Развитие математических способностей
учебно-методическое пособие по математике (старшая группа)

Шапиева Патимат Шахаваттиновна

Математика- это сложная наука для многих взрослых, но в то же время легко может быть понята многими пятилетними малышами. Дети легко справляются с пониманием расположения предметов: внизу справа, спереди.

Да и основные геометрические фигуры, такие как квадрат, прямоугольник круг и другие ребенок распознает хорошо. По форме, по цвету, по величине, распределяя их при этом на равные и не равные части. Так же легко может улавливать даже незначительные различия между предметами. Например, эта полоса длинная, а эта чуть длиннее, эта широкая, а эта чуть шире.

Если на столе поставить три одинаковых предмета, разной высоты, ребенок сможет расположить их «по росту», начиная с самого низкого или самого высокого.

Считает от 0 до 10 и может сопоставить цифру и количество предметов. Многие дети берут в руку карандаш или ручку и начинают учиться писать цифры.

Хорошо складывает пазлы или разрезанные рисунки, состоящие из 3 или 4 частей. Складывает по образцу многосоставные постройки из конструктора, конусов, кубиков, пирамидок. Собирает лего и хорошо складывает разные фигурки из мозаики.

Называет одним обобщающим словом некую группу предметов. Например, волк, лиса заяц – дикие животные, свинья, корова – домашние, понедельник , среда – дни недели, осень весна – времена года. Хорошо определяет среди нескольких предметов одной группы один лишний или пару к выделенному.

Ребята могут сразу ответить на сложные вопросы, так как развивается логическое мышление. Например, Можно ли летом кататься на лыжах и снегоходах? Зачем зимой включают обогревательные приборы? Почему летом нужно надевать панамку? …

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_matematicheskih_sposobnostey.docx24.71 КБ

Предварительный просмотр:

Шапиева Патимат Шахаваттиновна

ГБДОУ №9 Московского района г.Санкт-Петербург

Развитие математических способностей у дошкольников 4-5 лет

Математика- это сложная наука для многих взрослых, но в то же время легко может быть понята многими пятилетними малышами. Дети легко справляются с пониманием расположения предметов: внизу справа, спереди.

Да и основные геометрические фигуры, такие как квадрат, прямоугольник круг и другие ребенок распознает хорошо. По форме, по цвету, по величине, распределяя их при этом на равные и не равные части. Так же легко может улавливать даже незначительные различия между предметами. Например, эта полоса длинная, а эта чуть длиннее, эта широкая, а эта чуть шире.

Если на столе поставить три одинаковых предмета, разной высоты, ребенок сможет расположить их «по росту», начиная с самого низкого или самого высокого.

Считает от 0 до 10 и может сопоставить цифру и количество предметов. Многие дети берут в руку карандаш или ручку и начинают учиться писать цифры.

Хорошо складывает пазлы или разрезанные рисунки, состоящие из 3 или 4 частей. Складывает по образцу многосоставные постройки из конструктора, конусов, кубиков, пирамидок. Собирает лего и хорошо складывает разные фигурки из мозаики.

Называет одним обобщающим словом некую группу предметов. Например, волк, лиса заяц – дикие животные, свинья, корова – домашние, понедельник , среда – дни недели, осень весна – времена года. Хорошо определяет среди нескольких предметов одной группы один лишний или пару к выделенному.

Ребята могут сразу ответить на сложные вопросы, так как развивается логическое мышление. Например, Можно ли летом кататься на лыжах и снегоходах? Зачем зимой включают обогревательные приборы? Почему летом нужно надевать панамку? …

В этом возрасте малыши различают овощи, которые мама принесла с рынка или вырастила на огороде. Знают, когда они зеленые, а когда созрели и их можно употреблять в пищу.

Знают названия насекомых, могут немного рассказать о них, как передвигаются: прыгают, ползают, или летают.

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации уже с дошкольного возраста, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры. Надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему скучно?

Основное усилие и педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. Важно воспитать и привить интерес к математике.

Пополнять свои знания по математике ребенок должен не только с занятий по математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходите вы, родители ребенка. Здесь ваша помощь неоценима, помощь родителей, которые желают внести свою лепту в дело развития и воспитания собственного ребенка.

Мамам и папам, бабушкам и дедушкам не следует забывать, что принудительное обучение бесполезно и даже вредно. Выполнение заданий должно начинаться с предложения: «Поиграем?».

Обсуждение заданий следует начинать тогда, когда малыш не очень возбужден и не занят каким-либо интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра-дело добровольное! Пожертвуйте ребенку немного своего времени, и не обязательно свободного; по дороге в детский сад или домой; на кухне, на прогулке и даже в магазине, когда одеваетесь на прогулку и. т. д. Ведь в программе по ФЭМП, для детских садов, выделены основные темы: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве и времени». Всем этим понятиям вы можете уделить внимание и в повседневной жизни. Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые. Для старших: спросите, какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет. Выбери предмет похожий по форме на ту или иную фигуру. Спросите чего у них по два: две руки, две ноги, два уха, два глаза, две ступни, два локтя, пусть ребенок покажет их. И чего по одному.

Поставьте чашки, спросите, сколько нужно поставить тарелок, положить ложек, вилок, если будут обедать 3 или 4 человека. С какой стороны должна лежать ложка, вилка. Принесли домой фрукты, яблоки и груши. Спросите, чего больше? Что для этого нужно сделать. Это можно сделать без счета, путем парного сопоставления. Если пересчитать, то можно сравнить числа (груш больше, их 5, а яблок меньше, их 4.) Варите суп, спросите, какое количество овощей пошло, какой они формы, величины. Построил ваш ребенок 2 башенки, домики, спросите какой выше, ниже.

По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше - ниже, толще - тоньше). Рисует ваш ребенок. Спросите его о длине карандашей, сравните их по длине, чтоб ребенок в жизни, в быту употреблял такие слова как длинный - короткий, широкий - узкий (шарфики, полотенца, например), высокий - низкий (шкаф, стол, стул, диван); толще -тоньше (колбаса, сосиска, палка). Используйте игрушки разной величины (матрешки, куклы, машины), различной длины и толщины (палочки, карандаши, куски веревок, ниток, полоски бумаги, ленточки...) Ребенок должен к школе пользоваться правильными словами для сравнения по величине.

Читая книги с детьми, ориентируйте их на характерные особенности животных (у зайца - длинные уши, короткий хвост; у коровы - четыре ноги, у козы рога меньше, чем у оленя). Сравнивайте все вокруг по величине.

Дети знакомятся с цифрами. Обращайте внимание ребят на цифры, которые окружают нас в повседневной жизни, в различных ситуациях, например на циферблате, в календаре, в рекламной газете, на телефонном аппарате, страница в книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины.

Вместе с ребенком поиграйте в игру «Кто больше найдет цифр в окружении?». Предложите поиграть в игру «Какое число пропущено?». Ребенок закрывает глаза, а вы в этот момент убираете одну из карточек с цифрой, соединив так, чтоб получился непрерывный ряд. Ребенок должен сказать, какой карточки нет, и где она стояла. Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и времени.

Обращайте на это внимание в повседневной жизни. Спрашивайте ребенка, что находится слева, справа от него, впереди, сзади. Обращайте внимание на то, когда происходит те или иные события, используя слова: вчера, сегодня, завтра (что было сегодня, что было вчера и что будет завтра). Называйте день недели, спрашивайте его; а какой был вчера, будет завтра. Называйте текущий месяц, если есть в этом месяце праздники или знаменательные даты, обратите на это внимание. Поиграйте в игру «Найди игрушку». Спрячьте игрушку, «Раз, два, три - ищи!» - говорит взрослый. Ребенок ищет, найдя, он говорит, где она находилась,

Непосредственно дома на кухне, расскажите ребенку про объем (вместимостью сосудов), сравнив по вместимости разные кастрюли и посуду.

Так, в непосредственной обстановке, тратя на это небольшое количество времени, вы можете познакомить ребенка со многими математическими понятиями, помочь их лучшему усвоению и пониманию, поддерживая и развивая интерес к математике.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста с использованием математических сказок"

Вопросом формирования математических представлений у детей дошкольного возраста занимались многие педагоги (начиная с Я.А. Коменского и заканчивая современными исследователями - Т.И.Ерофеевой, Н.Я. Бо...

математический проект"Развитие математических способностей посредством интеллектуальных игр"

Ключом развития математических способностей является организация целенаправленной интеллектуально- познавательной деятельност,и и именно интеллектуальные игры опираются на поисковую ...

Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством математических сказок

Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направ...

Проект по развитию математических способностей старших дошкольников «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЗНАЙКА»

Цель проекта: Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, цифр и линий во вз...

«Развитие математических способностей посредством развивающих математических игр»

Дети  дошкольного возраста проявляют интерес к математике, однако эти знания спонтанные ине систематические. В связи с эти меня заинтерисовала эта проблема, как развить математические спосо...

Перспективное тематическое планирование по математическому кружку «Архимед » в средней группе №3 в целях реализации темы по самообразованию " Развитие математических способностей посредством интеллектуальных игр"

Организованная работа по развитию математических способностей детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями и с использованием интеллектуальных игр. Работа с детьми по плану бу...