Многофункциональное пособие «Математическая ширма»
методическая разработка по математике (средняя группа)

Якунова Наталья Валерьевна

Главное место в жизни ребёнка занимает игра. Дети играют в самые разнообразные игры: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры и др. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребёнок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.    В современном мире математике отводится ответственная роль - развитие и становление активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать задачи. Чтобы гармонично жить в современном мире, ребенок должен получить большой объем математических представлений и понятий, таких как: количество и счет, число, измерение, величина, геометрические фигуры, пространственные отношения.

Для познавательного развития детей существенное значение имеет приобретение математических представлений, которые активно влияют на формирования умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решение различного рода практических задач. Среди всех методов развития умственных способностей наиболее оптимальным являются развивающие игры, так как они наиболее соответствуют ведущей деятельности дошкольного возраста. В развивающих играх происходит целенаправленное интеллектуальное развитие ребенка, неразрывно связанное с развитием элементов логического мышления. Ведь чтобы решить игровую задачу, дошкольнику необходимо сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Это развивает, в свою очередь, способность к суждениям, умозаключениям, умению применять свои знания в разных условиях. Увлекательные развивающие математические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач, а успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение и желание постичь новое. Все это делает развивающую игру важным средством формирования элементов логического мышления и формированию элементарных математических представлений у детей.

    Задача нас взрослых - развивать у детей интерес к математическим знаниям, самостоятельности, сообразительности, умению сравнивать и обобщать, доказывать правильность суждений. Поэтому от современного образования требуется целенаправленная работа, специально организованное обучение детей математическим навыкам и умениям.

Для успешной реализации, которых, необходимо нетрадиционное оборудование. Таким пособием стала «Математическая ширма». Мною была разработана «Математическая ширма» с дидактическими пособиями для дошкольников. Самостоятельно изготовив её, я стала применять в совместной организованной образовательной деятельности с детьми. Многофункциональность пособия дала возможность выбора тем и задач для самостоятельной деятельности воспитанников.

    Задача нас взрослых - развивать у детей интерес к математическим знаниям, самостоятельности, сообразительности, умению сравнивать и обобщать, доказывать правильность суждений. Поэтому от современного образования требуется целенаправленная работа, специально организованное обучение детей математическим навыкам и умениям.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                          Дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5«Рябинка»

Многофункциональное пособие

«Математическая ширма»

                                               

  Автор: Якунова Наталья Валерьевна

Воспитатель: МДОУ детский сад №5 «Рябинка»

г. Верхнеуральск 2024 год

Проект по формированию элементарных математических представлений через Сборник дидактического материала с применением многофункционального пособия «Математическая ширма» для детей среднего дошкольного возраста

Предисловие

    «Дети должны жить в мире красоты, игры,

сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

 Этот мир должен окружать ребенка и тогда,

 когда мы хотим научить его читать и писать»

В.А. Сухомлинский

Проблема: Можно ли повысить мотивацию дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством использования дидактических игр.

Актуальность:

Главное место в жизни ребёнка занимает игра. Дети играют в самые разнообразные игры: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры и др. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребёнок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.    В современном мире математике отводится ответственная роль - развитие и становление активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать задачи. Чтобы гармонично жить в современном мире, ребенок должен получить большой объем математических представлений и понятий, таких как: количество и счет, число, измерение, величина, геометрические фигуры, пространственные отношения.

Для познавательного развития детей существенное значение имеет приобретение математических представлений, которые активно влияют на формирования умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решение различного рода практических задач. Среди всех методов развития умственных способностей наиболее оптимальным являются развивающие игры, так как они наиболее соответствуют ведущей деятельности дошкольного возраста. В развивающих играх происходит целенаправленное интеллектуальное развитие ребенка, неразрывно связанное с развитием элементов логического мышления. Ведь чтобы решить игровую задачу, дошкольнику необходимо сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Это развивает, в свою очередь, способность к суждениям, умозаключениям, умению применять свои знания в разных условиях. Увлекательные развивающие математические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач, а успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение и желание постичь новое. Все это делает развивающую игру важным средством формирования элементов логического мышления и формированию элементарных математических представлений у детей.

    Задача нас взрослых - развивать у детей интерес к математическим знаниям, самостоятельности, сообразительности, умению сравнивать и обобщать, доказывать правильность суждений. Поэтому от современного образования требуется целенаправленная работа, специально организованное обучение детей математическим навыкам и умениям.

Для успешной реализации, которых, необходимо нетрадиционное оборудование. Таким пособием стала «Математическая ширма». Мною была разработана «Математическая ширма» с дидактическими пособиями для дошкольников. Самостоятельно изготовив её, я стала применять в совместной организованной образовательной деятельности с детьми. Многофункциональность пособия дала возможность выбора тем и задач для самостоятельной деятельности воспитанников.

    Задача нас взрослых - развивать у детей интерес к математическим знаниям, самостоятельности, сообразительности, умению сравнивать и обобщать, доказывать правильность суждений. Поэтому от современного образования требуется целенаправленная работа, специально организованное обучение детей математическим навыкам и умениям.

 

Введение.

Формирование элементарных математических представлений- это целенаправленный и организованный процесс передачи и условия знаний, приёмов и способов умственной деятельности, предусмотренных ФОП ДО.

Основная цель- не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

Умение ориентироваться в математических связях и овладение соответствующими действиями позволяет формировать наглядно-образное мышление дошкольников и создавать предпосылки для развития их умственной деятельности в целом. Дети учатся считать глазами, про себя, развивается глазомер и быстрота реакции на форму.

Не менее важно в этом возрасте развитие умственных способностей, самостоятельности мышления, мыслительных операций анализа, сравнения, способности к отвлечению и обобщению, пространственного воображения. У детей должны быть воспитаны: устойчивый интерес к математическим знаниям, умение пользоваться ими и стремление самостоятельно их приобретать. Овладев логическими операциями, ребёнок станет более внимательным, научится мыслить ясно и чётко. Многофункциональное пособие «Математическая ширма»

 Математическая ширма изготовлена из доступных и безопасных для детей материалов: пластиковых труб, соединяющих креплений, позволяющих складывать ширму.

Пособие имеет логическое последовательное построение, ведущее ребенка по пути поэтапного освоения материала. Может использоваться в качестве дополнительного материала в организованной образовательной и самостоятельной деятельности детей. 

Вид проекта: 

информационно – познавательный, познавательно-игровой.

 

Цель: Формировать элементарные математические представления через дидактические игры у детей среднего дошкольного возраста.

Для достижения данной цели определила следующие задачи

Задачи проекта: 

  • Формировать элементарных математических представлений у дошкольников.
  • Пробуждать интерес к познавательной деятельности.
  • Развивать умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
  • Развивать интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия.
  • Развивать речь, мыслительные операции, внимание, зрительную память, моторику руки.
  • Развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.;
  • Воспитывать самостоятельность, целеустремленность, настойчивость, уверенность в себе.

Содержание проекта охватывает следующие образовательные области:

- социально - коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие

Ожидаемый результат. 

1.У детей развивается интерес к занимательным играм с математическим содержанием, значительно повышается уровень освоения знаний по математическому развитию.

2.Дети проявляют любознательность и уверенность в себе.

3.Родители - активные участники образовательного процесса (оказывают помощь в изготовлении и закреплении математического материала).

 4 Использование развивающих игр в процессе обучения повышению уровня элементарных математических представлений у дошкольников;

5.Активизируют познавательную деятельность детей;

6.Благодаря играм сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых не собранных детей.

7. Использование развивающие игр способствует развитию логического мышления у дошкольников, испытывающих трудности в обучении.

Новизна проекта: 

Новизна проекта заключается в реализации системы воспитания и обучения детей, способных к использованию дидактических игр в формировании элементарных математических представлений в самостоятельной деятельности.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители,

Сроки реализации проекта: Сентябрь – май.       

Работа состояла из четырёх этапов.

Подготовительный:

- обдумывание идеи проекта.

- изучение методической литературы для реализации проекта: журналы, статьи, рефераты и т.п.
- постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

     

  Организационный:

- диагностика детей среднего возраста по теме «Ребенок и математика».

- заполнение анкет родителями «Веселая математика».

- определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта.

- подбор наглядно-дидактического материала. 

- создание необходимых условий в группе.

Основной (практический):

- реализация комплекса мероприятий: совместная деятельность педагога и детей, совместная деятельность в режимных моментах и самостоятельная деятельность детей.

- внедрение в воспитательный-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о ФЭМП.

- работа с родителями (активное вовлечение родителей в реализацию проекта, индивидуальное и групповое консультирование…).

       Заключительный:

- итоговая работа: выставка для родителей Сборник дидактического материала с применением многофункционального пособия «Математическая ширма»

- фотовыставка «Мир открытий». Цель. Обобщить и продемонстрировать фото иллюстрационный материал, накопленный в работе над проектами.

- подведение итогов реализации проекта.

     .                    Игра «Подбери заплатки для ёжика»

Цель: развивать представление о геометрических формах; упражнять в их назывании.

Задачи:

- обогащать чувственный опыт; развивать умение фиксировать в речи слова с названием формы и цвета, зрительную память, мышление; воспитывать умение, взаимодействовать друг с другом.

- развивать умение, подбирать геометрические фигуры по цвету и форме.

- совершенствовать навыки тождества и различие предметов по их свойствам: форма, цвет.

Материал: Математическая ширма.

Описание игры:

Вариант игры: Воспитатель предлагает детям, поиграть в игру «Подбери заплатки», на середину стола кладём геометрические фигуры, перемешиваем, и предлагается подобрать заплатку каждому ёжику.

 

                                          Игра «Который час»

Цель: развивать умение детей определять время по часам.

Материал: циферблат часов.

Вариант игры: Воспитатель на циферблате ставит стрелки спрашивает у детей «Который час? «. Дети на циферблатах своих часов устанавливают такое же время, называют который час и показывают свои часы.

                                    Игра «Найди цифру»

Цель: Учить детей находить цифры.

Материал: Карточки с точками и картинками.

Вариант игры: Воспитатель на стол выкладывает картинки с точками и картинками, ребенок должен отыскать цифру, согласно своей картинке.

                   Игра «Собери грибы и яблоки в корзинку»

Цель: Развитие сенсорных способностей детей. Формировать у детей представления о количестве предметов «один – много», активизировать в речи детей слова «один, много».  Учить группировать однородные предметы по одному (общему) признаку. Развивать мелкую моторику рук, логическое мышление, внимание, память, речь.

Вариант игры: Собрать грибы и яблоки в корзинку, разложить грибы и яблоки по разным корзинкам: Большие яблоки в большую корзинку, маленькие в маленькую. Или большие грибы в большую, маленькие в маленькую корзиночку.  Обучение игровым действиям осуществляется через показ самого действия: учить детей в игре правильно раскладывать предметы. В играх младших детей игровые действия одинаковы для всех участников. В младших группах – это чаще всего одно-два повторяющихся действия. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием), · поощряет детей, контролирует действия детей. Дети отвечают на вопросы педагога, собирают грибы в корзинку, раскладывают грибы разного размера в разные корзинки, помогают друг другу. В конце игры воспитатель подводит итог игры (уточняет действия, которые выполнили дети в ходе игры), хвалит детей.  Можно предложить посчитать грибы и яблоки в каждой корзинке

                                     Игра «Покажи столько же»

Цель: продолжать учить соотносить число с цифрой и яблоками.

Вариант игры: воспитатель помещает в середину дерева кружок с цифрой, и просит поместить столько яблок, сколько показывает эта цифра. Ребенок выполняет задание, затем объясняет свой выбор.

 

                                    Игра «Весёлые липучки»

Цель: Изучаем цвета и формы.

Вариант игры – В начале можно попросить ребёнка назвать все цвета, которые есть в цветике. Затем можно перемешать все предметы с картинками в коробочке. Пусть ребёнок вынимает предмет наугад, называет его и прикрепляет к соответствующему цвету на лепестке. Тоже самое можно сделать при изучении форм предметов

.

                      Игра с прищепками «Цвета и цифры»

Цель: Развивать у детей пространственное мышление, цвет и основы счёта.

Варианты игры: воспитатель показывает на цвет и вслух произносит название. Ребёнок должен повторить и рассказать, что ещё бывает такое же цвета.

Ребёнок прикрепляет прищепки к картинке соответствующего цвета.

 Воспитатель описывает картинку, рассказывает, что это за зверь. Затем указывает на цифру, малыш вслух произносит название и прикрепляет столько прищепок, сколько необходимо для данной картинки.

                                 Игра «НАКОРМИ ЗАЙЧОНКА»

Цель: знакомить детей с цифрами и обучению порядковому счёту от одного до пяти. развивать мелкую моторику, внимание, образное мышление,

 Вариант игры: Цифры прикреплять на корзинку. ребёнок должен поместить морковку в соответствии с цифрами можно разнообразить вместо цифры кружочки(количество) посчитай и выложи.

 

                          Игра: «Цветные рыбки живут в аквариумах».

Цель: Учить и закреплять с детьми цвет и форму.

Вариант игры:

Если присмотреться, то можно увидеть разную форму каждой рыбки. На аквариуме есть пометки с геометрическими формами.

В аквариуме с треугольником живут рыбки треугольной формы. Теперь пусть малыш рассадит рыбок нужной формы (квадрат, круг, треугольник и прямоугольник) в подходящий аквариум. Игра с цветами может быть по аналогичному сценарию. Или разместите всех рыбок перед ребенком и называйте цвета. Пусть малыш вылавливает нужных рыб. 

 

                                          Игра «Божьи коровки»

Цель: игра способствует развитию логического мышления, внимания и памяти. Она научит ребенка считать, сравнивать и размышлять.

Вариант игры:

Предложите ребенку рассмотреть листочки и божьих коровок. Попросите его сосчитать количество точек у божьей коровки и посадить ее на нужный листочек.

Также можно учить ребенка сравнивать числа. Положите перед ребенком два листочка

с цифрами и двух божьих коровок. Попросите сказать, у какой божьей коровки больше точек. Потом наоборот, у какой божьей коровки меньше точек. «Кто больше – кто меньше». Детки - божьи коровки меряютсякто больше подрос: расставить божьих коровок в порядке возрастания (убывания) по количеству точек на спине.

                                                  Игра «Геоборд»

Цель:игра развивает пространственное ориентирование, когда нужно расположить снизу большой зеленый треугольник, а сверху два маленьких: красный и синий и т. д.

расположи слева квадрат и треугольник, а справа – две трапеции; какие фигуры и какого цвета расположены слева на планшете?

Задание можно разнообразить, давая детям задания: какая фигура справа от квадрата?; какого цвета треугольник снизу?; сколько треугольников сверху?.

Вариант игры: способствует развитию умения составлять геометрические фигуры с помощью определенного количества резиночек, пользуясь приемом «пристроения». Уточнение представлений детей о геометрических фигурах; их элементарных свойствах (количество углов и сторон) Воспитатель предлагает детям отсчитать 5 резиночек, проверить и положить их перед собой. Затем говорит: "Скажите, сколько потребуется резинок, чтобы составить треугольник, для одной стороны используем одну резиночку. Сколько потребуется резиночек для составления двух таких треугольников? У вас только 5 резиночек, но из них надо составить тоже 2 треугольника. Подумайте, как это можно сделать, и составляйте". При обсуждении пользоваться выражением "пристроил к одному треугольнику другой снизу" (слева и т. д.) Составить 2 равных треугольника с помощью 5 резиночек. Составить 2 равных квадрата с помощью 7 резиночек. Данная игра дает возможность ребенку на чувственном опыте освоить некоторые базовые представления об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях: форма, цвет, размер, количество, часть и целое, положение в пространстве.

                                 Игра: «Счётный кубик»

  Цель игры: закрепить состав числа с помощью решения примеров на сложение и вычитание. 

                                   

                                        Игра «Сложи узор»

Цель: развивать представление о форме, цвете, внимание, мыслительные операции.

Ход игры: У ребенка карточка с контурным изображением узоров, составленных из геометрических фигур, необходимо собрать, предложенный узор (легкого, среднего, сложного уровней).

                                                           

                                                              Заключение:

Сборник дидактического материала с применением многофункционального пособия « Математическая ширма» способствует формированию умения у детей выполнять математические действия, анализировать ,сравнивать ,подмечать закономерность и значительно повысить интерес к математике ,способствует развитию внимания, сообразительности ,активизирует соревновательные процессы .Проводя совместную деятельность с детьми в интересной ,увлекательной ,игровой форме, я с одной стороны способствую формированию необходимых представлений ,а с другой – воспитываю у ребёнка уверенность в своих силах, развивает познавательный интерес.

Результативность.

В результате проведённой систематической работы дети научились играть в математические игры, появился интерес к сложным задачам и желание догадываться самим путём проб и ошибок. Выполнение заданий способствовало не только ФЭМП и развитию логико- математического мышления ребёнка, но и формированию мелкой моторики руки, развивает усидчивость, умение доводить начатое дело до конца. Позитивная динамика усвоения программного материала по формированию элементарных математических представлений детей подтверждает эффективность работы по ФЭМП и подготовке детей к школе.

В результате практических действий дошкольники познают свойства и отношения предметов, чисел, арифметические действия, пространственно- временные отношения, учатся делать умозаключения, классифицировать, обобщать, решать логические, проблемные задачи.

Таким образом, благодаря дидактическому материалу у детей сформировались полноценные представления об основных математических представлениях и познавательная активность.

Список литературы

1. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Согласование с федеральными требованиями. Пособие для воспитателей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 208 с.

2. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 128 с.

3. Играем вместе с детьми: развитие игровой деятельности у детей. Программа по обучению, воспитанию и развитию детей дошкольного возраста / под ред. С.А. Лебедевой. - М.: ИЛЕКСА, 2009. - 165 с.

4. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. - М.: Федеральный институт развития образования, 2014.

5. Кудрявцев В.Т., Карабанова О.А., Марцинковская Т.Д., Алиева Э.Ф., Волосовец Т.В., О.Р. Радионова, Славин С.С, Мамедова Ж.С. Концепция развития дошкольного образован я в России (2013-2020): методология, теория, технология. - М.: Федеральный институт развития образования, 2013. - 144 с. (Федеральный государственный образовательный стандарт «Дошкольное образование»).

6. Интернет ресурсы.

 -https://urok.1sept.ru/articles/668392 −

-https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/03/12/metodicheskayarazrabotka-mnogofunktsionalnaya-shirma-kak-element

 -https://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskaja-razrabotkamnogofunkcionalnaja-shirma-kak-yelement-predmetno-prostranstvenoirazvivayuschei-sredy-v-dou.html −https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-ispolzovanierazvivayuschey-shirmi-kak-elementa-predmetno-prostranstvennoy-sredi-gruppi3030611.html

https://vegamebell.ru/myagkaya-mebel/shirma-v-detskom-sadu.html 

− https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/10/16/didakticheskie

 

Спасибо за внимание!!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Многофункциональное пособие « Математическая ширма» Воспитатель высшей категории: Якунова Наталья Валерьевна Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 « Рябинка», г. Верхнеуральска

Слайд 2

Математическая ширма изготовлена из доступных и безопасных для детей материалов: пластиковых труб, соединяющих креплений, позволяющих складывать ширму. Пособие имеет логическое последовательное построение, ведущее ребенка по пути поэтапного освоения материала. Может использоваться в качестве дополнительного материала в организованной образовательной и самостоятельной деятельности детей. Многофункциональное пособие «Математическая ширма»

Слайд 3

Цель - формирование в игровой форме элементарных математических представлений.

Слайд 4

Заголовок слайда

Слайд 17

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация многофункционального пособия " Волшебная ширма"

Пособие оказывающее благоприятное влияние на развитие мелкой моторики,оптико - пространственной ориентации, активизации познавательной и речемыслительной деятельности....

Многофункциональное пособие "Математический лэпбук"

ПОСОБИЕ ПО ФЭМП ,  КОТОРОЕ ПОМОГАЕТ РАЗНООБРАЗИТЬ ЗАНЯТИЯ, СОВМЕСТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СО ВЗРОСЛЫМ, ПОМОГАЕТ ДЕТЯМ ЛУЧШЕ ПОНЯТЬ И ЗАПОМНИТЬ ИНФОРМАЦИЮ (ОСОБЕННО, ЕСЛИ РЕБЁНОК ВИЗУАЛ),ПОЗВОЛЯЕТ С...

Многофункциональное дидактическое пособие «Математическая доска»

Многофункциональное дидактическое пособие «Математическая доска» Предлагаю вашему вниманию многофункциональное дидактическое пособие для формирования элементарных математических ...

Презентация многофункционального пособия "Чудо-ширма"

Представленное оборудование представляют собой игровую конструкцию, указывающую на место событий, в которых разворачивается сюжет ( игра) и решается проблема. Многофункциональная развивающая ширма мож...

Многофункциональное дидактическое пособие "Ширма"

Многофункциональное дидактическое пособие "Ширма"...

"Многофункциональное дидактическое пособие ширма-"Развивайка""

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать, а усвоение этих знаний должно быт...

Многофункциональное дидактическое пособие «Математическая елочка» для детей младшей группы (3-4 года)

Многофункциональное панно «Математическая елочка», является авторской разработкой длительное время систематически используемой в практической работе с детьми младшего дошкольного возраста ...