Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность
учебно-методический материал по математике (подготовительная группа)

Толстошеева Мария Алексеевна

Математика в жизни людей имеет огромное значение, даже если они не связывают свою профессиональную жизнь с ней. Считается, что математика сложна для освоения, поэтому педагогам следует тщательно подходить к выбору средств, методов, технологий обучения, и приступать к развитию математических представлений с самой первой ступени образования – дошкольной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon vystuplenie_tolstosheeva_m.a.pptx.ppt2.61 МБ
Файл vystuplenie_tolstosheeva_m.a.docx14.48 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Межрегиональная научно-практическая конференция XXII Глушковские чтения Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность Толстошеевой Марии Алексеевны воспитателя МДОУ «Оршанский детский сад «Колокольчик» Презентация выступления Оршанка 21 апреля 2023 Отдел образования администрации Оршанского района Республики Марий Эл МДОУ «Оршанский детский сад «Колокольчик»

Слайд 2

Игровая деятельность

Слайд 5

Виды игр 1. Игры со специально разработанным дидактическим материалом

Слайд 6

2. Игры мини-ситуации Виды игр

Слайд 7

3. Настольно-печатные игры Виды игр

Слайд 8

4. Игры с предметами Виды игр

Слайд 9

5. Словесные игры Виды игр

Слайд 10

Классификация игр

Слайд 11

Игровая деятельность

Слайд 12

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Математика в жизни людей имеет огромное значение, даже если они не связывают свою профессиональную жизнь с ней. Считается, что математика сложна для освоения, поэтому педагогам следует тщательно подходить к выбору средств, методов, технологий обучения, и приступать к развитию математических представлений с самой первой ступени образования – дошкольной.

Одним из основных и главных видов деятельности дошкольников считается игра, в том числе и для развития математических способностей. Игровая деятельность способствует формированию моральных качеств, познавательной активности, умственному развитию ребенка. Педагог дошкольного образования, управляя игрой, влияет на различные стороны формирования личности (на сознание, понимание, чувство и на поведение). В большинстве случаев дидактические игры по формированию математических представлений детей направлены на развитие логического и критического мышления, на внимание и на понимание. Ученые Григорий Силович Костюк, Анна Михайловна Леушина, Абрам Аронович Столяр считают, что математика является элементарным уровнем коммуникации в обществе и повседневной жизни.

Игра – это осмысленная непродуктивная деятельность, где важным является не результат, а сам процесс. Математическая игра – является таким видом деятельности, в процессе которой дошкольники еще и обучаются, соревнуются, развивают свои математические представления.

Вопросом об изучении математических игр занимался научный исследователь Евгений Александрович Дышинский, который полагал, что игры состоят из различных увлекательных занятий, упражнений и задач, которые требуют у детей находчивости, смекалки, логического мышления и умения оценивать специфику и постановку проблемы.

Рассмотрим различные виды игр для формирования у детей дошкольного возраста математических представлений в зависимости от используемых средств:

1. Игры со специально разработанным дидактическим материалом, например, цветными палочками Кюизенера, логическими блоками Дьенеша, материалом Марии Монтессори, Вячеслава Воскобовича, Бориса Никитина и др.

2. Игры мини-ситуации преднамеренно организуются педагогом, для развития у детей внимания, математических представлений и логических связей. Примерами таких игр могут быть «Посмотри как много зверушек» (детям демонстрируется картинка с различными животными, и они определяют каких животных больше по количеству, какого они размера), «Расскажи, сколько вас в семье» (дети рассказывают о том, сколько членов семьи, кто старше, кто младше) и др.

3. Настольно-печатные игры направленны на развитие внимания, памяти и запоминания. Такие игры многообразны, основные типы: «Лото», «Домино» и др. Суть игры «Лото» заключается в том, что игрокам раздаются карточки, ведущий достает из мешочка фишки, игроки накрывают ими совпавшие картинки. Победитель тот, кто первый закроет все картинки. Игра «Домино» заключается в том, что детям раздается по шесть фишек, остальные находятся в банке. Участник, у которого есть фишка с одинаковыми картинками, начинает игру, остальные друг за другом раскладывают свои фишки со схожими картинками. Побеждает тот, у кого закончатся все фишки.

4. Игры с предметами – применяются различные игрушки, при взаимодействии с которыми ребята обучаются сопоставлять, находить схожесть и отличие предметов. Главной ценностью таких игр является знакомство со свойствами предметов (форма, цвет, величина). Также дети имеют возможность установить последовательность и сравнить игрушки.

5. Словесные игры способствуют развитию уже имеющихся представлений, углублению познания и приобретению навыков в новых изучениях. В данных играх детям дается возможность самим решить задачи, описать предметы, отгадать по описанию и др.

Игры можно классифицировать на:

1. Самостоятельные игры (игры в предметно-развивающей среде). В подобного рода играх ребенок не осознанно постигает различные формы, геометрические фигуры, числа и прочие математические понятия и отношения.

2. Игры под руководством педагога.

В зависимости от программных задач по формированию элементарных математических представлений игры могут быть направлены на развитие представлений о количестве и счете, величине, форме, пространственных или временных представлений.

Используя различного рода игры с дошкольниками по формированию математических представлений, педагог имеет возможность добиться более успешного решения проблемы формирования и развития математических представлений, усвоения программного материала, развития памяти, внимания, логического и критического мышления детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Использование игры для лучшего понимания математической сущности вопроса, уточнения и формирования математических знаний учащихся.Игра как способ познания дощкольниками окружающего мира, как средство ...

Самообразование «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

План по самообразованию, упражнения на развитие математических способностей для детей пяти - семи лет, математические игры "Количество и счет", дидактические игры для детей средней - подготовительной ...

«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

В статье отражены вопросы формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста по средствам игры....

План работы методобъеденеия «Познание» (ФЭМП) Тема : «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Цель: формирование у ребенка умения последовательно излагать свои мысли, включаться в разнообразную совместную познавательную деятельность, использовать математические знания для решения конкретных жи...

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

«Игра это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно,...

Опыт работы по теме «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

В материале описан опыт работы воспитателя по теме "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"....