Формирование математических представлений в ДОУ
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Лопачева Олеся Алексеевна
Образовательные задачи: - Обучать сравнивать предметы по массе, располагать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты деятельности словами: тяжелый, легкий, самый легкий, тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий, - Познакомить детей с прибором измерения массы- чашечными весами, - Формировать умение сравнивать массу предметов с помощью весов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(Технологическая карта по занятию ФЭМП )

ТЕМА: Масса предметов. Способы измерения массы предметов.

( Старшая группа)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«Познавательное развитие. Развитие математических представлений»

Выполнила:

Пыхтина Мария Сереевна

.

Образовательные области, доминирующая образовательная область, интеграция образовательных областей

«Познавательное развитие» (развитие математических представлений), «Художественно-эстетическое»

Виды деятельности детей

Занятие по усвоению новых знаний и умений.

Тема образовательной деятельности

Масса предметов. Способы измерения массы предметов.

Возрастная группа:

Старшая группа (5-6 лет)

Цель:

сформировать представление детей о массе предметов и способах  измерения массы предметов

Задачи:

Образовательные задачи:

- Обучать сравнивать предметы по массе, располагать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты деятельности словами: тяжелый, легкий, самый легкий, тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий,

- Познакомить детей с прибором измерения массы- чашечными весами,

- Формировать умение сравнивать массу предметов с помощью весов.

Воспитательные задачи:

Воспитывать умение работать в подгруппах, помогая друг другу.

Развивающие задачи:

- Развивать у детей умение решать проблемные ситуации.

Дополнительные задачи:

Словарная работа:

Планируемый результат занятия:

Подготовительная работа:

Сравнение пластмассовых, деревянных, металлических предметов на ладошках; изготовление дидактической игры «Виды весов», экскурсия на кухню в медицинский кабинет.

Методы и приемы реализации содержания образовательной деятельности

Наглядные, словесные, метод проблемного обучения.

Организация среды для проведения образовательной деятельности

Материалы и оборудование:

Фигурки: петуха, курицы, цыпленка; три мешочка разного цвета; в одном мешочке крупа, в другом нитки, в третьем шарик; картинки с изображением петуха, курицы и цыпленка; чашечные весы; два одинаковых кусочка пластилина (плей до).

Подготовка  к образовательной деятельности в режимные моменты

Ход образовательной деятельности

1.

Вводная часть

3 мин

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Эмоциональный настрой.

мин

Мотивация деятельности детей

мин

2.

Основная часть:

20 мин

Актуализация ранее приобретенных знаний

Использование ранее приобретенных знаний.

мин

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Ознакомление с новым материалом.

мин

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Практическая работа.

мин

3

Заключительная часть

Анализ и самоанализ деятельности детей

Рефлексия

2 мин

Этапы,

продолжительность

Задачи этапа

Деятельность

педагога

Методы, формы,

приемы

Предполагаемая

деятельность детей

Планируем

ые

результаты

1.

Организационно - мотивационный этап

Организация детей.

Воспитатель: Ребята, скажите, а у вас хорошее настроение?

Тогда давайте поделимся своим настроением друг с другом  (дети с ладошки сдувают хорошее настроение  друг другу)

Воспитатель: Молодцы!

Выполнение указаний воспитателя.

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Постановка проблемы.

Воспитатель:  Ребята, к нам сегодня в гости пришли петушок со своей семьей ( подвожу детей к столу с фигурками петуха, курицы и цыпленка)

Воспитатель: Ребята, наши гости пришли к нам не просто  так, они просят нас о помощи. Петушку, курочке и цыпленку пришла посылка с подарками, три мешочка, а вот кому какой не написано. Как вы думаете, кому какой подарок?

Находят открытку. Вот подсказка в открытке   «Самый тяжелый мешочек - для петушка, а самый легкий – для цыпленка». Но вот как узнать какой мешочек самый тяжелый и самый легкий они не знают. Поэтому и пришли к нам за помощью. Поможем?

Наглядный

(мысли детей)

Да

2.2.

Этап ознакомления с материалом

сравнение предметов.

Воспитатель: Тогда давайте возьмем мешочки и попробуем разобраться.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, как можно определить какой мешочек тяжелее, а какой легче.

Воспитатель: Правильно, можно взять один мешочек в одну руку, второй в другую и сравнить мешочки между собой. Но у нас с вами не два, а три мешочка. Что нужно сделать?

( Сравнивают мешочки, выставляют в последовательности от самого тяжелого к самому легкому)

Воспитатель: Что мы можем сказать о красном мешочке?

Воспитатель: Правильно.

А что можно сказать о зеленом мешочке?

Воспитатель: А вот желтый мешочек вы поставили посередине, что про него можно сказать?

Воспитатель: Молодцы! Когда мы сравниваем предметы и говорим, легче или тяжелее, мы имеем в виду такое свойство предмета, которое называется «масса».

Давайте обозначим наши мешочки с подарками фотографиями петушка, курочки и цыпленка, чтобы не запутаться

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы правильно расставили мешочки? А с помощью чего можно проверить?

Воспитатель: Молодцы! Да, ребята, оказывается не всегда можно сравнить предметы по массе, взяв их в руки (с помощью ощущений). Для сравнения близких по массе предметов пользуются весами.

А где у нас в группе весы? Принесите, пожалуйста!

Весы – это прибор для измерения массы предметов. Рассмотрим простейшие чашечные весы. Чтобы сравнить массы двух предметов, можно на одну чашу весов положить первый, а на другую второй предмет.

Воспитатель: Ну что, ребята, не подвели нас наши ладошки, правильно определили массы мешочков. Тогда, думаю можно вернуть подарки.

( отдаем мешочки)

Воспитатель: А еще петушок, послушай про себя стишок.

Артикуляционная гимнастика «Петушок»:

Любопытный петушок

Выглянул в окошко

Посмотрел налево

Посмотрел направо

Не нашел лисы

Заплясал от души

Ай да петушок!

Дети показывают кончик языка, затем весь язык. Поворачивают его к уголкам губ в правую и левую сторону. Затем быстрым движением.

Воспитатель: А вам интересно, какие подарки получили петушок, курочка и цыпленок.

Давайте, спросим можно ли нам посмотреть.

(рассматриваем подарки.)

Воспитатель: Ребята, я думаю, мы не будем прощаться с петушком и его семьей, пусть они еще посмотрят и узнают еще интересное про массу предметов.

Подходим к столам. На столах две тарелочки с пластилином.

Воспитатель: Ребята, давайте разделимся на две команды мальчики и девочки.

Перед вами два кусочка пластилина. Положите их на чаши весов. Что вы можете сказать?

Воспитатель: А как  вы это поняли?

Воспитатель: Правильно. Значит масса двух кусочков пластилина одинаковая.

Но прежде чем лепить давайте подготовим наши пальчики к работе.

Словестный

Дети берут мешочки и выставляют их на стол.

Взвесить на ладошках.

Нужно расставить мешочки в порядке убывания, от самого тяжелого к самому легкому.

Он тяжелее желтого и зеленого мешочка. Значит он самый тяжелый.

Он легче красного и желтого мешочка. Значит он самый легкий.

Желтый мешочек легче красного, но тяжелее зеленого.

(дети приклеивают стикеры с картинками)

 С помощью весов.

(дети приносят весы и сами собирают)

( дети сравнивают мешочки, и расставляют их в порядке убывания)

Они одинаковые.

Чаши весов на одном уровне.

Понимание, что все предметы не одинаковые

2.3.

Этап практического решения проблемы

Добиться правильности ответов детей на вопросы.

Воспитатель: Теперь я попрошу вас слепить один любой предмет из пластилина.

Воспитатель: Что у вас получилось?

Воспитатель: Теперь положите ваши предметы на весы. Что мы видим?

Воспитатель: Да ребята, форма предметов изменилась, а вот их масса осталась такой же.

Поэтому нужно запомнить, что не зависимо от формы предмета, масса может быть одинаковой.

метод проблемного обучения.

(Дети лепят)

Ответы детей.

Чаши весов на одном уровне.

Добиться правильного произношения слова

3.

Заключительный

Подведение итогов занятия.

Воспитатель: Ребята, вы сегодня очень постарались. Я вами горжусь?

Воспитатель: Что вы интересного сегодня узнали?

Дети: ответы

Воспитатель: А кому вы сегодня помогли?

Воспитатель: Как вы это сделали?

Воспитатель: Давайте скажем до свидания нашим гостям!

Дети: ответы

Выражение своих эмоций.