Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность
учебно-методический материал по математике (подготовительная группа)
Математика в жизни людей имеет огромное значение, даже если они не связывают свою профессиональную жизнь с ней. Считается, что математика сложна для освоения, поэтому педагогам следует тщательно подходить к выбору средств, методов, технологий обучения, и приступать к развитию математических представлений с самой первой ступени образования – дошкольной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_tolstosheeva_m.a.pptx.ppt | 2.61 МБ |
vystuplenie_tolstosheeva_m.a.docx | 14.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игровая деятельность
Виды игр 1. Игры со специально разработанным дидактическим материалом
2. Игры мини-ситуации Виды игр
3. Настольно-печатные игры Виды игр
4. Игры с предметами Виды игр
5. Словесные игры Виды игр
Классификация игр
Игровая деятельность
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность
Математика в жизни людей имеет огромное значение, даже если они не связывают свою профессиональную жизнь с ней. Считается, что математика сложна для освоения, поэтому педагогам следует тщательно подходить к выбору средств, методов, технологий обучения, и приступать к развитию математических представлений с самой первой ступени образования – дошкольной.
Одним из основных и главных видов деятельности дошкольников считается игра, в том числе и для развития математических способностей. Игровая деятельность способствует формированию моральных качеств, познавательной активности, умственному развитию ребенка. Педагог дошкольного образования, управляя игрой, влияет на различные стороны формирования личности (на сознание, понимание, чувство и на поведение). В большинстве случаев дидактические игры по формированию математических представлений детей направлены на развитие логического и критического мышления, на внимание и на понимание. Ученые Григорий Силович Костюк, Анна Михайловна Леушина, Абрам Аронович Столяр считают, что математика является элементарным уровнем коммуникации в обществе и повседневной жизни.
Игра – это осмысленная непродуктивная деятельность, где важным является не результат, а сам процесс. Математическая игра – является таким видом деятельности, в процессе которой дошкольники еще и обучаются, соревнуются, развивают свои математические представления.
Вопросом об изучении математических игр занимался научный исследователь Евгений Александрович Дышинский, который полагал, что игры состоят из различных увлекательных занятий, упражнений и задач, которые требуют у детей находчивости, смекалки, логического мышления и умения оценивать специфику и постановку проблемы.
Рассмотрим различные виды игр для формирования у детей дошкольного возраста математических представлений в зависимости от используемых средств:
1. Игры со специально разработанным дидактическим материалом, например, цветными палочками Кюизенера, логическими блоками Дьенеша, материалом Марии Монтессори, Вячеслава Воскобовича, Бориса Никитина и др.
2. Игры мини-ситуации преднамеренно организуются педагогом, для развития у детей внимания, математических представлений и логических связей. Примерами таких игр могут быть «Посмотри как много зверушек» (детям демонстрируется картинка с различными животными, и они определяют каких животных больше по количеству, какого они размера), «Расскажи, сколько вас в семье» (дети рассказывают о том, сколько членов семьи, кто старше, кто младше) и др.
3. Настольно-печатные игры направленны на развитие внимания, памяти и запоминания. Такие игры многообразны, основные типы: «Лото», «Домино» и др. Суть игры «Лото» заключается в том, что игрокам раздаются карточки, ведущий достает из мешочка фишки, игроки накрывают ими совпавшие картинки. Победитель тот, кто первый закроет все картинки. Игра «Домино» заключается в том, что детям раздается по шесть фишек, остальные находятся в банке. Участник, у которого есть фишка с одинаковыми картинками, начинает игру, остальные друг за другом раскладывают свои фишки со схожими картинками. Побеждает тот, у кого закончатся все фишки.
4. Игры с предметами – применяются различные игрушки, при взаимодействии с которыми ребята обучаются сопоставлять, находить схожесть и отличие предметов. Главной ценностью таких игр является знакомство со свойствами предметов (форма, цвет, величина). Также дети имеют возможность установить последовательность и сравнить игрушки.
5. Словесные игры способствуют развитию уже имеющихся представлений, углублению познания и приобретению навыков в новых изучениях. В данных играх детям дается возможность самим решить задачи, описать предметы, отгадать по описанию и др.
Игры можно классифицировать на:
1. Самостоятельные игры (игры в предметно-развивающей среде). В подобного рода играх ребенок не осознанно постигает различные формы, геометрические фигуры, числа и прочие математические понятия и отношения.
2. Игры под руководством педагога.
В зависимости от программных задач по формированию элементарных математических представлений игры могут быть направлены на развитие представлений о количестве и счете, величине, форме, пространственных или временных представлений.
Используя различного рода игры с дошкольниками по формированию математических представлений, педагог имеет возможность добиться более успешного решения проблемы формирования и развития математических представлений, усвоения программного материала, развития памяти, внимания, логического и критического мышления детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность
Использование игры для лучшего понимания математической сущности вопроса, уточнения и формирования математических знаний учащихся.Игра как способ познания дощкольниками окружающего мира, как средство ...
Самообразование «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
План по самообразованию, упражнения на развитие математических способностей для детей пяти - семи лет, математические игры "Количество и счет", дидактические игры для детей средней - подготовительной ...
«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
В статье отражены вопросы формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста по средствам игры....
План работы методобъеденеия «Познание» (ФЭМП) Тема : «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Цель: формирование у ребенка умения последовательно излагать свои мысли, включаться в разнообразную совместную познавательную деятельность, использовать математические знания для решения конкретных жи...
Доклад на тему: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
В доклад входят игры, развивающие математические способности у детей....
Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность
«Игра это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно,...
Опыт работы по теме «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».
В материале описан опыт работы воспитателя по теме "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"....