Методическая разработка на тему: «Формирование функциональной грамотности»
методическая разработка по математике (старшая, подготовительная группа)
Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 678.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на тему:
«Формирование функциональной грамотности»
Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Одна из важных задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в дошкольный период воспитания.
Функциональная грамотность, как средство раскрытия учебных навыков и возможностей детям старшего дошкольного возраста уже знакома. Именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики; естественнонаучных представлений, социально-коммуникативной компетентности и это является той благодатной почвой, которая впоследствии поможет детям приобретать и добывать знания самостоятельно, стремлению к самостоятельному обучению в дальнейшем; уметь общаться со взрослыми, педагогами и сверстниками, применять полученные знания в жизни.
Наша задача построить образовательный процесс с детьми таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативными, способными творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели с желанием победить.
Функциональная грамотность включает в себя:
Грамотность в чтении и письме - владение навыками речевой активности, способность ребенка понимать и использовать тексты, размышлять, расширять свои знания и возможности.
При обучении мы применяем различные дидактические игры и упражнения, игровые обучающие ситуации, которые помогают детям эффективно и качественно усваивать программный материал.
-Словесные д\игры: «Назови и опиши», «Вставить в предложение пропущенные слова», «Назови друзей», «Как без ссор решить спор», «Азбука», «Умные карточки»
-Мнемотаблицы (составление рассказов, заучивание стихов)
-Перфокарты по ЗКР (звуковой культуре речи)
-Серия сюжетных картинок
-Лого кубы: «Звери», «Птицы», «Интересные буквы»
Проводим образовательную деятельность по темам: «Осеннее путешествие», «Путешествие в зимний лес», «Весеннее путешествие», «Путешествие игрушек».
«Путешествие по маршруту чувств, поступок и дел» (проводится организованная образовательная деятельность по социально-личностному развитию), «Прогулка по улицам нашего города», «Какой транспорт мы можем встретить на улицах нашего города?» и др.
Важным компонентом готовности руки к письму является развитие мелкой моторики рук. Проводим пальчиковые игры, д\игры по развитию мелкой моторики рук для детей подготовительного возраста; проводим организованную образовательную деятельность по продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
Математическая грамотность-способность дошкольника определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет. Обучение математике проводится в игровой форме, атмосфере доброжелательности и поддержки ребёнка в поиске правильного решения поставленной задачи. Дети не только познают математику, но и осваивают навыки учебной деятельности: определяют задачу, направление поисков, оценивают результат, закрепляют полученные знания, учатся на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи, совершенствуют навыки количественного счета и т д.
Со своими ребятами мы часто применяем математические игры с цифрами и числами, игры-путешествия во времени, игры на ориентировку в пространстве, игры с геометрическими фигурами, графические диктанты, упражнения деления целого на части, логические блоки Дьенеша, кубики-Хамелеон, цветные счетные палочки Кюизенера и многое другое.
Грамотность в естественных науках-способность ребенка осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, формирование элементарных естественнонаучных представлений. Реализация этого раздела позволяет заложить базовые знания у детей, способствует формированию целостной картины мира. Кроме того, естественнонаучные представления являются тем содержанием, которое в наибольшей степени способствует развитию детского мышления, влечет развитие творческих способностей и проявления одаренности у детей.
Перед нами стоит задача научить дошкольников ориентироваться в потоке информации, поступающей к ним отовсюду. Детям важно не только правильно усваивать и структурировать информацию, но и уметь целенаправленно искать и использовать ее.
В работе с детьми мы используем формы педагогической деятельности такие как, прогулки, опыты, исследования, эксперименты, беседы, проведение образовательной деятельности естественно-научного цикла (в групповой комнате, так и на улице), коллективные проекты («Цветник на подоконнике», «Воздух вокруг нас», «Здравствуй осень») и др. Разработаны картотеки экспериментов, наблюдений, познавательных бесед.
Для успешного усвоения и повышения интереса к занятиям нами также используются наглядные средства обучения и информационно-коммуникативные технологии.
Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста.
Грамотностью в вопросах здоровья является общая способность и готовность личности ребенка к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанных на личных знаниях и опыте, которые приобретены в образовательном процессе детского сада и семье.
В систему работы с детьми входит и активное использование технологии обучения здоровому образу жизни. Обучение идет через все виды детской деятельности во время пребывания его в образовательном учреждении. ЗОЖ-это не просто усвоение знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они будут применять в реальной жизни.
Здоровьесберегающие технологии, формы и методы работы помогают сформировать у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие, повышают результативность образовательного процесса.
Проводится образовательная деятельность, спортивные развлечения, праздники как в спортивном зале, также на свежем воздухе, подвижные игры, игровые ситуации, беседы, театрализованные представления, чтение художественной литературы, рисование по темам «Правильное питание» , «Режим дня», «Полноценный сон», «Хорошее настроение», «Свежий воздух», «Занятие спортом».
В современном мире, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, экономической деятельности. На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Приложение
Д/И «Волшебные цифры» Ребусы лабиринты
Д/И «Ассоциация» «Интересная математика»
Счетные палочки Кюизенера Блоки Дьенеша
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/08/picture-37454-1538970950.jpg)
Методическая разработка на тему "Формирование плавательных навыков через внедрение программы "Незабудка"
Формирование плавательных навыков дошкольников будет проходить наиболее успешно, при соблюдении следующих условий:............................
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/08/picture-155426-1491661888.jpg)
Методическая разработка по теме: «Формирование сенсорных эталонов – величина, цвет, форма с умственно отсталыми детьми, проживающих в ДДИ»
В статье представлена методика по форированию сенсорных эталонов - величины, цвета и формы....
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/17/picture-319393-1708163412.jpg)
Конспект НОД открытого занятия по ФЭМП на тему "Формирование функциональной грамотности через проблемное обучение» для детей подготовительной группы
Формирование функциональной грамотности через проблемное обучение» для детей подготовительной группы...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/03/picture-787602-1462253912.jpg)
Методическая разработка на тему: "Формирование предпосылок естественно-научной грамотности у старших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности"
Методическая разработка на тему: "Формирование предпосылок естественно-научной грамотности у старших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/12/picture-1125493-1552378061.jpg)
Методическая разработка занятия по формированию финансовой грамотности в подготовительной группе «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ФИНАНСОВ»
Цель: Сформировать основные элементы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста: раскрыть суть понятий "деньги", "валюта", "купюра". наличные и безналич...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/22/picture-1096163-1545494471.jpg)
Мастер – класс на тему: «Формирование функциональной грамотности детей дошкольного возраста через экспериментирование, как один из методов обучения и развития естественнонаучных преставлений дошкольников»
Мастер – класс на тему: «Формирование функциональной грамотности детей дошкольного возраста через экспериментирование, как один из методов обучения и развития естественнонаучных преставлен...
![](/sites/default/files/pictures/2025/01/16/picture-1552953-1737054981.jpg)
Доклад на тему: "Формирование функциональной грамотности у дошкольников через различные виды деятельности"
Доклад на тему: "Формирование функциональной грамотности у дошкольников через различные виды деятельности"...