Дидактические игры по познавательному развитию «Занимательная математика»
картотека по математике (старшая группа)

Григорьева Нина Ивановна

Игра – как средство развития ребёнка Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Одним из основных предметов в школе является математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно, предсказуем для человека. В старшей группе продолжается работа по формированию элементарных математических представлений, начатая в младших группах. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе. Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения. В результате работы дети стали более активны на занятиях, используют полные ответы, их высказывания основаны на доказательствах, дети стали более самостоятельны в решении различных проблемных ситуаций. У них улучшилась память, мышление, умение рассуждать, думать. У детей развиваются познавательные способности, интеллект, прививаются навыки культуры речевого общения, совершенствуются эстетические и нравственные отношения к окружающему. Актуальность исследования: Концепция по дошкольному образованию, требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию младших дошкольников, частью которого является математическое развитие. Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание. Основное назначение их – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей. Дидактические игры оправдывают в решении задач индивидуальной работы с детьми в свободное от занятий время. Систематическая работа с детьми совершенствует общие умственные способности: логики мысли, рассуждений и действий, смекалки и сообразительности, пространственных представлений. В связи с этим меня заинтересовала проблема: можно ли повысить мотивацию дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством использования дидактических игр. Комплекс Дидактических игры по познавательному развитию «Занимательная математика» Игры на ориентировку в пространстве. Цель: научить детей ориентироваться в пространстве. Задачи: -Учить отличать и называть правую и левую руку, раскладывать предметы (игрушки) правой рукой слева направо – на всех занятиях вне занятий; -Учить отличать пространственные направления от себя: впереди (вперед) – сзади (назад), слева (налево) – справа (направо); -Учить детей ориентироваться “на себе”, иными словами ребенок должен овладеть умением самостоятельно выделять “на себе” стороны справа, слева, вверху и т. д. Форма организации работы с детьми: индивидуальная или подгрупповая. «Внизу – вверху, справа-слева, посередине, между» Цель: Упражнять детей в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе, развивать ориентировку в пространстве. Ход игры: Вариант 1 Материал: таблица с разноцветными окнами. Воспитатель предлагает найти заданное окно используя слова ( Например: с верху второй ряд, с права 3 окно) Какого цвета окно? (Например: ответ-красное окно) Вариант 2 Материал: таблица с геометрическими фигурами. Воспитатель на таблице показывает какую ни будь геометрическую фигуру и предлагает рассказать ребенку место ее расположения (Например: ответ-круг находится в первом ряду , вторым с лева) Вариант 3 Материал: таблица с разными предметами. Воспитатель предлагает найти заданный предмет (Например: что находится с низу в первом ряду между барабаном и шапкой? Ответ: бабочка) Лабиринты. Цель: развитие логического мышления. Не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Материал: разнообразные схемы лабиринтов. Форма организации работы с детьми: индивидуальная или подгрупповая. Игры на внимательность. «Найди различия» Цель: Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их различие и сходство. Задачи: Продолжать развивать умение у детей последовательно рассматривать картинки и сравнивать их. Продолжать знакомить с цветами спектра. Развивать внимание, мышление, память, счет. Активизировать речь детей. Материал: разнообразные изображения картинок. Форма организации работы с детьми: индивидуальная или подгрупповая. Ход игры: Вариант 1 Ребенку предлагается картинка с изображением одного и того же объекта, отличающегося некоторыми деталями. При рассматривании иллюстрации предлагается ребёнку найти отличия. В случае возникновения трудностей при рассматривании предъявленных объектов ребенку может быть оказана помощь задать вопросы. Вариант 2 Можно устроить соревнование «Кто быстрее найдет, чем отличаются картинки?». Игры на количество и счет: Цель: Формирование навыков счета. Задачи: Закрепить счет в пределах десяти, в прямом и обратном порядке; Развивать слуховое внимание и координацию движений; Развивать логическое мышление детей; Совершенствовать знания о геометрических фигурах и ориентировку на плоскости Форма организации работы с детьми: индивидуальная или подгрупповая. «Сосчитай пуговицы» Цель: упражнять в счете предметов по осязанию. Материал. Карточки с пуговицами от 1 до 10. Ход игры: Ведущий раздает детям по одной карточке. Затем ведущий называет числа, а дети, у которых карточка с таким же числом пуговиц показывают ее (считать пуговицы можно за спиной, с закрытыми глазами, либо используя волшебный мешочек). «Сосчитай правильно» Цель: познакомить с цифрами; учить устанавливать соответствие количества с цифрой. Материал: счетные палочки, таблицы и (или) волшебный круг с разными предметами. Ход игры: Вместе с ребенком можно составлять цифры или буквы с помощью счетных палочек. Предложить ребенку рядом с поставленной цифрой поместить соответствующее ей количество счетных палочек. Воспитатель предлагает детям сосчитать предметы и показать соответствующую количеству цифру. Игры на развитие мелкой моторики рук: Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности ; совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук, детей дошкольного возраста. Задачи: -формировать координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; - развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук; - улучшить общую двигательную активность; - содействовать нормализации речевой функции; -развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность. Материал: счетные палочки, деревянные палочки, веревочки и шнуровки, образцы фигур и схем. С данным материалом можно выкладывать различные картинки или фигурки по схемам, или по замыслу детей различные сюжетные картинки. Форма организации работы с детьми: индивидуальная или подгрупповая. Игры на развитие логического мышления: «Волшебный круг» «Колумбово яйцо» Цель: учить анализировать, членить формы, составляемого предмета на части, а также искать способы соединения одной части с другой; развивать у детей образное мышление, практические и умственные действия. Материал: набор фигур, образцы фигур и схем. С данным материалом можно конструировать на плоскости разнообразных предметных силуэтов напоминающих животных, людей, предметы быта, транспорта, буквы, цифры ,цветы или по замыслу детей различные сюжетные картинки. Форма организации работы с детьми: индивидуальная или подгрупповая. «Танграм» «Головоломки» Цель: Упражнять детей в умении осуществлять поисковые действия умственного и практического плана. Создавать в воображении новые образы на основе восприятия схематических изображений. Задачи: Развивать память, внимание, конструктивное мышление. Сообразительность. Воспитывать терпение, усидчивость. Материал: набор геометрических фигур, образцы фигур и схем. С данным материалом можно выкладывать различные картинки или фигурки по схемам, или по замыслу детей различные сюжетные картинки. Форма организации работы с детьми: индивидуальная или подгрупповая. «Математический планшет» Цель: Упражнять детей в умении осуществлять поисковые действия умственного и практического плана. Создавать в воображении новые образы на основе восприятия схематических изображений. Материал: математический планшет, набор маленьких резинок для творчества, образцы фигур и схем. С данным материалом можно работать как по схемам, так и по замыслу детей. Форма организации работы с детьми: индивидуальная или подгрупповая. Развивающие игры Никитина «Сложи узор» «Сложи квадрат» «Уникуб» «Дроби» Цель: Создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей дошкольников в процессе игровой деятельности посредством развивающих игр Б. П. Никитина Задачи: Ознакомление детей с геометрическими фигурами и объемными телами; Формирование навыков конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу; Учить логическому и образному мышлению, умению распознать и построить образ; Формировать умения действовать по словесным инструкциям и чертежам. Развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, логического мышления, воображения); Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию. Развивать воображение. Материал: набор геометрических фигур, образцы фигур и схемы. С данным материалом можно работать как по схемам, так и по замыслу детей. Форма организации работы с детьми: индивидуальная или подгрупповая. «Блоки Дьенеша» Цель: Познакомить детей с логическими блоками Дьенеша. Задачи:- учить различать их по форме цвету и толщине; познакомить с карточками – символами, научить «читать» знаки; - Развивать классификационные умения, опираясь на свойство блоков; - Воспитывать доброе и уважительное отношение друг к другу в совместной деятельности. Материал: наборы блоков Дьенеша, карточки – символы, обозначающие цвет, форму, размер, толщину. С данным материалом можно работать как по схемам, так и по замыслу детей. Форма организации работы с детьми: индивидуальная или подгрупповая. «Кубик Воскобовича» Цель: закрепление полученных знаний детей по формированию элементарных математических представлений через использование игр В. В. Воскобовича. Задачи: -совершенствовать умение конструировать фигуры по заданным координатам; -развивать внимание, пространственное и логическое мышление, мелкую моторику рук. Материал: развивающие игры В. Воскобовича, образцы фигур и схемы. С данным материалом можно работать как по схемам, так и по замыслу детей. Форма организации работы с детьми: индивидуальная или подгрупповая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_didakticheskih_igry_po_poznavatelnomu_razvitiyu.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс Дидактических игры по познавательному развитию «Занимательная математика»

Игра – как средство развития ребёнка

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Одним из основных предметов в школе является математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно, предсказуем для человека.

В старшей группе продолжается работа по формированию элементарных математических представлений, начатая в младших группах.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.

В результате работы дети стали более активны на занятиях, используют полные ответы, их высказывания основаны на доказательствах, дети стали более самостоятельны в решении различных проблемных ситуаций. У них улучшилась память, мышление, умение рассуждать, думать.     У детей развиваются познавательные способности, интеллект, прививаются навыки культуры речевого общения, совершенствуются эстетические и нравственные отношения к окружающему.

Актуальность исследования:

Концепция по дошкольному образованию, требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию младших дошкольников, частью которого является математическое развитие. Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание. Основное назначение их – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Дидактические игры оправдывают в решении задач индивидуальной работы с детьми в свободное от занятий время. Систематическая работа с детьми совершенствует общие умственные способности: логики мысли, рассуждений и действий, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.

     В связи с этим меня заинтересовала проблема: можно ли повысить мотивацию дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством использования дидактических игр.

Комплекс Дидактических игры по познавательному развитию

«Занимательная математика»

Игры на ориентировку в пространстве.

Цель: научить детей ориентироваться в пространстве.

Задачи: -Учить отличать и называть правую и левую руку, раскладывать предметы (игрушки) правой рукой слева направо – на всех занятиях вне занятий;

-Учить отличать  пространственные  направления от себя: впереди (вперед) – сзади (назад), слева (налево) – справа (направо);

-Учить детей ориентироваться “на себе”, иными словами ребенок должен овладеть умением самостоятельно выделять “на себе” стороны справа, слева, вверху и т. д.

Форма организации работы с детьми: индивидуальная или подгрупповая.

«Внизу – вверху, справа-слева, посередине, между» 

Цель: Упражнять детей в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе, развивать ориентировку в пространстве.

Ход игры:

Вариант 1

Материал: таблица с разноцветными окнами.

Воспитатель предлагает найти заданное окно используя слова ( Например: с верху второй ряд, с права 3 окно) Какого цвета окно? (Например: ответ-красное окно)

Вариант 2

 Материал: таблица с геометрическими фигурами.

Воспитатель на таблице показывает какую ни будь  геометрическую  фигуру и предлагает рассказать  ребенку место ее  расположения (Например: ответ-круг находится в первом ряду , вторым с лева)

Вариант 3

Материал: таблица с разными предметами.

Воспитатель предлагает найти заданный предмет  (Например:  что находится с низу в первом ряду между барабаном и шапкой? Ответ:  бабочка)

   

   Лабиринты. 

Цель: развитие логического мышления. Не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Материал: разнообразные схемы лабиринтов.

Форма организации работы с детьми: индивидуальная или подгрупповая.

Игры на внимательность.

«Найди различия»

Цель: Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их различие и сходство.

Задачи: Продолжать развивать умение у детей последовательно рассматривать картинки и сравнивать их.

Продолжать знакомить с цветами спектра.

Развивать внимание, мышление, память, счет.

Активизировать речь детей.

Материал: разнообразные изображения картинок.

Форма организации работы с детьми: индивидуальная или подгрупповая.

Ход игры:

Вариант 1

Ребенку предлагается картинка с изображением одного и того же объекта, отличающегося некоторыми деталями. При рассматривании иллюстрации предлагается ребёнку найти отличия. В случае возникновения трудностей при рассматривании предъявленных объектов ребенку может быть оказана помощь задать вопросы.

Вариант 2

Можно устроить соревнование «Кто быстрее найдет, чем отличаются картинки?».

Игры на количество и счет:

Цель: Формирование навыков счета.

Задачи: Закрепить счет в пределах десяти, в прямом и обратном порядке;

 Развивать слуховое внимание и координацию движений;

Развивать логическое мышление детей;

 Совершенствовать знания о геометрических фигурах и ориентировку на плоскости

Форма организации работы с детьми: индивидуальная или подгрупповая.

«Сосчитай пуговицы» 

Цель: упражнять в счете предметов по осязанию.

Материал. Карточки с пуговицами от 1 до 10.

Ход игры: Ведущий раздает детям по одной карточке. Затем ведущий называет числа, а дети, у которых карточка с таким же числом пуговиц показывают ее (считать пуговицы можно за спиной, с закрытыми глазами, либо используя волшебный мешочек).

«Сосчитай правильно»

Цель: познакомить с цифрами; учить устанавливать соответствие количества с цифрой.

Материал: счетные палочки, таблицы и (или) волшебный круг с  разными предметами.

Ход игры: Вместе с ребенком можно составлять цифры или буквы с помощью счетных палочек. Предложить ребенку рядом с поставленной цифрой поместить соответствующее ей количество счетных палочек.

Воспитатель предлагает детям сосчитать предметы и показать соответствующую количеству цифру.

Игры на развитие мелкой моторики рук:

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности ; совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук, детей дошкольного возраста.

Задачи: -формировать координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

- улучшить общую двигательную активность;

- содействовать нормализации речевой функции;

-развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

Материал: счетные палочки, деревянные палочки, веревочки  и шнуровки, образцы фигур и схем. 

С данным материалом  можно выкладывать  различные картинки или фигурки по схемам, или по замыслу детей различные сюжетные картинки.

Форма организации работы с детьми: индивидуальная или подгрупповая.

Игры на развитие логического мышления:

«Волшебный круг»

«Колумбово яйцо»

Цель: учить анализировать, членить формы, составляемого предмета на части, а также искать способы соединения одной части с другой; развивать у детей образное мышление, практические и умственные действия.

Материал: набор фигур, образцы фигур и схем.

С данным материалом  можно конструировать на плоскости  разнообразных предметных  силуэтов напоминающих животных, людей, предметы быта, транспорта, буквы, цифры ,цветы или по замыслу детей различные сюжетные картинки.

Форма организации работы с детьми: индивидуальная или подгрупповая.

«Танграм»

«Головоломки»

Цель: Упражнять детей в умении осуществлять поисковые действия умственного и практического плана. Создавать в воображении новые образы на основе восприятия схематических изображений.

Задачи: Развивать память, внимание, конструктивное мышление. Сообразительность.

Воспитывать терпение, усидчивость.

Материал: набор геометрических фигур, образцы фигур и схем.

С данным материалом  можно выкладывать  различные картинки или фигурки по схемам, или по замыслу детей различные сюжетные картинки.

Форма организации работы с детьми: индивидуальная или подгрупповая.

«Математический планшет»

Цель: Упражнять детей в умении осуществлять поисковые действия умственного и практического плана. Создавать в воображении новые образы на основе восприятия схематических изображений.

Материалматематический планшет, набор маленьких резинок для творчества, образцы фигур и схем.

С данным материалом  можно работать как по схемам, так и  по замыслу детей.

Форма организации работы с детьми: индивидуальная или подгрупповая.

Развивающие игры Никитина

«Сложи узор»

«Сложи квадрат»

«Уникуб»

«Дроби»

Цель: Создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей дошкольников в процессе игровой деятельности посредством развивающих игр Б. П. Никитина

Задачи: Ознакомление детей с геометрическими фигурами и объемными телами;

Формирование навыков конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу;

Учить логическому и образному мышлению, умению распознать и построить образ;

Формировать умения действовать по словесным инструкциям и чертежам.

Развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, логического мышления, воображения);

Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.

Развивать воображение.

Материал: набор геометрических фигур, образцы фигур и схемы.

 С данным материалом  можно работать как по схемам, так и  по замыслу детей.

Форма организации работы с детьми: индивидуальная или подгрупповая.

«Блоки Дьенеша»

Цель: Познакомить детей с логическими блоками Дьенеша.

Задачи:- учить различать их по форме цвету и толщине; познакомить с карточками – символами, научить «читать» знаки;

- Развивать классификационные умения, опираясь на свойство блоков;

- Воспитывать доброе и уважительное отношение друг к другу в совместной деятельности.

Материал: наборы блоков Дьенеша, карточки – символы, обозначающие цвет, форму, размер, толщину. 

С данным материалом  можно работать как по схемам, так и  по замыслу детей.

Форма организации работы с детьми: индивидуальная или подгрупповая.

«Кубик Воскобовича»

 Цель: закрепление полученных знаний детей по формированию элементарных математических представлений через использование игр В. В. Воскобовича.

Задачи: -совершенствовать умение конструировать фигуры по заданным координатам;

-развивать внимание, пространственное и логическое мышление, мелкую моторику рук. 

Материал: развивающие игры В. Воскобовича, образцы фигур и схемы.

С данным материалом  можно работать как по схемам, так и  по замыслу детей.

Форма организации работы с детьми: индивидуальная или подгрупповая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения "Лэпбук Занимательная математика"

Лэпбук "Занимательная математика" представляет собой папку с дидактическими играми по формированию элементарных математических представлений. Игры направлены на развитие логического мышления...

Проект по познавательному развитию «Занимательная математика»

Проектпо познавательному развитию«Занимательная математика»...

Комплекс Дидактических игры по познавательному развитию «Занимательная математика»

Игра – как средство развития ребёнкаДетский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зави...

Проект по познавательному развитию «Занимательная математика» для детей средней группы

Цель: формирование элементарных математических представлений у детей посредством использования занимательного материала с математическим содержанием в различных видах деятельности....

Познавательное развитие «Занимательная математика»

Конспект занятия по познавательному развитию «Занимательная математика»Программное содержание:1. Продолжать учить сравнивать смежные числа, устанавливать их последовательность, устный счет...

Проект по познавательному развитию «Занимательная математика»

Непременным условием развития математических представлений детей является обогащённая предметно – пространственная среда. Это, прежде всего, наличие интересных развивающих игр, разнообразных игр...