НОД по математике в средней группе
план-конспект занятия по математике (средняя группа)
Конспект занятия по математике в средней группе в рамках лексической темы "Овощи и фрукты"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
нод по математике овощи и фрукты | 35.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательое развитие» (ФЭМП) в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР).
Тема недели «Овощи и фрукты»
Тема НОД «Число и цифра 5»
Воспитатель: Мишанова Оксана Витальевна
Цель: формирование элементарных математических представлений у детей.
Задачи:
Обучающие:
- актуализировать представления детей об овощах и фруктах;
- познакомить детей с образованием числа 5 и навыками счёта в пределах 5;
- учить согласовывать существительное с числительным в роде и падеже.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес, умение думать, анализировать;
- формировать умение взаимодействовать с окружающими, работать в парах;
Воспитательные:
- воспитывать уверенность в себе, инициативность.
Планируемый результат:
Будут сформированы элементарные математические представления в рамках лексической темы «Овощи и фрукты»:
- актуализированы представления об особенностях внешнего вида овощей и фруктов (цвет, форма);
- закреплены навыки прямого счёта и образования чисел (в пределах 5);
- смогут согласовывать существительное с числительным в роде и падеже.
Проектирование образовательной среды:
Пространственная среда:
В середине группы находится ковер. Рядом расположена этажерка с корзинками. Слева от ковра расположен центр сюжетно-ролевой игры с этажеркой «Магазин». Справа от ковра находятся рабочие столы и стулья. Напротив - магнитная доска и мольберт В ходе НОД дети сначала сидят на ковре, отгадывают загадку, знакомятся с иговым персонажем – куклой Машей. Затем передвигаются в игровой центр к этажерке «Магазин», где знакомятся с образованием числа 5, «покупают» фрукты и проводят пальчиковую гимнастику «Фруктовая ладошка». Далее по дорожке из разбросанных овощей переходят в учебную зону, делятся на пары и садятся за столы по двое лицом к магнитному мольберту. Сидя за столами дети договариваются друг с другом, работают с раздаточным материалом, по очереди подходят к мольберту и выполняют задания педагога. Затем подходят к полке с корзинками, проводят физминутку «Корзинка» и дидактическую игру «Разложи по форме», играют в шуточную игру «Что растет на грядке?». В заключительной части занятия дети снова садятся на ковер, проводят рефлексию, дают самооценку своей деятельности.
Предметно-практическая:
Наглядный материал: муляжи 5 яблок, 5 морковок и 5 огурцов (или натуральные плоды); цветные изображения 5 морковок и 5 огурцов; тележка для супермаркета; коробка под овощи; кукла Маша; муляжи фруктов: апельсин, слива, груша, абрикос, ананас; картонные изображения 10 разных овощей с числовыми точками от 1 до 5 (по2 шт.).
Раздаточный материал: цветные изображения 5 яблок, 5 морковок и 5 огурцов; 3 корзинки с наклеенными геометрическими фигурами: круг, овал и треугольник; коробка под фрукты; игрушка – кукла Маша, 5 карточек с двумя свободными полосками; подносы с фишками зеленого и оранжевого цвета по 5 штук на каждого ребенка, картонные изображения 10 разных овощей с нарисованными числовыми точками от 1 до 5 (по2 шт.).
Среда взаимодействия:
Общение со взрослым развертывается на фоне совместной со взрослым и самостоятельной деятельности ребенка по ознакомлению с овощами и фруктами и познания социального мира людей, работающих в торговле. Общение со сверстниками осуществляется при взаимодействии детей в парах.
Предварительная работа воспитателя при подготовке к НОД:
Подготовка наглядного и раздаточного материала. Подготовка заданий.
Предварительная работа с детьми:
Предварительное рассматривание и обследование натуральных овощей и фруктов, беседа, чтение художественной литературы и разгадывание загадок о фруктах и овощах, с/р игра «Супермаркет», знакомство с образованием числа 4 в числовом ряду, НОД ФЦКМ «Овощи и фрукты».
Методы и приемы:
Практические: упражнения, моделирование, дидактические игры, самостоятельная работа с раздаточным материалом;
Наглядные: наблюдение, демонстрация, рассматривание предметов (муляжей);
Словесные: беседа, вопросы, инструкция, пояснения, указания, словесные дидактические игры, индивидуальные ответы детей, анализ занятия;
Игровые: сюрпризный момент, сюжетно-ролевая игра «Магазин», дидактические игры.
Образовательные области:
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент
Игра для эмоционально-психологического настроя «Приветствие»
(Дети стоят на ковре в кругу, взявшись за руки)
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнётся -
Утро доброе начнётся.
(Садятся на ковер)
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Воспитатель: Друзья мои, вы любите отгадывать загадки? (любим) Тогда я вам загадаю, а вы подумайте, когда это бывает.
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» - спросим.
Нам ответят: «Это... Осень»
Воспитатель: Как же вы догадались? (листья облетают, птицы улетают) А какие еще изменения происходят осенью? (дети дают ответы, опираясь на наглядную схему «Признаки осени»: осенью часто идут дожди, становится прохладнее, на деревьях желтеют и опадают листья, в лесу много грибов, зреет урожай овощей и фруктов) Знаете ли вы где растут овощи? (в огороде на грядках). А где растут фрукты? (в саду на деревьях)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто сегодня пришел к нам в гости? Это Маша из сказки про Машу и медведя.
Маша: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я к вам пришла за помощью. Мишка меня послал за овощами и фруктами к празднику «Осени». Вот и записка есть, чего и сколько нужно купить строго по счёту. Только вот беда - считать-то я не умею и не смогу правильно заказ выполнить. Эх, попадёт мне от Мишки!
Воспитатель: Не переживай, Маша! Наши дети как раз учатся считать и они тебе помогут. Поможем, ребята? (поможем) Скажите, где продаются овощи и фрукты? (в продуктовом магазине ) Тогда давайте отправимся в продуктовый магазин.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Дети шагают под математическую считалку в «магазин».
Нужно прыгнуть столько раз, сколько хлопну я сейчас. (раз, два, три)
Нужно столько прошагать, сколько буду я кивать. (раз, два, три, четыре)
На одной ноге проскачем, сколько прыгнет этот мячик. (раз, два)
В игровом уголке.
Воспитатель: Вот мы пришли в магазин. Доставай, Маша, записку. Сколько и чего надо купить? (достаёт записку и читает) «Купить: первое - 5 яблок!»
Воспитатель: В каком отделе продаются яблоки? (во фруктовом) А вот и яблочки. Давайте сосчитаем, сколько лежит яблок на прилавке магазина? Ваня, сосчитай, пожалуйста. (1,2,3,4 - всего 4 яблока).
Воспитатель: А нам сколько надо? (5) Ой, а мы только до четырех считать научились! Что же делать, когда чего-то не знаешь? (нужно хорошо подумать или спросить у кого-нибудь) Тогда подумайте, как сделать, чтобы яблок стало 5? (Нужно добавить еще 1 яблоко) Правильно, Аня. Выходи, ты будешь продавцом. Бери и добавляй. Сколько ты добавила яблок? (1 яблоко). Сколько их теперь стало? (5) Давайте вместе пересчитаем. (Дети считают хором: 1 яблоко, 2 яблока, 3 яблока, 4 яблока, 5 яблок. Всего пять яблок.) Как мы получили число 5? (к 4 добавили 1) Верно. Аня, продай нам, пожалуйста, 5 штук. Все купленные яблоки положим в продуктовую тележку.
Маша: Ребята а какие ещё фрукты продаются в этом магазине? (дети перечислчют названия фруктов, выложенных в один ряд: апельсин, слива, абрикос, груша, ананас)
Маша: Я тоже хочу с вами учиться считать! Только сначала на пальчиках. Приготовьте ладошки!
Пальчиковая гимнастика «Фруктовая ладошка»
Первый пальчик - апельсин, он, конечно, не один.
Второй пальчик - слива, нарядна и красива.
Третий пальчик - абрикос, высоко на ветке рос.
А четвертый - груша, просит: «Ну-ка, скушай!»
Пятый пальчик - ананас: фрукт для вас и для нас!
Работа с раздаточным материалом.
Маша: Хорошо считаете! Помогите мне ещё 5 огурцов и 5 морковок купить.
Воспитатель: В каком отделе продаются огурцы и морковь? (в овощном) Где же овощной отдел? Что-то я не вижу!
Маша: А я видела, как зайцы несли большущий мешок, из которого высыпались овощи. Смотрите, вот они на дорожке лежат.
Воспитатель: Ну что же, пойдем по дорожке и соберем рассыпанные овощи.
Дети движутся к столам, собирая на ходу вырезанные из картона овощи, с нарисованными на них точками от 1 до 5.
Воспитатель: А вот и овощной отдел. Здесь пять столов-прилавков с цифрами от 1 до 5. Те ребята, у кого на овощах нарисована одна точка, садятся за стол с цифрой 1. Как вы думаете, за какой стол сядут те, у кого нарисованы 2 точки? (за стол с цифрой 2) У кого нарисованы 3 точки? И т.д. Занимайте места. (дети занимают места за столами по 2 человека)
Воспитатель: И так, вы разделились на пары. У каждой пары на столе лежит одна большая карточка – это витрина. У нее 2 полки: верхняя и нижняя. Рядом корзинки с зелеными и оранжевыми фишками. Как вы думаете, какие овощи они будут обозначать? (Морковь и огурцы, потому что морковь оранжевая, а огурцы - зеленые) Помогите продавцам правильно разложить овощи на прилавке. Договоритесь, кто из вас будет выкладывать морковь, а кто огурцы. Дети распределяют фишки по цвету.
Воспитатель: На мольберте есть еще одна самая большая витрина. Здсь мы будем раскладывать овощи по очереди.
Воспитатель: Слушайте задание: выложите на верхнюю полку 4 морковки. (Дети кладут 4 морковки) Поля, сколько ты положила морковок на верхнюю полку? (4) Подойди к мольберту и выложи на большой витрине 4 моркови.
Слушайте дальше: на нижнюю полку положите 5 огурцов. Выкладывайте так, чтобы под каждой морковкой был только 1 огурец. (Дети выполняют)
Воспитатель: Саша, сколько огурцов ты положил на нижнюю полку? (5) Подойди к мольберту и выложи на большой витрине 5 огурцов. Скажи чего больше: огурцов или морковок? (огурцов больше, чем морковок) Почему ты так решил? (потому, что огурцов - 5, а морковок - 4) Правильно, 5 больше, чем 4.
Воспитатель: Максим, скажи, что нужно сделать, чтобы морковок тоже стало 5? (нужно добавить 1 морковку) Хорошо, подойди к мольберту и добавь еще одну. А вы, ребята, сделайте тоже самое на своих витринах. (дети добавляют 1 морковку) Посчитайте, сколько теперь стало морковок. (Дети считают: 1,2,3,4,5. Пять морковок) Максим, проверь, все ли ребята справились с заданием и помоги, если нужно.
Воспитатель: Кира, что мы можем сказать про огурцы и морковки? (их поровну, по 5) Как получилось число 5? (к 4 добавили 1) Правильно! Давайте все вместе еще раз повторим: «К 4 прибавить 1 получится 5» (Обращается к Маше) Запомнила, Маша?
Маша: Конечно запомнила: к 4 прибавить 1 получится 5. Ура, теперь я понимаю, как получается число 5!
Воспитатель: Отлично! А теперь, ребята, возьмите по одному овощу с большой витрины и положите в продуктовую тележку.
Дети кладут муляжи овощей по одному и хором считают: 1 огурец, 2 огурца, ... 5 огурцов; 1 морковка, 2 морковки, ... 5 морковок.
Воспитатель: Мы помогли купить Маше 5 яблок, 5 морковок и 5 огурцов?. Ни чего не забыли? (нет) Тогда выходим из магазина. Ой, Маша, а в чем ты все это понесёшь?
Маша: Мишка дал мне целых три корзинки. Я их поставила на полочку возле ковра. (дети подходят к ковру) На одной корзинке нарисован круг, на другой - овал, а на третьей - треугольник. Ничего не понимаю!
Воспитатель: Ребята, а кто-нибудь из вас догадался, для чего Мишка нарисовал эти геометрические фигуры? (это формы овощей и фруктов)
Поможем плоды разложить по козинкам? Конечно, поможем! Но прежде - разминка!
Физкультминутка «Корзинка»
Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки, изобразив корзину)
Скучала ,наверно, все лето она (наклоны головы ,вправо-влево)
Вот осень пришла и листва пожелтела (встать и изобразить ветви деревьев)
Настала пора собирать урожай (изобразить срывание фруктов с деревьев)
Корзинка довольна, она удивилась (развести руки)
Что много так фруктов в саду уродилось! (подняться на носочки и показать руками большой круг)
Воспитатель: А теперь разложим плоды по козинкам в соответствии с их формой.
Дидактическая игра «Разложи по форме»
Дети сортируют овощи и фрукты по форме, выборочно отвечая на вопросы: Что это? Где растет? Какое на вкус? Величина и форма?
Маша: Вот здорово! Теперь я знаю, какой формы бывают овощи и фрукты: яблоки – круглой, морковь – треугольной а огурцы – овальной! Спасибо.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Воспитатель: Наша гостья очень рада, что вы ей помогли, и за это она приготовила нам шуточную игру.
Игра «Что растет на грядке?»
Зеленый огуречик (да)
Веселый человечек (нет)
Ядовитый мухомор (нет)
Репчатый лучок (да)
А может утюжок? (нет)
Пузатый кабачок (да)
Дождевой червячок (нет)
Круглая редиска (да)
Вкусная сосиска (нет)
Воспитатель: Вот так мы замечательно поиграли с Машей!
Маша: Ну, мне пора. Спасибо вам, ребята, что научили меня считать до 5. Теперь Мишка будет доволен. Я привезу с собой 5 яблок, 5 груш и 5 морковок! До свидания! Приходите к нам в гости на праздник Осени! (уходит)
Рефлексия.
Воспитатель: Интересное было занятие сегодня? Кто приходил к нам в гости? (Маша) О какой помощи просила Маша? (помочь купить 5 яблок, 5 морковок и 5 огурцов) Почему Маша сама не могла купить продукты? (она не умела считать) Как вы смогли помочь Маше? (мы научили ее считать до 5) Как вы получили число 5? (к 4 прибавили 1) Что для вас сегодня было самым трудным? Что было легко? Что понравилось больше всего? (ответы детей)
Воспитатель: (берет в руки смайлики) А мне понравилось сегодня как Саша и Кира дружно работали в паре и договаривались друг с другом. Понравилось, как Максим смело работал у доски и помогал другим, а Миша был очень внимательным и сосредоточенным. (дарит названным детям улыбающиеся смайлики)
Друзья мои, а вы помните, куда вас пригласила Маша? (в лес на праздник Осени) Ну что, принимаем приглашение? (принимаем) А раз вы уже умеете считать до пяти, то для праздника Осени вам необходимо изготовить по 5 шапочек-масок овощей и фруктов. Согласны? (согласны) Тогда найдите на полках по 5 картинок овощей и 5 картинок фруктов для вырезывания. Соложите их на столе в мастерской. Завтра приступим к аппликации и сборке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про
Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...
Конспект НОД по математике в средней группе "Путешествие в страну математика"
Занятие -путешествие с использованием дидактических игр....
Конспекты занятий по математике Занятие по математике в средней группе «Путешествие в сказку»
Закрепить название геометрических фигур: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник; выделить их свойства: форма, цвет, размер; структурные элементы: сторона, угол, их количество; закрепить...
"Занимательная математика" (конспект занятия по математике в средней группе)
занятие по математике для следней группы детского сада...
Конспект итогового занятия по математике в средней группе« Королевство Математики» презентация.
Предлагаю конспект итогового занятия по математике и презетацию(средняя группа)....
Занятие по математике в средней группе "Сказочное путешествие в страну математики".
В игровой форме путешествия представлены задания для закрепления изученного материала....
Конспект занятия по математике средняя группа . Особенности открытого занятия по математике в средней группе ДОУ
Образовательные задачи в средней группе связаны с содержанием программы. Это счёт в пределах пяти, сравнение предметов по величине (сразу по двум признакам), выстраивание сериационного ряда, знак...