за правильностью пересчёта. Варианты 1). Когда ребёнок легко будет пересчитывать игрушки, поставленные в ряд, взрослый расставляет игрушки произвольно (кучкой, по кругу, в две линии ..). 2). Когда ребёнок будет справляться с вариантом №1, число игрушек постепенно доходит до 10. |
Дидактическая игра «Найди цифру». Цель: Закреплять знание цифр от 1 до 10. Материал: карточки с цифрами от 1 до 10. Описание: Предложить ребёнку карточки с цифрами (123456789 и 10), а затем давать задания по типу: - найди цифру 5; - найди цифру 3 и т. д. Ребёнок показывает нужную цифру. Вариант: Ребёнку даются различные задания: разложи цифры по порядку (т. е. от 1 до 10); разложи цифры в обратном порядке (т. е. от 10 до 1); отсчитай столько игрушек, сколько обозначает цифра: сколько отсчитал игрушек? (7) почему отсчитал 7 игрушек? (потому что цифра 7). |
Дидактическая игра «Убираем цифры по заданию». Цель: Закреплять прямой и обратный счёт; закреплять знание цифр от 1 до 10. Материал: карточки с цифрами от 1 до 10. Описание: Предложить ребёнку разложить карточки с цифрами от 1 до 10 по порядку. Попросить несколько раз пересчитать цифры, показывая при произнесении числа на саму цифру. Затем предложить пересчитать цифры в прямом и обратном порядке, показывая на соответствующую цифру (12345678910 – 10987654321). - А теперь ты будешь убирать цифры по заданию: убирай сначала цифру 4; - теперь убирай цифру 1 и т. д. пока не останется одна цифра. Спросить ребенка, какая у тебя цифра осталась? Если ребёнок справился с заданием, похвалить. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Дидактические игры по математике Составление геометрических фигур
Составление геометрических фигур Цель: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом. Материал: счётные палочки (15-20 штук), 2 толстые нитки (длина 25-30см) Задания:
|
Цепочка примеров Цель: упражнять в умении производить арифметические действия Ход игры: взрослый бросает мяч ребёнку и называет простой арифметический, например 3+2. Ребёнок ловит мяч, даёт ответ и бросает мяч обратно и т.д. Помоги Чебурашке найти и исправить ошибку. Ребёнку предлагается рассмотреть, как расположены геометрические фигуры, в какие группы и по какому признаку объединены, заметить ошибку, исправить и объяснить. Ответ адресовывается Чебурашке (или любой другой игрушке). Ошибка может состоять в том, что в группе квадратов может оказаться треугольник, а в группе фигур синего цвета – красная. |
Только одно свойство Цель: закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать её. Ход игры: у двоих играющих по полному набору геометрических фигур. Один кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру, отличающуюся от неё только одним признаком. Так, если 1-й положил жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, например, жёлтый большой квадрат или синий большой треугольник. Игра строится по типу домино. |
Назови число Играющие становятся друг против друга. Взрослый с мячом в руках бросает мяч и называет любое число, например 7. Ребёнок должен поймать мяч и назвать смежные числа – 6 и 8 (сначала меньшее) |
Найди и назови Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета. Ход игры: На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д. |
Назови число Играющие становятся друг против друга. Взрослый с мячом в руках бросает мяч и называет любое число, например 7. Ребёнок должен поймать мяч и назвать смежные числа – 6 и 8 (сначала меньшее) |
«Правильный счет» Цель: помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета. Материал: мяч. Описание: дети встают в круг. Перед началом договариваются, в каком порядке (прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и нанизывают число. Тот, кто поймал мяч, продолжает счет, перебрасывая мяч следующему игроку.
Сложи квадрат Цель: развитие цветоощущения, усвоение соотношения целого и части; формирование логического мышления и умения разбивать сложную задачу на несколько простых. Для игры нужно приготовить 36 разноцветных квадратов размером 80×80мм. Оттенки цветов должны заметно отличаться друг от друга. Затем квадраты разрезать. Разрезав квадрат, нужно на каждой части написать его номер (на тыльной стороне). Задания к игре:
|
«Кто где» Цель: учить различать положение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посредине, справа, слева, внизу, вверху). Материал: игрушки. Описание: расставить игрушки в разных местах комнаты. Спросить ребенка, какая игрушка стоит впереди, позади, рядом, далеко и т.д. Спросить, что находится сверху, что снизу, справа, слева и т.д. |
«Много-мало» Цель: помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну». Описание: попросить ребенка назвать одиночные предметы или предметы, которых много (мало). Например: стульев много, стол один, книг много, животных мало. Положить перед ребенком карточки разного цвета. Пусть зеленых карточек будет-7, а красных -5. Спросить каких карточек больше, каких меньше. Добавить еще 2 красные карточки. Что теперь можно сказать? |
«Отгадай число» Цель: способствовать подготовке детей к элементарным математическим действиям сложения и вычитания; помочь закрепить навыки определения предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка. Описание: спросить, например, какое число больше трех, но меньше пяти; какое число меньше трех, но больше единицы и т.д. Задумать, например, число в пределах десяти и попросить ребенка отгадать его. Ребенок называет разные числа, а воспитатель говорит больше или меньше задуманного названное число. Затем можно поменяться с ребенком ролями. |
«Счетная мозаика» Цель: познакомить с цифрами; учить устанавливать соответствие количества с цифрой. Материал: счетные палочки. Описание: вместе с ребенком составлять цифры или буквы с помощью счетных палочек. Предложить ребенку рядом с поставленной цифрой поместить соответствующее ей количество счетных палочек. |
«Точка – путешественница» Цель: познакомить с основами написания цифр; развивать навыки тонкой моторики. Материал: тетрадь в клетку, ручка. Описание: воспитатель садится за стол , кладет правильно тетрадь, показывает ребенку, как правильно держать ручку. Предлагает поиграть в точку-путешественницу. Для этого нужно предложить ребенку поставить точку в правом верхнем углу клетки, затем в четвертой клетке левого угла внизу тетради т.д. |
«Читаем и считаем» Цель: помочь усвоить понятия «мног», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну», «столько», «сколько»; умение сравнивать предметы по величине. Материал: счетные палочки. Описание: читая ребенку книжку, попросить его отложить столько счетных палочек, сколько, например, было зверей в сказке. После того как сосчитали, сколько в сказке зверей, спросить, кого было больше, кого – меньше, а кого – одинаково. Сравнить игрушки по величине: кто больше –зайка или мишка? Кто меньше? Кто такого же роста? |
«Когда это бывает» Цель: закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание и находчивость, выдержку. Материал: картинки по временам года. Описание: Дети сидят вокруг стола. У воспитателя в руках несколько картинок с изображением разных времён года, для каждого времени года по 2-3 картинки. Воспитатель разъясняет правила игры, воспитатель раздаёт всем по картинке. Затем вращает стрелку по кругу. Тот, на кого она указала, внимательно рассматривает свою картинку и затем рассказывает о её содержимом. Затем опять крутят стрелку и тот на кого она указала угадывает время года. Вариантом этой игры может быть чтение воспитателем отрывков из художественных произведений о сезонных природных явлениях и поиск картинок с соответствующим содержанием. |
«Когда это бывает» Цель: закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание и находчивость, выдержку. Материал: картинки по временам года. Описание: Дети сидят вокруг стола. У воспитателя в руках несколько картинок с изображением разных времён года, для каждого времени года по 2-3 картинки. Воспитатель разъясняет правила игры, воспитатель раздаёт всем по картинке. Затем вращает стрелку по кругу. Тот, на кого она указала, внимательно рассматривает свою картинку и затем рассказывает о её содержимом. Затем опять крутят стрелку и тот на кого она указала угадывает время года. Вариантом этой игры может быть чтение воспитателем отрывков из художественных произведений о сезонных природных явлениях и поиск картинок с соответствующим содержанием. |
«Подбери по форме» Цель: учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков. Материал: по одной крупной фигуре каждой из пяти геометрических форм, карточки с контурами геометрических фигур по две фигуры каждой формы двух величин разного цвета (большая фигура совпадает с контурным изображением на карточке) . Описание: детям раздаются фигуры и карточки. Воспитатель: «Мы сейчас будем играть в игру «Подбери по форме». Для этого нам надо вспомнить названия разных форм. Какой формы эта фигура? (далее этот вопрос повторяется с показом других фигур). Вы должны разложить фигуры по форме, не обращая внимания на на цвет». Детям, неправильно разложившим фигуры, педагог предлагает обвести пальцем контур фигуры, найти и исправить ошибку. |
«Сбор фруктов» Цель: развивать глазомер при выборе по образцу предметов определённой величины. Материал: яблоки образцы (вырезанные из картона) трёх величин большие, поменьше, маленькие; три корзины большая, поменьше, маленькая; дерево с подвешенными картонными яблоками такой же величины, что и образцы (по 8-10 яблок каждой величины). Диаметр каждого яблока меньше предыдущего на 0, 5 см. Описание: воспитатель показывает дерево с яблоками, корзины и говорит, что маленькие яблоки надо собрать в маленькую корзиночку, а большие в большую. Одновременно вызывает троих детей, каждому даёт по яблоку образцу и предлагает им сорвать по одному такому же яблоку с дерева. Если яблоки сорваны правильно, педагог просит положить их в соответствующие корзинки. Затем задание выполняет новая группа детей. Игру можно повторить несколько раз. |
Дид. игра "Отгадай, что звучит" Цель: Развивать слуховое внимание. Ход: Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и т. д. Предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. |
Дид. игра "Отгадай, что звучит" Цель: Развивать слуховое внимание. Ход: Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и т. д. Предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. |
Дид. игра "Отгадай, что звучит" Цель: Развивать слуховое внимание. Ход: Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и т. д. Предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. |
Дид. игра "Так ли это звучит? " Цель: Развивать фонематический слух детей, умение подбирать слова схожие по звучанию. Ход: Педагог предлагает ребенку разложить картинки в 2 ряда: в каждом ряду должны находиться изображения, названия которых сходно звучат. Когда картинки будут разложены, педагог и ребенок вместе называют слова. Отмечают многообразие слов. |
Дид. игра "А что у вас? " Цель: Продолжать учить детей измерять длину слова. Ход: Воспитатель называет слово (показывает картинку или игрушку, дети прохлопывают это слово и в соответствии с этим поднимают полоску длинную или короткую. Дид. игра "А что у вас? " Цель: Продолжать учить детей измерять длину слова. Ход: Воспитатель называет слово (показывает картинку или игрушку, дети прохлопывают это слово и в соответствии с этим поднимают полоску длинную или короткую. |
Дид. игра "Том и Тим" Цель: Учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки. Ход: Педагог предлагает рассмотреть гномиков и найти отличия. Дети определяют первый звук заданного слова и соответствии с этим кладут картинку одному из гномов. Например: если первый звук - твердый согласный, то картинку большому гному. |
Дид. игра «Доскажи словечко» Цель: Упражнять детей в правильном произношении звука [р], Развивать слуховое внимание. Ход игры: Воспитатель произносит фразу, но не договаривает звуки в последнем слове. Дети должны закончить это слово. Ра-ра-ра – начинается иг (ра) . Ры- ры-ры—у мальчика ша (ры) . Арь- арь- арь—на стене висит фо (нарь) . |
Дид. игра «Что делает? » Цель: Показать детям, что слова бывают разные и звучат они по-разному. Ход: Воспитатель показывает игрушку (картинку, предлагает детям сказать, что делает этот предмет. Воспитатель обращает внимание детей на то, как много есть разных слов, что звучат они по-разному. |
Дид. игра «Веселый мяч» Цель: Развивать речевое внимание детей, артикуляционный аппарат. Ход: Воспитатель говорит: «У меня веселый мяч. Он умеет смеяться: ха-ха-ха, хи-хи-хи. ».(Дети повторяют.) «Если играет девочка, то мяч смеется:ха-ха-ха. Если играет мальчик, мяч смеется: хи-хи-хи. Когда мяч падает дети говорят: ах-ох. Я буду бросать вам мяч. Вы должны поймать его, посмеяться и перебросить мяч мне. Если он упадет, то все скажите: ах-ох. » Затем мальчики и девочки меняются местами. |
Дид. игра «Ветер – ветерок» Цель: Развивать речевое внимание, голосовой аппарат детей. Ход: Сильный ветер раскачивает деревья и громко шумит: «Ши-ши-ши» (Дети вместе с воспитателем поднимают руки вверх, сильно ими раскачивают и произносят звуки.) Ветерок раскачивает травку и тихо поет: «Ш-ш-ш». (Дети приседают, раскачивают руками и тихо произносят звуки) Воспитатель в произвольном порядке 6-8 раз говорит «Ветер», «Ветерок», а дети выполняют соответствующие движения |
Дид. игра «Чья песенка» Цель: Развивать фонематический слух детей. Ход: Перед детьми на фланелеграфе висят 2 картинки (большой и маленький комары) Воспитатель предлагает ребенку взять предметную картинку, выделить звук [з] или [з'], поставить картинку возле соответствующего комара. |
Дид. игра «Моторчики» Цель: Развивать фонематический слух, речевое внимание детей. Ход: Воспитатель называет разные слова. Дети стоят в кругу и передают мяч по кругу на каждое слово. Если дети услышат песенку большого моторчика [р], перебрасывают мяч воспитателю. Потом перебрасывают мяч, когда в слове услышат звук [р']. |
Дид. игра «Звуковые часы» Цель: Учить детей определять первый звук в слове. Ход: Педагог установив стрелку напротив картинки предлагает интонационно выделить первый звук в этом слове, назвать его. |
Дид. игра «Птица с птенцами» Цель: Учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки. Ход: Воспитатель называет твердый согласный звук, а ребенок мягкий согласный звук Дид. игра «Птица с птенцами» Цель: Учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки. Ход: Воспитатель называет твердый согласный звук, а ребенок мягкий согласный звук |
Дид. игра «Веселые картинки» Цель: Учить детей дифференцировать в словах звуки [ш] и [ж]. Ход: Дети берут из корзинки предметные картинки, называют слово и определяют, какой в нем слышится звук: [ш] или [ж]. |
Дид. игра «Вьюга» Цель: Развивать силу голоса детей. Ход: Воспитатель показывает иллюстрацию вьюги. Издает звук [у] – песня вьюги. Если педагог говорит: «Вьюга начинается». Дети тихо произносят звук [у]. «Вьюга сильная» - произносят громко. «Вьюга кончается» - произносят тише. «Вьюга затихла» - замолкают |
Дид. игра «Комары и жуки» Цель: Учить детей диффернцировать звуки [з] и [ж]. Ход: Педагог делит детей на 2 группы: жуки и комары. Один из детей сова. По сигналу педагога «Комары летят, комары гудят» дети – «комары» вылетают и гудят [з-з-з]. По сигналу педагога вылетают жуки [ж-ж-ж]. Сова: «Я – сова, большая голова, на суку сижу, во все стороны гляжу, жуков, комаров ловлю. Лечу. ». На слово «лечу» ребенок «сова» делает взмах руками, как крыльями и ловит детей. |
Дид. игра «Закончи фразу» Цель: Развивать слуховое внимание, продолжать знакомить детей с многообразием слов. Ход: Воспитатель предлагает детям послушать двустишие и закончить фразу. «Не послушал зайка папу, Отдавили зайке (лапу) .» «Дети в скверике сидели И мороженое (ели) .» «А возле этой елки Бродили злые (волки) ». «Часто к озеру напиться Ходит рыжая (лисица) ». «Стала жаба важно квакать: -- Ква-ква-ква, не надо (плакать) ». «Мы не ели, мы не пили Бабу снежную (лепили) ». «Я не бегаю к врачу, Я сама его (лечу) ». «Вдруг небо тучей затянуло, Из тучи молния (сверкнула) ». «Я сегодня сбилась с ног, У меня пропал (щенок) ». «Как у нашей дочки Розовые (щечки) ». «Лучше мама не пищи, Ты мне няньку (поищи) ». |
Дид. игра «Большие и маленькие комары» Цель: Учить детей различать на слух звуки [з] и [з'] в словах. Ход: Дети делятся на 2 группы: одна – большие комары, вторая – маленькие комары. В зависимости от того чья песенка (в исполнении воспитателя) слышится в слове, та группа детей «летает», как комары. Образец: зонт, земля, зебра, заяц, зеркало, золото, зима и другие |
Дид. игра «Большие и маленькие комары» Цель: Учить детей различать на слух звуки [з] и [з'] в словах. Ход: Дети делятся на 2 группы: одна – большие комары, вторая – маленькие комары. В зависимости от того чья песенка (в исполнении воспитателя) слышится в слове, та группа детей «летает», как комары. Образец: зонт, земля, зебра, заяц, зеркало, золото, зима и другиеДид. игра «Большие и маленькие комары» Цель: Учить детей различать на слух звуки [з] и [з'] в словах. Ход: Дети делятся на 2 группы: одна – большие комары, вторая – маленькие комары. В зависимости от того чья песенка (в исполнении воспитателя) слышится в слове, та группа детей «летает», как комары. Образец: зонт, земля, зебра, заяц, зеркало, золото, зима и другие |
Дид. игра «Скворечники для птиц» Цель: Учить детей измерять длину слов. Ход: Воспитатель показывает детям 3 скворечника (на каждом из них разное количество окон от 1-3). Дети измеряют длину слова, и в соответствии с количеством слогов распределяют птиц. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по математике для детей от 4-7 лет. ("Колумбово яйцо", "Вьетнамская игра", "Квадрат воскобовича")
Данная картотека включает подборку для распечатывания в помощь педагогам и родителям...
картотека дидактических игр по математике для детей средней группы
упражнять в умении производить арифметические действия, закрепление геометрических фигур....

Картотека дидактических игр по математике для детей младшего дошкольного возраста по 5 разделам.
Подбор дидактических игр по математике для детей младшего дошкольного возраста по 5 разделам (Количествр и счет, величина, геометрические фигуры,ориентировка в простраестве, ориентировка во времени)...

Картотека дидактических игр по математике для детей дошкольного возраста.
С помощью данного пособия формируется пространственное и словесно-логическое мышление детей....

Картотека дидактических игр по математике для детей старшего дошкольного возраста
Подборка игр математического содержания, которые можно использовать на занятиях по ФЭМП и в свободной деятельности...

Картотека дидактических игр по математике для детей старшей группы
Картотека дидактических игр по математике для детей старшей группы...