Консультация для родителей "Сенсорно – математическое развитие детей дошкольного возраста"
материал по математике (старшая группа)

Консультация для родителей "Сенсорно – математическое развитие детей дошкольного возраста".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx246.07 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Сенсорно – математическое развитие детей дошкольного возраста

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка - дошкольника. Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве).

   Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. А успех математического обучения обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован умственной деятельностью. Математика будет сопровождать его всю жизнь, и поэтому он должен усвоить и понимать ее азы. Математика наилучшим образом взаимосвязана с сенсорикой: формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, ее изучение способствует развитию памяти, воображение; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. В каждом возрастном периоде стоят свои задачи сенсорного развития, и решать их следует путем разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания с учетом последовательности формирования функции восприятия в онтогенезе. В старшем дошкольном возрасте у детей складывается представления об отдельных измерения величины: длине, ширине, высоте, а также о пространственных отношениях между предметами. Они начинают обозначать, как предметы располагаются относительно друг друга (за, перед, сверху, снизу, между, слева, справа и т.п.). Важно, чтобы дети овладели так называемыми глазомерными действиями. Это происходит, когда дошкольники овладевают умением измерять ширину, длину, высоту, форму, объем предметов.

    Сенсорное развитие – это развитие восприятия, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира и постепенное усвоение ребенком сенсорной культуры. Сенсорное развитие лежит в основе умственного, физического, эстетического развития ребенка. Его цель состоит в формировании сенсорных эталонов и способностей, позволяющих ребенку всесторонне воспринимать окружающий мир. Основной задачей сенсорного развития является создание

условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности. Развитие сенсорики начинается с того, что ребенок изучает особенности разных предметов. К 5 годам он должен научиться сравнивать свойства одного объекта и несколько объектов между собой на основе специальных сенсорных эталонов. Основная задача родителей во время сенсорного воспитания – помочь ребенку упорядочить хаотичные представления о вещах реальной действительности: от игрушек до произведений искусства.

   Цели сенсорного воспитания:

 формирование основы для развития интеллекта;

 формирование наблюдательности, внимания, воображения;

 расширение словарного запаса;

 развитие памяти: зрительной, звуковой, моторной, образной.

   Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
1. Является основой для интеллектуального развития.
2. Развивает наблюдательность.
3. Готовит к реальной жизни.
4. Позитивно влияет на эстетическое чувство.
5. Является основой для развития воображения.
6. Развивает внимание.
7. Влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной видов памяти.
8. Влияет на расширение словарного запаса.

математика для малышей | Manualidades, Imagenes de manualidades,  Actividades para preescolar

Сенсорно – математические игры

«Поставь столько, сколько услышишь»

Цель: упражнять в счете на слух.

Содержание игры: «Я буду стучать молоточком, а вы сосчитаете, сколько раз ударил молоточек, и поставьте в ряд на 1 игрушку меньше, чем ударов». Когда ребенок выполнят задание, спросить «Сколько игрушек ты поставили и почему?». Задание повторяется несколько раз.

Дидактическая игра «Собери капельки в стакан»

Цель: расширение словарного запаса в области основных цветов и форм предметов, развитие мелкой моторики. Оборудование: кружочки разного цвета, пластмассовые или пластиковые стаканы аналогичных цветов.

Ход игры: раскладываем перед детьми вырезанные цветные кружочки. Просим собрать капельки в стакан, проговаривая свои действия: «сюда положу капельку красного цвета, а сюда – желтого, а сюда – капельку зеленого цвета. Наберем целый стакан одинаковых капелек». Дети делают умозаключения, сравнивая цвета: «Такая же капелька; такая же рыбка; грибочки одинаковые».

Игра «Красная башенка»

Цель: Формирование умения выделять цвет предметов, выбирать из группы предметы нужного цвета, составлять группы предметов одного цвета.

Оборудование: Игрушка котенок, кубики красного, желтого и синего цвета.  

Содержание: В гости приходит маленький котенок (зайчонок, щенок). Котенок  просит малышей построить для него домик красного цвета. На столе лежат кубики красного, желтого и синего цвета. Необходимо дать ребенку по одному красному кубику и предложить помочь котенку. Но чтобы получилась башенка, ребенок должен выбрать еще несколько кубиков красного цвета.
Когда ребенок справятся с заданием, спросить : «Какого цвета твоя башенка?

Дидактические игры на восприятие формы

Дидактическая игра «Подбери фигуру»

Цель: закрепление представлений детей о геометрических фигурах, их названиях, формирование умения подбирать фигуры по образцу, закрепление навыка обследования геометрических форм приемом обведения и накладывания.

Оборудование: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона; карточки с контурами 5 геометрических фигур, по 1 фигуре каждой формы той же величины, как и контурные изображения на карточке.

Ход игры: В гости приходит зайчик. Он совсем не знает, что такое геометрические фигуры. Он перепутал все фигуры и ни одной не вставил правильно. Сейчас мы поиграем в очень интересную игру «Подбери фигуру» и объясним зайчику, какие бывают фигуры и как их обследовать. Показать круг и, обводя его пальцем, спросить: «Как называется эта фигура? Какая она по форме?». Показать овал, тоже обвести его пальцем: «А это какая форма?». То же самое проделать с другими фигурами в следующей последовательности: треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя фигуры, следует фиксировать внимание на углах. Разложить все фигуры на карточках так, чтобы они совпадали с нарисованными.

Дидактическая игра «Кому какая форма»

Цель: формирование умения группировать геометрические фигуры (овалы и круги) по форме. Оборудование: большие мишка и матрешка; по 3 круга и овала разных цветов и размеров, по 2 небольших подноса для каждого ребенка.

Ход игры: «сейчас я  расскажу одну историю, про игрушки. Жили-были мишка и матрешка. И были у них яркие, красивые фигурки. Как-то раз разбаловались мишка и матрешка и перемешали все фигуры. А так как они внешне очень похожи, то сами не смогли отличить овал от круга. Вот и принесли их нам, чтобы вы разложили по подносам овалы от круга» - продемонстрировать  круг и овал, попросить ребенка  вспомнить название этих фигур, показать, чем они отличаются друг от друга, обвести контуры фигур пальчиком и дать задание: «А теперь все кружочки положи на один поднос – матрешке, а все овалы на другой поднос – мишке». В  случае затруднений предложить ребенку обвести фигуру пальцем и сказать, как она называется.

Дидактические игры на восприятие величины

Дидактическая игра «Угости зайчика»

Цель: формирование умения группировать предметы по величине.

Оборудование: игрушечный заяц, большое и маленькое ведерко, по 5 больших и маленьких муляжей морковок на подносе.

 Ход игры: Показать зайца, предложить его рассмотреть и погладить. Затем сказать, что зайчик просит детей помочь ему собрать морковку и показывает поднос с морковью, делая акцент на то, что морковка большая и маленькая. Далее сказать, что большую морковку нужно класть в большое ведерко, а маленькую морковку в маленькое ведерко. Ребенок  выполняют задание, зайчик благодарит его за помощь. По такому же принципу можно группировать и другие большие и маленькие предметы в различные по величине емкости. Например, играя в следующие игры «Помоги кукле собрать кубики», «Положи мячи в корзинки», «Поставь машины в гараж» и т.д.

Упражнения на пространственное расположение предметов

 1. Упражнение «Что, где было? Что изменилось?». Задание: показать и назвать, что или кто находится над – под, выше – ниже, за – перед, справа – слева данного объекта или предмета. Объяснить, что изменилось.

2. Упражнение «Кто (что) где?». Задание: рассмотреть рисунки и рассказать, как расположены предметы относительного заданного (пользуясь полными предложениями, с использованием слов выше – ниже, ближе – дальше, справа – слева).

 3. Упражнение «Нарисуй фигуры». Задание: ребенку предлагается на листе бумаги в клетку нарисовать в центре - круг, слева - квадрат, выше круга - треугольник, ниже - прямоугольник, над прямоугольником - 2 маленьких кружка, под прямоугольником - маленький кружок. Задание ребенок выполняет последовательно.

Таким образом, развитие сенсорно - математического восприятия детей с использованием дидактических игр и упражнений способствует обогащению представлений ребенка об окружающей действительности и развитию продуктивных видов детской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей « Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста »

Консультация для воспитателей на тему: « Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста »( Использование в работе с детьми палочек Кюизенера и логических ...

Консультация для родителей «Роль настольных игр в математическом развитии детей дошкольного возраста» Авилова Е. И.

Консультация для родителей «Роль настольных игр в математическом развитии детей дошкольного возраста» Авилова Е. И. Родители дошколят постоянно слышат со всех советы как научить детей читать, но редко...

консультация для воспитателей "Особенности математического развития детей дошкольного возраста"

консультация для воспитателей" Особенности математического развития детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей : "Математическое развитие детей дошкольного возраста"

   Исследования последних лет показала, что маленький ребенок очень пластичен и легко обучаем, при этом важны формы обучения, оказывающие влияние на его психическое развитие. Под мате...

Консультация для родителей «Роль настольных игр в математическом развитии детей дошкольного возраста» Воспитатель Пучкина В. А. МБДОУ комбинированного вида №4

Консультация для родителей «Роль настольных игр в математическом развитии детей дошкольного возраста» Воспитатель Пучкина В. А. МБДОУ комбинированного вида  №4...

Консультация для воспитателей «Роль дидактических игр в математическом развитии детей дошкольного возраста»

Психологи и педагоги рассматривают усвоение и применение знаний как две стороны единого активного процесса обучения, в ходе которого не только выявляется качество знаний, но и происходит их обобщение,...