Проект «Цветной мир» (сенсорное воспитание детей 1,5–3 лет)
проект по математике
Проект «Цветной мир»
(сенсорное воспитание детей 1,5–3 лет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_tsvetnoy_mir.docx | 633.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Цветной мир»
(сенсорное воспитание детей 1,5–3 лет)
Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.
Продолжительность: долгосрочный.
Участники: дети, воспитатели, родители воспитанников.
Особое внимание уделяется интеллектуальному и познавательному развитию маленьких детей, так как это служит базой для дальнейшего развития ребёнка.
Актуальность темы
Ранний возраст является сенситивным для формирования сенсорного опыта детей. Дети начинают подбирать крышки (круглые и квадратные) к коробочкам и шкатулкам соответствующих форм; составлять разрезные картинки из 2-3 частей; собирать дидактические игрушки (матрёшки, пирамидки); упражняются в соотнесении плоскостных фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) с отверстиями дидактической коробки; учатся различать четыре цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный) и по предложению взрослого отбирать предметы определённого цвета.
Для накопления сенсорных представлений, что предусматривает знакомство с формой, величиной и цветом, важно использовать специальные (яркие, красочные, интересные и разные) дидактические пособия, которые позволяют формировать сенсорные представления детей раннего возраста поэтапно, переходя от простого к сложному.
В процессе знакомства детей с сенсорными эталонами я делаю акцент на цвето-восприятии, особое внимание уделяя играм и занятиям, позволяющим включать ребёнка в доступные ему виды деятельности. Это позволяет активизировать восприятие, память, мышление для систематизации полученной ребёнком информации. Особое внимание мной уделяется также и дидактическому материалу, который должен соответствовать всем необходимым требованиям.
Цель проекта: обеспечить накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.
Задачи:
Образовательные:
способствовать формированию первоначальных представлений о цвете, форме и величине при ознакомлении с окружающей действительностью.
Развивающие:
Создавать условия для развития познавательной активности, коммуникативных навыков, познавательно-исследовательской деятельности детей.
Способствовать развитию восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения.
Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Пополнять и обогащать словарный запас детей:
Существительными: круг, квадрат, треугольник, пирамидка, матрёшка, кубик, кирпичик и др.
Прилагательными: жёлтый, красный, синий, белый, оранжевый, зеленый, голубой, большой, маленький, круглый, квадратный, высокий, низкий.
Числительными: один, много.
Наречиями: высоко, низко.
Пространственными предлогами: в, на, под, с, за.
Воспитательные:
Воспитывать познавательный интерес, любознательность.
Содействовать воспитанию эстетических чувств у детей через цветовосприятие.
Интеграция образовательных областей
ОО | Мероприятия | Задачи |
Познавательное | Чтение книг и стихов Беседы Рассматривание Дидактические игры Занятия «Теремок» «Репка» «Курочка Ряба» *Настольный театр «Колобок» | * Обогащать сенсорный опыт детей |
Речевое | * Расширять запас понимаемых слов. | |
Социально-коммуникативное | *Представлять детям возможность играть с разнообразными дидактическими материалами * Проговаривать цвета каждого животного (рыжая лиса, серый зайчик, коричневый мишка, желтый колобок, серый волк, серая мышка, зеленая лягушка), цвет одежды | |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование: | * Развивать художественное восприятие, воспитывать доступные пониманию детей произведения изобразительного искусства |
Физическое | Пальчиковые игры | *Формировать умение сохранять правильную осанку |
Предполагаемый результат:
Дети - любознательные, наблюдательные, уверенные в себе, активные; умеют различать и называть основные цвета спектра и некоторые их оттенки; сформированы навыки самостоятельной деятельности, активно развиваются творческие способности.
Родители - активные участники (помогают изготавливать игры по сенсорике, приобретать новые дидактические пособия), включаются в воспитательно образовательный процесс.
Педагоги - накопление практического опыта, обогащение и оптимизация предметно развивающей среды для детей раннего возраста.
Этапы работы над проектом
I ЭТАП - Подготовительный
Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОС.
Создание условий, необходимых для реализации проекта. Обогащение предметно-развивающей среды, сбор и анализ литературы по данной теме.
1. Дидактические и настольно-печатные игры:
«Валенки»
«Радуга»
«Елочка»
«Бабочки»
«Найди шарик»
«Помоги пчелке»
«Домики»
«Парочки»
«Павлин»
«Найди по цвету и размеру» (усложнение)
Игры-застежки (лягушка, ежик, цветок, бабочка, грибочек)
2. Наглядно-дидактические пособия:
Картотека стихов о цветах.
Дидактические пособия с пристегиванием предметов.
Книги с иллюстрациями предметов по цветам.
Дидактические пособия для ознакомления детей раннего возраста с цветом, формой и величиной.
Раскраски, цветные иллюстрации.
3. Разработка ОД в интеграции образовательных областей: ознакомление с окружающим и рисование.
Рисование «Солнышко».
Рисование «Травка».
II ЭТАП - Основной
Совместная деятельность с детьми:
Для развития мелкой моторики: предметы-вкладыши, стержни для нанизывания колец, дидактические игрушки, включающие различные виды застежек (пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии).
Игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими вкладышами, мозаикой.
Дидактические игры,
Самостоятельные игры малышей.
Чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.
НОД:
Рисование
«Солнышко» (красками)
«Травка» красками
«Листочки танцуют» красками
«Иголки у ежика» карандашами
«Дождик» карандашами
Лепка
«Колобок»,
«Колючий ежик».
Аппликация
Коллективная работа «Осенний букет»
«Рябинка»
Взаимодействие с родителями
1. Консультации:
«Как научить ребенка различать цвета».
«Развитие чувства цвета у детей раннего возраста».
«Игры для малышей своими руками».
«Развитие сенсорных способностей детей».
«Цветные фантазии».
2. Папки-передвижки:
«Сенсорное развитие детей раннего возраста».
«Играем вместе с ребенком - игры и упражнения по знакомству с цветом, величиной и формой».
«Роль цвета в жизни ребенка».
3. Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.
4. Оформление выставок детских работ.
III ЭТАП - Заключительный
В ходе реализации проекта:
- С детьми были проведены различные дидактические игры по развитию сенсорики и мелкой моторики рук.
- Дети рассматривали много иллюстраций по теме проекта, слушали стихи и книги о цветах
- Активизирован словарный запас детей по теме проекта.
- Полученные новые знания закреплены на продуктивных занятиях - рисование красками, карандашами, аппликация и лепка.
Анализ результатов проекта:
В ходе проекта обогатилась предметно-пространственная среда группы (изготовлено и приобретено много дидактических игр)
У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию.
Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр, консультации по изготовлению дидактических игр.
Презентация проекта:
Представление опыта работы на муниципальном семинаре «Дидактические игры по ФЭМП» в рамках МО старших воспитателей.
Публикация проекта в Издательском доме «Первое сентября»
Приложения
Подборка стихов о цветах.
Игровая деятельность детей (фото)
Подборка консультаций для родителей
Фото новых игр по знакомству с цветом.
Методическая литература
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: кн. для воспитателя детского сада / А.К.Бондаренко. - М.: Просвещение, 1991.
Гризик Т.И. «Познаю мир» - Москва: Просвещение, 2007.
Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников». М.: Сфера 2003.
Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ». М., Сфера 2007.
Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в изостудии. - М.: Карапуз-дидактика, 2008.
Синкевич В.В. «Физкультура для малышей». М., Детство-пресс. 2002.
Э.Г.Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет».
Венгер Л.А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет». - М.: Просвещение, 1995.
Венгер Л.А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников». - М.: Просвещение, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: "Сенсорное воспитание детей с ЗПР. Задачи,формы и методы сенсорного воспитания".
Задачи,формы и методы сенсорного воспитания....
Проект на тему: Сенсорное воспитание детей раннего возраста
Сенсорное развитие - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д....
Творческий проект «Учимся играя» (сенсорное воспитание детей дошкольного возраста)
Данный проект способствует успешному освоению сенсорных эталонов и сенсомоторного развития дошкольников через дидактические игры и упражнения, а также направлен на повышение уровня компетентности у пе...
"Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста"- презентация для родительской гостиной. Консультация для родителей по вопросам воспитания в области сенсорного восприятия мира детьми дошкольного возраста
Консультация для родителей по вопросам воспитания в области сенсорного восприятия мира детьми дошкольного возраста...
Проект «Цветная мозайка» по сенсорному воспитанию детей
Цель проекта: закрепить знания детей в названии цветов (красный, синий, желтый, зеленый) в различных видах деятельности, дать понятие - «разноцветный», развить люб...
Проект «Цветной мир» (сенсорное воспитание детей 1,5-3 лет )
Обеспечить накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах,...
Инновационный проект "Разноцветное настроение" (Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр)
laquo;Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека»Б. Г. Ананьев. Раннее детство - особый период становле...