Методическая разработка на тему: «Формирование функциональной грамотности»
методическая разработка по математике (старшая, подготовительная группа)

КИРИЛЛОВА ТАТЬЯНА ЛЕОНИДОВНА

Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему:

«Формирование функциональной грамотности»

Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Одна из важных задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в дошкольный период воспитания.

Функциональная грамотность, как средство раскрытия учебных навыков и возможностей детям старшего дошкольного возраста уже знакома. Именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики; естественнонаучных представлений, социально-коммуникативной компетентности и это является той благодатной почвой, которая впоследствии поможет детям приобретать и добывать знания самостоятельно, стремлению к самостоятельному обучению в дальнейшем; уметь общаться со взрослыми, педагогами и сверстниками, применять полученные знания в жизни.

Наша задача построить образовательный процесс с детьми таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативными, способными творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели с желанием победить.

Функциональная грамотность включает в себя:

Грамотность в чтении и письме - владение навыками речевой активности, способность ребенка понимать и использовать тексты, размышлять, расширять свои знания и возможности.

При обучении мы применяем различные дидактические игры и упражнения, игровые обучающие ситуации, которые помогают детям эффективно и качественно усваивать программный материал.

-Словесные д\игры: «Назови и опиши», «Вставить в предложение пропущенные слова», «Назови друзей», «Как без ссор решить спор», «Азбука», «Умные карточки»

-Мнемотаблицы (составление рассказов, заучивание стихов)

-Перфокарты по ЗКР (звуковой культуре речи)

-Серия сюжетных картинок

-Лого кубы: «Звери», «Птицы», «Интересные буквы»

Проводим образовательную деятельность по темам: «Осеннее путешествие», «Путешествие в зимний лес», «Весеннее путешествие», «Путешествие игрушек».

«Путешествие по маршруту чувств, поступок и дел» (проводится организованная образовательная деятельность по социально-личностному развитию), «Прогулка по улицам нашего города», «Какой транспорт мы можем встретить на улицах нашего города?» и др.

Важным компонентом готовности руки к письму является развитие мелкой моторики рук. Проводим пальчиковые игры, д\игры по развитию мелкой моторики рук для детей подготовительного возраста; проводим организованную образовательную деятельность по продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

Математическая грамотность-способность дошкольника определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет. Обучение математике проводится в игровой форме, атмосфере доброжелательности и поддержки ребёнка в поиске правильного решения поставленной задачи. Дети не только познают математику, но и осваивают навыки учебной деятельности: определяют задачу, направление поисков, оценивают результат, закрепляют полученные знания, учатся на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи, совершенствуют навыки количественного счета и т д.

Со своими ребятами мы часто применяем математические игры с цифрами и числами, игры-путешествия во времени, игры на ориентировку в пространстве, игры с геометрическими фигурами, графические диктанты, упражнения деления целого на части, логические блоки Дьенеша, кубики-Хамелеон, цветные счетные палочки Кюизенера и многое другое.

Грамотность в естественных науках-способность ребенка осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, формирование элементарных естественнонаучных представлений. Реализация этого раздела позволяет заложить базовые знания у детей, способствует формированию целостной картины мира. Кроме того, естественнонаучные представления являются тем содержанием, которое в наибольшей степени способствует развитию детского мышления, влечет развитие творческих способностей и проявления одаренности у детей.

 Перед нами стоит задача научить дошкольников ориентироваться в потоке информации, поступающей к ним отовсюду. Детям важно не только правильно усваивать и структурировать информацию, но и уметь целенаправленно искать и использовать ее.

В работе с детьми мы используем формы педагогической деятельности такие как, прогулки, опыты, исследования, эксперименты, беседы, проведение образовательной деятельности естественно-научного цикла (в групповой комнате, так и на улице), коллективные проекты («Цветник на подоконнике», «Воздух вокруг нас», «Здравствуй осень») и др. Разработаны картотеки экспериментов, наблюдений, познавательных бесед.

Для успешного усвоения и повышения интереса к занятиям нами также используются наглядные средства обучения и информационно-коммуникативные технологии.

Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста.

Грамотностью в вопросах здоровья является общая способность и готовность личности ребенка к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанных на личных знаниях и опыте, которые приобретены в образовательном процессе детского сада и семье.

В систему работы с детьми входит и активное использование технологии обучения здоровому образу жизни. Обучение идет через все виды детской деятельности во время пребывания его в образовательном учреждении. ЗОЖ-это не просто усвоение знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они будут применять в реальной жизни.

Здоровьесберегающие технологии, формы и методы работы помогают сформировать у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие, повышают результативность образовательного процесса.

Проводится образовательная деятельность, спортивные развлечения, праздники как в спортивном зале, также на свежем воздухе, подвижные игры, игровые ситуации, беседы, театрализованные представления, чтение художественной литературы, рисование по темам «Правильное питание» , «Режим дня», «Полноценный сон», «Хорошее настроение», «Свежий воздух», «Занятие спортом».

В современном мире, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, экономической деятельности. На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

Приложение

           

Д/И «Волшебные цифры»                                     Ребусы лабиринты

              

Д/И «Ассоциация»                                              «Интересная математика»

             

Счетные палочки Кюизенера                                   Блоки Дьенеша


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Формирование плавательных навыков через внедрение программы "Незабудка"

Формирование плавательных навыков дошкольников будет проходить наиболее успешно, при соблюдении следующих условий:............................

Методическая разработка по теме: «Формирование сенсорных эталонов – величина, цвет, форма с умственно отсталыми детьми, проживающих в ДДИ»

В статье представлена методика по форированию сенсорных эталонов -  величины, цвета и формы....

Методические разработки по теме "Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование"

"Формирование профессиональной компетентности педагога  через самообразование" методические разработки, анкеты и таблицы для анализа...

Методическая разработка на тему "Формирование глагольного словаря у детей 4-5 лет с ОНР через проектную деятельность"

В данной разработке представлен проект  по формированию глагольной лексики у детей 4-5 лет с ОНР "Глаголы любить - красиво говорить". Предлагается алгоритм и описание работы с дошкольниками ...

Методическая разработка на тему "Формирование словообразовательных умений и навыков у старших дошкольников с ОНР"

В данной разработке представлена презентация и сопровождение к ней. В презентации выделены задачи и этапы коррекционной работы  по формированию словообразования у детей старшего возраста с ОНР....

Конспект НОД открытого занятия по ФЭМП на тему "Формирование функциональной грамотности через проблемное обучение» для детей подготовительной группы

Формирование функциональной грамотности через проблемное обучение» для детей подготовительной группы...

Методическая разработка на тему: "Формирование предпосылок естественно-научной грамотности у старших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности"

Методическая разработка на тему: "Формирование предпосылок естественно-научной грамотности у старших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности"...