Картотеки подвижных игр "Математика в движении"
картотека по математике (подготовительная группа)

Екатерина Игоревна Чиндяева

картотека математических игр

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека математических игр.

(математика в движении)

Подвижная игра «Найди столько же»

Цель: формировать представление о числе и количестве, обучение счёту.

Вариант 1. На полу или столе карточки разложены кругом, рисунком

вниз. На карточках нарисованы предметы в разных количествах (на одной

карточке один предмет, на другой два предмета и т. д.) Дети под музыку

бегут гуськом вокруг стола, при остановке музыки дети останавливаются,

каждый берёт ту карточку, возле которой остановился, считает количество

предметов и ищет в группе то место, где столько же предметов разложено

(воспитатель готовит это заранее) и бежит к тому месту.

Вариант 2. На карточках могут быть изображены цифры.

Вариант 3. На карточках, как и в первом варианте изображение

предметов, посчитав предметы на своей карточке, дети ищут в группе

изображение соответствующей цифры и бегут к ней.

Эстафета «Быстрый счёт».

Цель: формировать представление о числе и количестве, тренируем умение

быстро считать.

Вариант 1. Дети могут поделиться на две команды, предварительно

детям раздаются карточки с разным количеством изображаемых предметов.

Игроки по очереди по сигналу бегут к своему столу, где игрушки. Каждый

игрок должен взять то количество игрушек, которое изображено у него на

карточке, бегом или вприпрыжку возращается к своей команде и складывает

предметы в корзину (у каждой команды своя корзина), чья команда закончит

быстрей собирать свою корзину.

Вариант 2. На карточках могут быть цифры.

Вариант 3. Каждый игрок оставляет в своих руках то количество

игрушек, которое он взял, так мы проверяем правильность выполнения

задания каждым ребёнком.

Вариант 4. Игроки посчитав количество предметов на своей карточке,

по очереди бегут к столу и берут соответствующую цифру, возвращаются на

место к своей команде. Чья команда быстрей соберется.

Подвижная игра «Сделай столько же»

Цель:

Вариант 1. Ведущий каждому игроку говорит на ушко число от 1 до 5 (

старшая группа) или от 1 до 10 (подготовительная группа), игрок выполняет

это количество упражнений, дети считают хором, таким образом угадывают

число, которое ведущий с ребёнком загадали.

Вариант 2. «Сделай на один меньше (больше)»

Эстафета «Посади огород»

Две команды, два поля 1,5 на 1,5 м, расчерченные на 9 квадратов с

цифрами.

1 2 3

4 5 6

7 8 9

Вариант 1. По сигналу игроки бегут по очереди к своему полю и кладут в

один из квадратов количество игрушек, соответствующее цифре.

Вариант 2. Игрушки уже разложены в клетках, но количество игрушек не

соответствует нужной цифре, игроки подбегая считают игрушки в одной из

клеток, сравнивают с цифрой и выполняют действие убрать или добавить

игрушку.

Вариант 3. Вместо цифр могут быть геометрические предметы, ребёнок

достаёт из корзины одну из геометрических фигур и кладёт на одну из

клеток. Чья команда быстрей соберёт своё поле.

Подвижная игра «Собираем урожай» или («Принеси столько же, сколько

услышишь звуков»)

Цель: развитие слухового внимания, умения считать количество звуков,

развитие сенсорного восприятия.

Воспитатель стучит молоточком, дети считают, затем идут по группе и

каждый набирает такое же количество предметов. Задачу можно усложнять,

набирать предметы определённых формы или цвета.

Можно использовать эту игру при работе с раздаточным материалом.

Сделать так, чтобы предметов стало столько же, сколько раз простучит

молоточек, или на один меньше или на один больше.

Игра с мячом «Имена моих соседей»

Цель: развитие внимательности, памяти, ориентировки в пространстве

(право-лево)

Вариант 1. Дети стоят в кругу и передают друг другу мяч. Тот, кто

получил мяч в руки называет своё имя и имена соседей.

Вариант 2. Получив мяч, ребёнок называет только того, кто справа или

только того, кто слева.

Игра «Кто ушёл»

Цель: развитие памяти, обучение порядковому счёту.

10 детей строятся в шеренгу, остальные считают их по порядку и

запоминают последовательность построения. Затем закрывают глаза. Один из шеренги уходит. Дети угадывают, кто ушёл и где он стоял.

Эстафета «Схемы»

Цель: развитие внимания, развитие сенсорного восприятия, развитие

мышления, закрепление знаний геометрических фигур.

Вариант 1. У каждого ребёнка карточка-схема с геометрическими

фигурами, каждый из них должен выложить эту же схему у себя на столе.

Вариант 2. По заданной схеме на карточке дополняем большую схему

на столе недостающими фигурами.

Рекомендации: схемы могут быть расположены как в таблице, так и по

горизонтали. Дети могут выполнять задания как индивидуально, так и

соревнуясь в эстафете.

Игра «Живая неделька»

Цель: обучение дням недели.

У детей карточки с разным количеством пуговиц (от 1 до 7), по

количеству пуговиц на своей карточке дети определяют свой день недели,

под музыку двигаются, при остановке мелодии, выстраиваются в шеренгу в

соответствии с днями недели.

Игра «Путешествие по схеме»

Цель: знакомство с клеткой, развитие умения ориентироваться по схеме и в

пространстве, развитие мышления, обучение умению считать свои движения.

Вариант 1. Схема на листе в клетку, где одна клетка соответствует

одному шагу, ребёнок движется по схеме и выкладывает карточку с

изображением того предмета, который изображён на схеме.

Вариант 2. Дети встают в шеренгу. Бросаем большой кубик с точками,

сколько выпало на верхней грани, столько шагов делает ребёнок, бросивший

кубик.

Игра «Кто быстрей построит фигуру»

Цель: закреплять умения строить по образцу, самостоятельно подбирать

строительный материал;

Рекомендации: игра может быть индивидуальной или в виде командной

эстафеты; игра может быть настольной (счётные палочки, плоские

настольные геометрические фигуры) или напольной (гимнастические палки,

напольные геометрические фигуры), можно использовать кубики Никитина.

Каждому ребёнку или команде даётся схема.

Подвижная игра «Не ошибись»

Цель: развивать восприятие, умение выделять свойства предметов,

сравнивать их и группировать.

Дети делятся на три команды. В центре корзина с геометрическими

фигурами. У каждой команды лежит обруч, каждая выполняет своё задание:

одна собирает фигуры определённого цвета, другая формы, третья отбирает

фигуры по величине (все большие или все маленькие). Можно четвёртой

команде собирать все фигуры, сделанные из определённого материала.

Игра «Весёлый круг» или («Где звенит колокольчик?»)

Цель: совершенствование умения определять пространственное направление

относительно себя.

Дети встают в круг и закрывают глаза. Воспитатель ходит по кругу,

останавливается около ребёнка и звенит колокольчиком. Ребёнок определяет,

где звенит колокольчик (впереди, сзади, слева, справа, вверху).

Игра «Кто где стоит»

Цель: учить определять местоположение людей и предметов относительно

себя и обозначать его словами впереди, сзади, слева, справа.

Дети становятся в круг, один в центре, под музыку дети идут в хороводе,

при слове «стоп» дети останавливаются, ребёнок в центре определяет, кто из

ребят у него впереди, кто сзади, кто справа, кто слева.

Игра «Лабиринт»

Цель:

2-3 лабиринта на полу из цветных длинных шнурков, 2-3 команды детей

по 3-4 человека продвигаются цепочкой. Держась за руки по лабиринтам,

каждый по своему.

Игра «Весёлая гусеница»

Цель: тренировка количественного и порядкового счёта, быстроты реакции и

умения работать в команде.

Детям раздаются карточки с изображением разного количества предметов

(например, карточка с изображением двух предметов, карточка с тремя

предметами и т. д.). Под музыку дети танцуют, с окончанием музыки должны

выстроиться в ряд по порядку, первый ребёнок с карточкой, где один

предмет и т. д. Можно устроить командное соревнование, чья гусеница

соберётся быстрее. Можно использовать карточки с цифрами.

Игра с мячом «Назови следующее число» (предыдущее)

Цель: закрепить порядковый счёт.

Дети стоят в круге. Ведущий бросает и называет число, ребёнок называет

следующее или предыдущее и возвращает мяч ведущему.

Игры на формирование пространственных представлений: слева,

справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.

Игра «Что справа».

Дети сидят вдоль края ковра. По всем сторонам ковра расположено по 5-6

игрушек.

Вариант 1. Ведущий просит детей вспомнить, где у них правая рука. Затем

одному из детей предлагается встать в центр на ковре и назвать – какие

игрушки расположены справа от него. При этом каждый следующий

ребёнок повёрнут в другом направлении по сравнению с предыдущим.

Вариант 2. Ведущий или кто-нибудь из детей называет игрушки,

расположенные в одном ряду и просят ребёнка, находящегося в центре ковра

назвать – с какой они стороны.

Вариант 3. Ведущий просит одного из детей встать так, чтобы игрушки,

сидящие по одной из сторон ковра (называет их), были справа от него.

Игра «На плоту».

Цель: развивать пространственную ориентировку.

Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Каждый

стоит на воображаемом плоту. Ведущий задаёт индивидуально вопросы

детям, при этом постоянно просит их изменить направление. Например,

«Петя, кто стоит у тебя слева; Маша, кто стоит сзади тебя; Серёжа, кто стоит

перед тобой; все повернулись налево; Таня, кто стоит слева от тебя» и т.д.

Игра «Скажи наоборот».

Цель: закрепить пространственные понятия.

Эту игру можно проводить как со всеми детьми, так и с 1-2. Ведущий

называет пространственные ориентиры, а ребёнок, получивший знак (мяч,

стрелка, фишка и т.п.), называет ориентир, противоположный по значению.

Например: лево – право, верх – низ, и т.д.

Игры на формирование умений ориентироваться в движении.

Игра «Куда пойдёшь и что найдёшь».

Перед игрой все дети рассаживаются полукругом перед полками с

игрушками. Один из детей поворачивается лицом ко всем детям, но при этом не видит, куда ведущий спрятал игрушку. Затем ведущий даёт инструкции этому ребёнку. Например, сделай 2 шага вперёд, 3 шага влево, ещё 1 шаг вперёд, ищи на нижней полке. В роли ведущего вначале выступает педагог, затем – это может быть ребёнок, правильно выполнивший инструкцию.

Игра «Новая походка».

Эту игру можно проводить с 1-2 детьми на прогулке. Мы

договариваемся, что сейчас будем ходить не как все люди, а по особенному.

Например, два шага вперёд, один шаг вправо, или шаг назад, два шага

вперёд. При усложнении игры ребёнок должен не только контролировать

свою «походку», но и повернуть корпус так, чтобы прийти к определённой

цели.



Предварительный просмотр:

«Картотека

подвижных игр с

математическим содержанием»

«Путешествие»

Цель: учить ориентироваться в пространстве.

Содержание. В. обозначает направление на полу групповой комнаты стрелками разного цвета, а ребёнку говорит: «Сначала иди туда, куда указывает красная стрелка, потом поверни туда, куда указывает синяя, затем пройди три шага и там ищи». Задания могут быть любые как одному ребёнку, так и всей группе детей.

«Найди пару»

Цель: закрепить знание геометрических фигур, учить объединять их по существенным признакам.

Содержание. Дети с фигурами ходят по группе по команде

воспитателя ищут пару по цвету, по форме или по размеру.

«Неделя, стройся»

Цель: закрепить последовательность дней недели.

Содержание. Детям раздают ободки, на которых разное количество кругов (количество кругов соответствует порядковому номеру дня недели). По команде воспитателя дети Должны занять своё место и назвать день недели.

«Обруч»

Цель: закреплять умение классифицировать предметы по 2-4 свойствам.

Содержание. Воспитатель предлагает новую ситуацию в игре с тремя обручами. Устанавливается правило игры, например фигуры, разложить так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные. Внутри зелёного все треугольники внутри чёрного - все большие. Игру с тремя обручами можно повторять много раз, меняя правила игры.

 

«Живые числа»

Цель: упражнять в прямом и обратном счёте в пределах 10.

Материал. Карточки с нарисованными на них кружочками от 1 до 10.

Содержание. Дети получают карточки выбирается водящий. Дети ходят по

комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»- они строятся в шеренгу и называют своё число». Водящий проверяет, все ли встали на свои места. Затем дети меняются карточками. Игра продолжается.

«Найди по звуку»

Цель: учить ориентироваться в пространстве.

Содержание. Ребёнок ищет спрятанный воспитателем предмет. При

приближении к предмету музыка усиливается, при отдалении звучит тише.

«Встань на своё место»

Материал. Два набора карточек из картона с нашитыми на них в ряд

пуговицами от 2 до 10.

Содержание. Играющие становятся в ряд, руки за спиной, перед ними 10

стульев. Воспитатель раздает всем карточки. Дети пересчитывают пуговицы,

запоминают их число. По сигналу: «Числа встаньте по порядку», каждый из

играющих становится за стульчиком, порядковый номер которого соответствует числу пуговиц на его карточке.

«Пошли, пошли»

Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве.

Содержание. Дети стоят в кругу, взявшись за руки, и двигаются по указанному воспитателем направлению: вправо, влево, вверх, вниз, в центр, из центра.

 

«Кто какого роста?»

Цель: установление отношений между величинами.

Содержание. Воспитатель вызывает детей разного роста и предлагает им встать по росту за ребёнком самого низкого роста. Когда дети построятся, задаёт вопросы: «Кто из детей самого низкого роста? Каких детей он ниже? Кто самого высокого роста? Каких детей он выше? Сравнивает рост детей, стоящих рядом. Кто выше, Коля или Лена? Лена или Вера?» Затем предлагает решить задачи. В старшую группу ходят Юля, Боря, и Маша. Юля выше ростом. Бори. А Боря - выше Маши. Кто из этих ребят самого высокого роста? Самого низкого? Почему вы так думаете?

«Составь число»

Цель: закрепить знание состава чисел из двух меньших.

Материал. Набор карточек с числами.

Содержание. Ведущий держит карточку с любым числом, например, 8. Дети

должны встать в пары так, чтобы числа на их карточках вместе составляли

число 8.

«Классики»

Цель: закрепить знание цифр.

Содержание. Дети выбирают себе камешек и бросают его последовательно на клетки классиков, обозначенные цифрами. Каждый раз нужно

прыгать по клеткам от цифры 1 до 10. При промахе ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто первым дойдёт до цифры 10.

«В лесу»

Цель: учить решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10.

Содержание. Дети отправляются в «лес» (ходят по группе) и собирают грибы,

ягоды, цветы с примером, ответ которого совпадает с числом, указанным воспитателем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр по правилам дорожного движения.

Работа по безопасному поведению детей на дорогах в форме игр....

Картотека подвижных игр по правилам дорожного движения

Движение - жизнь. Подвижная игра помогает ребенку реализовать свои потребности в движении....

Картотека подвижных игр по правилам дорожного движения

Картотека подвижных игр по правилам дорожного движения «Воробушки и кот»        Дети изображают воробушков. Один – «кот», он сидит на стуле. «Кот» поочередно на...

Картотека подвижных игр по Правилам Дорожного Движения

Картотека подвижных игр по Правилам Дорожного Движения. Для детей разных возрастных групп....